С каждым годом увеличивается доля студентов, поступающих в вузы на внебюджетной основе. В то же время в стране сущест-вует более четырехсот коммерческих вузов. Некоторые из них завоевали определенный авторитет. Корреспондент "Извес-тий"-Hay ко" встретился с ректором Российского нового универ-ситета Владимиром ЗЕРНОВЫМ. Но "совместительству" он - председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов Рос-сии.
- У нас есть государственные и негосударственные вузы. Но по сути дела и те и другие выполняют государственную программу. Негосударственные вузы по- лучают гослицензию и госаккредитацию, проходят аттестацию и, более того, дают государственные дипломы. Потому и негосударственными их называть не правильно.
- Ну, давайте назовем их бюджетными внебюджетными...
- И это тоже неверно. Отличие заключается в том, что государственный вуз выполняет заказ государства, а негосударственный - общества. Никому же в голову не приходит сравнивать выпускника МГУ и Гарварда только потому, что Гарвард - не государственный, а МГУ - государственный вуз. У нас пока к негосударственным вузам отношение настороженное. Но сего дня все вузы ста-ли коммерческими. На коммерческой основе в государственных вузах обучается в 2,5-3 раза больше студентов, чем на бюджетной. И такая ситуация во всем мире. То, что мог себе позволить великий и могу чий Советский Союз, ни одна страна мира себе позволить не может.
- Но ведь сегодня (что следует из документов, связанных с модернизаци-ей образования) провозглашена доступность образования. Таким образом, доля коммерческих вузов, очевидно, будет уменьшена.
- Это не так. С одной стороны, в негосударственном секторе есть много вузов, которые действительно "встали на крыло". У нас есть негосударственные вузы, вступительные экзамены в которые не уступают физтеховским. Есть вузы, в ко-торых TOEFL является вступительным экзаменом по английскому. Но есть и те, которые не выдерживают и намека на критику. Также, как, впрочем, и государ-ственные (особенно их филиалы). На самом деле должны быть экономические механизмы поддержки качественных вузов (и государственных, и нет). Вне- дрение программы модернизации - колоссальный плюс для сильных вузов. Она означает улучшение финансового положения качественно работающих ву-зов и ухудшение положения тех, кто работает плохо.
- А кто будет это решать?
- Общество, рынок. Сейчас негосударственные вузы будут конкурировать с государственными по двум параметрам: пер вый - это качество образования, а второй - эффективность использования госсредств. На пример: МГУ - лидер россий ских вузов. Он входит во все ми ровые рейтинги. Я всегда считал, что второй вуз - Бауманка. Но оказывается, есть вузы, по своим ресурсным воз-можностям превышающие в несколько раз МТУ.
- Например?
- Военные. Аяцков приводил данные о том, что у него в Саратовской области шесть военных академий. Зачем? Там насчитывается всего шесть тысяч кур-сантов, а обучают их двадцать тысяч преподавателей. А это все опирается на бюджетные деньги (в то время как бюджета не хватает самым бедным).
- Коммерческим вузам что-нибудь достается от бюджета?
- Сейчас нет, но это неправильно. Бюджетные деньги нужно давать тому, кто более эффективно работает. И при этом учитывать нужды общества. Нужен госзаказ. Как человек будет учиться в вузе, если потом по специальности он работать не будет? Зачем мы проедаем бюджетные деньги? Еще нужно дать возможность вузам торговать своими научными разработками. Многие этим занимаются. Но нет экономического механизма.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы вузы жили безбедно и про-цветали?
- Экономический механизм должен быть адекватным ситуации в стране. Но одного только бюджета никогда не хватит. По этому нужно привлекать и дру- гие средства. Для меня много значит пример английского короля (по-моему, Генриха Восьмого). Он был страшно беден. Но создал самую ресурсодоста-точную систему в мире: дал университетам земли и недвижимость. Тогда ни-чего другого не было. Нам же сейчас нужно создать экономический механизм - условия, при которых деньги бы потекли в вузы. Приток ресурсов, вложен-ных в образование, и будет тем локомотивом, который его вывезет.
- Вы как председатель Сове та Ассоциации негосударственных вузов России, включающей все аккредитованные вузы (их - 215), можете ска-зать: каковы
главные проблемы для таких учебных заведений?
- Главная проблема - это качество образования. Тот, кто этим не озабочен, неизбежно за кроется. Еще - материальная база. Хорошо бы, чтобы негосу- дарственным вузам передавались здания. Это есть в материалах прошедшего заседания Госсовета. Отдавать тем, кто будет их эффективней использовать. Еще проблема - равноправие. Не сколько лет назад Москва ввела для негосу-дарственных вузов на лог с продаж. То есть нас при равняли к ларьку.
- Какой резон государству финансировать негосударственные вузы? Ка-кой будет отдача?
- В виде качественного специалиста. Если будет конкурсный заказ...
- А что это такое?
- Если такой вуз готовит специалистов по компьютерным технологиям не хуже, чем государственный (но с меньшими для государства затратами), так лучше ему и отдать эти деньги. Это должна решать какая-то не зависимая служба. Ввели же Российский общественный совет развития образования. Он может реально влиять на эти проблемы. Тот, кто лучше учит, должен получать большие преференции от государства.
Известия Наука 14 сентября 2001г
Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЫЦИКОВА
|