В обеспечении законопроектной деятельности Государственной Думы важная роль принадлежит
Правовому управлению. В соответствии с Положением об Аппарата Государственной Думы на Право
вое управление возложено проведение правовой и лингвистической экспертизы представляемых на р
ассмотрение Государственной Думы законопроектов, проектов постановлений и иных документов, уч
ет и систематизация законодательства, информационно-справочная работа, оказание правового сод
ействия депутатам, комитетам и депутатским объединениям в процессе подготовки ими проектов за
конодательных и иных актов. В 1996 году Правовым управлением проэкспертиров
ано более 3000 законопроектов и иных документов. Проработанные документы направлены на укрепл
ение российской государственности, формирование правовой базы экономических реформ, совершен
ствование и развитие различных форм собственности, усиление социальной защищенности гражда
н, борьбы с преступностью, укрепление международно-правового положения Российской Федераци
и. В ходе правовой экспертизы документов выявляются соответствие законопроектов положени
ям Конституции Российской Федерации и другим базовым законам, устраняются внутренние против
оречия в проектах законов, обеспечивается логическая и композиционная стройность актов.
Специалисты Управления тесно контактировали при этом с авторами законопроектов, а также с
сотрудниками аппаратов комитетов, оказывали им методическую помощь на ранних стадиях подготов
ки законопроектов, когда определяются концепция, структура и их содержание. Особое внимание у
делялось законодательной технике в работе над проектами, которые вносят изменения и дополнени
я в действующее законодательство. Это позволяло оперативно устранять противоречия, более четк
о формулировать нормы, содержащиеся в проектах законов и обеспечивало быстрое рассмотрение и
принятие законопроектов Государственной Думой. Специалисты Управления прини
мали участие в работе практически всех согласительных комиссий по законам, отклоненным Пр
езидентом Российской Федерации или Советом Федерации. Одним из направлений работы Управле
ния, обеспечивающим законодательный процесс в Государственной Думе, является оказание право
вого содействия депутатам и их объединениям в Государственной Думе в законопроектной деят
ельности, правовое обеспечение заседаний Государственной Думы, поддержание в контрольном
состоянии текста Регламента Государственной Думы и подготовка предложений по его совершен
ствованию. Значительное место в отчетном периоде заняло участие в работ
е по подготовке и обеспечению проведения первых организационных заседаний Государственной Думы второго созыва. При непосредственном участии работников Управления были подготовлены "сценарии" этих заседаний, образцы проектов всех необходимых организационных постановлений Государственной Думы (образование временных рабочих органов Государственной Думы, избрание Председателя и заместителей Председателя Государственной Думы и т.д.). Осуществлялась правовая экспертиза проектов постановлений Государственной Думы, не связанных с законопроектами, заявлений и обращений Государственной Думы, запросов Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации на соответствие их Конституции Российской Федерации и действующему законодательству (всего 250 документов). Постоянно оказывалась консультационная помощь депутатам Государственной Думы и их помощникам по вопросам, связанным с подготовкой законопроектов и проектов постановлений, с работой депутатов в Государственной Думе, а также давались разъяснения и по другим правовым вопросам (более 100 консультаций). Рассмотрены различные поручения руководства Государственной Думы, письма и просьбы, поступающие от субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан, по которым было подготовлено более 250 письменных ответов. В связи с мероприятиями, связанными с совершенствованием Аппарата Государственной Думы проэкспертировано более 70 проектов положений о структурных подразделениях Аппарата, участвовали в подготовке проектов Правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, положений об оплате труда, премированию и моральном поощрении работников Аппарата. Лингвистическая экспертиза проведена практически по всем документам, рассмотренным и принятым Государственной Думой, что составляет около 6000 авторских листов. На каждого лингвиста приходится более 28 авторских листов в месяц, что в 6 раз превышает нагрузку редакторов, работающих в центральных издательствах. Кроме того, лингвисты участвовали в разработке методологических рекомендаций по унификации языка и стиля (прежде всего терминологии), редакционно-технического оформления проектов документов, давали соответствующие консультации депутатам и работникам Аппарата. Одной из задач Управления является информационно-правовое обеспечение законопроектной работы Государственной Думы. В 1996 году банк данных Управления пополнился дополнительно более чем 10000 документами, выдано более 6200 справок по действующему законодательству, опубликованы подготовленные с участием Управления два сборника конституций и два сборника уставов субъектов Российской Федерации. В Управлении установлена автоматизированная система "Периодические издания", включающая в себя подсистемы: "Собрание законодательства РФ", "Бюллетени нормативных актов министерств и ведомств РФ", "Бюллетени международных договоров", "Бюллетень Верховного Суда РФ", "Бюллетени нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ". Это позволило обеспечивать более широкую доступность к законодательству Российской Федерации и ее субъектов. Накопленный опыт законопроектной деятельности свидетельствует, что депутаты, работники аппаратов комитетов с уважением и вниманием относятся к заключениям Правового управления, как правило, учитывают их в работе над законопроектами. Однако проведенный анализ 118 отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации в 1996 году законов, принятых Государственной Думой, показал, что далеко не всегда воспринимаются замечания Правового управления. Многие законы были отклонены по тем же правовым основаниям, на которые ранее Управлением обращалось внимание (например, Земельный кодекс Российской Федерации, законы "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О лекарственных средствах", "Об обращениях граждан", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" и другие). Большие сложности у юристов и лингвистов возникали, когда законопроекты принимались сразу в трех чтениях, без предварительной правовой и лингвистической экспертизы. В качестве примеров можно назвать федеральные законы "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и другие. На качество и оперативность подготовки заключений по законопроектам сказывается отсутствие до сих пор регламентированного технологически обоснованного порядка прохождения законопроектов и иных документов Государственной Думы. Отсутствие его ведет к тому, что законопроекты поступают на экспертизу без соответствующей регистрации, без решения Совета Государственной Думы, без пакета необходимых сопроводительных документов, не определены сроки направления комитетами законопроектов на правовую и лингвистическую экспертизу, не установлен порядок взаимодействия представителей комитетов с юристами и лингвистами. Все это приводит к тому, что некоторые проекты законов передаются в Правовое управление за 1-2 дня до рассмотрения Государственной Думой, тексты не соответствуют стандартам, предъявляемым к документам, содержат большое количество стилистических и технических ошибок, что приводило к излишней напряженности и загруженности в работе и самих комитетов и Аппарата, увеличению сроков доработки законопроектов в комитетах. Нарушаются положения Регламента, устанавливающие обязательное представление одновременно с законопроектами документов в соответствии с установленным перечнем. Часто не прилагаются к проектам заключения Правительства, перечень законов, подлежащих отмене или изменению в случае принятия данного законопроекта, другие материалы, предусмотренные статьей 96 Регламента. Например, в первом полугодии 1996 года Президент Российской Федерации и Совет Федерации отклонили 6 федеральных законов из-за отсутствия заключения Правительства (часть 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации), на что Правовое управление в своих заключениях своевременно обращало внимание комитетов Государственной Думы, но было не услышано. Практика работы над законопроектами показала, что не все комитеты, депутаты владеют правилами законодательной техники и русского языка, особенно, много ошибок допускается при внесении изменений и дополнений в конкретные законы. В целях совершенствования законопроектной работы и в связи с отсутствием в Государственной Думе единой системы электронного делопроизводства Правовым управлением разработана и внедрена в эксплуатацию система индексации и хранения документов, созданных в электронной форме. В настоящее время в этой системе хранится около 3000 документов за 1994-1996 годы. Подготовлен алфавитно-предметный указатель к Конституции Российской Федерации и завершается работа по созданию единого сборника алфавитно-предметных указателей к Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу. Произведена выборка законодательных дефиниций из текстов федеральных конституционных, федеральных законов, законов Российской Федерации и кодексов для составления словаря основных законодательных терминов и дефиниций по отраслям права. Завершается подготовка к выпуску сборников образцов документов, принимаемых Государственной Думой и текстами договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Проводится работа по созданию совместно со сторонними организациями пакета прикладных программ для учета и контроля законопроектов в Правовом управлении и прикладных программ указанных сборников.
Начальник
Правового управления В.Б. Исаков
|