Концепция образования России


КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПРОЕКТ)


Введение

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия ХХI века.
Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу.
В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.
В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего среднего образования.

Мировые тенденции развития образования

Процесс развития образовательных систем в современном мире
характеризуется:
- ростом общего уровня образованности населения;
- повышением требований к уровню культуры и профессиональной
квалификации всех граждан;
- становлением системы непрерывного образования;
- увеличением продолжительности общего среднего образования.

(*В предлагаемом документе не ставится задача разработки целостной концепции развития всей системы общего среднего образования. Проблемы педагогических технологий, качества образования, условий перехода к 12-летней школе; структура и содержание образовательных областей и предметов, базисный учебный план разрабатываются в развитие этого документа и будут опубликованы после его утверждения.
См. также: "Федеральная Программа развития образования в России на 2000-2005 гг."; проект "Национальная доктрина образования в Российской Федерации".)

Характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования являются:
- образование для всех - ориентация образовательных программ на
высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;
- учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;
- максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;
- воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
- личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения;
- адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;
- открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения.

Необходимость перехода на обязательную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю школу

1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.
Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.
Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.
2. Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.
Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке. что не обеспечивает нового качества образования.
Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.
Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлены на решение указанных проблем.
Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.
Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.
3. Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992) преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10-11 лет.
Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.
4. Влияние демографических и социально-экономических факторов. По прогнозам, в 2011 году в школах будет обучаться не 21 млн учащихся, как сейчас, а только 13 млн, что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода.
В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустройства выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается "на улице", образуя "резерв" для вовлечения в криминальную деятельность. Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики оканчивают школу в 18-19 лет и будут обладать всеми конституционными правами гражданина России.
5. Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.
Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.
Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно подменять начальное профессиональное образование. В 2009 году число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего) - 1,7 млн. Это дает возможность ввести прием в большинство высших учебных заведений на новых принципах вступительных испытаний (например, централизованное тестирование и др.), способствующих реализации равных прав на образование, социальной справедливости.

Цели и задачи общего среднего образования

Главная цель общего образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).
Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:
- формирование нового уклада школьной жизни, способствующей воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности,патриотизма, уважения к правам и
свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности.
Реализация этих целей и задач предполагает:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
- систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
- последовательную ориентацию на культур осо образ ность образования, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;
- адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;
- формирование системы научных знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности;
- развитие непрерывной системы образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержку инновационной деятельности;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования, охрану здоровья и жизни детей;
- информатизацию и компьютеризацию образования, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие дистанционного обучения;
- совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью;
- расширение сети и качественное обновление деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции; введение в перспективе отдельно функционирующих общеобразовательных учреждений различных ступеней.

Структура 12-летней школы

В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.
В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются допонятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. К концу дошкольного возраста формируется познавательный интерес к изучению окружающего мира и "образу себя", а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности. Учитывая психолого-возрастные особенности дошкольников, недопустимо переносить в дошкольные учреждения содержание и формы организации обучения и воспитания, характерные для общеобразовательных учреждений.
I ступень - начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. Начальный возраст обучающихся - не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения - 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.
В 1-4 классах происходят становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
II ступень - основное общее образование (обязательное), 5-10 классы. Продолжительность обучения - 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ кЯ", составляющий основу для самоопределения. Основная школа предоставляет условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает умения и навыки в разнообразных видах предметно- практической, познавательной и духовной деятельности.
Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах деятельности.
Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.
В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего профессионального образования.
III ступень - среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы. Продолжительность обучения - 2 года. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.
В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. При этом могут сохраняться непрофилированные общеобразовательные классы.
Определение профилей обучения (естественно-научного, гуманитарного, художественно-эстетического и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.
Профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формирования индивидуальных образовательных программ.
Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы отличаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и про фильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентиро ванной направленностью.

Содержание 12-летнего общего образования

Основополагающими принципами обновления содержания образования школы являются:
- личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей;
- гуманюация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;
- фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;
- приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет разгрузки учебного материала (по основной школе в среднем не менее чем на 20%), приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников;
- обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся;
- усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;
- оптимюация обьема учебной нагрузки за счет психолого- педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся;
- обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;
- профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ.
В содержании 12-летнего общего образования сохраняются образовательные области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Содержание 12-летнего общего образования реализуется через базовые предметы: русский язык, литература (в школах с родным нерусским языком обучения - родной язык, родная литература, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, информатика, искусство, физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности, по которым утверждается государственный образовательный стандарт. Возможна интеграция или иная компоновка базовых предметов при условии выполнения требований государственного образовательного стандарта.
Содержание учебных предметов изменяется по следующим направлениям:
- обновление учебного материала в соответствии с изменениями в
окружающем мире и достижениями базовых наук;
- включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов;
- перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы.
Увеличение продолжительности обучения и перераспределение учебного материала позволят снизить учебную нагрузку учащихся. Максимальные (предельные) нормы общей учебной нагрузки должны соответствовать установленным в стране санитарно-гигиеническим нормам*. (*Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999.) Обязательная аудиторная нагрузка учащихся: в 1 кл. - не более четырех уроков в день, во 2-6 кл. - не более пяти, в 7-12 кл. - не более шести. При этом часы, используемые на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные и групповые консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, а также часы школьного компонента, используемые на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, по решению совета школы могут не учитываться при определении соответствия нагрузки учащихся нормам максимальной обязательной аудиторной нагрузки.
Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально- культурном феномене, представления о связях языка с национальными традициями народа, осознание учащимися красоты и выразительности родной речи.
Усиливается социокультурный компонент изучения иностранных языков, повышается роль иностранного языка как источника знания о стране и мире. Доминантой языковых курсов должно быть формирование познавательной и коммуникативной культуры личности. Обучение иностранным языкам целесообржно начинать в начальной школе. Предполагается создание профильных курсов на старшей ступени обучения.
В курсе литературы усиливаются нравственно-этический и культурно-эстетический аспекты. Увеличение сроков изучения литературы в основной школе позволяет выстроить линейный курс. При этом сложные литературные произведения изучаются учащимися более старшего возраста. Предусматривается перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с вынесением сложных и значительных по объему литературных произведений на III ступень. Большее внимание уделяется формированию культуры устной и письменной речи школьников.
В основной школе приоритетное место в системе исторического образования занимает более последовательное и целостное рассмотрение истории России. На старшей ступени обучения отечественная и всеобщая история изучается как в рамках отдельных курсов, так и интегративно. При этом проблемы истории ХХ века целесообразно рассматривать более глубоко в старшем возрасте. Эти изменения позволят учащимся всесторонне изучить историю многонациональной России, понять ее место в мировом историческом процессе.
Целостная преемственная система обществоведческого образования включает пропедевтику в начальной школе, интегрированный курс обществоведения в основной и средней (полной) школе. С учетом достижений современных общественных наук обновляется содержание обществоведческого образования. В основной школе оно ориентируется на приобщение учащихся к гражданской культуре, освоение начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний. В старших классах преподавание интегриро ванного курса обществоведения носит обобщающий, методологический и практико-ориентированный характер.
Художественное образование и воспитание направлены на формирование у учащихся представлений о культуре народов России и мировой культуре, на приобретение опыта непосредственного эмоционально-художественного переживания (восприятия) и практической художественной деятельности в различных сферах искусства.
При обучении математике обеспечивается ржвивающий и общекультурный потенциал курса, реализуются две основные функции: образование с помощью математики и собственно математическое образование. Перераспределение учебного материала, перенос более сложных ее разделов в старшие классы создает условия для более высокого уровня их усвоения. Обновление содержания связано прежде всего с введением в школьный курс вероятностно-статистического материала, необходимого человеку для жизни в современном обществе.
Первоначальные представления о физике, химии, биологии, географии, астрономии и экологии и основах других наук о природе обеспечиваются изучением интегративного курса в начальной школе.
Усиление прикладной направленности естественно-научных предметов способствует приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности. Систематическое изучение естественно-научных предметов в старших классах направлено на формирование у школьников целостной картины мира, представлений о единстве и многообразии свойств неживой и живой природы.
Важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях информационного общества играет курс информатики. Изучение процессов передачи, хранения и преобразования информации, обучение компьютерной грамотности делает курс информатики системообразующим.
Курс технологии, синтезирующий научно-технические, технологические и экономические знания, раскрывает способы их ~применения в различных областях деятельности человека. Основу курса составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся.
Предполагается увеличение учебного времени на занятия физической культурой. Усиливается дифференциация в содержании обучения в зависимости от групп здоровья учащихся. Больше внимания уделяется здоровому образч жизни.

Предусматривается изучение основ безопасности жизнедеятельности, правил безопасного поведения в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Общее среднее образование завершается теоретическим обобщением знаний, полученных в школе. При этом рассматриваются фундаментальные вопросы бытия, формируется современная научная картина мира, нравственно-мировоззренческие основы личности. Это обобщение осуществляется на основе ключевых идей философии природы, человека, социальной философии, теории познания.
Вариативная часть учебного плана в основной и старшей школах может включать курсы по выбору учащихся и в соответствии с профилем класса. В их числе - курсы, направленные на углубленное изучение различных предметов, а также разноуровневые курсы, имеющие прикладной характер.
В содержании образования сохраняются федеральный, национально- региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области обржования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования.

Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров

Современная профессиональная педагогическая деятельность требует учителя, ценностными установками которого являются приоритет личностного развития школьников, способность свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, готовность обслуживать не только инновационные процессы, но и процессы творчества в широком смысле.
Обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях перехода к 12-летнему образованию предусматривает: рост социального статуса учителя, ориентацию на личность учителя, его субъектное развитие и саморазвитие, его способности к общему и профессиональному самообразованию; необходимость взаимосвязи. координации различных этапов профессионального становления - от допрофессиональной подготовки до переподготовки и повышения квалификации.
Создаются условия профессиональной гибкости, мобильности, конкурентоспособности специалиста-педагога, что особенно важно для обеспечения образовательного процесса в профильных старших классах школы. В этой связи должны быть уточнены структура и содержание государственных образовательных стандартов высшего профес сионального образования с целью повышения научно-теоретического уровня социально-гуманитарных, культурологических, психолого- педагогических и специальных дисциплин. Представляется целесообразным введение дополнительных специальностей и курсов по выбору, обогащающих профессиональную компетентность учителя. Возникает необходимость подготовки специалистов в области управления образовательными системами.
В существенном обновлении нуждается практика подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, которая должна выступать как система непрерывного педагогического образования. Одна из тенденций развития этой системы - ее движение к более высокому уровню целостности, которая обеспечивает взаимодействие высших ~чеоных заведений, школ, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений в работе по профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышению квалификации учительских кадров.




   TopList