ПОЛОЖЕНИЕ об экспертизе в системе Миннауки России проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Совета Министров
РСФСР от 01.04.91 № 182 "О введении государственной экспертизы в сфере науки",
постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.98 № 832 "О концепции
инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы". Положением о
Министерстве науки и технологий Российской Федерации и должно обеспечить
проведение комплексной экспертизы инновационных научно-технических проектов,
имеющих своей целью коммерциализацию результатов НИОКР и претендующих на
оказание им государственной поддержки из средств федерального бюджета и содействие
в получении внебюджетных средств.
1.2. Комплексная экспертиза в системе Миннауки России проектов, имеющих своей целью
коммерциализацию результатов НИОКР (далее - экспертиза), представляет собой
специализированную оценочно-аналитическую или исследовательскую деятельность,
направленную на выявление и отбор перспективных, потенциально коммерциализуемых
результатов НИОКР для введения их в хозяйственный оборот.
1.3. Комплексная экспертиза является составной частью механизма отбора, формирования и
реализации инновационных научно-технических проектов в Миннауки России
1.4. Процедура экспертизы инновационных проектов в Миннауки России предусматривает
два этапа:
1 этап - входная экспертиза, предназначенная для получения предварительных оценок
экономической целесообразности коммерциализации результатов НИОКР,
проводится в соответствии с приказом Миннауки России от 29 октября 1998 г.
№ 200;
2 этап - комплексная научно-техническая и экономическая экспертиза инновационного
проекта, направленная на получение системы объективных оценок проекта,
подлежащих обязательному определению в соответствии с законодательством
Российской Федерации, нормативными документами Миннауки России и
специальными требованиями потенциальных инвесторов.
1.5. Комплексная экспертиза основана на едином нормативном, организационном и
методическом обеспечении, разрабатываемом и осуществляемом Республиканским
исследовательским научно-консультационным центром экспертизы (далее - РИНКЦЭ) -
специализированной головной организацией в системе Миннауки России.
1.6. Результаты экспертизы оформляются в виде официальных экспертных заключений,
подготавливаемых РИНКЦЭ, исходя из полученного задания и относящихся к нему
материалов
1.7. Экспертиза осуществляется в соответствии с действующими законами и нормативными
актами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации
и других федеральных органов исполнительной власти, приказами и распоряжениями
Миннауки России, а также настоящим Положением.
2. Цели экспертизы
Целью экспертизы являются повышение качества информационного обеспечения и
обоснованности решений, принимаемых Миннауки России в пределах законодательно
установленных его полномочий в инновационной сфере.
3. Задачи экспертизы
Задачами экспертизы являются организация и проведение исследований и комплексных
независимых оценок объектов, представленных на экспертизу и относящихся ко всем этапам
инновационной деятельности.
4. Принципы экспертизы
Экспертиза основывается на принципах:
обязательности ее проведения в случаях, установленных действующими правовыми актами,
приказами и распоряжениями Миннауки России;
системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического
обеспечения;
независимости и правовой защищенности участников экспертного процесса, их
компетентности и заинтересованности в получении объективных результатов;
научной и экономической обоснованности экспертных оценок, их ориентации на мировой
уровень развития науки и техники, норм и правил техногенной и экологической
безопасности, требований стандартов и международных соглашений;
объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы;
гласности экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и
коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством.
5. Объекты экспертизы
5.1. Объекты экспертизы и характер проводимых применительно к ним экспертно-аналитических
оценок определяются в каждом конкретном случае Миннауки России и его
подразделениями.
5.2. Объектами экспертизы являются инновационные научно-технические проекты,
имеющие своей целью коммерциализацию результатов НИОКР и претендующие на оказание
им государственной поддержки из средств федерального бюджета и содействие в получении
внебюджетных средств.
5.3. К объектам экспертизы могут быть отнесены:
- проекты на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ, реализуемые на конкурсной основе;
- промежуточные и конечные результаты выполнения инновационных проектов, работ,
начиная с момента их организации и до предъявления готового продукта.
Перечень объектов экспертизы является открытым и может корректироваться в зависимости
от конкретных условий ее развития и форм организации.
6. Субъекты экспертизы
6.1. Субъектами экспертизы являются:
- структурные подразделения Миннауки России;
- Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
Миннауки России;
- юридические и физические лица, привлекаемые Миннауки России к организации и
проведению экспертизы и выполняющие необходимые для этого функции.
6.2. Заказчиками экспертизы выступают Миннауки России, его структурные подразделения и
подведомственные организации, принимающие решения о необходимости проведения
экспертизы.
6.3. Организаторами экспертизы являются РИНКЦЭ, его филиалы и представительства.
6.4. Исполнителями экспертизы (экспертами) являются юридические или физические лица,
имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы, изучающие и оценивающие
представленный им объект экспертизы, выступающие в качестве авторов (соавторов)
экспертных заключений по итогам назначенной экспертизы согласно требованиям исходных
документов (в том числе договорных) и заданий.
6.5. Субъекты экспертизы в своей деятельности пользуются правами, предоставленными им
существующими законами Российской Федерации, нормативными документами
федеральных органов исполнительной власти, приказами и распоряжениями Миннауки
России.
7. Организация и проведение экспертизы
7.1. Организационную основу экспертизы составляют отношения между ее субъектами -
заказчиками, организаторами, исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых
ими функций.
7.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулирует задание на проведение
экспертизы по утвержденным формам и стандартам, обеспечивает своевременное
финансирование проводимых экспертных работ и рассматривает представляемые ему
официальные экспертные заключения.
7.3. Организатор разрабатывает программу проведения экспертизы, осуществляет поиск
экспертов и заключает договоры с ними, предоставляет в распоряжение экспертов объект
экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает комплексную
(информационную, техническую, нормативно-правовую) поддержку работе экспертов на
всех ее этапах, подготавливает и представляет заказчику официальное экспертное
заключение.
7.4. Исполнитель экспертизы (эксперт) непосредственно изучает представленный ему
объект, формирует свою оценку данного объекта, подготавливает и передает организатору
экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных
(договорных) документах и заданиях.
7.5. По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином
отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно и независимо с
последующим сопоставлением полученных результатов.
7.6. Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы
заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений,
в интересах которых проводилась экспертиза.
7.7. Конкретное применение результатов проведенной экспертизы относится к компетенции
ее заказчика, действующего в соответствии со своими полномочиями и существующим
законодательством.
8. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы
8.1. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы включает законодательные акты'
Российской Федерации, нормативные документы Миннауки России, а также стандарты и
научно-методические разработки, регламентирующие отношения и правила взаимодействия
между субъектами экспертизы, технологические схемы ее проведения, общие требования к
экспертам, возможности получения и использования служебной информации.
8.2. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы разрабатывается РИНКЦЭ по
инициативе Миннауки России, других министерств и ведомств, экспертных организаций,
учреждений науки, исходя из реальных запросов практики и требований совершенствования
механизмов управления инновационной деятельности.
8.3. Конкретные разработки нормативно-методического обеспечения экспертизы проводятся
коллективами ученых и специалистов во взаимодействии с РИНКЦЭ на основе
использования имеющихся достижений в этой области, учета отечественного и зарубежного
опыта, строгого соответствия законам Российской Федерации. Нормативно-методическое
обеспечение, применяемое на всех этапах экспертизы, подлежит обязательной сертификации
в РИНКЦЭ.
9. Информационно-техническое и кадровое обеспечение экспертизы
9.1. Информационно-техническое обеспечение экспертизы включает в себя
телекоммуникационные средства для обмена информацией с субъектами экспертизы -
телефон, телефакс, компьютеры с возможностями работать в сети INTERNET в режимах Е-
mail, news, Web-server и FTR-server.
9.2. Кадровое обеспечение экспертизы составляют исполнители (эксперты), привлекаемые
организатором к участию в экспертном процессе.
10. Финансирование экспертизы
10.1. Финансирование экспертизы осуществляется заказчиком, в размере до 3% от
стоимости проекта, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на разработку
перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
10.2. Контроль за расходованием финансовых средств осуществляет заказчик экспертизы в
соответствии с установленными им нормами или условиями договоров с организатором и
исполнителями экспертизы.
11. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы
11.1. Спорные вопросы и разногласия между субъектами экспертизы подлежат
урегулированию в претензионном порядке согласно действующему законодательству,
приказами Миннауки России, другими нормативными актами, а также договорными
обязательствами.
11.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для применения
административных или экономических санкций против ее организаторов и исполнителей (за
исключением случаев, оговоренных гражданским законодательством Российской
Федерации).
11.3. Госбюджетное финансирование экспортируемых программ, проектов, разработок,
получивших положительные экспертные заключения, но оказавшихся малоэффективными в
силу не раскрываемых при экспертизе причин или последующих событий и обстоятельств,
не является основанием для применения экономических санкций против организаторов или
исполнителей экспертных работ.
11.4. Заказчик и организаторы экспертизы пользуются правом высказать публичное
осуждение исполнителям, проведшим некачественную экспертизу.
12. Конфиденциальность экспертизы
12.1. Участники экспертного процесса обязаны препятствовать использованию материалов
экспертизы, передаче третьим лицам, разглашению конфиденциальной информации и
сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.
Первый заместитель Министра
науки и технологий
Российский федерации
Г.В.Козлов