По пункту 6 статьи 5 рассматриваемого законопроекта имеются принципиальные замечания, касающиеся как конструкции предлагаемой правовой нормы, так и ее существа.
Так, в частности, с точки зрения юридической техники положения, содержащиеся в абзаце первом не могут быть признаны обобщающими для последующих положений, раскрываемых в подпунктах 1-4 данного проекта, поскольку в нем идет речь о правах отдельных лиц, занимающихся оппозиционной деятельностью, членов и участников оппозиционных общественных объединений, а далее (в частности, подпункты 1, 3) речь идет об имуществе оппозиционного объединения, которое является его собственником, о статусе создаваемых им средств массовой информации. Поэтому с юридико-технической точки зрения положения пункта 6 статьи 5 не следует разделять на подпункты.
Неясно также, почему затрагивая вопрос о правах членов и участников оппозиционных объединений, в данном абзаце идет речь только о строго определенном в нем круге органов, с которыми указанные лица могут состоять в трудовых отношениях.
Положения подпункта 1 пункта 6 стать 5 законопроекта изложены без учета соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об общественных объединениях”.
Согласно пункту 2 статьи 117 ГК РФ участники (члены) общественных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество (членские взносы), а потому в случае ликвидации объединения вопрос о судьбе его имущества решается в порядке, предусмотренном статьей 26 Федерального закона “Об общественном объединении”.
Требует уточнения применяемая терминология “запрета на деятельность” - (см. статьи 61-64 ГК РФ и статьи 26, 44 Федерального закона “Об общественных объединениях” - ликвидация юридического лица (объединения), “имущество, находящееся в распоряжении” - (см. статьи 117, 209 ГК РФ и статью 30 Федерального закона “Об общественных объединениях” - “имущество, находящееся в собственности юридического лица (объединения).
В подпункте 1 пункта 6 статьи 5 указано, что “государство гарантирует сохранность принадлежащего объединению имущества”.
Согласно части второй статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности, а статьей 30 Федерального закона “Об общественных организациях” предусматривается, что собственность общественного объединения охраняется законом, поэтому представляется, что указанные положения законопроекта о гарантиях государства на сохранность собственности общественного оппозиционного объединения, деятельность которого приостановлена, требуют исключения. Нуждается в уточнении термин "федеральное законодательство".
Спорным в предложенной редакции являются, на наш взгляд, положения о том, что созданное оппозиционным объединением средство массовой информации не прекращает свою деятельность в связи с ликвидацией самого объединением (подпункт 3 пункта 6 статьи 5), кроме как по решению суда.
Согласно Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации" (статья 16) деятельность средства массовой информации может быть прекращено не только по решению суда, но и по решению самого учредителя по иску регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти в области печати и информации. Кроме того, согласно положениям статей 12, 19 указанного Закона, а также статьи 32 Федерального закона "Об общественных объединениях" средство массовой информации может иметь и статус структурного подразделения (отделения) общественной организации. В этом случае собственником имущества является общественное объединение в целом. А поэтому в случае его ликвидации вопрос о судьбе имущества объединения должен решаться в порядке, предусмотренном статьей 26 Федерального закона "об общественных объединениях".
Подпункт 2 пункта 6 статьи 5 подлежит исключению, так как вопросы прекращения полномочий лиц, находящихся на выборных должностях в государственных органах и органах местного самоуправления, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпункт 4 пункта 6 статьи 5 требует редакционного уточнения, в частности, слова "и законодательство Российской Федерации о социальном страховании" следует исключить как излишние (см. главу XVI КЗоТ РФ). В этой связи предлагается следующая редакция данного пункта: "на лиц, состоящих в трудовых отношениях с оппозиционными общественными объединениями, распространяется законодательство Российской Федерации о труде". Вместе с тем, содержание подпункта в целом не корреспондируется с содержанием пункта, где речь идет только о правах членов и участников оппозиционных общественных объединений.
Начальник Отдела правовой экспертизы
законопроектов по гражданскому
законодательству и природопользованию Т.А.Пулова
|