Право граждан на объединение относится к одному из основных политических прав и свобод человека и гражданина (статья 30 Конституции Российской Федерации), регулирование и защита которых в соответствии со статьей 71 Конституции относится к ведению Российской Федерации. Согласно конституционной норме (статья 76) по предметам ведения Российской Федерации издаются федеральные законы. Законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, является Федеральный закон “Об общественных объединениях”. Положения этого закона (статья 12) в равной мере распространяются и на органы общественной самодеятельности.
Конституция Российской Федерации (статья 130) определила, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление является не только своеобразной составной частью местного самоуправления, но и одновременно одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения. Однако было бы ошибочным отождествлять органы территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления. В отличие от органов местного самоуправления органы территориального общественного самоуправления не обладают свойствами и чертами государственного характера; они имеют общественную форму и самоуправленческую природу. В статье 27 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В представленном же законопроекте органы территориального общественного самоуправления наделяются полномочиями явно несовместимыми с их статусом - статусом органов территориального общественного самоуправления, а не органов местного самоуправления. Так, в соответствии с законопроектом (статьи 6,7,8,15,16 и другие) одним из требований при создании органов территориального общественного самоуправления является наличие у граждан-учредителей таких органов избирательного права. Однако такая норма противоречит как Конституции Российской Федерации (статья 30), так и федеральному закону “Об общественных объединениях” (статья 19). Положения статьи 31 законопроекта относительно наделения органов территориального общественного самоуправления распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, делегируемых или передаваемых органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти противоречат статье 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой лишь органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Неоправданным является и требование к органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и к органам местного самоуправления в обязательном порядке рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения органа территориального общественного самоуправления и сообщать ему о результатах рассмотрения этих предложений.
Возвращаясь к вопросу об обоснованности и целесообразности принятия данного закона, следует отметить, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в соответствии со статьей 27 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. До принятия субъектами Российской Федерации законов в отношении таких форм осуществления местного самоуправления территориальное общественное самоуправление осуществляется в соответствии со статьями 80-86 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации” ( в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону).
Таким образом имеет место коллизия норм. Один вопрос является предметом регулирования двух законов - Федерального закона “Об общественных объединениях” и Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Однако ни Конституцией Российской Федерации, ни законодательством об общественных объединениях и о местном самоуправлении не предусмотрено дополнительное регулирование на федеральном уровне вопросов, связанных с деятельностью органов территориального общественного самоуправления.
Учитывая изложенное, принятие федерального закона об органах территориального общественного самоуправления, представляется противоречащим Конституции Российской Федерации и законодательству.
Кроме того, экспертиза представленного законопроекта позволяет сделать вывод о том, что его статьи в основном дублируют положения других законов либо являются отсылочными. Так, в статьях 1,5,7,11,12,13,28,29.30,36 проекта содержится непосредственная отсылка к законам Российской Федерации “О потребительской кооперации в Российской Федерации” и “О защите прав потребителей”, к федеральным законам “ “Об общественных объединениях”, “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, “О производственных кооперативах”, “О сельскохозяйственной кооперации”, “О государственной поддержке малого предпринимательства” “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. А статьи 19-20,28-29,32-36,41-42,44-46,48-49 дословно повторяют соответствующие статьи Федерального закона “Об общественных объединениях” и Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.
Следует отметить также и то, что в законопроекте сделаны попытки урегулировать правоотношения, являющиеся предметом других законов, а также имеются положения, противоречащие законодательству. Так, например, вопрос, связанный с освобождением органов территориального общественного самоуправления от уплаты регистрационного сбора (статья 18 проекта), должен регулироваться законами о налогах и сборах; льготы по уплате государственной пошлины (статья 37 проекта) устанавливаются Законом Российской Федерации “О государственной пошлине”. Часть третья статьи 44 проекта относится к уголовному и уголовно-процессуальному законодательству.
Что касается внесения изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (часть третья статьи 52 проекта), то следует отметить что в тексте законопроекта даны лишь составы правонарушений, за которые предполагается ввести административную ответственность, однако при этом не предусмотрены соответствующие процессуальные нормы: не установлено какой орган будет рассматривать дела об административных правонарушениях, то есть не указана подведомственность дел об административных правонарушениях, установленная в главе 16 Кодекса. Существенным недостатком законопроекта является и отсутствие процессуальных норм, о необходимости которых говорится в статье 234 Кодекса. Иными словами, в тексте проекта (но не в части дополнений и изменений в Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) должны содержаться предписания, устанавливающие право соответствующих должностных лиц составлять протоколы об указанных административных правонарушениях. В противном случае данный закон в этой части, будучи принятым, не сможет применяться на практике.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 96 Регламента Государственной Думы к данному законопроекту, как предусматривающему расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, необходимо заключение Правительства Российской Федерации.
Таким образом, многие положения законопроекта противоречат Конституции, законодательству Российской Федерации и правилам законодательной техники.
Начальник Отдела правовой
экспертизы законопроектов
по конституционному
законодательству и правам
человека Р.К.Надеев
|