Настоящий проект федерального закона “о внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” направлен на формирование качественно новой правовой основы реализации государственной политики в области охраны морских, научных исследований и рационального использования природных ресурсов внутренних вод и территориального моря Российской Федерации, а также определяет правовой статус внутренних вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, права и юрисдикцию Российской Федерации в ее внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне. Необходимость разработки Федерального закона “О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” вызвана рядом международных обязательств Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и внутренних вод, территориального моря и прилежащей зоны, в частности, соответствующими положениями Конвенции ООН по морскому праву, а также необходимостью реализации стратегии устойчивого развития с учетом правовых норм наиболее развитых стран мирового сообщества и принятием новой Конституции Российской Федерации, ряда законодательных актов Российской Федерации: Водного кодекса Российской Федерации, федеральных законов “О континентальном шельфе Российской Федерации”, “О недрах”, “Об особо охраняемых природных территориях”, закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”.
Вместе с тем по представленному законопроекту полагаем необходимым обратить внимание на следующее.
- Законопроект может быть рассмотрено Государственной Думой при наличии специального заключения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации, поскольку законопроект в ряде случаев предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета (статьи 22, 25, 32, 34, 36 законопроекта).
- Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы в соответствии со статьей 96 Регламента Государственной Думы является представление, помимо текста законопроекта, также справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования, перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта, предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона, которые не представлены в установленном порядке.
- Законопроект должен быть согласован с субъектами Российской Федерации в связи с тем, что в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, природоохранного и административного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 102 Регламента Государственной Думы).
- В силу статьи 13 “Внутренние морские воды” и статьи 14 “Территориальное море Российской Федерации” Водного кодекса Российской Федерации порядок использования и охраны внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Однако представленный на экспертизу законопроект “О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” решает данный вопрос иначе, поскольку в тексте законопроекта отсутствуют ссылки на соответствующие положения Водного кодекса Российской Федерации. Что привело к различному правовому регулированию основных вопросов при определении правового статуса, охраны и рационального использования вод как одного из основных природных ресурсов.
Так, например, Водный кодекс Российской Федерации в качестве самостоятельных объектов водных отношений рассматривает внутренние морские воды (статья 14), территориальное море Российской Федерации (статья 15) и внутренние воды (статья 18). К внутренним морским водам Кодексом отнесены морские воды, расположенные в сторону берега от неходимых линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации. Однако аналогичное определение в законопроекте относится к определению границ и правового статуса внутренних вод Российской Федерации. В соответствии со статьей 18 Водного кодекса Российской Федерации к внутренним водам уже отнесены все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением территориального моря Российской Федерации.
В связи с чем требуют дополнительной проработки положения главы I, V, VI, VII (в части разрешения споров), наименование законопроекта во избежание противоречий действующему водному законодательству Российской Федерации.
- Определение территориального моря Российской Федерации (статья 2) сформулировано как "примыкающий к сухопутной границе и внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль...". Употребление слов "сухопутная граница" может быть неправильно истолковано (имея в виду положения Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации"). В данном случае речь идет не о границе, а о сухопутной территории (такие слова употребляются в статье 2 Конвенции по морскому праву 1982 года).
Конвенция ООН по морскому праву (статья 3) предоставила право прибрежному государству устанавливать ширину территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Безоговорочная запись в законопроекте о ширине территориального моря, равной 12 морских миль на практике в нескольких районах Российской Федерации (Балтийское море, Курильские острова) не осуществима.
Предлагается сформулировать определение территориального моря с учетом изложенных замечаний.
Такие же соображения относятся и к ширине прилежащей зоны, упомянутой в статье 5 законопроекта.
- В статье 8 законопроекта говорится: Все иностранные торговые суда и любые другие суда, независимо от их предназначения и форм собственности, за исключением военных кораблей и других государственных судов (далее торговые суда)..."
О каких еще государственных торговых судах идет здесь речь? Необходимо дать более точную формулировку.
- В статье 14 законопроекта предлагается исключить положение о том, что "Одновременно проходить через территориальное море могут не более трех военных кораблей и других государственных судов одного государства", так как оно противоречит изложенным выше в этой статье положениям, а также в статье 21 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
- Необходимо исключить последний абзац статьи 20 законопроекта ("При применении иностранным военным кораблем оружия против Российской Федерации, ее кораблей, судов, летательных аппаратов и физических лиц, такой иностранный военный корабль подлежит немедленному уничтожению")., так как вопросы применения оружия и начала военных действий регулируются иными законами Российской Федерации.
Отдел правовой экспертизы законопроектов
|