Глава 25. Порядок обжалования актов органов,
осуществляющих налоговый контроль,
и действий или бездействия
должностных лиц этих органов
Статья 212. Право на обжалование
1. Каждый налогоплательщик или иное обязанное лицо вправе обжаловать акты, в том числе нормативные, органов, осуществляющих налоговый контроль, и действия или бездействие должностных лиц этих органов, если они полагают, что такие акты, действия или бездействие приняты или произведены с нарушением настоящего Кодекса, принятого в соответствии с ним иного акта налогового законодательства либо другого акта федерального законодательства.
2. При обжаловании решений (действий) налоговых органов, предусмотренных частью третьей статьи 41 настоящего Кодекса, во внимание не принимаются преднамеренно не представленные в ходе налоговой проверки налогоплательщиком или иным обязанным лицом документы (сведения), свидетельствующие в пользу этого налогоплательщика или иного обязанного лица.
Статья 213. Порядок обжалования
1. Акты органов, осуществляющих налоговый контроль, и действия или бездействие должностных лиц этих органов могут быть обжалованы в вышестоящий орган, осуществляющий налоговый контроль, вышестоящему должностному лицу этого органа, прокурору, в суд.
Подача жалобы в вышестоящий орган, осуществляющий налоговый контроль, или вышестоящему должностному лицу этого органа не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы (заявления) прокурору, в суд.
2. Нормативные акты органов, осуществляющих налоговый контроль, а также иные акты Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти обжалуются Генеральному прокурору Российской Федерации или в суд в соответствии с федеральными законами.
3. Судебное обжалование актов органов, осуществляющих налоговый контроль, и действий или бездействия должностных лиц этих органов производится:
организациями и индивидуальными предпринимателями - путем подачи искового заявления в суд в соответствии с федеральным арбитражным процессуальным законодательством;
физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем подачи жалобы в суд общей юрисдикции в соответствии с федеральным гражданским процессуальным законодательством.
Статья 214. Порядок и сроки подачи жалобы
в вышестоящий орган, осуществляющий
налоговый контроль, или вышестоящему
должностному лицу
1. Жалоба на акт органа, осуществляющего налоговый контроль, действия или бездействие должностного лица этого органа подается в соответствующий вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, акт, действие или бездействие должностного лица которого обжалуется, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи настоящего Кодекса.
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение одного месяца со дня уведомления налогоплательщика или иного обязанного лица (их представителей) о принятом акте либо совершения действий в отношении этих лиц.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган на выставленное требование об уплате налога подается не позднее десяти дней со дня его передачи в порядке, установленном настоящим Кодексом, налогоплательщику или иному обязанному лицу (их представителям).
При неуведомлении налогоплательщика или иного обязанного лица (их представителей) о принятом акте или совершенном действии жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня, когда этим лицам стало известно о принятом органом, осуществляющим налоговый контроль, или должностным лицом этого органа акте либо совершенном действии, либо в течение трех месяцев со дня принятия указанного акта или совершения действия.
При бездействии должностного лица органа, осуществляющего налоговый контроль, жалоба подается в течение одного месяца со дня истечения трехмесячного срока после подачи в орган, осуществляющий налоговый контроль, или вышестоящему должностному лицу этого органа письменной просьбы о принятии решения или совершении действия.
В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине (возникновение или продолжение существования в течение срока обжалования чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, тяжелая болезнь налогоплательщика или иного обязанного лица, тяжелые личные или семейные обстоятельства, иные подобные обстоятельства) этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего налоговый контроль или соответствующим вышестоящим органом.
Причины пропуска срока подачи жалобы могут быть признаны уважительными, если они имели место в последний месяц со дня уведомления налогоплательщика или иного обязанного лица (их представителей) о принятом решении, совершения действия в отношении этого лица либо начала течения установленного настоящей статьей срока подачи жалобы.
3. Жалоба и обосновывающие ее документы (копии документов) подаются в письменном виде соответствующему органу, осуществляющему налоговый контроль, либо соответствующему вышестоящему должностному лицу.
4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий орган, осуществляющий налоговый контроль, или вышестоящему должностному лицу соответствующего органа, может изъять или аннулировать ее до принятия решения по этой жалобе.
Изъятие или аннулирование жалобы производится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу.
Изъятие или аннулирование жалобы лишает лицо, подавшее жалобу, права на подачу повторной жалобы по тому же поводу в тот же орган, осуществляющий налоговый контроль, или тому же вышестоящему должностному лицу, если не откроются новые обстоятельства.
Вновь открытые обстоятельства принимаются во внимание с учетом положений статьи 212 настоящего Кодекса.
5. Повторная подача жалобы по вновь открытым обстоятельствам производится в сроки, предусмотренные частью второй настоящей статьи.
Глава 26. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
Статья 215. Рассмотрение жалобы вышестоящим органом,
осуществляющим налоговый контроль, или
вышестоящим должностным лицом
1. Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
2. Решение по жалобе органа, осуществляющего налоговый контроль, принимается в письменной форме.
Принятое решение передается в порядке, установленном настоящим Кодексом, подавшему жалобу лицу (его представителю) не позднее трех дней со дня его принятия.
3. Срок рассмотрения жалобы, предусмотренный частью первой настоящей статьи, при наличии достаточных оснований может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего налоговый контроль, или соответствующим вышестоящим органом, но не более чем до двух месяцев.
4. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы принимается в письменной форме.
Принятое решение о продлении срока рассмотрения жалобы передается лицу, подавшему жалобу (его представителю) в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи.
5. Решение по жалобе может быть менее благоприятным для налогоплательщика, чем обжалуемое решение.
6. Если решение по жалобе имеет общее значение, такое решение подлежит официальному опубликованию. При этом не подлежат опубликованию сведения, позволяющие идентифицировать лицо, подавшее жалобу, и сведения, составляющие налоговую тайну.
Статья 216. Последствия подачи жалобы
1. Подача жалобы в вышестоящий орган, осуществляющий налоговый контроль, или вышестоящему должностному лицу этого органа не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Если орган, осуществляющий налоговый контроль, или должностное лицо этого органа, рассматривающие жалобу, имеют достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта (действия) принимается руководителем органа, принявшим акт (должностное лицо которого совершило обжалуемое действие), либо вышестоящим органом.
3. Организация или физическое лицо, подавшие жалобу, обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим налоговый контроль, и должностным лицам этих органов при рассмотрении ими обстоятельств дела.
Статья 217. Рассмотрение жалоб, поданных прокурору или суд
1. Жалобы на акты, органов, осуществляющих налоговый контроль, действия (бездействие) должностных лиц этих органов, поданные прокурору, рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством о прокуратуре Российской Федерации.
2. Жалобы (исковые заявления) на акты, органов, осуществляющих налоговый контроль, действия (бездействие) должностных лиц этих органов, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном соответственно федеральными арбитражным процессуальным законодательством и гражданским процессуальным законодательством, иными федеральными законами.
|