Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Минсельхозпрод
Снабжение села техникой

Финансовый лизинг в АПК

Лизинговые отношения помогают выйти из тупика в случае, когда промышленность не готова предоставить сельчанам технику по приемлемым ценам (они выросли в десятки раз), а без техники невозможно произвести дешевое продовольствие. При посредничестве лизинговой компании могут стать доступными самые дорогие машины и даже их комплексы. В идеале лизинг позволяет эффективнее распределять бюджетные ассигнования, доводить их до тех, кто работает рентабельно и в состоянии вернуть деньги по лизинговым счетам, а также помогает внедрять в сельское хозяйство новые технологии. К тому же если прибыль от освоения инноваций возвращать исследователям в составе лизинговой платы, то вознаграждение будет попадать конкретным разработчикам. Это возможности финансового агролизинга. А что происходит на практике?

Долгое время в этой сфере преобладал административно-распределительный механизм, существовавший и до аграрной реформы. По действовавшей с 1994 г. по 1997 г. схеме все бюджетные средства, отпускаемые на снабжение села техникой, поступали через Минсельхозпрод на счета АО "Росагроснаб". Эта компания была монополистом в материально-техническом снабжении аграрного сектора. Закупленные на заводах комбайны, тракторы и другую технику она передавала крестьянам в рассрочку с оплатой в течение пяти лет (для фермеров и МТС были предусмотрены льготы). На каком-то этапе подключались районные администрации и начинался дележ: этому дать, а этот и так проживет. Порой лизинг использовался в качестве соломинки для утопающих. Полученные от аграриев деньги возвращались в Минсельхозпрод, а оттуда вновь в "Росагроснаб".

Зеленый свет монополизму в агролизинге был дан 16 июня 1994 г. постановлением правительства "Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)" № 686. В соответствии с ним за счет федерального и местного бюджетов был сформирован фонд сельскохозяйственной техники, которая передавалась пользователям на лизинговой основе. О том, что рано или поздно ее надо будет вернуть, постановление умалчивало.

Постановление гасило предпринимательскую инициативу уже тем, что оплата услуг лизинговых компаний не могла превышать 3% остаточной стоимости оборудования. Не были предусмотрены дополнительные услуги по ремонту и уходу за техникой. Не уточнялось, можно ли включать в лизинговую плату амортизационные отчисления. В то же время порядок и сроки внесения платежей были жестко регламентированы. По сути, постановление ввело не лизинг, а продажу техники в кредит. Причем поставщика, оборудование, условия и формы сделок выбирал "Росагроснаб", без учета заявок заказчиков.

По данным Минсельхозпрода, за 1994-1997 гг. по такому лизингу сельскому хозяйству было передано техники на 5 млрд деноминированных рублей (в 1997 г. - 40% всех тракторов и 70% зерновых комбайнов). Для плановой замены сельхозтехники требуется 30-40 млрд рублей ежегодно, тогда как в 1997 г. через "Росагроснаб" прошло лишь 2 млрд. В 1998 г. его специалисты подсчитали, что селу не хватает 100 тыс. тракторов, а сельхозпроизводители приобрели лишь 6,5 тыс.

За последние годы появились лизинговые компании, готовые конкурировать с "Росагроснабом". Для развития конкуренции 29 октября 1997 г. было принято постановление правительства "О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе РФ" № 1367. Оно ввело новый порядок, в соответствии с которым: лизинговые компании должны использовать не только бюджетные средства, но также собственные деньги и кредиты банков. Федеральный и региональные лизинговые фонды формируются на основе бюджетных средств и платежей крестьян за технику, которую они получили в аренду в 1994-1997 гг., - примерно 800 млн новых рублей ежегодно. Регионы могут наращивать фонды за счет кредитов банков и средств местных бюджетов. В 1998 г. средства федерального лизингового фонда составили 4 млрд рублей, в 1999 г. ожидается, что они будут равны 2,3 млрд. Задолженность "Росагроснаба" бюджету, по разным данным, равна от 5 до 7 млрд; бюджетные средства из лизингового фонда решено предоставлять лизинговым компаниям по конкурсу и на возвратной основе. Определять операторов через конкурсы для работы со средствами лизинговых фондов и заботиться о возврате ресурсов должны местные власти. Прежде они влияли на распределение бюджетных денег по территориям, но не были заинтересованы помогать "Росагроснабу" бороться с неплательщиками.

По условиям тендеров с 1998 г. лизинговые компании обязаны вкладывать на один рубль бюджетных денег два рубля собственных средств или кредитов, а также иметь лицензию и опыт поставки сельскому хозяйству техники. Минсельхозпрод намерен заключать с ними соглашения по ограничению цен на технику и услуги для предотвращения монопольного диктата крупных производителей сельхозмашин в условиях децентрализации лизинговой деятельности. Правда, такие соглашения могут носить лишь рекомендательный характер, чтобы не противоречить принципам свободного ценообразования. Победитель конкурса вправе самостоятельно решать, кому доверить технику, чтобы работать с прибылью.

Полученные лизинговой компанией платежи, связанные с привлечением бюджетных средств, возвращаются в федеральный лизинговый фонд и вновь пускаются в оборот. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования определяются правительством и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Ранее по договору финансового лизинга сельхозтехника давалась на срок от 3 до 5 лет, т.е. не учитывались объективные различия в сроках и возможностях окупаемости разных ее видов, что особенно пагубно сказывалось на животноводстве, где техника служит по 10-15 лет. Закон "О лизинге" от 29 октября 1998 г. расширил этот срок, в нем долгосрочным считается лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет.

Не имея возможности оплатить завышенные арендные ставки, многие сельхозпредприятия вынуждены отказываться от лизинга. Если так пойдет и дальше, то средства лизингового фонда будут уходить в основном на машины универсального и многоотраслевого применения, заявки на узкоспециализированную технику начнут неуклонно сокращаться, что приведет к деформации производства. Ждет регулирования и проблема первоначального взноса.

В начале 1999 г. правительство объявило о создании на базе ранее приватизированного "Росагроснаба" общенациональной лизинговой компании, контрольный пакет акций которого передается в управление государству. Эту компанию ориентируют на поддержку отечественного сельскохозяйственного машиностроения, предоставление в аренду на "выгодных условиях" сельхозтехники и организацию машинно-технологических станций.

Машинно-технологические станции

Катастрофическая бедность аграрного сектора заставила Минсельхозпрод вспомнить о существовавших в 50-х годах машинно-тракторных станциях и создать их разновидность - машинно-технологические станции (МТС). За пять последних лет на треть стало меньше комбайнов, тракторов, сеялок, техники для животноводства. В 1997 г. хозяйства были обеспечены тракторами на 56% по отношению к нормативам, зерноуборочными комбайнами - на 60%, дождевальными машинами - на 51%. В 1998 г. нагрузка на основную сельхозтехнику более чем вдвое превысила нормативную. Редко кто из колхозов, АО и фермеров в состоянии самостоятельно обновить парк машин. Зачастую они не имеют нужного набора техники для обработки полей и неспособны возделать почву своими силами.

МТС уже работали кое-где в регионах, когда в начале 1997 г. постановление правительства "О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей" легализовало их официально. В МТС (хотя бы по одной на район) можно сконцентрировать новые сельхозмашины, купив их по лизингу. По замыслу Минсельхозпрода, станции также должны внедрять передовые технологии.

Возможно, МТС станут более гибкими формами кооперации землевладельцев (в частности, товариществ по совместной обработке земли с частными сельхозпроизводителями). Действительно, остро стоит проблема объединения средств фермеров для аренды сельхозмашин. Нормативная площадь обрабатываемых земель для трактора - не менее 100 га, комбайна - 150 га. На фермерских 42 га они не окупаются. Значит, нужно объединяться. Но как? К примеру, в Германии практикуется ринговая система (ринг - круг), при которой фермеры, имеющие в среднем по 15 га, выполняют операции по технологической цепочке, передавая технику от соседа к соседу. Наш же фермер никому комбайн не отдаст, даже если у него на сегодня намечены другие операции. Дорогостоящая машина будет ждать своего часа на приколе. Получается, что выход - в возрождении МТС.

Они возрождаются на базе предприятий сельхозхимии, сервиса, снабжения, мелиорации, ремонтно-технических служб. Учредителями МТС выступают несколько хозяйств района и дочерние фирмы "Росагроснаба" (до недавнего времени "Росагроснаб" был единственной компанией, уполномоченной работать со средствами, направлявшимися из бюджета в лизинговый фонд). В форме потребительских кооперативов зарегистрированы 15% станций, как унитарные муниципальные предприятия - 12% .

Уже созданы более 290 МТС, в стадии организации - свыше 200. По нескольку станций работают в Новосибирской, Курской, Иркутской, Свердловской, Тульской областях, 169 - в Центрально-Черноземном и Уральском районах. Есть регионы, где без участия МТС в 1997 г. не удалось бы ни посеять, ни собрать урожай. На долю МТС приходится 50-80% полевых работ. Но говорить, что там, где аграрии пользовались их услугами, снизилась себестоимость продукции, преждевременно - никто не проводил соответствующих расчетов.

Из-за нехватки средств и низкого качества российских сельхозмашин МТС сталкиваются с немалыми трудностями при комплектации техникой. Резкое сокращение средств из бюджета для Минсельхозпрода привело к тому, что "Росагроснаб" выделил региональным отделениям на приобретение техники для МТС 100 млрд рублей, или лишь 20% запланированных. По оценкам, для плановой замены техники требуется 30-40 млрд рублей ежегодно. Ресурсы же федерального и регионального лизинговых фондов, а также лизинговых компаний-операторов, работавших со средствами фондов, составили в 1998 г. максимум 4-5 млрд рублей.

Проблемы возникают и оттого, что крестьяне расплачиваются с механизаторами один раз в год - выращенной продукцией. В весенне-осенний период станции вынуждены выступать в роли кредиторов, которую они не могут и не должны исполнять. Положение усугубляется тем, что МТС не приравнены к сельхозпроизводителям, поэтому не имеют налоговых льгот. Но им самим надо платить немалые деньги в лизинговый фонд, в бюджет. В итоге станция превращается в хронического должника. Например, Александровская МТС (Ставропольский край) за год работы задолжала 1,7 млрд рублей по лизингу, 600 млн - по налогам. Куда девать полученные от крестьян в виде платы зерно и мясо, станции не знают. Становиться еще и торговцами многим из них не под силу.

Не совсем ясны и перспективы. С одной стороны, когда ситуация в аграрном секторе стабилизируется, крепкие хозяйства, по мнению специалистов Минсельхозпрода, вновь станут сами приобретать технику и постараются отказаться от услуг МТС. Станции смогут выжить, если расширят ассортимент предоставляемых услуг, будут использовать передовые технологии и перерабатывать сельхозпродукцию. С другой стороны, высказываются опасения, что в некоторых районах МТС способны стать монополистами на своих территориях и диктовать крестьянам условия и цены. В таком случае финансовое состояние сельхозпроизводителей ухудшится еще больше.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList
     

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки