При разработке политики регулирования продовольственного рынка Правительство исходит из возможностей увеличения отечественного производства. Его рост зависит прежде всего ел создания условий для развития инновационной деятельности в АПК, направленной на модернизацию технологической базы основных отраслей. Опережающее развитие также должны получить те направления деятельности АПК, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке. В ближайшее десятилетие за счет собственного производства можно полностью обеспечить внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне, мясе птицы, яйце, молоке и молокопродуктах, овощах и картофеле. Необходимо принять меры по формированию специализированных зон производства этой продукции и осуществлять разумный торговый протекционизм, не допускающий демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и недобросовестную конкуренцию. В 2001-2010 годы будут создаваться предпосылки к увеличению конкурентоспособности собственного производства говядины и других мясопродуктов. В производстве сахара необходимо поддерживать разумный баланс в использовании импортного и отечественного сырья. Активную роль в регулировании продовольственных рынков должны играть негосударственные организации (отраслевые "продуктовые" союзы и ассоциации), создаваемые на добровольной основе. Они совместно с государственными органами должны способствовать добросовестной конкуренции, минимизации трансакционных издержек, обеспечению информационной прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей. Отраслевые союзы и ассоциации, являясь промежуточным звеном между органами государственной власти и отраслью, представляют интересы предприятий в органах власти. Правовые гарантии деятельности субъектов агропродовольственных рынков будут обеспечены: государственной гарантией прав собственности; системой гарантий выполнения контрактов на поставку продукции, кредитных договоров и т.д. Внешнеторговое регулирование будет ориентировано на решение следующих задач: эффективную интеграцию в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного производителя; принятие ограниченных протекционистских мер временного характера для защиты интересов отечественных производи гелей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производство которых может полностью обеспечивать потребности страны; использование гибких импортных таможенных тарифов; стимулирование экспорта российской агропродовольственной продукции в условиях стабильности ее внутреннего рынка; совершенствование системы таможенного контроля; создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и аттестации агропродовольственной продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества; максимально возможная гармонизация аграрной политики со странами СНГ с учетом создания общего аграрного рынка; ориентация государственных дипломатических и торговых представительств за рубежом на привлечение передовых технологий и поиск рынков сбыта российской продукции. Для содействия развитию рыночной инфраструктуры агропродовольственных рынков будут проводиться следующие меры: разработка биржевых и иных механизмов, обеспечивающих формирование организованных рынков сельскохозяйственной, продукции и продовольствия; расширение государственной системы рыночной информации и консультирования; оптимизация системы санитарного и фитосанитарного контроля, в т.ч. в соответствии с требованиями ВТО; развитие единой системы контроля качества агропродовольственной продукции на всех этапах ее прохождения от поля до конечного потребителя; совершенствование системы стандартов для агропродовольственной продукции; правовое и организационное содействие формированию системы страхования рисков в аграрном производстве; разблокирование рыночных барьеров, обеспечение прозрачности движения товара.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001-2010 ГОДЫ
|