Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Власть
Раздел VI. Производство по делам о налоговых правонарушениях

Глава 17. Общие условия производства по делам о налоговых правонарушениях

Статья 155. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях

1. Производство по делам о налоговых правонарушениях ведется в порядке, установленном настоящим разделом.

2. Производство по делам о налоговых правонарушениях в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, ведется в порядке, установленном настоящим разделом и с учетом особенностей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Производство по делам об иных нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно федеральным законодательством об административных правонарушениях и федеральным уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 156. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях

1. Задачами производства по делам о налоговых правонарушениях являются полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждое лицо, совершившее налоговое правонарушение, было подвергнуто в соответствии с настоящим Кодексом налоговой санкции и ни одно невиновное лицо незаконно не было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Производство по делам о налоговых правонарушениях должно способствовать укреплению законности в налоговых правоотношениях, предупреждению нарушений налогового законодательства.

Статья 157. Ведение производства по делам о налоговых правонарушениях

1. Производство по делам о налоговых правонарушениях ведется должностными лицами налоговых органов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело о налоговом правонарушении считается заведенным, а производство по нему начатым с момента принятия постановления о возбуждении дела о налоговом правонарушении.

Статья 158. Обстоятельства, исключающие производство по делу о налоговом правонарушении

Производство по делу о налоговом правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

1) отсутствие факта налогового правонарушения;

2) имеют место обстоятельства, предусмотренные статьей 123 настоящего Кодекса;

3) наличие по этому правонарушению постановления о наложении налоговой санкции либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о налоговом правонарушении;

4) наличие по тому же факту и в отношении того же лица постановления о наложении административного взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о возбуждении уголовного дела;

5) смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о налоговом правонарушении.

Статья 159. Сроки производства по делу о налоговом правонарушении

1. Производство по делу о налоговом правонарушении должно быть закончено не позднее чем в трехмесячный срок с момента возбуждения дела.

2. Срок производства по делу о налоговом правонарушении может быть продлен в пределах сроков давности наложения налоговых санкций, установленных статьей 129 настоящего Кодекса, по решению руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа.

Статья 160. Язык, на котором ведется производство по делу о налоговом правонарушении

1. Производство по делу о налоговом правонарушении ведется на русском языке.

2. Участвующие в производстве по делу о налоговом правонарушении лица, не владеющие русским языком, вправе делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 161. Место ведения производства по делу о налоговом правонарушении

1. Производство по делу о налоговом правонарушении ведется в налоговом органе по месту учета лица, совершившего такое правонарушение.

2. Вопросы передачи дела о налоговом правонарушении для производства из одного налогового органа в другой решается соответствующим вышестоящим налоговым органом.

Cтатья 162. Соединение и выделение дел о налоговых правонарушениях

1. В одном производстве могут быть соединены лишь дела о налоговых правонарушениях, за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо или несколько лиц.

2. Выделение дела о налоговом правонарушении допускается только в случаях, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела.

3. Соединение и выделение дел производятся по постановлению должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, или руководителя (его заместителя) этого или вышестоящего налогового органа.

Статья 163. Недопустимость оглашения материалов по делу о налоговом правонарушении

Фактические данные по делу о налоговом правонарушении, содержащиеся в протоколе опроса свидетеля и лица, привлекаемого к ответственности за налоговое нарушение, в иных процессуальных документах, в заключении эксперта, в актах проверок, сведения о вещественных и письменных доказательствах, а также сведения о вызове лиц в налоговые органы в связи с производством по делу о налоговом правонарушении и данные об этих лицах не могут быть оглашены до рассмотрения указанного дела и вынесения по нему решения. Исключение составляет информация, передаваемая в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимной помощи и обмене информацией в целях расследования и пресечения экономических преступлений и иных правонарушений.

Сведения о лицах, вызываемых в налоговые органы в связи с производством по делу о налоговом правонарушении и данные об этих лицах, не могут быть оглашены и после вынесения решения по делу о налоговом правонарушении.

Нарушение установленного порядка приравнивается к разглашению налоговой тайны.

Статья 164. Особенности производства по делу о налоговом правонарушении, посягающем на нормальную деятельность органов, осуществляющих налоговый контроль

1. Производство по делам о налоговых правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность органов, осуществляющих налоговый контроль, а равно должностных лиц этих органов (статья 154 настоящего Кодекса), проводится уполномоченными должностными лицами федеральных органов налоговой полиции.

2. Должностное лицо органа, осуществляющего налоговый контроль, не может вести производство по делу о налоговом правонарушении, предусмотренном частью первой настоящей статьи, а эксперт и специалист не могут принимать участие в его производстве, если одно из этих лиц является потерпевшим или состоит с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, в брачных отношениях или иных родственных отношениях.

3. При прекращении производства по указанному делу до его направления на рассмотрение в суд копия постановления в течение трех дней со дня его принятия передается в порядке, установленном настоящим Кодексом, лицу, в отношении которого велось производство по делу, а также потерпевшему либо его представителю. Такое постановление налогового органа может быть обжаловано лицом, в отношении которого прекращено производство, или его представителем, а также потерпевшим или его представителем в течение десяти дней со дня принятия постановления в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Глава 18. Участники производства по делу о налоговом правонарушении

Статья 165. Участие привлекаемого к ответственности лица либо его представителя

1. В производстве по делу о налоговом правонарушении участвуют:

1) при привлечении к ответственности организации - ее законные и (или) уполномоченные представители;

2) при привлечении к ответственности физического лица - само это лицо, а также его законные и (или) уполномоченные представители.

2. Полномочия представителя лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, должны быть документально оформлены в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 166. Участие физического лица, не проживающего и (или) не находящегося на территории Российской Федерации

1. Если физическое лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, не проживает и (или) не находится на территории Российской Федерации, в производстве по делу о налоговом правонарушении может участвовать его представитель, полномочия которого подтверждены в соответствии с федеральным законодательством.

2. При отсутствии представителя в производстве по делу о налоговом правонарушении может участвовать консульское должностное лицо иностранного государства, на территории которого привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение физическое лицо проживает или находится.

При неявке физического лица, его представителя или консульского должностного лица, указанных в настоящей статье, производство по делу о налоговом правонарушении ведутся в их отсутствие.

3. Порядок приглашения к участию в производстве по делу о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта или специалиста, не проживающих или не находящихся на территории Российской Федерации, определяется иными федеральными законами либо международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.

Статья 167. Права лица, привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение

1. Лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, вправе:

1) знать, за какое правонарушение он привлекается к ответственности;

2) знакомиться с материалами дела во время его рассмотрения и после окончания производства по нему, снимать с них копии и делать выписки из них;

3) давать объяснения;

4) представлять доказательства;

5) заявлять отводы;

6) заявлять ходатайства;

7) пользоваться услугами адвоката или юридической помощью другого лица;

8) обжаловать постановление по делу;

9) пользоваться другими правами, предоставленными ему настоящим Кодексом.

2. Лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, извещается об исходе дела по указанному им адресу, если таковой имеется в материалах дела.

Статья 168. Участие эксперта

1. Для участия в производстве по делу о налоговом правонарушении может быть привлечен эксперт.

Экспертом может выступать незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

2. Эксперт назначается должностным лицом налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

3. Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

4. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов;

3) с разрешения должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, присутствовать при ведении производства и задавать лицу, привлекаемому к ответственности, и свидетелям вопросы.

5. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной на него обязанности.

6. За отказ от дачи заключения без уважительных причин эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса.

Статья 169. Участие специалиста

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных процессуальных действий по делу о налоговом правонарушении может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела.

2. При получении объяснения несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, в качестве специалиста обязательно должен присутствовать педагог или психолог.

3. Специалист назначается должностным лицом налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

4. Требования должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, о вызове специалиста является обязательным для такого специалиста и для руководителя организации, где работает специалист.

5. Специалист обязан:

1) являться по вызовам должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

2) участвовать в производстве конкретных процессуальных действий, используя свои специальные знания и навыки для оказания содействия указанному должностному лицу налогового органа в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращать внимание указанного должностного лица на связанные с этим обстоятельства и давать пояснения по поводу выполняемых им действий, а также по другим вопросам, требующим специальных знаний и навыков;

3) участвовать в проведении налоговых проверок;

4) оказывать помощь должностному лицу налогового органа, а также ревизорам и лицам, проводящим налоговую проверку, правильно изложить в протоколах и в актах налоговых проверок выявленные факты и обстоятельства.

6. Специалист вправе:

1) с разрешения должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, задавать вопросы свидетелям или лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового право нарушения;

2) делать заявления по поводу обнаружения, закрепления и изъятия доказательств;

3) использовать научно-технические средства и методы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств;

4) производить наблюдения, измерения и опыты;

5) давать консультации должностному лицу налогового органа, ведущему производство по делу о налоговом правонарушении или проводящему налоговую проверку, по вопросам, требующим специальных знаний и навыков;

6) знакомиться с относящимися к конкретным процессуальным действиям протоколами и актами налоговых проверок, в проведении которых он участвовал, делать к этим протоколам и актам замечания относительно их содержания. Такие замечания вносятся в указанные протоколы и акты или приобщаются к ним;

7) подписывать указанные протоколы и акты.

7. Участие лица в производстве по делу о налоговом нарушении или в его рассмотрении в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этому же делу как свидетеля.

8. За отказ от выполнения своих обязанностей без уважительных причин специалист несет ответственность в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса.

Статья 170. Участие переводчика

1. В необходимых случаях для участия в производстве по делу о налоговом правонарушении может быть привлечен переводчик.

2. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода при производстве по делу о налоговом правонарушении.

Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

В качестве переводчика может выступать и работник налогового органа.

3. Переводчик назначается должностным лицом налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

4. Переводчик обязан явиться по вызову и выполнить полно и точно порученный ему перевод.

5. За отказ от выполнения своих обязанностей без уважительных причин переводчик несет ответственность в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса.

Статья 171. Участие свидетеля

1. В качестве свидетеля для дачи объяснений может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу о налоговом правонарушении.

2. Вызову в качестве свидетелей не подлежат:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, подлежащие установлению по делу о налоговом правонарушении;

2) адвокаты лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, их стажеры, работники адвокатуры для выяснения сведений, которые могут быть им известны в связи с обращением к ним за соответствующей юридической помощью или оказанием услуг;

3) уполномоченные представители налогоплательщика (иного обязанного лица), привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, для выяснения сведений, которые им стали известны в связи с выполнением представительских функций;

4) супруг, родители или дети физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, для дачи объяснений в отношении этого лица;

5) журналист для установления лица, представившего сведения с условием неразглашения его имени;

6) священнослужитель для выяснения сведений, которые ему стали известны из исповеди;

7) иное лицо для выяснения сведений, которые указывают на совершение этим лицом налогового правонарушения или иного нарушения налогового законодательства и могут быть использованы против него.

3. По вызову должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, свидетель обязан явиться в назначенное ему время в налоговый орган и дать правдивые объяснения (сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы).

4. Объяснения свидетеля могут быть получены по месту его жительства, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или других уважительных причин не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, - и в других случаях.

5. За отказ от дачи объяснений без уважительных причин свидетель несет ответственность в соответствии со статьей 152 настоящего Кодекса.

Статья 172. Участие понятых

1. При проведении процессуальных действий вызываются понятые в количестве не менее двух человек.

2. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, достигшие совершеннолетнего возраста.

3. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц и иных работников налоговых либо правоохранительных органов.

4. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии.

Понятые вправе делать по поводу произведенных действий замечания, подлежащие занесению в протокол.

В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам в качестве свидетелей.

Глава 19. Отводы участников производства по делу о налоговом правонарушении

Статья 173. Самоотводы и отводы

1. Самоотводы и отводы заявляются на основании обстоятельств, исключающих участие отводимых лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении.

2. Должностное лицо налогового органа, представитель лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, эксперт, специалист, переводчик, которым известны обстоятельства, исключающие их участие в производстве по делу о налоговом правонарушении, обязаны заявить самоотвод. Заявление об отводе должно быть мотивированным

3. Лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо его представитель вправе при наличии достаточных оснований в любой момент производства по делу о налоговом правонарушении заявить отвод должностному лицу налогового органа, ведущему указанное производство, эксперту, специалисту или переводчику.

4. Должностные лица, уполномоченные разрешать заявленные отводы и самоотводы, вправе в пределах своей компетенции при обнаружении обстоятельств, исключающих участие соответствующего лица в производстве по делу о налоговом правонарушении, устранять такое лицо от участия в указанном производстве. При этом отвод, заявленный лицу, уполномоченному разрешать заявленные другим лицам отводы, должен получать разрешение в первоочередном порядке.

5. Если одновременное участие в производстве по делу о налоговом правонарушении нескольких лиц исключается из-за их родственных отношений или других отношений личной зависимости, от производства по делу о налоговом правонарушении должны устраняться лица, которые стали участниками указанного производства позднее.

6. Подача заявления об отводе не приостанавливает производство дела о налоговом правонарушении.

Статья 174. Отвод должностного лица налогового органа

1. Должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, подлежит отводу при наличии любого из следующих обстоятельств:

1) оно ранее участвовало в производстве по этому делу или в его рассмотрении в качестве свидетеля, эксперта, специалиста или представителя лица, привлекаемого к ответственности;

2) оно состоит в брачных отношениях, иных родственных отношениях либо в других отношениях личной зависимости с любым другим участником производства по делу о налоговом правонарушении;

3) имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что должностное лицо налогового органа лично (прямо или косвенно) заинтересовано в исходе дела.

2. Отвод должностному лицу налогового органа разрешается руководителем (его заместителем) этого органа.

3. Отвод руководителю налогового органа, непосредственно ведущему производство по делу о налоговом правонарушении, разрешается руководителем (его заместителем) вышестоящего налогового органа.

4. Одновременно с принятием решения об отводе соответствующего должностного лица руководитель (его заместитель) налогового органа решает вопрос о передаче дела для производства другому должностному лицу налогового органа.

Статья 175. Отвод представителя лица, привлекаемого к ответственности

1. Уполномоченный представитель лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, подлежит отводу при наличии любого из следующих обстоятельств:

1) он одновременно осуществляют защиту интересов нескольких привлекаемых к ответственности лиц, имеющих противоречивые интересы по одному делу о налоговом правонарушении;

2) он ранее участвовал в этом деле в качестве должностного лица налогового органа, в производстве которого находилось это дело, прокурора, эксперта, специалиста, свидетеля, понятого;

3) он является должностным лицом налогового или правоохранительного органов, судьей, следователем, прокурором, либо бывшим должностным лицом налогового органа или бывшим судьей, следователем, прокурором в течение менее пяти лет после оставления должности, либо он исключен из коллегии адвокатов. Это правило не распространяется на случаи, когда указанные лица участвуют в производстве по делу о налоговом правонарушении в качестве законных представителей.

2. Не могут быть представителями лица, привлекаемого к ответственности, физические лица, не достигшие совершеннолетнего возраста или состоящие под опекой либо попечительством.

3. Вопрос о допуске законного или уполномоченного представителя к участию в производстве по делу о налоговом правонарушении решается тем же должностным лицом налогового органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело.

Статья 176. Отвод эксперта, специалиста и переводчика

1. Эксперт, специалист и переводчик не могут участвовать в производстве по делу о налоговом правонарушении и подлежат отводу при наличии любого из следующих обстоятельств:

1) лицо состоит в брачных отношениях, иных родственных отношениях или в отношениях иной личной зависимости с лицом, привлекаемым к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо с любым другим участником производства по делу о налоговом правонарушении;

2) лицо является должностным лицом налогового органа или представителем привлекаемого к ответственности лица;

3) обнаружилась их некомпетентность;

4) имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что они лично (прямо или косвенно) заинтересованы в исходе дела.

2. Эксперт подлежит отводу также в случаях, если он участвовал в производстве по этому делу о налоговом правонарушении в качестве специалиста.

3. Отвод эксперту, специалисту или переводчику разрешается должностным лицом налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

Глава 20. Доказательства по делу о налоговом правонарушении

Статья 177. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу о налоговом правонарушении

При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию:

1) факты совершения налогового правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения налогового правонарушения);

2) виновность лица в совершении налогового правонарушения и формы вины;

3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) причины и условия совершения налогового правонарушения.

Статья 178. Понятие и виды доказательств по делу о налоговом правонарушении

1. Доказательствами по делу о налоговом правонарушении являются законно полученные фактические данные (сведения), на основе которых в определенном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке устанавливаются наличие или отсутствие налогового правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. В качестве доказательств при производстве по делу о налоговом правонарушении используются:

1) объяснения лиц, привлекаемых к ответственности;

2) объяснения свидетелей;

3) заключения специалистов и экспертов;

4) вещественные доказательства;

5) протоколы процессуальных действий;

6) письменные доказательства и иные документы.

Статья 179. Оценка доказательств

1. Должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, оценивает доказательства на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь положениями настоящего Кодекса и иными федеральными законами.

2. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

Статья 180. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налоговое правонарушения

1. Лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе давать объяснения по поводу его привлечения к ответственности, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.

2. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.

Статья 181. Объяснения свидетеля

1. Объяснения свидетеля могут быть получены о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по делу о налоговом правонарушении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

Статья 182. Экспертиза. Заключение эксперта

1. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

2. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

3. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

4. Заключение эксперта не является обязательным для должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано и отражено в постановлении, принятом по рассмотрению дела.

5. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту.

6. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту (экспертам).

8. Представленные в налоговые органы заключения, акты, справки и иные документы, излагающие исследования и выводы, если эти документы были подготовлены не по поручению должностных лиц налоговых органов, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о налоговом нарушении, либо не по поручению должностных лиц других правоохранительных органов Российской Федерации, у которых находятся или находились материалы, имеющие отношение к делу о налоговом нарушении, заключениями эксперта не являются. Такие документы признаются доказательствами только в случае, если они обладают признаками вещественных или письменных доказательств.

Статья 183. Вещественные доказательства

1. Вещественными доказательствами по делу о налоговом правонарушении признаются любые предметы, которые по своим свойствам и признакам, происхождению, месту и времени обнаружения, имеющимся на нем следам могут способствовать установлению обстоятельств, имеющих значение для производства по делу о налоговом правонарушении.

2. Предмет признается вещественным доказательством решением должностного лица, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

За предметом признается значение вещественного доказательства лишь в случае, если его подробным описанием, опечатыванием и другими подобными действиями была устранена возможность подмены этого предмета, существенного изменения признаков, свойств, имеющихся на нем следов.

2. Вещественные доказательства приобщаются к делу на основании постановления должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

Вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколе о налоговом правонарушении. В случае необходимости вещественные доказательства могут быть сфотографированы или зафиксированы с помощью других технических средств и по возможности должны быть опечатаны.

3. Должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, обязано принять все меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств до окончательного разрешения дела.

Порядок и сроки хранения вещественных доказательств определяются настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами соответствующих налоговых органов.

5. Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественные доказательства не могут быть приобщены к делу, должностным лицом налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, составляется справка о месте их нахождения, которая прилагается к делу.

6. Вещественные доказательства хранятся до вступления в законную силу решения суда по иску налогового органа о взимании налоговых санкций с лица, совершившего налоговое правонарушение.

7. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле о налоговом правонарушении в течение всего срока хранения этого дела.

Другие вещественные доказательства помещаются налоговым органом на склад с уведомлением об этом налогоплательщика или иного лица, у которых они были изъяты. При этом срок хранения не может превышать шести месяцев со дня направления уведомления. Налоговые органы несут полную ответственность за сохранность изъятых предметов.

До окончания производства по делу о налоговом правонарушении собственнику или иному законному владельцу возвращаются изъятые в качестве вещественных доказательств:

1) скоропортящиеся предметы;

2) предметы, необходимые в повседневном быту;

3) домашний скот, птица, другие животные, нуждающиеся в повседневном уходе, который не может им обеспечить налоговый орган.

В случаях, когда собственник или иной законный владелец указанных предметов неизвестен или возврат их невозможен по другим причинам, эти предметы подлежат сдаче в соответствующие организации для использования, хранения или ухода.

Статья 184. Протоколы процессуальных действий

1. Протоколы процессуальных действий являются составленные в письменной форме и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, документы, удостоверяющие обстоятельства и факты, имеющие значение для дела о налоговом правонарушении.

2. В качестве доказательств могут использоваться протоколы следующих проведенных с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Кодексом, процессуальных действий:

1) осмотра;

2) опроса;

3) предъявления документов или иных предметов для опознания;

4) изъятия документов и иных предметов;

5) иных предусмотренных федеральным законодательством процессуальных действий.

Статья 185. Письменные доказательства

1. Письменными доказательствами по делу о налоговом правонарушении признаются акты, справки, письменные сообщения и иные документы (кроме протоколов процессуальных действий), в том числе составленные при проведении налоговой проверки, в которых изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для дела.

2. Документом признается всякая запись на бумажном, электронном или ином носителе (кроме переданной по факсимильной связи или ксерокопий, не заверенных должным образом), выполненная в словесной, цифровой, графической или иной знаковой форме, предназначенная для сохранения, преобразования, передачи или удостоверения сведений, которые могут иметь значение для дела о налоговом правонарушении.

3. В качестве письменных доказательств могут использоваться в установленном порядке заверенные копии документов, а при невозможности использования указанных копий - подлинники или равнозначные подлиннику дубликаты документов.

4. Письменные доказательства приобщаются к делу на основании постановления налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

5. В случае, когда изъятые и приобщенные к делу о налоговом правонарушении документы требуются их законному владельцу для ведения текущего учета, составления отчетности или осуществления иных не запрещенных настоящим Кодексом и иными законами целей, указанный владелец (его представители) вправе получить изъятые документы во временное пользование. В этом случае с указанных документов изготавливаются копии, заверяемые должностным лицом налогового органа.

6. Документы, обладающие признаками, предусмотренными статьей 219 настоящего Кодекса, признаются вещественными доказательствами.

Глава 21. Издержки по делу о налоговом правонарушении

Статья 186. Состав издержек по делу о налоговом правонарушении

Издержки по делу о налоговом правонарушении состоят из:

1) сумм, выплачиваемых экспертам, специалистам, переводчикам, свидетелям, понятым;

2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и (или) исследование вещественных доказательств;

3) иных расходов, понесенных налоговым органом при производстве по делу о налоговом правонарушении.

Статья 187. Выплата сумм, причитающихся экспертам, специалистам, переводчикам, свидетелям и понятым

1. Экспертам, специалистам, переводчикам, свидетелям и понятым возмещаются понесенными ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

2. Эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Лица, не являющиеся работниками, за отвлечение их от работы или обычных занятий получают денежное вознаграждение.

4. Суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, переводчикам, свидетелям и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 188. Возмещение издержек по делу о налоговом правонарушении

1. Издержки по делу о налоговом правонарушении возлагаются на налогоплательщика или иное лицо, в отношении которых вынесено и вступило в законную силу решение суда о взыскании налоговой санкции, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, относятся на счет федерального бюджета.

2. Если по делу о налоговом правонарушении налоговые санкции применены к нескольким лицам, по ходатайству налогового органа суд определяет в каком размере должны быть возложены издержки на каждого из них.

3. На счет федерального бюджета относятся следующие издержки по делу о налоговом правонарушении:

1) суммы, выплаченные переводчикам;

2) издержки по делу, прекращенному по основаниям, предусмотренным статьей 158 (кроме пункта 4) настоящего Кодекса;

3) издержки, возлагаемые на лицо, признанное либо объявившее себя в установленном порядке несостоятельным.

Глава 22. Возбуждение дела о налоговом правонарушении

Статья 189. Поводы и основание к возбуждению дела о налоговом правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела о налоговом правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение признаков налогового правонарушения должностным лицом налогового органа при проведении налоговой проверки;

2) сообщения или заявления российских или иностранных лиц;

3) материалы и сообщения, опубликованные в средствах массовой информации;

4) материалы, поступившие в налоговый орган от других налоговых или правоохранительных органов.

2. Основанием для возбуждения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки налогового правонарушения.

Статья 190. Проверка сообщений, заявлений и иной информации о налоговом правонарушении

1. При непосредственном обнаружении должностным лицом налогового органа признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного налогового правонарушения либо получении материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки, дело о налоговом правонарушении возбуждается этим лицом немедленно.

2. Проверка сообщений, заявлений или иной информации о налоговом правонарушении, полученных должностным лицом налогового органа при проведении налоговой проверки, осуществляется в ходе этой проверки.

В остальных случаях проверка сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном налоговом правонарушении должна быть закончена в срок не более десяти суток со дня получения такой информации, а в исключительных случаях - в срок не более одного месяца.

3. Должностное лицо налогового органа, получившее сообщение, заявление или иную информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном налоговом правонарушении, вправе до возбуждения соответствующего дела провести в установленном порядке контрольную налоговую проверку либо вызвать проверяемое лицо для дачи объяснений по фактам, изложенным в сообщении, заявлении или имеющейся иной информации.

Статья 191. Порядок возбуждения дела о налоговом правонарушении

1. При наличии повода и основания к возбуждению дела о налоговом правонарушении должностное лицо налогового органа или руководитель (его заместитель) этого органа обязаны возбудить дело о налоговом правонарушении.

2. О возбуждении дела о налоговом правонарушении принимается мотивированное постановление налогового органа, в котором должны быть указаны:

1) дата и место его составления;

2) кем составлено постановление;

3) повод и основание к возбуждению дела о налоговом правонарушении;

4) статья настоящего Кодекса, в соответствии с которой возбуждается дело о налоговом правонарушении;

5) лицо (лица), привлекаемые к ответственности за совершение налогового правонарушения;

6) дальнейшее направление дела.

3. Копия постановления налогового органа о возбуждении дела о налоговом правонарушении передается руководителю организации либо физическому лицу (представителям организации или физического лица), привлекаемым к ответственности за совершение налогового правонарушения, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в течение трех дней со дня принятия указанного постановления.

Статья 192. Отказ в возбуждении дела о налоговом правонарушении

1. При отсутствии основания к возбуждению дела о налоговом правонарушении, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, руководитель (его заместитель) налогового органа отказывают в возбуждении дела о налоговом правонарушении.

2. Об отказе в возбуждении дела о налоговом правонарушении принимается мотивированное постановление налогового органа.

3. Копия постановления налогового органа об отказе в возбуждении дела о налоговом правонарушении передается заявителю, ходатайствующему о возбуждении дела о налоговом правонарушении, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в течение трех дней со дня принятия указанного постановления.

При этом представляется разъяснение о праве заявителя на обжалование постановления налогового органа об отказе в возбуждении дела о налоговом правонарушении.

4. Отказ в возбуждении дела о налоговом правонарушении может быть обжалован заявителем в вышестоящий налоговый орган, прокурору или в суд.

5. Если в полученном налоговым органом сообщении или заявлении имеются данные о нарушении налогового законодательства, содержащем признаки административного правонарушения, должностное лицо налогового органа возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с федеральным законодательством об административных правонарушениях.

Если в полученном налоговым органом сообщении или заявлении имеются данные об ином административном или о дисциплинарном правонарушении, а также о нарушении налогового законодательства, содержащем признаки преступления, должностное лицо налогового органа направляет материал для разрешения соответственно в административном или дисциплинарном порядке либо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья 193. Направление дела о налоговом правонарушении после его возбуждения

После принятия постановления о возбуждении дела о налоговом правонарушении:

руководитель (его заместитель) налогового органа направляет дело о налоговом правонарушении должностному лицу этого органа или руководителю (его заместителю) нижестоящего по подчиненности налогового органа для производства по делу о налоговом правонарушении;

должностное лицо налогового органа приступает к производству этого дела о налоговом правонарушении.

Глава 23. Процессуальные действия по делу о налоговом правонарушении

Статья 194. Общие условия производства процессуальных действий

1. Процессуальные действия производятся в соответствии с настоящим Кодексом должностным лицом налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела о налоговом правонарушении, обнаружения, закрепления, проверки и удостоверения доказательств по указанному делу.

2. Процессуальные действия производятся только после возбуждения дела о налоговом правонарушении, за исключением получения объяснений лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

3. Должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, вправе поручить производство отдельных процессуальных действий по делу должностному лицу другого нижестоящего налогового органа.

Указанное поручение должно быть выполнено в течение пяти дней со дня его получения при наличии необходимых обстоятельств для осуществления отдельных процессуальных действий.

4. Должностное лицо налогового органа, которому поручено производство отдельных процессуальных действий по делу, при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению производства по этому делу, направляет в налоговый орган, в котором ведется производство по делу о налоговом правонарушении, ходатайство о переносе срока выполнения указанного поручения.

При удовлетворении указанного ходатайства предусмотренный частью третьей настоящей статьи срок выполнения поручения должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, продлевается.

Статья 195. Требования к протоколу процессуального действия

1. При производстве процессуальных действий по делу о налоговом правонарушении составляются протоколы по формам, установленным Государственной налоговой службой Российской Федерации или Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

2. Протокол составляется в ходе процессуального действия или непосредственно после его окончания должностным лицом налогового органа.

3. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) дата и место производства процессуального действия;

3) время начала и окончания процессуального действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в процессуальном действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - адрес и гражданство указанного лица, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание процессуального действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве процессуального действия существенные для дела факты и обстоятельства.

4. Если при производстве процессуального действия применялись фотографирование, киносъемка, аудио- или видеозапись, то в протоколе должны быть указаны примененные технические средства, условия и порядок их использования. Кроме того, в протоколе должно быть указано об уведомлении участвующих в производстве процессуального действия лиц о применении технических средств.

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, кино-, аудио-, видеопленки и другие материалы, выполненные или полученные при производстве процессуального действия.

5. При составлении протокола лицам, участвующим в производстве процессуального действия и присутствующим при его проведении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.

6. Протокол предъявляется для прочтения всем лицам, участвующим в производстве процессуального действия и присутствующим при его проведении.

По просьбе указанных лиц протокол прочитывается должностным лицом налогового органа.

7. Лица, участвующие в производстве процессуального действия и присутствующие при его проведении, вправе делать замечания, в том числе требовать внесения дополнения или поправок к протоколу.

Объяснения, заключения и замечания указанных лиц подлежат внесению в протокол или приобщению к делу.

8. Протокол подписывается производившим процессуальное действие должностным лицом налогового органа, лицами, дававшими объяснения, экспертами, специалистами, переводчиками, понятыми и другими лицами, участвующими в производстве процессуального действия или присутствующими при его проведении.

Присутствующие при проведении процессуального действия лица своей подписью подтверждают правильность записи дававшихся устных объяснений, а при наличии замечаний в отношении правильности и полноты такой записи излагают свои замечания.

Если протокол написан на нескольких страницах, указанные лица подписывают каждую страницу протокола отдельно.

9. В случае отказа лица от подписания протокола в нем делается об этом запись, заверяемая подписью должностного лица налогового органа, производившего процессуальное действие.

Отказавшееся подписать протокол лицо вправе дать объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.

Объяснения и замечания, а также мотивы отказа от подписания протокола приобщаются к протоколу.

10. Если лицо, участвующее в производстве процессуального действия, в силу физических недостатков или по другим причинам лишено возможности подписать протокол, в нем делается об этом запись, заверяемая подписью должностного лица налогового органа, производившего процессуальное действие и составившего протокол, а также понятых.

В этом случае должностное лицо налогового органа приглашает посторонних лиц, не заинтересованных в исходе дела, которые с согласия дававшего объяснения лица удостоверяют своей подписью правильность записи его объяснений.

11. Если дача объяснений производится с участием переводчика, то протокол должен включать указание на разъяснение переводчику его обязанностей, что удостоверяется подписью переводчика.

Лицо, в отношении которого ведется дело о налоговом правонарушении, пользовавшийся во время дачи объяснений помощью переводчика, своей подписью в конце протокола подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод соответствует данным им объяснениям.

Переводчик подписывает каждую страницу протокола, если протокол составлен на нескольких страницах, и протокол в целом.

Если протокол был переведен на другой язык в письменном виде, то переведенный протокол в целом и каждая его страница в отдельности должны быть подписаны переводчиком и лицом, в отношении которого ведется дело о налоговом правонарушении.

12. Копия протокола передается лицу, в отношении которого ведется производство по делу о налоговом правонарушении, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 196. Получение объяснений от лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, обязано предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителю дать объяснения по существу дела.

При этом выясняется необходимость вызова переводчика.

2. При получении объяснений от несовершеннолетнего физического лица вызываются его представители, психолог или педагог.

Эти лица присутствуют при производстве процессуального действия и могут с разрешения должностного лица налогового органа задавать лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, вопросы. Должностное лицо налогового органа вправе отвести заданный вопрос. Отведенный вопрос должен быть занесен в протокол.

3. Лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иным лицам, участвующим в производстве процессуального действия, должностным лицом налогового органа разъясняются их права и обязанности, в том числе право отказаться от дачи объяснений.

4. Если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно дать объяснения, прежде всего подлежит выяснению, признает ли это лицо себя виновным в совершении налогового правонарушения. Затем указанному лицу предлагается дать свои объяснения по существу дела. После этого должностное лицо налогового органа может задавать дающему объяснения лицу и его представителям вопросы.

5. О получении объяснений от лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, и его представителей должностным лицом налогового органа составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей и статьей 195 настоящего Кодекса.

6. После дачи объяснений лицом, привлекаемым к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителем либо при отказе этих лиц от дачи устных объяснений по их просьбе должна быть предоставлена возможность этим лицам представить свои объяснения в письменной форме.

При этом объяснения физического лица (его представителя) должны быть написаны им собственноручно и им подписаны, а объяснения организации - должны быть подписаны ее законным представителем и заверены печатью этой организации.

Объяснения лица, представленные в письменной форме, подписываются также должностным лицом налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

Статья 197. Получение объяснений от свидетеля

1. Свидетель вызывается в налоговый орган повесткой в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Свидетели, вызванные по одному и тому же делу о налоговом правонарушении, дают объяснения порознь.

При этом должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело, принимает меры к тому, чтобы свидетели не могли общаться между собой, если иное не требуется для рассмотрения дела о налоговом правонарушении.

3. Перед получением объяснений должностное лицо налогового органа удостоверяется в личности свидетеля, его полномочиях, выясняет необходимость вызова переводчика, разъясняет его права и обязанности и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, если лицо может нести такую ответственность, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Свидетель извещается об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван в налоговый орган, и ему предлагается дать свои объяснения по существу дела. После этого должностное лицо налогового органа может задавать свидетелю вопросы.

4. О получении объяснений от свидетеля составляется протокол.

Составление, прочтение и подписание указанного протокола, а также представление объяснений свидетеля в письменной форме производятся в порядке, предусмотренном статьями 195 и 196 настоящего Кодекса.

Статья 198. Истребование документов, необходимых для производства по делу о налоговом правонарушении

1. Должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, вправе истребовать документы, необходимые для указанного дела.

2. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано не позднее пяти дней со дня передачи ему указанного требования направить или выдать их должностному лицу налогового органа, истребующему документы.

Указанные документы представляются в виде заверенной в установленном порядке копии, а при невозможности представления копий представляются подлинники или равнозначные подлиннику дубликаты документов.

3. В случае неисполнения требования должностного лица налогового органа о предоставлении документов, необходимых для производства по делу о налоговом правонарушении, это должностное лицо вправе произвести изъятие таких документов в порядке, предусмотренном статьей 199 настоящего Кодекса.

Статья 199. Изъятие документов и иных предметов

1. Изъятие документов или иных предметов, обладающих признаками вещественных доказательств, производится в виде самостоятельного процессуального действия на основании мотивированного постановления об изъятии, принятого налоговым органом, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

2. Решение об изъятии указанных документов и иных предметов принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, осуществляющего производство по делу о налоговом правонарушении.

3. Перед началом изъятия должностное лицо налогового органа, производящее это процессуальное действие, обязано предъявить постановление об изъятии.

4. Изъятие в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

5. Изъятие производится в присутствии понятых и лица, владеющего подлежащими изъятию документами или иными предметами.

В необходимых случаях для производства изъятия приглашается специалист.

Лицам, участвующим в производстве изъятия и присутствующим при нем, разъясняются их права и обязанности.

6. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, владеющему подлежащими изъятию документами и иными предметами, добровольно выдать их.

При отказе в выдаче документов или иных предметов должностное лицо вправе изъять их принудительно.

При отказе вскрыть помещения или другие места, где могут находиться документы или иные предметы, подлежащие изъятию, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

7. Не подлежат изъятию документы и иные предметы:

1) не имеющие отношения к делу о налоговом правонарушении;

2) не принадлежащие лицу, у которого производится изъятие;

3) составляющие государственную тайну;

4) составляющие врачебную, адвокатскую тайну, тайну исповеди этого лица.

8. О производстве изъятия документов и иные предметов составляется протокол в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 195 настоящего Кодекса.

9. Изъятые документы и иные предметы перечисляются и описываются в протоколе изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества, меры, веса и индивидуальных признаков предметов, а при наличии возможности - их стоимости.

При необходимости и возможности изъятые предметы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

10. Изъятие подлинников документов, необходимых для продолжения деятельности их владельца, производится в случаях, не терпящих отлагательства, когда у налогового органа есть достаточные основания полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, заверяемые должностным лицом налогового органа. Указанные копии передаются лицу, у которого изъяты документы. При невозможности осуществить такую передачу одновременно с изъятием документов, копии этих документов передаются налоговым органом лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней со дня их изъятия.

11. Все изымаемые документы и иные предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве изъятия или присутствующим при нем.

12. В протоколе изъятия делается запись об отказе добровольно выдать документы или иные предметы и о факте их принудительного изъятия.

13. Копия протокола об изъятии документов или иных предметов передается в порядке, установленном настоящим Кодексом, лицу, у которого изъяты эти документы или иные предметы.

Статья 200. Осмотр

1. Должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, вправе производить осмотр территорий или помещений, документов, объектов налогообложения и иных предметов в целях обнаружения вещественных доказательств и (или) выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

2. Осмотр может проводиться как при проведении налоговой проверки, изъятии документов и иных предметов, так и в виде самостоятельного процессуального действия.

3. Осмотр документов или иных предметов как самостоятельное процессуальное действие допускается, если документы или иные предметы оказались у должностного лица налогового органа в результате проведения налоговой проверки либо ранее произведенных процессуальных действий, а в иных случаях - при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

4. Осмотр как самостоятельное процессуальное действие проводится в присутствии понятых.

В проведении осмотра участвуют лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, его представитель, а также могут участвовать специалисты и свидетели.

5. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- или киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

6. О производстве осмотра как самостоятельного процессуального действия составляется протокол в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 195 настоящего Кодекса.

Статья 201. Предъявление документов и иных предметов для опознания

1. По решению должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении, лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, и (или) свидетелю могут быть предъявлены для опознания документы или иные предметы.

2. Опознающий предварительно опрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал документы или иные предметы, и о признаках, по которым он может произвести опознание.

3. Предъявление документов или иных предметов для опознания производится в присутствии понятых.

4. Предметы предъявляются для опознания в группе однородных предметов.

5. О предъявлении документов или иных предметов для опознания составляется протокол в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 195 настоящего Кодекса.

Статья 202. Назначение экспертизы

1. Экспертиза назначается постановлением налогового органа, в производстве которого находится дело о налоговом правонарушении.

2. В постановлении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование организации, которой должна быть произведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

3. Должностное лицо налогового органа, принявшего постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, и разъяснить его права, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи. Об этом составляется протокол, подписываемый должностным лицом налогового органа и лицом, привлекаемым к ответственности за совершение налогового правонарушения.

4. При назначении и производстве экспертизы лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа, в производстве которого находится данное дело о налоговом правонарушении, при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, должностное лицо налогового органа соответственно дополняет или изменяет постановление о назначении экспертизы.

В случае отказа в ходатайстве лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, должностное лицо налогового органа передает сообщение об этом в письменном виде заявившему ходатайство лицу в порядке, установленном настоящим Кодексом.

6. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

7. Лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

О выполнении указанных действий отмечается в протоколе получения объяснений от лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

8. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается эксперту, проводившему основную экспертизу, или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

Глава 24. Окончание производства по делу о налоговом правонарушении

Статья 203. Окончание производства по делу о налоговом правонарушении

Производство по делу о налоговом правонарушении заканчивается составлением и утверждением протокола о налоговом правонарушении либо принятием налоговым органом постановления о прекращении дела о налоговом правонарушении.

Статья 204. Протокол о налоговом правонарушении

1. Признав производство по делу о налоговом правонарушении законченным, а собранные доказательства достаточными для признания привлекаемого к ответственности лица виновным в совершении налогового правонарушения, должностное лицо налогового органа составляет протокол о налоговом правонарушении.

2. Протокол о налоговом правонарушении составляется по формам, установленным Государственной налоговой службой Российской Федерации или Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

3. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) дата и место его составления;

3) должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;

4) сведения о лице, привлекаемом к ответственности за совершение налогового правонарушения;

5) место, время, способ совершения налогового правонарушения, другие существенные для дела обстоятельства;

6) доказательства, которые подтверждают наличие налогового правонарушения и виновность лица в его совершении;

7) фамилии, имена и отчества свидетелей, если они имеются, их адреса;

8) доводы лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, в свою защиту и результаты проверки этих доводов;

9) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения;

10) статья настоящего Кодекса. предусматривающая ответственность за это налоговое правонарушение, и размер подлежащей применению налоговой санкции с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность;

11) иные существенные для дела сведения.

4. Протокол о налоговом правонарушении подписывается составившим его должностным лицом, а также лицом, привлекаемым к ответственности за совершение налогового правонарушения.

5. Прочтение протокола о налоговом правонарушении, представление объяснений и замечаний по его содержанию или изложение мотивов отказа от его подписания лицом, привлекаемым к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также передача копии протокола указанному лицу должностным лицом налогового органа производятся в порядке, предусмотренном статьей 195 настоящего Кодекса.

6. Объяснения, замечания и изложение мотивов отказа от подписания протокола о налоговом правонарушении лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, приобщаются к указанному протоколу.

Статья 205. Рассмотрение протокола о налоговом правонарушении руководителем налогового органа

1. После подписания протокола о налоговом правонарушении должностное лицо налогового органа передает протокол со всеми материалами руководителю этого органа для утверждения.

2. Руководитель налогового органа, рассмотрев представленные материалы о налоговом правонарушении, в течение пяти дней со дня их получения принимает одно из следующих решений:

1) утвердить своей резолюцией протокол о налоговом правонарушении и обратиться в суд с иском о взимании налоговой санкции;

2) возвратить дело должностному лицу налогового органа или передать это дело другому должностному лицу налогового органа со своими письменными указаниями для дополнительного производства;

3) прекратить дело о налоговом правонарушении в соответствии со статьей 206 настоящего Кодекса;

4) в случае несоответствия протокола о налоговом правонарушении правилам, установленным статьей 204 настоящего Кодекса, возвратить дело должностному лицу налогового органа с письменными указаниями о приведении протокола в соответствие с указанными правилами;

5) составить новый протокол о налоговом правонарушении с соблюдением правил, установленных статьей 204 настоящего Кодекса, а ранее составленный протокол из дела изъять.

Статья 206. Прекращение дела о налоговом правонарушении

1. Дело о налоговом правонарушении прекращается при наличии оснований, предусмотренных статьей 123 настоящего Кодекса.

2. Если к ответственности за совершение налогового правонарушения привлечено несколько лиц, а основания для прекращения дела имеют значение не ко всем этим лицам, дело о налоговом правонарушении прекращается в отношении тех лиц, к которым относятся обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или при которых лицо, совершившее налоговое правонарушение не несет ответственности.

3. О прекращении дела о налоговом правонарушении должностное лицо налогового органа составляет мотивированное постановление, в котором излагаются существо дела и основания его прекращения. При этом должны быть время и место составления постановления, а также подпись составившего его должностного лица.

Указанным постановлением должны быть разрешены вопросы об изъятых документах и предметах, вещественных доказательствах, а также об издержках по этому делу.

Постановление о прекращении дела о налоговом правонарушении направляется руководителю налогового органа для утверждения.

4. Руководитель налогового органа в течение пяти дней со дня получения постановления о прекращении дела о налоговом правонарушении утверждает это постановление либо отменяет его своим постановлением, содержащим письменные указания о дополнительном производстве по делу о налоговом правонарушении.

5. Копия постановления о прекращении дела о налоговом правонарушении или о дополнительном производстве по делу о налоговом правонарушении в течение трех дней со дня его утверждения руководителем налогового органа передается в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, лицу, в отношении которого велось производство по делу о налоговом правонарушении, или его представителю, а также иным заинтересованным лицам.

6. Постановление о прекращении дела о налоговом правонарушении или о дополнительном производстве по делу о налоговом правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого велось производство по делу о налоговом правонарушении, или его представителем в вышестоящий налоговый орган или прокурору в течение пяти дней со дня передачи копии этого постановления указанным лицам.

Статья 207. Налоговые органы, уполномоченные рассматривать дело о налоговом правонарушении

1. Дело о налоговом правонарушении, рассматривается налоговым органом, должностное лицо которого вело производство по этому делу, либо вышестоящим налоговым органом или по его поручению другим налоговым органом.

2. Региональный налоговый орган может принять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому вело должностное лицо нижестоящего налогового органа либо передать его на рассмотрение в другой нижестоящий налоговый орган в этом же регионе.

3. Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации или Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации может принять к своему рассмотрению любое дело о налоговом правонарушении, производство которого соответственно велось в нижестоящем органе либо передать его на рассмотрение в другой налоговый орган.

Статья 208. Должностные лица налоговых органов, уполномоченные рассматривать дело о налоговом правонарушении

1. Дело о налоговом правонарушении рассматривается от имени соответственно Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации или Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации уполномоченным должностным лицом указанного органа, а от имени иных налоговых органов - их руководителями или заместителями.

2. Должностное лицо налогового органа, уполномоченное рассматривать дело о налоговом правонарушении, получив на рассмотрение материалы дела, предварительно должно убедиться, что:

1) рассмотрение этого дела относится к его компетенции;

2) протоколы и другие материалы дела о налоговом правонарушении соответствуют правилам, установленным настоящим Кодексом;

3) дело не подлежит прекращению в соответствии с настоящим Кодексом;

4) собранных по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу и не требуется его возвращения для дополнительного производства;

5) все лица, участвующие в рассмотрении дела, извещены о месте и времени его рассмотрения;

6) рассмотрены все ходатайства лица, привлекаемого к ответственности, его представителя и (или) адвоката.

Если хотя бы одно из указанных условий не выполнено, дело о налоговом правонарушении не подлежит рассмотрению. В этом случае должностное лицо, получившее материалы дела о налоговом правонарушении, недостаточные для производства, возвращает это дело для дополнительного производства.

3. Решение о возвращении дела для дополнительного производства, принятое до его рассмотрения, в письменной форме направляется тому должностному лицу налогового органа, которому поручается проведение дополнительного производства.

4. Должностное лицо налогового органа, получившее для рассмотрения дело о налоговом нарушении, должно также убедиться в том, что приняты меры для обеспечения наложения налоговой санкции к лицу, привлекаемому к ответственности. Если указанных мер недостаточно, это должностное лицо должно принять дополнительные меры для обеспечения наложения налоговой санкции к лицу, привлекаемому к ответственности.

Статья 209. Присутствие лица, привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение, при рассмотрении дела

1. Дело о налоговом правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, и (или) его представителя.

2. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме в порядке, установленном настоящим Кодексом, лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, о месте и времени рассмотрения дела о налоговом правонарушении, не менее чем за десять дней до начала такого рассмотрения.

3. В отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо его представителя, дело может быть рассмотрено только при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) это лицо было своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела, но от него не поступило ходатайство о переносе срока рассмотрения дела;

2) это лицо находится вне пределов Российской Федерации и нет оснований предполагать, что оно вернется в Российскую Федерацию до истечения срока привлечения его к ответственности за это налоговое правонарушение;

3) лицо, которое может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, не установлено;

4) в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 210. Исковое заявление о взимании налоговой санкции

1. После утверждения протокола о налоговом правонарушении налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взимании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

2. До обращения в суд налоговый орган может предложить привлекаемому к ответственности лицу добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции в определенный срок, но не позднее пяти дней со дня уведомления такого лица об утверждении составленного в отношении него протокола о налоговом правонарушении.

3. Исковое заявление о взимании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются постановление налогового органа и протокол о налоговом правонарушении и все другие существенные для дела материалы, полученные при производстве по нему.

4. В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взимании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд в порядке обеспечения искового заявления, или прокурору ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика.

Статья 211. Рассмотрение дел и исполнение решений о взимании налоговых санкций

1. Дела о взимании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям или индивидуальным предпринимателям рассматриваются судами в соответствии с федеральным арбитражным процессуальным законодательством и с учетом правил, установленных настоящим Кодексом.

2. Дела о взимании налоговых санкции по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с федеральным гражданским процессуальным законодательством и с учетом правил, установленных настоящим Кодексом.

3. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взимании налоговых санкций производится в порядке, установленном федеральным законодательством об исполнительном производстве.

4. Сумма штрафа должна быть уплачена лицом, совершившим налоговое правонарушение или иным обязанным лицом, в сроки, установленные в решении о наложении налоговой санкции, в кредитную организацию в российской валюте, если иное не установлено налоговым законодательством.

В случае, если сумма штрафа уплачивается в кредитную организацию в иностранной валюте, она пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты штрафа.

5. Уплата штрафа не освобождает лицо, совершившее налоговое правонарушение или иное обязанное лицо, от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пеней.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList
     

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки