Правительство Российской Федерации 18 мая 2001 года приняло Постановление О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте.
В документе содержится перечень мер, реализация которых позволит повысить устойчивость работы железнодорожного транспорта, безопасность и качество оказываемых услуг.
Постановлением утверждена прилагаемая Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Министерству путей сообщения Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами и федеральными органами исполнительной власти в месячный срок предстоит разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта, предложения по ее составу, предусмотрев возложение на эту Комиссию функций по координации и контролю реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.
В Постановлении говорится, что реформирование железнодорожного транспорта проводится в три этапа: первый этап -2001-2002 годы, второй этап - 2003-2005 годы, третий этап - 2006-2010 годы.
Первый этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней, разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. На данном этапе предусмотрено развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом, создание условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
На первом этапе произойдет разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание открытого акционерного общества "Российские железные дороги"; продолжится приватизация и вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ. АО "Российские железные дороги" создадут самостоятельные структурные подразделения для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок, услуг по ремонту технических средств и производству запасных частей, иных видов деятельности не связанных с перевозками).
Важной составляющей частью первого этапа реформ станет в соответствии с Постановлением подготовка отраслевой подпрограммы федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Российской Федерации на 2002-2005 годы" в части, касающейся железнодорожного транспорта.
Второй этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя реорганизацию открытого акционерного общества "Российские железные дороги" путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирские перевозки в дальнем следовании, отдельные специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, а также иные виды деятельности, не связанные с перевозками). В период осуществления второго этапа реформ, произойдет и постепенное сокращение перекрестного субсидирования, переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах, привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта.
Предстоит также проработка организационно-правовых механизмов и последствий выделения самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих грузовые перевозки, из открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и рассмотрение вопроса о целесообразности такой реорганизации.
На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта необходимо продолжить привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.
В Постановлении говорится о том,что Правительство поручило Министерству путей сообщения Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию структурной реформы на железнодорожном транспорте.
|