Пятьдесят лет назад было создано 10-е управление Генерального штаба, получившее в начале 90-х название Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России.
Полувековая история Главного управления международного военного сотрудничества (ГУМВС) Министерства обороны России началась с приказа министра обороны СССР от 15 марта 1951 года, которому предшествовало специальное постановление Совета Министров СССР. Согласно приказу главы советского военного ведомства, из состава Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС СССР выводился 10-й отдел. Задачей отдела численностью всего 16 офицеров и 18 служащих стала организация военного и военно-технического сотрудничества Советского Союза с иностранными государствами. В 1955 году "десятка" была преобразована в Штаб объединенных вооруженных сил и 10-е Главное управление Генерального штаба ВС СССР. До распада Советского Союза принципиальных изменений в структуре главка не было.
А вот с созданием Министерства обороны РФ в июле 1992 года "десятка" из Генштаба перекочевала непосредственно в Минобороны, сохранив свой порядковый номер и функции - осуществление военного и военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, обучение иностранных военнослужащих в российских высших военных учебных заведениях и другие задачи. Правда, официальным названием главка стало "Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ", а неофициальным - "военный филиал МИДа".
Начальник этого главка за всю его полувековую историю всегда был человеком, к мнению которого прислушивались не только в военном ведомстве и не только в Советском Союзе или России. Человек, возглавляющий "десятку", всегда пользовался почетом в дружественных нам странах и как минимум уважением, например, в странах НАТО. Сегодняшний начальник ГУМВС МО РФ генерал-полковник Леонид Ивашов - не исключение. В России и на Западе стал легендарным патриотизм генерала Ивашова, получившего даже прозвище "ястреб Генштаба". Главный военный дипломат больше всех клеймил натовские страны, когда начались бомбардировки Югославии. Ивашов же убедил Бориса Ельцина в необходимости ставшего потом знаменитым марш-броска российских десантников в Косово. Именно он выбил на переговорах с американцами в Хельсинки (при посредничестве бывшего президента Финляндии Мартти Ахтиссаари и Виктора Черномырдина, занявшего на них откровенно прозападную позицию) сектор для российских миротворцев. Также к заслугам Ивашова относится и заключение многих контрактов на поставку российского оружия, в том числе и в натовскую Грецию. В целом же Леонид Ивашов стоит на позициях всеобщего и масштабного сотрудничества России со странами СНГ, справедливо отметая придуманные Западом пресловутые "имперские амбиции" России.
Сегодня ГУМВС осуществляет контакты более чем с 80 государствами дальнего зарубежья, республиками СНГ, а также с рядом международных организаций - НАТО, ООН, ЕС, ОБСЕ и другими. В качестве главных целей "десятки" фигурируют обеспечение национальных интересов России в различных регионах мира, расширение круга партнеров, союзников и сокращение числа потенциальных противников, укрепление престижа России и ее влияния на международной арене, миротворческая деятельность, получение валютной прибыли государства от экспорта вооружения и связанных с ним услуг и так далее.
Вообще же работа, которой сегодня занимается Управление, началась еще до его создания. В 1920-1940 годы Москва для достижения своих внешнеполитических целей активно и тесно сотрудничала, а также оказывала прямую военную и военно-техническую помощь Германии, Ираку, Китаю, Польше, Турции, Афганистану, Испании и некоторым другим государствам. В годы Второй мировой войны Советский Союз на безвозмездной основе создавал национальные войсковые формирования Польши, Чехословакии, Югославии (вспомним хотя бы Войско Польское, воевавшее совместно с советскими войсками на фронтах Великой Отечественной), обучая офицерские кадры и поставляя оружие и боевую технику.
После войны СССР продолжил активное сотрудничество со странами народной демократии в Европе, сделав особый упор также на государства, освободившиеся от ига колонизаторов и ведущие борьбу за национальную независимость. В сферу компетенции "десятки" попали страны Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. В эпоху "холодной войны" именно этот главк занимался снабжением советским вооружением дружественных режимов практически по всему миру. Денег за это СССР в большинстве случаев не получал, но зато заручался политической поддержкой руководства этих стран, а также режимом наибольшего благоприятствования при использовании национальной территории в интересах Советского Союза. В чем, как показала практика, Москва весьма преуспела, создав свои военные базы практически на всех стратегических направлениях.
Особое значение в Министерстве обороны придавали отправке советских военных советников и специалистов в страны, которым оказывалась военная, военно-политическая и военно-техническая поддержка. Через страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Афганистан прошло более 20 тысяч советских офицеров, нередко принимавших участие и в прямых боевых действиях. Так, например, было во время войны в Корее и во Вьетнаме, арабо-израильской войны, африканских вооруженных конфликтов и многих других. Выполнением задач по командированию специалистов и советников в "десятке" занимался специальный отдел, позже расширенный до управления.
В таком статусе подразделение "десятки" функционирует и сегодня. В настоящее время российские военные советники и специалисты находятся более чем в 30 государствах. Представители российского военного ведомства, занимающиеся миротворческой деятельностью, сегодня несут службу в 10 миссиях ООН и ОБСЕ. География стран, в которые командируются российские советники и специалисты, обширна. Это и традиционно дружественные России страны - Алжир, Сирия, Куба, Индия, и государства, с которыми сотрудничество временно прерывалось или сворачивалось, - Ангола, Эфиопия, Ливия, Перу, Никарагуа, Сомали, Мали, Иран. Основным итогом этой работы в последнее время можно считать устойчивую тенденцию к возобновлению полномасштабного военного и военно-технического сотрудничества с рядом стран мира, в том числе странами Африки и Юго-Восточной Азии. Помимо политики и постоянного военного присутствия, все это приносит еще и существенную прибыль России в валюте в виде заключенных контрактов на обслуживание приобретенного у России вооружения и боевой техники и обучение иностранных военнослужащих в российских военных вузах.
Никита Петров
16.03.01.
|