Труд железнодорожников нелегок и очень ответственен. От качества работы тех, кто управляет движением поездов, строит, ремонтирует и обслуживает железные дороги, зависит не только качество и своевременность услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом, но и безопасность движения, а значит, и жизнь миллионов людей.
Непростые условия труда на железнодорожном транспорте требуют, чтобы человек на рабочем месте мог максимально сосредоточиться на своих обязанностях, а для этого он должен быть социально защищен.
Социальная сфера железнодорожной отрасли создавалась и развивалась не обособленно, а как неотъемлемая часть общего технологического процесса транспортной системы страны. Это было необходимо, поскольку железные дороги часто строились в неосвоенных регионах.
В настоящее время на российских железных дорогах работает около 1 млн. 653 тыс. человек. В отрасли действует "Отраслевое тарифное соглашение по федеральному железнодорожному транспорту на 2001-2003 годы", которое направлено на создание условий для повышения жизненного уровня и социальной защищенности работников отрасли и определяет для них социально-экономические и правовые гарантии в условиях проведения структурной реформы железнодорожного транспорта.
Сегодня весь социальный комплекс отрасли направлен на то, чтобы, придя работать на железную дорогу, человек был уверен, что обеспечит себе достойный уровень жизни как в период работы, так и после ухода на пенсию.
Работа в железнодорожной отрасли была и остается привлекательной. Регулярное индексирование зарплаты, своевременная ее выплата - предмет особой заботы профсоюзов, работающих в тесном контакте с руководством отрасли и конкретных предприятий. Надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, доплаты за вредные и тяжелые условия труда, ежегодный и дополнительный отпуск, возможность бесплатного проезда по железным дорогам для работников отрасли и членов их семей, льготное пенсионное обеспечение - все это повышает привлекательность работы на железных дорогах.
В то же время российские железнодорожники по уровню заработной платы занимают лишь 8 место в стране, что не соответствует ни тяжести работы, ни квалификации работников. В мире железнодорожная отрасль по уровню оплаты труда находится, как правило, на лидирующих позициях.
Хотя развитие науки и техники помогает постоянно совершенствовать условия труда, сокращать долю вредных производственных факторов, не всегда удается устранить эти факторы полностью. Именно поэтому железнодорожникам, работающим в условиях вредного производства, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, положен дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и путевки в ведомственные оздоровительные учреждения, в том числе и на курорты Черноморского побережья и Кавказских минеральных вод.
В отрасли выполняется "Программа строительства жилья на федеральном железнодорожном транспорте на 2001-2005 годы". Железнодорожникам, решившим строить индивидуальное жилье, помогают получить земельный участок, приобрести строительные материалы. Выделяются транспортные средства, кредиты, ссуды и др.
Для работников, проживающих на линейных железнодорожных станциях, организуется и совершенствуется торговое и социально-бытовое обслуживание. Тем, чей труд связан с разъездами, обеспечивается горячее питание в пунктах отдыха, выдаются наборы продовольственных товаров.
Высокий профессиональный уровень всех специалистов - на железной дороге не просто лозунг, но необходимое условие безопасности, именно поэтому такое большое внимание в МПС уделяется подготовке кадров. Отраслевая система образования - одна из старейших в России.
Руководство отрасли уделяет огромное внимание здоровью железнодорожников. Система здравоохранения на железнодорожном транспорте располагает собственной материально-технической базой, в состав которой входят амбулатории, поликлиники, стационары, санитарно-эпидемиологические станции, аптеки. В медицинских учреждениях работают врачи-специалисты самого высокого уровня. Имеет отрасль и собственные медицинские колледжи.
Российские железные дороги располагают развитой сетью культурных учреждений, а спортивное общество "Локомотив" подарило России немало выдающихся спортсменов.
При реформировании отрасли, совершенствовании технологических процессов, пересмотре норм трудовых затрат происходит высвобождение некоторых работников. Их социальной защищенности, корпоративной поддержке, переобучению и трудоустройству посвящена отраслевая программа занятости, предполагающая создание новых рабочих мест и развитие дополнительных видов деятельности.
Развитие социальной сферы, повышение мотивации работников отрасли предусмотрено Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, принятой Правительством Российской Федерации 18 мая 2001 г. Как отметил в одном из выступлений Председатель ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей А.Б.Васильев, в программе учтены 70% замечаний профсоюза, касающихся социальной сферы.
|