Настоящий Порядок определяет процедуру рассмотрения в Миннауки
России предложений предприятий, учреждений и организаций науки,
высших учебных заведений (далее - организации) о присвоении статуса
государственного научного центра Российской Федерации в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О
государственных научных центрах Российской Федерации" и
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 25 декабря 1993 г. N 1347 "О первоочередных мерах по обеспечению
деятельности государственных научных центров Российской Федерации", с
учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля
1995 г. N 102 "О преобразовании Межведомственной координационной
комиссии по научно-технической политике в правительственную Комиссию
по научно-технической политике" и Временного регламента работы
правительственной Комиссии по научно-технической политике,
утвержденного председателем комиссии 25 октября 1995 г.
1. Миннауки России получает в установленном порядке от
заинтересованных министерств и ведомств предложения организаций о
присвоении им статуса государственного научного центра Российской
Федерации (далее - ГНЦ) для их согласования и (с учетом результатов
согласования) последующего внесения в правительственную Комиссию по
научно-технической политике
Предложения о присвоении статуса ГНЦ организациям, не имеющим
ведомственной подчиненности. Миннауки России получает непосредственно
от этих организаций.
В этих предложениях должны содержаться следующие сведения:
- полное наименование организации, ее форма собственности и
организационно-правовая форма по действующим регистрационным
документам, ее организационная структура (наличие филиалов,
отделений, других организационно обособленных структурных единиц с
правами юридических лиц или без таковых); ведомственная
подчиненность; местонахождение (область, город);
- аннотированный перечень важнейших направлений
научно-технической деятельности организации с детализацией по
основным стадиям научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, включая стадию фундаментальных и поисковых исследований.
- основные достижения организации в развитии соответствующей
области науки и техники, значение результатов научно-технической
деятельности организации для развития этой области; направления и
способы их использования в экономике и в социальной сфере;
- подтверждение высокого уровня исследований и разработок,
проводимых в организации; сопоставление его с мировым уровнем, а
также с уровнем, достигнутым в других аналогичных организациях
России;
- кадровый научный потенциал (общая численность, в том числе
количество научных работников, из них имеющих ученые звания и степени
академиков, докторов и кандидатов наук; средний возраст работников по
основным их категориям), распределение кадрового потенциала по видам
и стадиям работ, областям исследований;
- характеристика научно-исследовательской и
опытно-экспериментальной базы, состоящей на балансе организации (в
том числе наличие уникального оборудования, стендов, установок,
приборов и тому подобных объектов), с указанием степени износа по
видам оборудования, соответствия современным техническим требованиям,
возможности обновления; необходимо указать также значение конкретных
объектов опытно-экспериментальной базы для работ организации в
текущий период и в перспективе;
- характеристика интеллектуальной собственности, которой
располагает организация с выделением объектов, имеющих правовую
охрану в соответствии с действующим законодательством;
- характеристика уровня информационно-технической обеспеченности
организации (наличие средств вычислительной техники и средств
телекоммуникации, использование современных информационных технологий
в деятельности организации);
- имеющиеся условия для подготовки научных кадров высокой
квалификации (наличие аспирантуры, докторантуры, специализированных
ученых советов и других форм подготовки, в т.ч. в рамках
международного сотрудничества); наличие материальной базы для
подготовки кадров (площадей, стендов, объектов социально-бытовой
инфраструктуры и т.д.); количественные и качественные показатели
деятельности по подготовке кадров за последние годы;
- направления и результативность международного
научно-технического сотрудничества, в том числе участие организации в
выполнении межгосударственных и межправительственных соглашений;
- участие организации в выполнении программ федерального уровня
(в том числе федеральных научно-технических программ) с указанием
формы и масштабов участия, а также с характеристикой полученных
результатов;
- предварительные (заявочные) проекты программы работ
организации в качестве ГНЦ (по гражданской тематике работ на текущий
и на два последующих года) с выделением в этой программе плана
фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ и
программы важнейших прикладных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских, технологических и других работ, а также плана
развития опытно-экспериментальной базы;
- предварительный проект Положения об условиях государственного
обеспечения деятельности организации в качестве ГНЦ с обоснованием
специфических для данной организации условий;
- требуемые объемы целевого бюджетного финансирования на
представляемые на предварительное рассмотрение программы работ
организации в качестве ГНЦ с выделением работ на текущий и
последующие два года, в том числе финансирование на развитие
опытно-экспериментальной базы; (в справочном порядке представляются
данные о финансировании работ организации в указанной разбивке за
последние два года, предшествующие текущему);
- характеристика финансово-экономического положения организации
на дату представления предложений о присвоении статуса (с приложением
баланса организации).
Сведения, содержащиеся в представляемых предложениях, должны
носить официальный характер и заверяться в установленном порядке
руководством организации.
Предложения могут быть дополнены обоснованиями и ходатайствами
от других заинтересованных министерств, ведомств, организаций,
физических лиц; дополнительные материалы должны содержать объективные
обоснования целесообразности присвоения организации статуса ГНЦ.
В случае, если организация не имеет ведомственной подчиненности,
то ее предложение о присвоении статуса ГНЦ дополняется ходатайством
федерального министерства (ведомства), ответственного за развитие
науки и техники в области, соответствующей профилю работ такой
организации.
2. Предложения, поступающие в Миннауки России, направляются его
руководством в Управление организационно-экономического регулирования
научно-технической деятельности, на которое возлагается методическое
руководство и координация взаимодействия подразделений (управлений,
отделов) Миннауки России по вопросам, связанным с присвоением
организациям статуса ГНЦ.
3. Управление организационно-экономического регулирования
научно-технической деятельности регистрирует поступившие предложения
и направляет поступившие материалы в отраслевые управления Миннауки
России, курирующие область науки и техники, к которой относятся по
профилю работ организации, представившие предложения. Отраслевые
управления обеспечивают привлечение к решению вопросов, связанных с
присвоением статуса ГНЦ, соответствующие наблюдательные советы за
деятельностью ГНЦ (далее - Наблюдательный совет).
4. Отраслевые управления Миннауки России рассматривают с
участием наблюдательных советов материалы с предложениями о
присвоении статуса ГНЦ, подготавливают в месячный срок заключения о
целесообразности присвоения организациям статуса ГНЦ и направляют
заключения и материалы в Управление организационно-экономического
регулирования научно-технической деятельности.
В случае, если отраслевое управление подготавливает свои
рекомендации одновременно по нескольким организациям-претендентам,
входящим в сферу их компетенции, то в заключениях, представляемых ими
в Управление организационно-экономического регулирования
научно-технической деятельности, они должны указать относительную
приоритетность (предпочтительность, с точки зрения управления)
присвоения статуса ГНЦ каждой организации-претенденту.
В подготовке каждого заключения могут участвовать несколько
отраслевых управлений и наблюдательных советов, если проблематика
работ организации-претендента носит межотраслевой характер и
курируется более чем одним управлением и Наблюдательным советом.
5. При необходимости по решению Управления
организационно-экономического регулирования научно-технической
деятельности проводится дополнительная экспертиза предложений
организаций-претендентов.
Проведение такой экспертизы организует Республиканский
исследовательский научно-консультационный центр экспертизы Миннауки
России (РИНКЦЭ). Общая координация работ по проведению этой
экспертизы со стороны Миннауки России осуществляется Управлением
организационно-экономического регулирования научно-технической
деятельности. Результаты экспертизы (экспертные заключения по каждой
организации) официально представляются РИНКЦЭ в Миннауки России.
6. Управление организационно-экономического регулирования
научно-технической деятельности с учетом заключений отраслевых
управлений и заключений дополнительной экспертизы формирует перечень
организаций, отобранных в предварительном порядке в качестве
рекомендуемых на присвоение статуса ГНЦ, и передает его для
рассмотрения и утверждения руководству Миннауки России.
7. Утвержденный предварительный перечень и соответствующие
комплекты материалов направляются Миннауки России для рассмотрения и
экспертизы в Экспертно-консультативный совет при правительственной
Комиссии по научно-технической политике (далее -
Экспертно-консультативный совет).
8. После получения Миннауки России от Экспертно-консультативного
совета заключения о целесообразности присвоения
организациям-претендентам статуса ГНЦ и соответствующего перечня
организаций-претендентов, рекомендованных им правительственной
Комиссии по научно-технической политике на присвоение статуса ГНЦ
Управление организационно-экономического регулирования
научно-технической деятельности совместно с отраслевыми управлениями
Миннауки России организуют работу по подготовке
организациями-претендентами, включенными в указанный перечень, пакета
документов, необходимых для представления в правительственную
Комиссию по научно-технической политике. Пакет составляют следующие
документы (по каждой организации-претенденту):
- согласованные с заинтересованным министерством (ведомством),
Миннауки России, Минэкономики России, Минфином России и
Госкомимуществом России проекты:
- постановления Правительства Российской Федерации о
присвоении статуса ГНЦ;
- положения об условиях государственного обеспечения ГНЦ;
согласованные в установленном порядке проекты:
- плана фундаментальных и поисковых научно-исследовательских
работ ГНЦ;
- программы важнейших прикладных научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и других работ ГНЦ.
Образцы возможных форм указанных выше документов приводятся
соответственно в Приложениях N 1 - 4.
- расчет объемов финансирования из средств федерального бюджета,
необходимых для реализации указанных плана и программы, а также
объемов централизованных капитальных вложений на развитие
опытно-экспериментальной базы организации (Приложение N 5);
- сведения для реестра ГНЦ (Приложение N 6).
При необходимости уточнения организационно-правовой формы и
формы собственности организации-претендента пакет может быть дополнен
также копиями ее учредительных документов (устава, положения,
свидетельства о регистрации организации), на основании которых
действует организация.
Подготовленные организациями-претендентами документы
представляются ими в Управление организационно-экономического
регулирования научно-технической деятельности Миннауки России.
Сроки представления пакета документов устанавливаются Миннауки
России исходя из положений Временного регламента работы
правительственной Комиссии по научно-технической политике,
утвержденного председателем комиссии 25 октября 1995 г.
9. Миннауки России в соответствии с порядком, установленным
Временным регламентом, по согласованию с Департаментом науки и
образования аппарата Правительства Российской Федерации вносит вопрос
о присвоении статуса ГНЦ организациям-претендентам на рассмотрение
правительственной Комиссии по научно-технической политике. После
принятия правительственной Комиссией по научно-технической политике
решений о целесообразности присвоения конкретным организациям статуса
ГНЦ (включая решение об утверждении плана фундаментальных и поисковых
научно-исследовательских работ) Миннауки России совместно с
Департаментом науки и образования аппарата Правительства Российской
Федерации организует работу по реализации этих решений.
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства науки
и технической политики
Российской Федерации
от 27 июня 1996 г. N 90
|