Проблемы реализации селянами своей продукции продолжают обостряться.
Одна из причин в том, что сокращаются государственные закупки, в этой сфере царят неразбериха и коррупция, а рыночная инфраструктура не развита.
С 1994 г. до середины 1997 г. основным агентом по государственным закупкам сельхозпродукции и продовольствия была Федеральная продовольственная корпорация (ФПК), созданная Минсельхозпродом. Она получала бюджетные ссуды, товарные кредиты и кредиты банков под гарантии Минфина. Корпорация не могла конкурировать с коммерческими структурами, которые закупали продукцию в ранние сроки и по низким ценам, а затем перепродавали ее, в том числе федеральному фонду, по более высоким. В результате средства из бюджета перекочевывали на счета коммерческих структур, повышались розничные цены на продовольствие. ФПК, не имея своих складов, передоверяла поставки посредникам ("уполномоченным компаниям"), не забывая о своих комиссионных. Летом 1996 г. прежний руководитель ФПК был снят с поста и прокуратура возбудила 15 уголовных дел, пытаясь отыскать исчезнувшие огромные суммы.
Задания по поставкам в федеральный фонд зерна в 1996 г. были выполнены лишь на 19%, масличных культур - на 20, молока и молокопродуктов - на 10, мяса и мясопродуктов - на 1%. ФПК, с октября 1996 г. ставшая монопольным поставщиком продовольствия для Минобороны, завалила и это дело, поставив из 322 тыс. т заказанного продовольствия лишь 35 тыс.
Работа Федеральной продовольственной корпорации опорочила саму идею создания торгово-закупочных корпораций. В середине 1997 г. ФПК формально была ликвидирована, но возродилась как Федеральное агентство регулирования рынка, у которого почти те же функции. Оно унаследовало многотриллионную задолженность своей предшественницы перед государством. Специалисты сомневались, что агентство сумеет рационально стимулировать агросферу с помощью заказов со стороны государственных потребителей.
В других странах государство в лице таких корпораций гарантирует производителям приобретение определенного объема их продукции и по фиксированным ценам. Это позволяет оценить эффективность изготовления продукта при указанной цене. Если условия реализации продукции грозят снижением доходности до опасной черты, для поддержки товаропроизводителей проводятся закупочные интервенции или используются гарантированные цены, которые должны обеспечить возмещение нормальных производственных издержек и прибыль, необходимую для расширенного производства. А товарные интервенции позволяют защитить потребителей (покупателей), увеличивая предложение продукции из государственных фондов и тем самым способствуя снижению рыночных цен.
Российские же крестьяне вынуждены сбывать свою продукцию перекупщикам, которые расторопнее государственных структур и пользуются безвыходностью сельских производителей, особенно в районах, отдаленных от городских рынков, где остро стоит проблема реализации излишков продукции личных подсобных хозяйств. Эти хозяйства пытаются добровольно объединяться в торогово-закупочные и перерабатывающие кооперативы.
К примеру, в Тобольском районе Тюменской области владельцы личных подсобных хозяйств учредили сбытовой сельскохозяйственный кооператив "Север", который закупал у населения молоко, перерабатывал на молокозаводе и реализовывал через свои торговые точки. В областной кооператив "Молоко", помогавший осваивать прогрессивные технологии переработки, вошли 33 первичных кооператива. Несколько десятков предприятий различного производственного направления объединились в областной сбытовой кооператив "Юрга" для переработки и реализации продукции, а также транспортного обслуживания.
В целом по России действуют более 2,8 тыс. торгово-сбытовых кооперативов. Успеху их работы мешают давящее налогообложение, недостаток оборотных средств, недоступность кредитов. Лучше они развиваются там, где встречают поддержку администрации региона. К примеру, в Орловской области к середине 1997 г. было создано 49 кооперативов по работе с личным подворьем. Они получили от администрации области беспроцентные ссуды, а те из них, которые свыше половины производственных услуг оказывали личным подсобным хозяйствам, были освобождены от уплаты в областной бюджет налогов на прибыль, имущество, землю, взносов в территориальный дорожный фонд.
Позиция Минсельхозпрода - производители молока, мяса, пшеницы, сахарной свеклы должны действовать не поодиночке, а вместе, создавая районные, региональные, федеральные союзы, в рамках которых они смогут работать с меньшими издержками и больше зарабатывать. Тем, кто уже работает успешно, по мнению министра сельского хозяйства, государство должно помогать в первую очередь, пока же наоборот - помогает тем, кто работает неэффективно, не может справиться с воровством.
Есть примеры того, как проблема с закупочными ценами решается без участия государства. Молокозаводы, пользуясь слабостью производителей молока, занижают закупочные цены. Производители вынуждены работать в убыток, снижать поголовье. Четыре года назад объединились 32 молочных хозяйства Ленинградской области и единым пулом выработали взаимовыгодные условия с заводом "Петербургское молоко", договорились об устраивающих всех ценах. К тому же теперь молокозавод оптом закупает для производителей ГСМ и комбикорма, что снижает их издержки на 10%. Все это происходит по соглашению, без создания юридического лица, каждый понимает свою выгоду.
В 1998 г. сельхозпроизводители реализовали на рынках, через собственную торговую сеть, на биржах, через предприятия общественного питания и по бартеру 87% зерна, 61% мяса, 33% молока, остальное продали организациям, проводящим закупки для государственных нужд.
Существенно осложняет сбыт сельхозпродукции административный диктат в регионах. Противоречащие Конституции незаконные ограничения товарных потоков, разрушающие единый российский рынок, не встречают должного отпора у федеральных властей.
Запреты на вывоз сельскохозяйственной продукции стимулированы переоформлением задолженности субъектов Федерации по товарному кредиту 1996 г. в ценные бумаги. Для погашения этой задолженности до заполнения региональных фондов администрация запрещает вывозить зерно за границы региона тем, кто не рассчитался по своим долгам. В результате хозяйства, имеющие перспективу более выгодного сбыта (иногда экспорта), вынуждены поставлять ее в региональные фонды по более низкой цене. Зернопроизводители несут огромные потери от запретов на вывоз и теряют потенциальную возможность самостоятельно расплатиться с накопленными долгами.
Есть регионы, в которых администрация незаконно, в приказном порядке, назначает цены, ниже которых хозяйства продавать не вправе. Крестьяне согласились бы и на более низкие цены, поскольку остро нуждаются в деньгах, но вынуждены сдавать зерно на элеваторы, которые берут высокую плату за его хранение. Но продать по высоким ценам чаще всего не удается. Придержанное зерно уходит за бесценок или его используют внутри хозяйства.
В реализации сельскохозяйственной продукции (особенно зерна) активную роль продолжает играть бартер. Для зерносеющих регионов характерны натуральные платежи в налоговые органы, распространена практика покупки долгов сельскохозяйственных предприятий за поставки продукции. Поскольку основная часть сельхозпродукции реализуется по прямым договорам и товарообменным операциям, рынок остается непрозрачным, не складывается механизм ценового выравнивания. Официальная статистика слабо отражает реальные цены на сельхозпродукцию.
За деньги зерна всегда продавалось мало. В годы высокой инфляции хозяйства выживали на товарном кредите. Хотя правительство отказалось от товарного кредита, его предоставляют местные администрации, заготовители, переработчики, поставщики горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений - за счет собственных средств и централизованных льготных кредитов. Практически все они требуют возврата выданных кредитов в натуре. В результате пропорции обмена (например, зерна на ГСМ) включают в себя средние ставки банковского процента. Поставщики закладывают в цены и другие свои риски. Селянам это невыгодно, но деваться некуда. Даже до банковского кризиса банки отказывали им в кредитах из-за отсутствия залога.
Схемы торговли зерном изощренные и запутанные. В многоходовых комбинациях присутствуют векселя, налоговые освобождения, взаимозачеты и взаимопоставки. Цепочка выглядит примерно так: за топливо и удобрения получают зерно, отдают его комбикормовому заводу, комбикорм поставляют птицефабрике под гарантии местной администрации, которая расплачивается малоликвидными векселями металлургического завода и т.д. На каком-то этапе могут появиться деньги.
Например, дочерняя компания бывшего "Инкомбанка" - "Агроинком" использовала три схемы торговли зерном: долгосрочную, краткосрочную и чисто спекулятивную. Долгосрочная схема была рассчитана на 5-6 лет. Компания под гарантии банков ("Экспортно-импортный банк США", "Инкомбанк") получала западную технику (в частности, комбайны "Джон Дир") и поставляла ее непосредственно производителям (хозяйствам Краснодарского и Ставропольского краев) или МТС. После уборки урожая компания получала зерно, которое реализовывала через торговый отдел. Деньги возвращались в банк. Краткосрочный бизнес (5-7 месяцев): под гарантии банка компания получала у западных фирм средства химзащиты и удобрения, у наших нефтяников - топливо и в форме товарного кредита отдавала все это хозяйству в обмен на зерно. После продажи зерна деньги поступали в банк. Спекулятивные операции: зерно покупалось за деньги и продавалось переработчику либо банк кредитовал переработчика, которому компания "Агроинком" поставляла зерно.
Большие надежды связываются с крупными вертикально-интегрированными структурами, охватывающими всю цепочку - от сырьевой базы до продажи готового продукта. Интегрируются, как правило, мощные перерабатывающие предприятия или оптовики, владеющие значительной долей рынка. Так, зерновая компания "ОГО" не только торгует зерном, но и владеет предприятиями, производящими крупы, муку, растительное масло, мясо птицы. Она поставляет продукты нефтезаводу, получает у него солярку и передает ее в хозяйства, выращивающие семена подсолнечника, семечки перерабатывает в масло, шрот отдает на свой комбикормовый завод, оттуда получает корм для птицеферм, продает мясо птицы и растительное масло. По мнению работников "ОГО", чем длиннее цепочка, тем выше рентабельность и конкурентоспособнее продукция.
Производители мясной и молочной продукции озабочены сокращением отечественной сырьевой базы, в то время как импортное сырье растет в цене. Крупные переработчики покупают хозяйства, обеспечивающие их сырьем, или предлагают им в договорах нечто большее, чем просто его закупки. К примеру, Черкизовский АПК включил в холдинг несколько птицефабрик, свиноферму и хозяйство по выращиванию крупного рогатого скота.
Более дешевый способ интеграции практикует крупная фирма "Омский бекон". Она не покупает хозяйства, а берет в долгосрочную аренду их земли и основные фонды, проводит реконструкцию, запускает молодняк на откорм, имеет 15 тыс. голов свиней, свой комбикормовый завод, развивает торговую сеть, что позволяет ей сокращать издержки. В результате фирма стала лидером на омском рынке, вытеснив почти весь импорт животноводческой продукции.
Крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие Ленинградской области "Петмол" в 1997 г. заключило договоры с несколькими хозяйствами о технической поддержке и перестройке технологии производства молока. В итоге за год надои увеличились с 2500 до 5800 л на одну корову.
Активно создававшиеся в последние два года вертикально-интегрированные структуры показали, что они могут решать проблемы сырьевой базы, сбыта и финансирования. Но никто не гарантирует, что завтра лоббисты не пробьют льготные пошлины для импортных окорочков, ячменя или макарон, поэтому эти структуры объединяются в отраслевые и межотраслевые союзы, что позволяет их участникам согласовывать действия, меньше зависеть от политической конъюнктуры, справляться с насыщением рынка продовольствием, не выпрашивая бюджетных ассигнований.
Несколько лет назад первым в АПК был образован Зерновой союз, в 1998 г. - Мясной и Масложировой. Зерновой союз возрождает биржевую торговлю зерном, собирает и распространяет среди участников рынка конъюнктурную и аналитическую информацию. Она чрезвычайно важна, так как позволяет планировать и прогнозировать необходимые объемы производства сырья и готовой продукции, проводить гибкую таможенную политику. По инициативе Мясного союза до 10% был снижен НДС на мясные продукты, проанализирована деятельность мясных импортеров, от демпинга которых бюджет и российские предприятия потеряли значительные средства.
Масложировой союз способствовал тому, что с января 1999 г. правительство ввело лицензирование экспорта семян подсолнечника и 10-процентную экспортную пошлину. Правда, мера запоздала: значительная часть семян была уже вывезена, а остальное все равно будет реализовано за рубежом, поскольку отмена контрактов обходится экспортерам слишком дорого. Но для отечественных производителей важно уже то, что создан прецедент. В следующем году нужно задолго до сбора урожая вести речь о квотировании, а не о пошлинах, которые могут не остановить вывоз из-за большой разницы экспортных цен и цен производителя.
Важным элементом рыночной инфраструктуры в развитых странах являются оптовые продовольственные рынки (ОПР) при мегаполисах. Наиболее яркий пример - французский "Ранжис", раскинувшийся на площади 230 га в 30 км от Парижа и ставший достопримечательностью города. В России решение о создании оптовых продовольственных рынков было принято в 1994 г. В Волгограде, Астрахани, Туле, Тольятти, Кемерове, Новокузнецке, Владимире они уже работают, в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Твери и Ростове должны открыться в ближайшее время, а к 2000 г. они появятся в 28 субъектах Федерации.
Оптовый продовольственный рынок - юридическое лицо, которое организует и регулирует оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в определенном месте по установленным правилам. ОПР могут учреждаться как акционерные общества или унитарные предприятия. Разработан проект закона "Об оптовых продовольственных рынках".
ОПР - не просто торговля, а система организаций. Это комфортабельное помещение, предназначенное для хранения товаров и заключения сделок, филиалы банков (для ускорения платежей) и страховых компаний, система информационного обеспечения, службы безопасности (финансовой и физической), автостоянка для всех видов транспорта. Оптовые продовольственные рынки позволяют снизить число посредников с трех-четырех до одного, а торговую наценку - со 100 до 30%, легализовать капиталы, которые обращаются на диком рынке продовольствия, обложить их налогами, контролировать качество скоропортящейся продукции.
Оптовый рынок, как правило, ориентирован на продовольственное обеспечение 1 млн жителей и требует примерно 50 га площади. К торгам допускаются только зарегистрированные оптовые продавцы и оптовые покупатели, а розничным в лучшем случае отводятся определенные часы.
К примеру, акционерное общество "Волгоград - оптовый продовольственный рынок" создало условия для торговли на 36 га. Здесь действуют 220 оптовых фирм с ежедневным оборотом 8 млн рублей. В перспективе семь ОПР в Волгограде будут обеспечивать межрегиональные товарные потоки, вести ценовой мониторинг, создавать условия товарных интервенций для восстановления баланса между спросом и предложением. Предполагается, что московские оптовые рынки будут специализированными - рыбные, мясные, плодоовощные. Стоимость строительства одного рынка оценивается в 20 млн долларов.
Не менее важны для развития рыночных отношений товарные биржи. В России биржевая торговля идет, но недостаточно активно. В 1997 г. начались форвардные торги зерном на Нижегородской агропромышленной бирже, на Московской зерновой бирже проводятся аукционы по закупкам зерна. Однако в 1998 г. через зерновую биржу прошло менее 5% зерна, что нельзя признать нормальным.
Для оживления биржевой торговли Зерновой союз предлагает складскую расписку сделать финансовым инструментом, выступающим в качестве залога при кредитовании. Для этого нужно принять закон о переуступаемых складских расписках на зерно.
Складское свидетельство (расписка) подтверждает, что определенное количество такого-то товара склад принял на хранение, и позволяет получить товар обратно или передать право собственности на него другому лицу (сделав на свидетельстве передаточную надпись - индоссамент) без перемещения товара. Свидетельство может быть простым или двойным - складское и залоговое (варрант), которые можно отделить друг от друга. Держатель складского свидетельства с неотделенным варрантом вправе получить товар со склада. Отделенный варрант означает, что этот товар обременен залогом - под него выдан кредит и в доказательство кредитору вручен варрант. Держатель складского свидетельства освободит складированное имущество от залога, если внесет сумму, обеспечиваемую залогом. Если требования держателя варранта, обеспеченные залогом, не удовлетворены в срок, он вправе продать заложенный товар, из вырученных денег получить сумму кредита и причитающиеся по нему проценты.
Производителей необходимо снабжать информацией о том, что будет пользоваться спросом, сколько нужно посеять, чтобы удалось продать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Выработка стратегии выживания и развития любого предприятия невозможна без учета тенденций развития мирового рынка, информации о производстве конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках продуктов, издержках производства продовольствия в важнейших странах-экспортерах, годовой и сезонной динамике цен, предложения продукции странами-экспортерами, потребностей стран-импортеров. Конъюнктура на рынке конкретного продукта существенно меняется в течение года. Мелкий производитель не в состоянии отслеживать скачки цен и не может точно рассчитать эффективность своего производства. Во многих странах государство финансирует из бюджета обеспечение всех производителей информацией о конъюнктуре рынка, ценах.
Россия перманентно находится в состоянии информационного голода. Долгое время план развития у нас составлялся на основе заданий об объемах производства конкретных продуктов без учета конъюнктуры, складывающейся в мире, технико-экономических параметров производства продуктов, тенденций развития представлений о рациональном питании в мире. Подобная информация никогда не была настольной для руководителей предприятий. Сейчас она еще менее доступна. Скажем, "Российский статистический ежегодник" издается тиражом примерно 5 тыс. экземпляров. Его нет в районных библиотеках, а тем более - у руководителей сельхозпредприятий, которых свыше 26 тыс.
Аналитики обращают внимание на то, что государственная политика в сельском хозяйстве становится распределительной, теряет рыночные элементы. Правительство 7 декабря 1998 г. приняло постановление "О формировании оперативного резерва агропродовольственной продукции" № 1451. Ранее своим распоряжением от 2 октября 1998 № 1415-р оно рекомендовало Сбербанку выделить ФЛК 700 млн рублей с тем, чтобы должники фонда поставили продукцию в оперативный резерв правительства. Им было разрешено вернуть долги продукцией (например, поставить продукцию в воинские части в счет своих долговых обязательств), а кредит Сбербанка должен был пополнить фонд на сумму поставки. Этот механизм не был запущен лишь потому, что у Сбербанка не оказалось кредитных средств.
Казалось бы, вполне безобидная мера, когда и ФЛК пополняется, и создается резерв продовольствия для снабжения спецпотребителей (Вооруженные Силы, госзапас и т.д.). Но с точки зрения функционирования агропродовольственного рынка это классический пример того, как государство разрушает рынок, насаждая бартер. Главная проблема спецпотребителей в этой ситуации заключается не в дефиците продовольствия в стране, а в отсутствии денег для его закупки. Логичнее было выдать кредит Сбербанка этим потребителям, которые по рыночным ценам купили бы продовольствие на рынке, а сельхозпроизводители получили бы солидную сумму, расплатились с ФЛК и развивались в рыночных условиях. А у государства были бы те же обязательства перед Сбербанком.
Но предложено диаметрально противоположное: дать деньги конечному звену всей этой цепи - ФЛК, а крестьян обязать поставить в счет своих долгов продукцию спецпотребителям. Военные и другие получатели агропродовольственной продукции из госфондов лишаются выбора и вынуждены брать те продукты, которые им поставили. Крестьянам диктуется заниженная цена, чтобы увеличить продуктовое покрытие их долгов. Не формируются связи, рыночные институты, поэтому те же проблемы возникнут и в следующем сезоне.
Выплата долгов натуральными продуктами становится основой межрегиональных торговых барьеров: региональные власти запрещают вывоз сельхозпродукции за пределы своих территорий. В связи с этим искусственно занижаются цены на нее, создается дефицит продовольствия в завозящих регионах, выход находят во внерыночном его распределении через госфонды, спецрезервы и т.д. Круг замыкается. Вместо того чтобы бороться с первопричинами - бюджетными долгами перед спецпотребителями и торговыми барьерами между регионами, правительство готово само распределять значительную часть продукции вместо рыночных структур.
|