Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.98 г. № 1586
"Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологий Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
- Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве науки и технологий Российской Федерации.
- Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1997 г. № 1158 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологий Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.4382)
Председатель Правительства Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Министерство науки и технологий Российской Федерации (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
2. В своей деятельности Министерство науки и технологий Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство науки и технологий Российской Федерации осуществляет свою работу во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
4. Основными задачами Министерства науки и технологий Российской Федерации являются:
1) формирование и обеспечение реализации государственной научно-технической политики;
2) определение приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня, имеющих гражданское назначение, разработка и осуществление мер по применению этих критических технологий;
3)обеспечение решения важнейших межотраслевых научно-технических проблем;
4) разработка и осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала России, его рациональному размещению на территории страны, адаптации научно-технической сферы к условиям рыночной экономики;
5) формирование механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности,рынка наукоемкой продукции и услуг, объектов промышленной собственности, содействие привлечению частных инвестиций для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок, развитию конкуренции и инновационного предпринимательства в научно-технической сфере;
6) ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
7)организация работы по формированию и использованию государственных и иных ресурсов научно-технической информации;
8) содействие развитию научно-техническоого сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями и осуществление во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации регулирования этого сотрудничества;
9) разработка и осуществление мер по социальной защите научных работников, специалистов научных организаций и работников сферы научного обслуживания.
5. Министерство науки и технологий Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами:
1) осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию государственной научно-технической политики; подготавливает в установленном порядке проекты докладов Правительства Российской Федерации о направлениях государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды;
2)организует разработку предложений по приоритетным направлениям развития науки и технологий и перечню критических технологий федерального уровня, федеральным целевым научно-техническим программам и содействует в установленном порядке их реализации;
3)обеспечивает подготовку прогнозов научно-технического развития, принимает участие в разработке предложений по формированию прогнозов и программы социально-экономического развития, государственной структурной и инновационной политики;
4) выступает в установленном порядке государственным заказчиком федеральных целевых и других научно-технических программ и проектов, выдает с согласия организаций независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы заказы на реализацию научно-технологических разработок, проведению экспертиз, заключает с этими организациями контракты (договоры) на выполнение этих работ;
5) организует экспертизу и подготавливает заключения по проектам федеральных целевых и межотраслевых научно-технических программ, разделов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ федеральных и межгосударственных целевых программ, а также международных (с участием Российской Федерации) научно-технических программ и проектов, контролирует их выполнение;
6) подготавливает предложения к перечню важнейших строек и объектов,опытных и промышленных производств, использующих результаты законченных научных исследований и разработок, для включения их в федеральную инвестиционную программу;
7) проводит анализ и осуществляет меры по развитию рынков научной и научно-технической продукции и услуг, подготавливает предложения, направленные на развитие инновационной деятельности в экономике, с целью повышения востребованности результатов научной деятельности, а также на снижение рисков негосударственных инвесторов, участвующих в финансировании инновационных наукоемких проектов;
8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию механизма экономического регулирования научно-технической деятельности и производственному освоения научно-технических достижений;
9) осуществляет меры по проведению конверсии научных организаций, выполняющих оборонные исследования и опытно-конструкторские работы, и расширению гражданского использования технологий двойного назначения;
10) разрабатывает совместно с Министерством экономики Российской Федерации систему показателей, характеризующих эффективность практического использования результатов научных исследований и разработок;
11) подготавливает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по проекту федерального бюджета; в пределах своей компетенции определяет и уточняет состав объектов финансирования по разделу, предусматривающему ассигнования на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, и объемы выделяемых бюджетных средств; вносит предложения по корректировке годовых планов бюджетного финансирования, их разбивке по кварталам, целевым и предметным статьям и видам расходов; распределяет в пределах, определяемых Министерством финансов Российской Федерации, лимиты текущего финансирования федеральных органов исполнительной власти, федеральных целевых программ, целевых бюджетных фондов, других объектов;
12) определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти состав исполнителей и объектов финансирования по приоритетным направлениям развития науки и технологий; распределяет в установленном порядке ассигнования на их текущее финансирование из средств федерального бюджета независимо от организационно-правовой формы организаций-исполнителей;
13) организует конкурсы по решению важнейших научно-технических проблем, разработке проектов федеральных целевых научно-технических программ, создания новых технологий и новой техники;
14) участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в финансировании региональных научно-технических программ и проектов, имеющих важное межрегиональное и федеральное значение;
15) утверждает номенклатуру специальностей научных работников;
16) осуществляет совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, а в отношении государств-участников СНГ также с Министерством Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, координацию деятельности в области международного научно-технического сотрудничества;
17) разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о заключении международных договоров о научно-техническом сотрудничестве; участвует в согласовании проектов указанных договоров, подготавливаемых другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
18) ведет учет договоров о международном научно-техническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными организациями и учреждениями;
19) обеспечивает в установленном порядке формирование и координацию деятельности российских частей межправительственных комиссий, межведомственных комиссий, комитетов, рабочих групп и иных смешанных структур по научно-техническому сотрудничеству;
20) осуществляет по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации подбор кандидатур и представление их к назначению на должности сотрудников аппарата атташе и групп по науке и технике дипломатических представительств Российской Федерации, а также оперативную координацию их деятельности;
21) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти информационно-рекламную работу, направленную на пропаганду за рубежом достижений Российской Федерации в области науки и технологий, а также продвижение на зарубежный рынок передовых технологий; осуществляет командирование за границу специалистов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; проводит аккредитацию иностранных фирм и организаций, осуществляющих в Российской Федерации деятельность в области науки и технологий; финансирует проводимые в пределах своей компетенции мероприятия, связанные с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
22) принимает участие в разработке и реализации государственной политики в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в научно-технической сфере, передаче и использовании технологий, распространении международных стандартов и сертификатов; участвует в проведении экспортного контроля в Российской Федерации;
23) разрабатывает меры, направленные на формирование единого информационного пространства государств - участников СНГ в области науки и технологий, на развитие, эффективное использование государственных информационных ресурсов и создание информационной инфраструктуры в этой сфере, участвует в реализации этих мер;
24) участвует в организации и проведении, в том числе за рубежом, научно-технических выставок, ярмарок, презентации инновационно-технологических проектов, а также конференций и семинаров по проблемам научно-технического и инновационного развития;
25) определяет порядок государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованных документов - результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;
26) в соответствии с законодательством Российской Федерации дает разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
27) разрабатывает методологию и организует проведение статистических обследований в сфере науки и технологий, включая подготовку с учетом международных стандартов и утверждение в установленном порядке форм статистической отчетности, издает информационно-аналитические материалы;
28) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о присвоении научным организациям статуса государственного научного центра Российской Федерации или о сохранении этого статуса, ведет реестр и утверждает планы фундаментальных, поисковых и прикладных исследований таких центров; рассматривает предложения об отнесении муниципальных образований к наукоградам, проекты программ их развития и мер государственной поддержки, вносит соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации;
29) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники;
30) разрабатывает методологию оценки результатов деятельности научных организаций, проводит в установленном порядке их государственную аккредитацию;
31) разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в установленном порядке осуществляет меры по развитию и использованию сети Интернет в научно-технической сфере, координирует работы, связанные с создонием компьютерной сети для науки и высшей школы;
32) координирует и контролирует в установленном порядке деятельность подведомственных организаций.
6. Министерство науки и технологий Российской Федерации имеет право:
1) создавать научные и координационные советы, научно-технические комиссии, экспертные и рабочие группы по важнейшим межотраслевым проблемам науки и программам, по которым Министерство науки и технологий Российской Федерации является государственным заказчиком;
2) иметь резерв средств на финансирование фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ, программ важнейших прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых государственными научными центрами Российской Федерации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в составе федеральных целевых программ и других приоритетных исследований, необходимость выполнения которых возникает в течение года;
3) использовать до 0,5 процента ассигнованияй из федерального бюджета выделяемых Министерству на финансирование приоритетных направлений научно-технического прогресса, для финансирования мероприятий в области международного научно-технического сотрудничества, связанных с реализацией этих приоритетных направлений, за исключением расходов, связанных с беспечением деятельности центрального аппарата Министерства;
4) проводить проверки использования организациями средств выделенных из федерального бюджета на проведение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения, в том числе выполняемых научными организациями оборонных отраслей промышленности;
5) проводить в пределах своей компетенции в установленном порядке переговоры с представителями зарубежных государств, иностранных и международных организаций, подписывать международные договоры межведомственного характера;
6) оказывать иностранным специалистам содействие в оформлении соответствующих документов, обращаться за получением виз при оформлении служебных поездок за границу непосредственно в дипломатические и консульские представительства иностранных государств в России;
7) использовать ассигнования, выделяемые Министерству на финансирование приоритетных направлений научно-технического прогресса для закупки образцов приборов, оборудования и комплектующих изделий научно-технической литературы, лицензий, поддержки патентованных отечественных изобретений, организации научных конгрессов, конференций симпозиумов и других мероприятий, обеспечивающих содействие проведения научных исследований и разработок;
8) заключать в установленном порядке соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в области науки и технологий;
9) запрашивать в установленном порядке у государственных органов статистики, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации материалы, необходимые для работы министерства.
7. Министерство науки и технологий Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
8. Министр:
1) руководит деятельностью Министерства науки и технологий Российской Федерации на основе единоначалия;
2) распределяет должностные обязанности между заместителями Министра и руководителями структурных подразделений Министерства;
3) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства науки и технологий Российской Федерации в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности его работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Министерства в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, а также положения о структурных подразделениях;
4) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства;
5) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, организует и проверяет их исполнение. В необходимых случаях указанные акты издаются совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти;
6) определяет в рамках компетенции Министерства науки и технологий Российской Федерации перечень сведений, относящихся к государственной тайне;
7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве.
Министр вправе делегировать подчиненным должностным лицам отдельные предоставленные ему полномочия, кроме относящихся к исключительной компетенции министра.
9. В Министерстве науки и технологий Российской Федерации образуется коллегия, в состав которой входят по должности Министр (председатель коллегии) и его заместители. Другие члены коллегии утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности Министерства науки и технологий Российской Федерации.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между министром и коллегией министр реализует свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем в Правительство Российской Федерации.
10. Для рассмотрения важнейших вопросов формирования и реализации государственной научно-технической политики в Министерстве науки и технологий Российской Федерации создается научно-технический совет, в состав которого входят ведущие ученые и специалисты.
Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются Министром.
11. Финансирование центрального аппарата Министерства науки и технологий Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление.
12. Министерство науки и технологий Российской Федерации имеет подведомственные государственные унитарные предприятия, научные учреждения и иные организации.
13. Министерство науки и технологий Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бюджетный и иные счета (в том числе в иностранной валюте)в Центральном банке Российской Федерации, в других кредитных организациях и в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
14. Местонахождение Министерства науки и технологий Российской Федерации - г. Москва.
|