УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 января 2000 г. # 45
1. Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации (Миннац России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления, осуществляющим координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и взаимодействие с субъектами Российской Федерации, национально-культурными автономиями, общественными организациями (объединениями) и конфессиями по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
2. Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
4. Основными задачами Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации являются:
1) проведение государственной политики в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления;
2) формирование правовых, организационных и социально-экономических основ федеративных и национальных отношений, а также местного самоуправления;
3) объединение усилий органов государственной власти, политических, общественных организаций и движений, а также религиозных объединений для достижения межнационального согласия;
4) выработка государственных мер для предупреждения межнациональных конфликтов;
5) прогнозирование развития политических процессов в регионах Российской Федерации, содействие проведению экономических и социальных реформ, расширению интеграционных процессов и межрегионального сотрудничества.
5. Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации в соответствии с основными задачами осуществляет следующие функции:
1) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере развития федеративных и национальных отношений, местного самоуправления, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию порядка их взаимодействия;
2) обобщение практики применения законодательства в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления, разработка и представление в установленном порядке предложений по его совершенствованию, а также проектов соответствующих нормативных правовых актов;
3) обоснование перспективных направлений государственной политики в сфере федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и обеспечение разработки проектов программ первоочередных действий Правительства Российской Федерации по реализации этих направлений;
4) участие в установленном порядке в подготовке и экспертизе проектов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществление экспертизы проектов соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части своих полномочий, анализ выполнения соответствующих договоров и соглашений и представление в Правительство Российской Федерации предложений о повышении эффективности их реализации;
5) взаимодействие совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также с Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации и ассоциациями муниципальных образований Российской Федерации;
6) разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию конституционной модели федеративного устройства Российской Федерации;
7) разработка в пределах своей компетенции предложений по предупреждению и урегулированию межэтнических конфликтов;
8) осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти мероприятий по реабилитации репрессированных народов, подготовка и представление в установленном порядке соответствующих предложений;
9) участие в разработке предложений по региональным и межрегиональным аспектам развития экономики, а также мер государственной поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) ведение наблюдения за политическими, социально-экономическими и этнокультурными процессами в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях;
11) участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации программ комплексного социально-экономического развития экономических районов, программ интеграционного развития субъектов Российской Федерации, программ поддержки местного самоуправления;
12) выполнение функций государственного заказчика федеральных целевых программ, связанных с развитием регионов Российской Федерации, становлением и развитием местного самоуправления, участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в подготовке по предложениям субъектов Российской Федерации решений о выделении им бюджетных средств;
13) участие в подготовке методических рекомендаций по совершенствованию форм и методов управления региональной и муниципальной экономикой, в разработке государственных минимальных социальных стандартов;
14) участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации государственной инвестиционной политики и региональных инвестиционных программ и проектов;
15) изучение и анализ положения в бюджетно-финансовой сфере субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
16) взаимодействие с научными учреждениями и организациями Российской Федерации и иностранных государств по проблемам федеративных и национальных отношений, местного самоуправления;
17) разработка методических рекомендаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
18) определение в пределах средств, выделяемых Министерству на научные исследования, важнейших направлений научной работы и привлечение в установленном порядке к ее выполнению учреждений и организаций, а также ученых и специалистов, выполнение функций государственного заказчика по проведению научных работ;
19) участие в установленном порядке в принятии решений о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении Министерства организаций;
20) ведение федерального реестра муниципальных образований, реестра национально-культурных автономий и государственного реестра казачьих обществ Российской Федерации;
21) осуществление организационно-технического и информационно-аналитического обеспечения деятельности координационных и совещательных органов в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
22) взаимодействие со средствами массовой информации при освещении проблем развития федеративных отношений, реализации государственной национальной политики и развития местного самоуправления, а также других вопросов, связанных с деятельностью Министерства.
6. Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации для выполнения своих функций имеет право в пределах своей компетенции:
1) издавать нормативные правовые акты, а также приказы и инструкции;
2) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций материалы и информацию, необходимые для работы Министерства;
3) представлять в установленном порядке Правительство Российской Федерации при взаимодействии с международными организациями, реализующими в рамках межправительственных соглашений проекты и программы, связанные с развитием федеративных и национальных отношений, местного самоуправления, реализацией региональной политики и решением социально-экономических проблем регионов;
4) взаимодействовать в установленном порядке с государственными органами зарубежных стран и международными организациями;
5) проводить в установленном порядке конференции и совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, с привлечением руководителей и специалистов других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
6) создавать в установленном порядке территориальные органы для обеспечения своей деятельности в субъектах Российской Федерации;
7) учреждать в установленном порядке журналы и другие печатные издания.
7. Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Министр по делам федерации и национальностей Российской Федерации:
1) руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия;
2) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками Министерства и его территориальных органов, а также организациями, находящимися в ведении Министерства;
3) представляет Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними;
5) утверждает в установленном порядке структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, численность и фонд оплаты труда работников его территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда, а также смету расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;
6) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных органов;
7) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей его территориальных органов в установленном порядке;
8) в установленном порядке утверждает уставы находящихся в ведении Министерства организаций, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры (контракты);
9) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве по делам федерации и национальностей Российской Федерации;
10) представляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, особо отличившихся работников центрального аппарата Министерства и его территориальных органов, а также работников находящихся в ведении Министерства организаций к награждению государственными наградами Российской Федерации;
11) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. В Министерстве по делам федерации и национальностей Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений этого Министерства, ведущих ученых и специалистов.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности Министерства.
Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются приказами Министра.
10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление.
11. Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.