В обеспечении законопроектной деятельности Государственной Думы важная роль принадлежит Правовому управлению. В соответствии с Положением об Аппарате Государственной Думы на Правовое управление возложено проведение правовой и лингвистической экспертизы представляемых на рассмотрение Государственной Думы законопроектов, проектов постановлений и иных документов, учет и систематизация законодательства, информационно-справочная работа, оказание правового содействия депутатам, комитетам и депутатским объединениям в процессе подготовки ими проектов законодательных и иных актов.
В 1998 году Правовым управлением проэкспертировано 4914 законопроектов и иных документов. Проработанные документы направлены на укрепление российской государственности, формирование правовой базы экономических реформ, совершенствование и развитие различных форм собственности, усиление социальной защищенности граждан, борьбы с преступностью, укрепление международно-правового положения Российской Федерации.
В ходе правовой экспертизы документов выявляются соответствие законопроектов положениям Конституции Российской Федерации и другим базовым законам, устраняются внутренние противоречия в проектах законов, обеспечивается логическая и композиционная стройность актов.
Специалисты Управления тесно контактировали при этом с авторами законопроектов, а также с сотрудниками аппаратов комитетов, оказывали им методическую помощь на ранних стадиях подготовки законопроектов, когда определяются концепция, структура и их основное содержание.
Стало более активнее участие специалистов Управления на заседаниях комитетов Государственной Думы. Так, с участием специалистов Управления на заседаниях соответствующих комитетов были обсуждены следующие законопроекты: “О ведомственной охране”, “Градостроительный кодекс Российской Федерации”, “О борьбе с терроризмом”, “Об актах гражданского состояния”, “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях”, “О творческих работниках литературы и искусства и об их союзах”, “О Кавказских минеральных водах”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” и другие.
Особое внимание уделялось законодательной технике в работе над проектами, которые вносят изменения и дополнения в действующее законодательство. Это позволяло оперативно устранять противоречия, более четко формулировать нормы, содержащиеся в проектах законов и обеспечивало быстрое рассмотрение и принятие законопроектов Государственной Думой.
Специалисты Управления принимали участие в работе практически всех согласительных комиссий по законам, отклоненным Президентом Российской Федерации или Советом Федерации. Примером может служить работа в согласительных комиссиях по следующим законам: “Земельному кодексу Российской Федерации”, “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”, “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”, Бюджетному кодексу Российской Федерации и др.
Одним из направлений работы Управления, обеспечивающим законодательный процесс в Государственной Думе, является оказание правового содействия депутатам и их объединениям в Государственной Думе в законопроектной деятельности, правовое обеспечение заседаний Государственной Думы. В 1998 году в Управлении проработано более 756 проектов постановлений, положений о создаваемых временных комиссиях, обращений к Президенту и Правительству Российской Федерации, заявлений, запросов в Конституционный Суд Российской Федерации. Названные проекты, как правило, прорабатывались дважды: на стадии подготовки проектов для внесения на рассмотрение Государственной Думы и при выпуске этих документов после принятия Государственной Думой. По просьбам депутатов и других разработчиков проектов постановлений и запросов работники Управления принимали непосредственное участие в подготовке текстов большинства из них.
Так, например, по просьбе депутата Цику К.А. были подготовлены проекты постановления “Об обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации” и соответствующие обращения. По просьбе депутата Чурилова А.В. подготовлен проект постановления “О поручении Счетной палате Российской Федерации”. Постоянная связь и тесные контакты работников Отдела правового содействия депутатам Правового управления с депутатами и другими разработчиками проектов, оказание им необходимой правовой помощи позволило еще на стадии подготовки проектов значительно улучшить их качество, привести проекты в строгое соответствие с Конституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы.
Важное значение управление придавало работе по совершенствованию Регламента Государственной Думы. В новом Регламенте Государственной Думы, принятом 22 января 1998 года, учтен ряд замечаний, высказанных Управлением при подготовке проекта Регламента. После принятия Регламента Управлением по поручению руководства Аппарата Государственной Думы обобщены замечания и предложения по Регламенту, высказанные структурными подразделениями Аппарата.
Постоянно оказывалась консультационная помощь депутатам Государственной Думы и их помощникам по вопросам, связанным с подготовкой законопроектов и проектов постановлений, с работой депутатов в Государственной Думе, а также давались разъяснения и по другим правовым вопросам (более 240 консультаций). Примером могут служить консультации данные депутатам Гуцериеву М.С. по вопросам уплаты таможенных пошлин, Машинскому В.Л. в связи с подготовкой проекта закона “О спасении отечественного товарного производства, Багаутдинову Г.Г. по вопросам налогообложения. Рассмотрены различные поручения руководства Государственной Думы, письма и просьбы, поступающие от субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан, по которым было подготовлено более 500 письменных ответов.
Управление принимало участие в правовой экспертизе и доработке нормативных актов, касающихся деятельности Аппарата Государственной Думы, таких как положения об оплате труда работников Аппарата Государственной Думы, положения о порядке и об условиях поступления на федеральную государственную службу в Аппарат Государственной Думы, а также ряд положений о структурных подразделениях Аппарата.
Лингвистическая экспертиза проведена практически по всем документам, рассмотренным и принятым Государственной Думой, а также по многим проектам документов, что составило более 6300 авторских листов. На каждого лингвиста приходится около 30 авторских листов в месяц, что в несколько раз превышает нормы нагрузки редакторов, работающих в центральных издательствах. В сравнении с прошлым годом она несколько снизилась и стабилизировалась, но сотрудники Отдела лингвистической экспертизы законопроектов работали в режиме постоянной перегрузки. Проблема со штатной численностью Отдела пока еще не решена. Кроме того, лингвисты участвовали в разработке методологических рекомендаций по унификации языка и стиля (прежде всего, терминологии), редакционно-технического оформления проектов документов, давали соответствующие консультации депутатам и работникам Аппарата.
Накопленный опыт законопроектной деятельности свидетельствует, что депутаты, работники аппаратов комитетов с уважением и вниманием относятся к заключениям Правового управления, как правило, учитывают их в работе над законопроектами. Однако проведенный анализ отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации в 1998 году законов, принятых Государственной Думой, показал, что далеко не всегда воспринимаются замечания Правового управления. Многие законы были отклонены по тем же правовым основаниям, на которые ранее Управлением обращалось внимание (например, Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы “О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”, “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации” и другие).
До сих пор не установлен порядок проведения лингвистической экспертизы отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации законов в части вносимых поправок. Нередко они представляются на экспертизу после подписания протокола согласительной комиссии, в то время как на рассмотрение Государственной Думы могут в соответствии с Регламентом Государственной Думы выноситься только предложения, зафиксированные в этом протоколе, и работа над текстом после его подписания (а в нем, как правило, содержится немалое количество погрешностей стилистического, технического характера) вызывает значительные сложности и процедурного характера.
Нередко сроки проведения правовой и лингвистической экспертизы устанавливаются ответственными комитетами произвольно, не в соответствии с календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой, без учета собственных технологических возможностей.
Значительным тормозом в работе над законопроектами является отсутствие в Государственной Думе единой технологической цепочки совместимых компьютерных средств их обработки, особенно когда это касается проектов, подготавливаемых сторонними разработчиками. Не во всех комитетах Государственной Думы используются программы по выверке текстов, проводится работа по унификации терминологии с использованием компьютера.
Большие сложности у юристов и лингвистов возникали, когда законопроекты принимались сразу в трех чтениях, без предварительной правовой и лингвистической экспертизы. В качестве примеров можно назвать Градостроительный кодекс, многие федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях РСФСР, Налоговый кодекс Российской Федерации.
Нарушаются положения Регламента, устанавливающие обязательное представление одновременно с законопроектами документов в соответствии с установленным перечнем, часто не прилагаются к проектам заключения Правительства, перечень законов, подлежащих отмене или изменению в случае принятия данного законопроекта, другие материалы, предусмотренные статьей Регламента.
Практика работы над законопроектами показала, что не все комитеты, депутаты владеют правилами законодательной техники и русского языка, особенно много ошибок допускается при внесении изменений и дополнений в отдельные законы.
Одной из задач управления является информационно-правовое обеспечение законопроектной работы Государственной Думы.
Так, в текущем году в Управлении было взято на учет, отработано и введено в автоматизированную систему 7784 нормативных актов Российской Федерации и 2232 нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Продолжая справочную работу по законодательству Российской Федерации и ее субъектов, за отчетный период было выдано 4757 справок по законодательству Российской Федерации и 145 справок по законодательству субъектов Российской Федерации по запросам депутатов и работников Аппарата Государственной Думы. Кроме того, за этот же период к базам данных Управления самостоятельно обратилось посредством локальной вычислительной сети (ЛВС) Государственной Думы свыше 10000 человек. Кроме того, за этот же период к созданной на “INTRANET” сервере Государственной Думы “страничке” Правового управления обратились 2245 человек. Следует отметить значительный рост самостоятельного обращения пользователей правовых баз данных посредством ЛВС в текущую сессию, что отражает рост квалификации депутатов и сотрудников Аппарата Государственной Думы в пользовании средствами вычислительной техники.
За отчетный период произведена текущая редакция 156 нормативных актов (законов - 124, кодексов - 25, Регламент Государственной Думы - 5). В целях оказания содействия комитетам и депутатам Государственной Думы в проведении парламентских слушаний и других мероприятий было подготовлено 80 тематических подборок по законодательству Российской Федерации, а также 26 тематических подборок по законодательству субъектов Российской Федерации.
В соответствии с планом выпуска печатных изданий Государственной Думой Управлением проведена составительская работа опубликованного в апреле Сборника “Подготовка и принятие законов в Правовом государстве” (материалы международного семинара).
Активное участие сотрудники Управления принимали в актуализации базы данных “Юридические дефиниции” по законодательству Российской Федерации, которая позволяет унифицировать терминологические требования к разработке проектов законодательных актов. В настоящее время данная база данных установлена на общем сервере Государственной Думы и содержит более 25 тысяч дефиниций.
Для качественного улучшения работы Правового управления установлена и успешно эксплуатируется автоматизированная система “Периодические издания”, включающая в себя подсистемы: “Собрание законодательства РФ”, “Бюллетени нормативных актов министерств и ведомств РФ”, “Бюллетени международных договоров”, “Бюллетень Верховного Суда РФ”, “Бюллетени нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ. Это позволило обеспечить более широкий доступ к законодательству Российской Федерации и ее субъектов. Кроме этого в Управлении функционируют информационные системы Министерства юстиции РФ, Министерства иностранных дел, ряда информационно-правовых фирм.
Разработаны и установлены на общем сервере Государственной Думы автоматизированные алфавитно-предметные указатели к Конституции Российской Федерации и к Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Начато создание базы данных по законопроектам, рассматриваемых Государственной Думой, подготовка и проработка концепции базы данных сравнительного правоведения.
В 1998 году был заключен договор о информационно-правовом сотрудничестве с Главным экспертно-правовым управлением Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В целях совершенствования законопроектной работы и в связи с отсутствием в Государственной Думе единой системы электронного делопроизводства Правовым управлением разработана и внедрена в эксплуатацию система индексации и хранения документов, созданных в электронной форме. В настоящее время в этой системе хранится более 9600 документов за 1994-1998 годы. В отчетный период значительное внимание уделялось повышению профессионального мастерства работников Правового управления. Практически все специалисты отделов правовой экспертизы законопроектов принимали участие на ежемесячных заседаниях в экспертно-консультативных советах по: международному праву, конституционному праву, гражданскому праву и кодификации законодательства. В апреле 1998 года Управление провело стажировку для руководителей юридических служб законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, работники Управления принимали участие во всех семинарах, проводимых в Аппарате Государственной Думы.
В апреле с.г. Управление провело рабочие встречи (совещания) с Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию и Комитетом Государственной Думы по охране здоровья. На данных встречах обсуждались вопросы взаимодействия Управления и комитетов в рамках нового Регламента Государственной Думы, а также вопросы ратификации международных договоров. В июне 1998 года планируется проведение встречи специалистов Управления с депутатами и сотрудниками Комитета Государственной Думы по экологии.
Более 30 работников Управления повышают свою квалификацию (второе высшее образование) в Российской академии государственной службы, Академии народного хозяйства, в Московской государственной юридической академии и в Университете правовых знаний при Институте государства и права.
Работники Управления активно участвовали в распространении правовых знаний, читая лекции по правовым вопросам в высших учебных заведениях, а также организуя прохождение практики студентами юридических факультетов непосредственно в Правовом управлении. В текущем году в Управлении прошло практику более 30 студентов, аспирантов высших учебных заведений и 3 студента из колледжа управления и права, а также 35 слушателей Академии Федеральной Службы безопасности Российской Федерации.
Начальник Правового управления В.Б.Исаков
|