ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕСЕНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
I. Внесение законопроектов
При реализации конституционного права законодательной инициативы (статья 104 Конституции Российской Федерации) в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представляются следующие документы:
1. Текст законопроекта с обязательным указанием субъекта права законодательной инициативы, который его вносит.
2. Пояснительная записка, в которой определен предмет законодательного регулирования и изложена концепция предлагаемого законопроекта.
3. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта.
4. Если реализация законопроекта потребует материальных затрат, - финансово-экономическое обоснование.
5. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
6. При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.
7. Вместе с законопроектом субъектом права законодательной инициативы может быть внесен проект постановления Государственной Думы о принятии (об одобрении) законопроекта в первом чтении.
II. Особенности оформления проектов актов
Тексты актов Государственной Думы печатаются шрифтом № 14 через 2 межстрочных интервала со стандартными полями, номера страниц ставятся в верхнем поле.
В верхней правой части проекта акта приводятся сведения об инициаторе (инициаторах) его внесения. Если законопроект вносится на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении депутатами Государственной Думы или членами Совета Федерации, инициаторы должны быть указаны поименно. Формулировка: "Вносится депутатами Государственной Думы - членами Комитета..." -допускается лишь на проектах постановлений Государственной Думы.
При внесении законопроекта на второе или третье чтение сведения об инициаторе (инициаторах) его внесения не приводятся.
Чуть ниже проставляется слово "Проект".
При внесении законопроекта на рассмотрение во втором чтении указывается: "Проект во втором чтении".
При внесении законопроекта на рассмотрение в третьем чтении указывается: "Проект в третьем чтении".
При внесении на рассмотрение в числе других согласованного варианта законопроекта указывается:
Проект
Согласованный вариант
При внесении на голосование законопроекта в редакции согласительной комиссии указывается:
Проект
В редакции согласительной комиссии
Обязательным элементом текста законопроекта, вносимого на рассмотрение Государственной Думы, является также дата, которая указывается в правой верхней части, ниже слова "Проект" (как правило, дата внесения законопроекта (проекта постановления) на рассмотрение Совета Государственной Думы) .
Бланки с гербом при оформлении законопроектов не применяются.
III. Структурные части проектов актов и требования к их оформлению
Заголовок проекта акта в краткой форме обозначает предмет, регулируемый данным актом, и содержит ответ на вопрос, о чем (о ком) он издан.
Например:
О первоочередных мерах государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации
Иногда заголовок обозначает дополнения к ранее принятому акту.
Например:
О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации
Если в процессе второго чтения изменяется название законопроекта, то он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках.
Например:
О Российском обществе Красного Креста и об использовании названия
и эмблемы Красного Креста в Российской Федерации
(О Российском обществе Красного Креста)
Такие же требования предъявляются к оформлению проектов постановлений Государственной Думы.
Текстовая часть актов содержит текст акта и подразделяется, как правило, на две части: преамбулу (вводную часть) и постановляющую часть.
Преамбула содержит обоснование принятия акта, фактические обстоятельства, мотивы, цели и задачи, послужившие причиной или поводом для издания акта, а в случае необходимости - ссылки на законы и иные акты, в соответствии с которыми принимается законопроект (проект постановления). При этом указываются все реквизиты упоминаемых актов (название, дата подписания, номер акта) и в скобках указывается источник официального опубликования. В преамбулу не включаются положения нормативного характера.
В постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации преамбула завершается словом “п о с т а н о в л я е т:” (вразрядку полужирным шрифтом).
Например:
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Постановляющая часть, как правило, подразделяется на части, разделы, главы, параграфы, статьи, части (статей), пункты, подпункты, абзацы.
Наименования частей, разделов и глав, если они имеются, следует располагать в середине строки без точки в конце и писать прописными буквами, не подчеркивая, или располагать в середине строки и писать с прописной буквы первое слово и имена собственные, входящие в наименования, выделив названия шрифтом.
Например:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Раздел I
Общие положения
Глава 1
Гражданское законодательство
или:
Раздел II
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 3
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
или:
Раздел первый
Общие положения
Глава первая
Основные положения
или:
Глава VII
Арбитражные расходы
Части, разделы, главы, параграфы, статьи, части (статей), пункты, подпункты, абзацы располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к конкретным. Статьи могут оформляться как с наименованиями, так и без наименований.
Например:
Статья 2 . Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия.
Или:
С т а т ь я 1 . Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Часть как структурная единица, как правило, не имеет нумерацию и оформляется абзацами. В этом случае ссылки оформляются таким образом: часть первая статьи 12. Если же части имеют нумерацию, она проставляется арабскими цифрами с точкой, как в пунктах. В ссылках указывается: часть 1 статьи 12.
Особый случай представляют собой законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие акты. Они могут быть структурированы следующим образом: статьи, пункты, подпункты, абзацы.
Если законом вносятся дополнительные статьи в действующий закон, то в первых пунктах надо указать эти дополнения, а затем изменения.
Постановляющая (резолютивная) часть постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может подразделяться на пункты, подпункты, абзацы.
Пункты имеют единую (сквозную) для всего акта нумерацию, нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Например:
1. Принять Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1996 год ”.
2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами со скобкой: 1), 2), 3) и т.д. Пункты могут также обозначаться строчными буквами со скобкой в порядке алфавита: а), б), в) и т.д.
После строчных буквенных или цифровых обозначений со скобкой тексты подпунктов нужно начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой. Если подпункт включает в себя несколько абзацев, то они отделяются друг от друга точками.
Например:
1. К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций ... на содержание милиции, благоустройство территорий и на другие цели.
Ставка сборов в год не может превышать 1 процента от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица - размера 1 процента от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей;
з) налог на рекламу.
Пункт может подразделяться на абзацы. Они не обозначаются цифрами, но их нумерация подразумевается. Отсчет ведется от абзаца, начинающегося с цифры, обозначающей пункт. Абзац следует начинать с прописной буквы, а последнюю строку абзаца заканчивать точкой.
Например:
8. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет.
По заявлению лица, обратившегося за ее получением, лицензия может выдаваться на меньший срок.
Продление срока лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату.
Приложения. В приложении к акту помещаются проекты федеральных конституционных законов; проекты федеральных законов; запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; заключения, предложения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, рабочих групп; положения; планы; программы; перечни; списки составов делегаций, комитетов, комиссий, рабочих групп; таблицы; графики; образцы документов, бланков; схемы и т.п.
Если в тексте акта дается ссылка "согласно приложению" или "прилагается", “Приложение 1” (при наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами), то в верхнем правом углу первой страницы приложения пишется, например:
Приложение 1 Утверждено постановлением
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
от (число, месяц, год)
№...
Если в акте многократно упоминается тот или иной объект (круг объектов) либо то или иное понятие, то при первом упоминании такого объекта (круга объектов) или понятия оно приводится полностью, а в скобках дается сокращенное наименование по форме: "(далее -...)".В дальнейшем в тексте акта употребляется только сокращенное наименование. При этом нужно иметь в виду, что введенное сокращение не носит нормативного характера и употребляется лишь в рамках конкретного текста. Поэтому в тексте нормативного акта не могут употребляться такие, например, сокращения, как МИД России, Минобороны России и другие сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти (как правило, сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти используются в положениях о них).
Наименования упоминаемых в акте органов, организаций и других объектов приводятся в полном соответствии с их официальными названиями, предусмотренными в их уставах, положениях о них, решениях об их создании или о переименовании и т.п. Употребление сокращенных наименований допускается лишь в распоряжениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нетекстовых приложениях к актам федеральных органов государственной власти, а также в стенограммах заседаний палат Федерального Собрания.
Обращения и заявления не носят нормативного характера, поэтому не структурируются, а оформляются смысловыми абзацами.
IV. Оформление принятых Государственной Думой актов
Принятые Государственной Думой акты должны иметь следующие реквизиты и сведения:
изображение Государственного герба Российской Федерации;
официальное наименование государства или федерального органа государственной власти: Российская Федерация (для федеральных конституционных законов и федеральных законов) или Федеральное Собрание Российской Федерации (для актов Государственной Думы);
наименование: Федеральный конституционный закон, Федеральный закон, Постановление Государственной Думы, Обращение Государственной Думы, Заявление Государственной Думы, Распоряжение Председателя Государственной Думы;
заголовок;
текст, оформленный в соответствии с установленными требованиями;
должность и фамилию лица, официально уполномоченного подписывать данный акт;
место и дату принятия акта (указываются Протокольным отделом Секретариата Председателя Государственной Думы);
номер (оформляется Протокольным отделом Секретариата Председателя Государственной Думы);
печать (оформляется Протокольным отделом Секретариата Председателя Государственной Думы).
Каждый реквизит располагается на строго установленном месте.
Государственная Дума, 2001 год
|