Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Власть

Реформирование электроэнергетики РФ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации

от “___”________ 2001 г. №

Основные направления

государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации

Введение

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей – основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. Отрасль сохранила целостность и обеспечила надежное снабжение экономики электрической и тепловой энергией. Преодолен спад в производстве электроэнергии, улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений.

Однако фундаментальные проблемы электроэнергетики, наметившиеся в восьмидесятые годы и получившие развитие в последующий период не нашли своего разрешения. На фоне общеэкономического спада продолжала снижаться энергоэффективность экономики, произошло резкое падение объемов инвестиций и замедление воспроизводственных процессов в электроэнергетике.

Дальнейшее нарастание указанных проблем приведет к невозможности удовлетворения растущего спроса на электроэнергию, иа следовательно, к торможенизамедлению экономического роста.

Качественный рост энергоэффективности экономики и изменение инвестиционного климата в электроэнергетике невозможны без кардинального изменения сложившейся системы экономических отношений в отрасли и безотлагательного проведения структурной реформы электроэнергетики.

    1. Цели, принципы и задачи государственной политики

реформирования электроэнергетики Российской Федерации

Целями государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются: ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста, с одновременным повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. Реформа электроэнергетики должна обеспечить энергетическую безопасность государства, предотвращение возможного энергетического кризиса и повышение конкурентоспособности российской экономики.

Реформирование электроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетом состоявшейся приватизации и основываться на следующих принципах:

выделение естественно монопольных составляющих отрасли (передача электрической энергии и диспетчеризация) в самостоятельные виды деятельности, регулируемые государством;

демонополизация и развитие конкуренции в секторах производства и сбыта;

обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре рынка всем производителям и потребителям электроэнергии;

сохранение технологического единства электроэнергетической системы страны;

обеспечение устойчивой, надежной и бесперебойной работы электроэнергетики;

обеспечение полной финансовой прозрачности деятельности рынков электроэнергии и деятельности предприятий регулируемых секторов электроэнергетики;

гарантияи защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.

Успешное проведение реформы электроэнергетики требует от государства решения следующих основных задач:

создание конкурентного рынка электроэнергии, с охватом всех регионов России, в которых организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна;

создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния предприятий отрасли;

стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

создание привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике и привлечение значительного объема инвестиций для замещения выбывающих вследствие изношенности генерирующих мощностей, модернизации и реконструкции отрасли;

обеспечение доступности электроэнергии как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни граждан, создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения на период реформирования;

поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования между различными регионами и группами потребителей электроэнергии;

сохранение и развитие единой инфрастуктуры электроэнергетики, включающей системообразующие сети и диспетчерское управление;

развитие экспортного потенциала электроэнергетики;

демонополизация рынков топлива для тепловых электростанций;

создание нормативно-правовой базы реформирования отрасли и ее работы в новых экономических условиях;

реформирование системы органов государственного регулирования, управления и надзора электроэнергетики, уточнение их статуса и компетенции.

II. Основные направления реформирования электроэнергетики

    1. Совершенствование рынков электроэнергии

Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет трансформация существующего Федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей.

1.1. Оптовый рынок электроэнергии

Ключевым институциональным результатом реформы электроэнергетики России должно стать развитие конкурентного оптового рынка электроэнергии. ВПри этом, в течение периода трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике от системы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию к системе свободного рыночного ценообразования должны быть обеспечены коммерчески непротиворечивые и технически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах (в тех случаях, когда введение конкуренции невозможно по объективным технологическим и системным условиям либо временно сдерживается неблагоприятными социально-экономическоими факторами).

Конкурентный оптовый рынок электроэнергии в конечном итоге должен складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка.

Основными принципами взаимодействия участников конкурентного оптового рынка электроэнергии должны стать:

безусловное соблюдение договорной и финансовой дисциплины,;

осуществление платежей за электроэнергию исключительно в денежной форме.

На развиваемый федеральный оптовый рынок будет поставляться электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, сформированными на базе существующих тепловых, атомных и гидравлических электростанций, а также электроэнергия, вырабатываемая региональными энергокомпаниями. На первом этапе в рамках рынка обеспечивается право продажи на аукционе определенной части (5 – 15%) электроэнергии, произведенной каждым поставщиком. Целью этого являются отработка механизма конкурсных торгов, формирование инфраструктуры рынка, получение рыночных сигналов о стоимости энергии. На всю остальную энергию сохраняется государственное регулирование тарифов

В дальнейшем, формирование рыночных цен будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов, в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка. С целью снижения финансовых рисков, участникам оптового рынка электроэнергии должна быть предоставлена возможность заключенияать на двусторонней основе форвардныхе договоровы и фьючерсныхе контрактовы, исполнение которых предусматриваетло бы страхование (хеджирование) рисков изменения рыночных цен.

Всем продавцам и покупателям электроэнергии, удовлетворвыполняющим установленныем правилам рынка и удовлетворяющим требованиям к минимальному объему производства (для производителей) или оборота электроэнергии (для прочих участников рынка), будет обеспечена возможность свободного выхода на рынок.

На первом этапе трансформации существующего федерального оптового рынка для участников рынка, осуществляющих одновременно деятельность в естественно-монопольных и конкурентных сферах, устанавливается требование ведения раздельного финансового учета по видам деятельности. В целях создания равных конкурентных условий осуществления предпринимательской деятельности, на последующих этапах устанавливается запрет на совмещение деятельности по производствау и передачие электроэнергии, а также по передачие (включая распределение) и сбытуа в рамках одного юридического лица, группы лиц и (или) аффилированных лиц, при этом приоритетной задачей является выделение деятельности по производству и передаче электроэнергии.

1.2. Розничные рынки электроэнергии

В сфере поставок электроэнергии конечным потребителям целью реформы является формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей на принципах поэтапного развития конкуренции в энергосбытовой сфере.

Важным условием формирования эффективных розничных рынков станет формирование устойчивых и финансово- прозрачных региональных энергетических компаний, в том числе за счет их реструктуризации и укрупнения. Развитие полноценной конкуренции в энергосбытовой сфере станет возможным при формировании адекватной рыночной среды на конкурентном оптовом рынке и выделением, на последующих этапах реформирования, сферы передачи электрической энергии из региональных энергетических компаний, с сохранением у них функций по распределению энергиииз акционерных обществ энергетики и электрификацииних, по мере реформирования, сетевых компаний.

Сбытовым компаниям, создаваемым на базе акционерных обществ энергетики и электрификации, придается статус “гарантирующих поставщиков”, обязанных заключиить договор на поставку с любым, обратившимся к ним покупателем, в закрепленной за ними зоне. Гарантирующие поставщики будут осуществлять поставку электроэнергии на основе регулируемых тарифов, величина которых должна регулярно пересматриваться с тем, чтобы соответствовать реальной стоимости электроэнергии. Величина розничного тарифа должна определяться как сумма оптовой цены электроэнергии, величины оплаты услуг на передачу и распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки. Деятельность сбытовых компаний, на начальных этапах реформирования, осуществляется в условиях государственного регулирования, минимизирующих возможность проявления недобросовестности по отношению к потребителям.

На завершающем этапе развитияформирования конкурентных конкуренции на розничных рынккеов генерации и сбыта электрической энергии, Правительство Российской Федерации осуществляет контрольные функции на данных рынках с учетом антимонопольного законодательства там,. где осуществлен переход к конкурентному рынку. На рынках, где по технологическим (техническим) и экономическим причинам невозможно развитие конкуренции, сохраняется государственное регулирование.

На начальном этапе необходимо учитывать региональную специфику розничного рынка электроэнергии, темпы и особенности его создания и функционирования должны согласовываться с условиями хозяйствования в регионах, техническими особенностями распределения электроэнергии, уровнем развития экономики регионов и социальным положением отдельных групп населения. На завершающем этапе условия функционирования на конкурентном рынке всех хозяйствующих субъектов в электроэнергетике должны быть одинаковы, и зависеть не от региональной специфики, а от условий развития и функционирования рынка электроэнергетикии в целом.

2. Реструктуризация электроэнергетики

В результате реструктуризации электроэнергетики должны быть созданы:

- инфраструктура отрасли, включающая системного оператора, администратора торговой системы и национальную электрическую сеть;

- коммерчески и технологически эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении участники рынка.

Процесс реструктуризации электроэнергетики охватит РАО “ЕЭС России”, его дочерние и зависимые общества, предприятия коммунальной энергетики и иные организации – владельцы ы электрических сетей, а также будет включать в себя реорганизацию федеральных государственных предприятий атомной энергетики.

2.1. Создание единой национальной электрической сети

С целью сохранения и укрепления единой электроэнергетической системы страны и создания условий для эффективного функционирования оптового рынка электроэнергии должна быть сформирована единая национальная электрическая сеть, являющаяся технологической основой функционирования оптового рынка электроэнергии и Единой энергосистемы в целом. В ее составе должны быть объединены все системообразующие сети, включая межсистемные связи, позволяющие:

укрепить интегрирующую роль единой электроэнергетической системы и объединить производителей и потребителей электроэнергии в конкурентный оптовый рынок;

повысить энергетическую безопасность государства;

обеспечить непосредственное подключение всех регионов России, связанных с ЕЭС, к единой национальной электрической сети;

реализовать преимущества совместной работы объектов электроэнергетики, присоединенных к единой национальной электрической сети;

обеспечить надежную и эффективную передачу электроэнергии и поддержание общего баланса мощности;

гарантировать недискриминационный доступ продавцов и покупателей электроэнергии на рынок электроэнергии;

способствовать эффективному интегрированию российской электроэнергетики в зарубежные рынки электроэнергии.

Создание единой национальной электрической сети и становление конкурентного рынка электроэнергии позволит перейти к оплате услуг по передаче электроэнергии на основе регулируемых уполномоченными государственными органами тарифов с учетом необходимости накопления финансовых ресурсов для развития сетевой инфраструктуры.

На этапе становления рынка, Федеральная сетевая компания создается как 100% дочернее предприятие РАО “ЕЭС России”. В дальнейшем, может обеспечиваеться ется непосредственное участие государства в уставном капитале Федеральной сетевой компании. с соответствующим уменьшением капиталадоли РАО “ЕЭС России”. В конечном итоге, доля государства в капитале Федеральной сетевой компании будет увеличена по сравнению с долей государства в капитале РАО “ЕЭС России” перед началом реформирования.

Электрические сети, входящие в состав акционерных обществ энергетики и электрификации, иных энергетических и других организаций, должны быть обособлены в дочерние общества, которые впоследствии преобразуются в дочерние общества Федеральной сетевой компании. В случае невозможности осуществления таких преобразований, дочерние общества передаются под управление Федеральной сетевой компании.

Единая национальная электрическая сеть и распределительные сети являются естественной монополией, что обуславливает регулирование их деятельности со стороны государства в пределах, определенных федеральными законами.

На период становления рынка и сохранения контроля со стороны РАО “ЕЭС России” за сектором производства и сбыта электроэнергии, в учредительных документах и нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность Федеральной сетевой компании, предусматривается участие представителей государства и участников оптового рынка в органах управления Федеральной сетевой компании.

С целью ускоренного развития электрических сетей и привлечения для этого частного капитала, предусматривается возможность частного строительства линий электропередачи в порядке и на условиях, определяемых федеральным законом. При этом тариф на передачу по сетям, построенным с участием частного капитала должен предусматривать необходимую норму прибыли на вложенный капитал, величина которой устанавливается регулирующим государственным органом.

2.2. Создание единой системы диспетчерского управления (системного оператора)

В процессе реструктуризации отраслэлектроэнергетики должна быть также сохранена и укреплена единая система оперативно-диспетчерского управления отраслью, посредством создания системного оператора на базе Центрального диспетчерского управления РАО “ЕЭС России” и объединенных диспетчерских управлений РАО “ЕЭС России”. Основными задачами системного оператора должны стать составление и исполнение балансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежности и функционального единства энергосистемы страны и обеспечение показателей качества электроэнергии.

В целях выполнения возложенных на него задач, системный оператор оказывает системные услуги по управлению режимами работы энергосистемы всем участникам рынка.

Системный оператор организует деятельность по прогнозированию потребления электроэнергии на рынке электроэнергии и его сегментах. Участие в деятельности по прогнозированию является обязательным для участников организованного рынка.

В целях выполнения возложенных на него задач, системный оператор оказывает системные услуги по управлению режимами работы энергосистемы всем участникам рынка.

Учитывая монопольный характер деятельности системного оператора и его значимость для энергосистемы страны, его деятельность будет находиться под контролем государства, а оплата предоставляемых системным оператором услуг должна осуществляться на основе регулируемых уполномоченными государственными органами тарифов.

Системный оператор создается на первом этапе как 100% дочернее предприятие РАО “ЕЭС России”. На период становления рынка и сохранения контроля со стороны РАО “ЕЭС России” за сектором производства и сбыта электроэнергии, в учредительных документах и нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность Системного оператора, предусматривается участие представителей государства и участников оптового рынка в органах управления Системного оператора. После выводаразделения РАО “ЕЭС России” из на сферысферы производствагенерации и сбытовойсетевой деятельности, допустимо слияние Системного оператора и Федеральной Ссетевой компании.

2.3. Создание централизованной торговой системы оптового рынка и администратора торговой системы

В процессе реструктуризации отрасли создается администратор торговой системы, выполняющий функции организатора торговли на оптовом рынке электроэнергии, обеспечения расчетов за поставляемую электроэнергию и оказываемые участникам рынка услуги. Администратор торговой системы должен быть создан участниками конкурентного оптового рынка в форме некоммерческой организации. В целях обеспечения баланса интересов продавцов и покупателей электроэнергии и предотвращения монополизации коммерческой инфраструктуры рынка, учредительные документы Администратора торговой системы:

ограничивают долю участия одного юридического лица или группы аффилированных лиц в органах управления и имуществе Администратора торговой системы;

устанавливают квоты участия в органах управления Администратора торговой системы для отдельных категорий производителей и потребителей электрической энергии;

устанавливают процедуры учета интересов всех субъектов рынка в процессе принятия решений Администратором торговой системы.

Основными функциями администратора торговой системы являются обеспечение равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, разработка правил оптового рынка и надзор за их соблюдением правил оптового рынка, организация системы внесудебного урегулирования споров между участниками рынка и контроль за действиями системного оператора на предмет его влияния на эффективность оптового рынка.

Администратор торговой системы призван организовать систему гарантий и расчетов на рынке электроэнергии, обеспечивающую возможность функционирования рынка на принципе “поставка против платежа”.

Деятельность аАдминистратора торговой системы регулируется уполномоченными государственными органами с целью обеспечения недискриминационных условий для всех участников рынка, в рамках действующего законодательства и в соответствии с утверждаемыми правилами оптового рынка.

2.4. Создание генерирующих компаний

На базе федеральных электростанций, находящихся под управлением РАО “ЕЭС России”, будут созданы крупные генерирующие компании, являющиеся самостоятельными участниками оптового рынка электроэнергии, в состав которых могут включаться конденсационные электростанции акционерных обществ энергетики и электрификации мощностью свыше 500 МВт. При создании таких генерирующих компаний необходимо избежать появления локальных монополий в сфере производства электроэнергии. В процессе создания генерирующих компаний необходимо обеспечить выравнивание стартовых условий хозяйствования этих компаний (в первую очередь в отношении себестоимости генерации электроэнергии), а также публичность и прозрачные принципы процесса формирования генерирующих компаний.

С целью устойчивого функционирования электроэнергетики Российской Федерации, гидро- и гидроаккумулирующие электростанции, обеспечивающие регулирование показателей качества электроэнергии в единой электроэнергетической системе, включаются в состав создаваемых генерирующих компаний на основе каскадного принципа, при котором гидроэлектростанции одного каскада принадлежат одной генерирующей компании.

На период реформирования генерирующие компании создаются как 100% дочерние предприятия РАО “ЕЭС России”. На этапе либерализации оптового рынка электроэнергии, для управления генерирующими компаниями создается управляющая компания, обеспечивающая снятие конфликта интересов в РАО “ЕЭС России”.

Все вновь создаваемые генерирующие компании должны нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение, использование, реконструкцию, модернизацию или вывод из эксплуатации генерирующих мощностей.

В целях стимулирования конкуренции на рынке, должны создаваться механизмы, ограничивающие доминирующее положение генерирующих компаний на оптовом рынке, включая разделение или прямое государственное регулирование. В случае превышения устанавливаемого порога, генерирующая компания обязана либо продать избыточные мощности, либо разделиться на несколько компаний, либо не иметь возможности участвовать в конкурентном рынке, с сохранением государственного регулирования.

Неэффективные, с коммерческой точки зрения, генерирующие мощности под влиянием рыночных факторов будут выводиться из эксплуатации, с дальнейшей их консервацией или реконструкцией с учетом действующих технологических и регламентных ограничений. Основные социальные гарантии работникам, задействованным на таких мощностях, должны обеспечиваться в соответствии с действующим законодательством. Перечень подлежащих выводу из эксплуатации генерирующих мощностей должен быть согласован в порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом. По мере реформирования электроэнергетики будет проведена демонополизация сектора генерации электроэнергии за счет привлечения в него частного капитала (путем выпуска дополнительных эмиссий акций действующих предприятий и вложений в новые объекты) и продажи РАО “ЕЭС России” пакетов акций принадлежащих ему генерирующих компаний. Условием этого, являются:

- становление оптового рынка электроэнергии, позволяющее получить адекватную оценку стоимости акций генерирующих компаний;

- обеспечение эффективного антимонопольного контроля за деятельностью субъектов рынка электроэнергии, гарантирующего соблюдение участниками рынка антимонопольного законодательства и исключающего возможность возникновения доминирующего положения на этом рынке отдельныхх компаний или групп лиц.

2.5. Реорганизация региональных энергокомпаний и реформа энергосбытовой сферы

Реорганизация региональных энергокомпаний – дочерних и зависимых организаций РАО “ЕЭС России” будет направлена на финансовое (на первой фазе) разделение функций по производству, передаче и сбыту энергии при сохранении концентрации управления и организационное (на второй фазе), путем создания дочерних сетевых обществ, а также укрупнение региональных энергоетических компаний (там, где это возможно и целесообразно). В результате уже на первом этапе реформ будут сформированы финансово устойчивые и инвестиционно привлекательные региональные энергетические компании с высокой степенью прозрачности их хозяйственной деятельности.

Сбытовая деятельность на розничном рынке электроэнергии в соответствии с настоящими Основными направлениями государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации, в конечном итоге выделяется в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. На завершающем этапе реформ любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям и условиям, приобретает право осуществлять указанный вид деятельности. При этом потребителям, обслуживаемым любой сбытовой компанией, должен быть обеспечен недискриминационный доступ к распределительным сетям. Независимые сбытовые компании будут поставлять электроэнергию потребителям по свободным (договорным) ценам. Любой потребитель, удовлетворяющий требованиям к минимальному объему потребления, и оснащенный необходимыми системами коммерческого учета электроэнергии, имеет право на покупку электроэнергии у независимой сбытовой компании.

Сбытовым компаниям, создаваемым на базе акционерных обществ энергетики и электрификации, будет присвоен статус гарантирующих поставщиков, порядок деятельности которых разрабатывается и утверждается государственным регулирующим органом. В целях укрепления платежной дисциплины на рынке, допускается укрупнение гарантирующих поставщиков на межрегиональной основе. По мере становления рынка, статус гарантирующего поставщика, может быть присвоен любой сбытовой компании путем проведения тендеров, порядок проведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации. На региональных рынках допускается совмещение сбытовой деятельности с производством электрической энергии на собственных электростанциях.

Количество гарантирующих поставщиков и границы зон обслуживания будут определены на первом этапе реформирования. При этом в каждой зоне обслуживания, в качестве гарантирующего, будет выступать только один поставщик.

На период реформирования должна быть создана система поддержки малообеспеченных слоев населения за счет источников и в порядке, установленныхом Правительством Российской Федерации. Система поддержки будет строиться на принципах:

адресной поддержки потребителей, при этом по мере подъема экономики число и размер таких групп будет сокращаться;

финансирования системы поддержки как за счет отчислений участников оптового рынка, так и бюджетных средств, причем, доля отчислений участников рынка должна неуклонноа снижаться;

обеспечения целевого использования средств, направляемых на поддержку потребителей.

III. Нормативно-правовое обеспечение реформирования электроэнергетики и система государственного регулирования

Реформа электроэнергетической отрасли должна осуществляться при непосредственном участии и контроле государства за ходом ее проведения.

Принятие решений по отдельным направлениям реформирования и проведение государственной политики в этой области должно обеспечиваться Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а также представителями государства в органах управления энергокомпаний.

При разработке нормативной базы приоритетными являются проекты федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации” (в части правовых норм, включенных в параграф 6 главы 30 кодекса), “Об электроэнергетике”, о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”, “О естественных монополиях”, “О федеральных энергетических системах”.

Обеспечивая реализацию настоящих Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации, в развитие положений принимаемых федеральных законов Правительство Российской Федерации осуществляет:

разработку и принятие комплекса нормативных правовых актов, определяющего основы функционирования рынка электроэнергии;

уточнение структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти и иных органов, регулирующих отношения на рынке электроэнергии, и деятельность его участников.

Федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с возложенными на них функциями по регулированию отношений на рынке электроэнергии обязаны обеспечить единство проводимой государственной политики и принятие нормативных правовых актов по реформированию отрасли, руководствуясь настоящими Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации.

Особую роль приобретает контроль государства за ходом проведения реформы, включая:

контроль за соблюдением всеми участниками рынка электроэнергии требований федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в части поддержания договорной и финансовой дисциплины;

контроль за соблюдением субъектами оптового рынка электроэнергии требований и условий, предусмотренных нормативными актами, регулирующими рынки электроэнергии;

контроль за соблюдением субъектами рынка антимонопольного законодательства субъектами рынка.

В период реформирования, в тех секторах, в которых сохраняется регулирование тарифов, необходимо полностью изменить подход к тарифному регулированию путем:

обеспечения единства принципов и методик установления тарифов на всей территории страны;

обеспечения уровня тарифов, гарантирующих инвестиционную привлекательность соответствующих секторов, за счет включения в тариф норм возврата капитала с учетом его доходности;

обеспечения регулирования тарифов на тепловую энергию, учитывающего доход от продажи на конкурентном оптовом рынке электроэнергии, производимой за счет комбинированной выработки.и.

обеспечение недискриминационных условий и поэтапный отказ от перекрестного субсидирования в тарифах на все виды продукции и услуг, особенно в части тарифа на услуги по передаче электроэнергии, что является необходимым условием обеспечения прав равного доступа к услугам естественных монополий.

Особое значение для инвестиционной привлекательности электроэнергетики будет иметь обеспечение прозрачности, стабильности и предсказуемости решений органа государственного регулирования. В процессе реформирования электроэнергетики необходимо провести коренное изменение системы регулирования, для достижения поставленных целей.

IV. Защита прав инвесторов, кредиторов, акционеров при проведении реформы электроэнергетики Российской Федерации

Важнейшим направлением государственной политики при реформировании электроэнергетики страны является обеспечение защиты имущественных прав и интересов российских и иностранных инвесторов, кредиторов и акционеров. Решения о реструктуризации предприятий отрасли, действующих в организационно-правовых формах открытых акционерных обществ, должны приниматься в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о защите прав инвесторов и акционеров.

В ходе реструктуризации электроэнергетики РАО “ЕЭС России”, акционерные общества энергетики и электрификации, иные организации электроэнергетики созданные в организационно-правовой форме открытого акционерного общества обязаны, безусловно, следовать принципам:

обеспечения прав собственности акционеров на принадлежащие им пакеты акций;

обеспечения права каждого акционера на участие в обсуждении и принятии решений, связанных с проведением структурных преобразований, затрагивающих или могущих затронуть его охраняемые законом права;

обеспечения права каждого акционера на доступ ко всей информации, связанной с проведением структурных преобразований, затрагивающих или могущих затронуть его охраняемые законом права.

В процессе реструктуризации энергетических предприятий, созданных в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ, при отсутствии рыночной оценки стоимости их активов, необходимо следовать принципу сохранения структуры акционерного капитала и размеров пакетов акций каждого акционера во вновь создаваемых акционерных обществах, в которые передаются пакеты акций и (или) иное имущество реструктурируемых энергетических предприятий.

В процессе реорганизации, при совершении сделок по отчуждению крупных объектов электроэнергетики или передаче их в уставный капитал вновь создаваемых субъектов электроэнергетики будут приняты меры по урегулированию взаимоотношения с кредиторами и обеспечена защита их прав и законных интересов.

V. Этапы реформирования электроэнергетики

При проведении реформы электроэнергетики необходимо синхронизировать по срокам осуществления мероприятия, направленные на трансформацию существующего федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и разработку правил его функционирования, а также мероприятия по реструктуризации предприятий отрасли.

Реформа должна основываться на прочной нормативной базе, формирование которой должно иметь опережающий характер.

Переход к конкурентному оптовому рынку должен носить последовательный характер и будет предусматривать последовательное осуществление реформы в течение трех взаимосогласованных этапов.

Первый этап проведения реформы должен быть осуществлен в течение трех лет. В ходе этого этапа должны быть предприняты меры по реструктуризации предприятий электроэнергетики и отработки механизмов функционирования конкурентного рынка электроэнергии.развитию федерального оптового и региональных рынков электроэнергии. Первый этап включает в себя две фазы продолжительностью по полтора года каждая.

В рамках первой фазы будут осуществлены следующие мероприятия:

определен перечень, подготовлены и внесены в Федеральное собрание проекты необходимых законодательных актов, в том числе федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации”, “О федеральных энергетических системах”, “Об электроэнергетике”, “О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию”, “О естественных монополиях”;

разрабатываютсяотаны правила работы конкурентного оптового рынка электроэнергии с учетом переходного этапа.;

проводится внутренняя реструктуризация РАО “ЕЭС России” и создаются:

- федеральная сетевая компания как 100% дочернее общество РАО “ЕЭС России”. В этом обществе будут сосредоточены сети, принадлежащие РАО “ЕЭС России”;.

- генерирующие компании, которые создаются, на базе федеральных электростанций и будут являться 100% дочерними обществами РАО “ЕЭС России”. Порядок создания генерирующих компаний, устанавливается Правительством Российской Федерации;.

- системный оператор путем объединения ЦДУ и ОДУ. Системный оператор создается как 100% дочернее общество РАО “ЕЭС России”. Одной из задач системного оператора будет формирование системы прогнозирования спроса на ФОРЭМ и региональных рынках.

сформированы генерирующие компании на базе атомных электростанций, входящих в структуру Минатома Российскойии Федерации и концерна “Росэнергоатомреформируется атомно-энергетический комплекс путем образования одной или нескольких генерирующих компаний”;

создается администратор торговой системы как некоммерческая организация.;

начинается внутренняя реструктуризация отдельных АО-энерго путем выделения из них 100% сетевых дочерних обществ, с последующим переводом управления в Федеральную сетевую компанию или их объединения с Федеральной сетевой компанией;;.

обществам, осуществляющим сбыт электрической энергии, присваивается статус гарантирующих поставщиков.;

осуществляется тарифное регулирование (ценообразование) на федеральном оптовом рынке и региональных рынках в следующих пределах:

на федеральном оптовом рынке (ФОРЭМ):

- прекращается регулирование новых независимых производителей, а также производителей не входящих в РАО “ЕЭС России”, Минатом России и акционерные общества энергетики и электрификации;

- вводится тариф на передачу по электрическим сетям федеральной сетевой компании и дочерних обществ АО-энерго;

- устанавливаются тарифы на сопутствующие услуги системного оператора, администратора торговой системы, сопутствующие услуги сетевых дочерних обществ АО-энерго;

- сохраняется регулирование тарифов для поставщиков на ФОРЭМ и тарифов с ФОРЭМ в том числе, в виде предельных минимальных и максимальных тарифов;

на региональных рынках:

- прекращается регулирование новых независимых производителей, а также производителей не входящих в РАО “ЕЭС России”, Минатом России и акционерные общества энергетики и электрификации;

- вводится формула цены потребительского рынка, зависящая от цены на оптовом рынке;

- производителям предоставляется право на ежемесячное обращение в регулирующий орган для изменения тарифов при возникновении существенных факторов увеличения издержек;

- вводятся тарифы по зонам суток.

на оптовом рынке формируется сектор торговли по нерегулируемым ценам в объеме 5-15% от продаж.

создается единая вертикаль системы регулирования;

обеспечивается поддержание резерва генерирующих мощностей, а также развитие инфраструктуры, необходимой для перехода к конкурентному рынку;

формируется платежная система рынка на условиях предварительной оплаты.

Вторая фаза.

продолжение и завершение реструктуризации АО-энерго. Разрешается слияние реструктурированных АО – энерго и их дочерних обществ;

расширяется число субъектов оптового рынка;

вводится коммерческое диспетчирование поставщиков;

совершенствуется платежная система рынка с формированием расчетного центра;

запускаются механизмы форвардных и фьючерсных контрактов;

завершается формирование системы изучения и прогнозирования спроса;

создание единой вертикали системы регулирования;

определяется механизм использования сверхприбыли ГЭС; для финансирования системы поддержки малообеспеченных слоев населения, преодоления социальных последствий реформирования электроэнергетики, строительства приоритетных объектов электроэнергетики (в первую очередь расширение возможностей сетей электропередачи);

разработаны индивидуальные проекты реформирования изолированных энергосистем и начата их реализация;

создана система поддержки малообеспеченных слоев населения;

разрабатывается механизм преодоления социальных последствий реформирования электроэнергетики, строительства приоритетных объектов электроэнергетики (в первую очередь расширение возможностей сетей электропередачи);

введены в действие правовые акты, разработанные в рамках первой фазы реформирования;

В результате осуществления первого этапа будут созданы условия для работы конкурентного рынка энергии, достигнута финансовая прозрачность АО-энерго. При этом, становление конкурентного оптового рынка, будет дополнительно способствовать дооценке стоимости активов всех участников рынка, что создаст дополнительные факторы, содействующие привлечению инвестиций и выходу государства и РАО “ЕЭС России” из конкурентных секторов производства и сбыта электроэнергии.

Второй этап проведения реформы займет два – три года и является периодом становления оптового и розничных рынков электроэнергии на территории Европейской, Уральской и Сибирской энергозон. Завершается формирование конкурентного рынка с прекращением регулирования цены электрической энергии и сохранением регулирования тарифов на передачу и сопутствующие услуги.

введены в действие правила работы конкурентного оптового рынка электроэнергии, определен порядок взаимоотношений его участников на принципах полноценной конкуренции и порядок перехода к ценообразованию на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения;

закончено, в основном, формирование правовой базы функционирования конкурентного рынка электроэнергии с учетом накопленного опыта;

проводится реструктуризация федеральной сетевой компании путем слияния (поглощения) с региональными сетевыми обществами;

производится разделение РАО “ЕЭС России” на два общества, одно из которых будет управлятьдержателем пакетов акций генерирующимих компаниямий и АО-энерго, а другое общество (с сохранением наименования РАО “ЕЭС России”) держателем пакетом акций Федеральной сетевой компанией и Системнымого операторома;

для управления генерирующими компаниями создается управляющее общество, обеспечивающее снятие конфликта интересов в РАО “ЕЭС России”, владеющим на переходном этапе генерирующими и сетевыми активами;

начинается выход РАО “ЕЭС России” из уставных капиталов генерирующих компаний, в том числе путем привлечения инвестиций в их уставный капитал;

создаются независимые сбытовые компании;

проводится анализ и совершенствование системы саморегулирования рынка;

формируются условия для развития конкуренции на региональных рынках;

формируется система управления изолированными энергосистемами.

В результате второго этапа будет в основном проведена реструктуризация РАО “ЕЭС России”. Сформирована система ценового регулирования на оптовом и региональных рынках. Созданы условия для широкомасштабного привлечения инвестиций.

Третий этап проведения реформы должен быть осуществлен в течение трех-четырех лет. Его основным содержанием станет обеспечение притока инвестиций в конкурентные сектора электроэнергетики. В ходе этого этапа должны быть осуществлены следующие мероприятия:

производится реорганизация завершение отделения РАО “ЕЭС России” от генерации и сбыта и превращение РАО “ЕЭС России”его путем объединения с Фв федеральнойую сетевуюой компаниейюи и Системногоым оператораом;;

производится привлечение инвестиций в капитал генерирующих компаний и электростанций;

В результате третьего этапа будет закончено формирование конкурентных оптового и розничных рынков электроэнергии. Достигнут высокий уровень конкуренции в секторах производства и сбыта электроэнергии, государство перестанет выполнять несвойственные ему функции хозяйственного управления конкурентными секторами энергетики.

29.05.2001


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList
     

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"