Российские долги не выкупаются
Ведомости
Новость о том, что Россия намерена провести в 2002 г. аукцион по досрочному погашению госдолгов, всю неделю занимала российских и зарубежных экспертов. Однако Минфин, бухнув в колокола, похоже, не заглянул в святцы. Российское законодательство не дает такой возможности, а в проекте бюджета-2002 не заложены средства на выкуп обязательств.
Сначала замминистра финансов Сергей Колотухин, а вслед за ним анонимный высокопоставленный чиновник ведомства объяви ли, что не исключают в следующем году организацию аукциона по откупу госдолга и досрочный расчет с держателями российских валютных бумаг. На долго вой рынок сообщения повлияли умеренно. Зато они очень живо обсуждались специалистами. Но, как выясняется, надежной право вой базы под минфиновским начинанием пока нет. Правительственный чиновник на условиях анонимности сказал "Ведомостям", что Бюджетный кодекс (БК) не регламентирует такую форму работы с госдолгом, как открытый тендер. Его скепсис также питает статья 7 БК, согласно которой любые бюджетные расходы осуществляются только на основании закона. А в проекте бюд- жета-2002 затраты на аукцион и откуп долгов не заложены.
Замдиректора Центра фискальной политики Антонина Ковалевская согласилась с тем, что юридическая база действительно сырая. Тем не менее она считает возможным провести тендер на основе статьи 97 БК В ней сказа но, что органы государственной
власти используют все полномочия по формированию федерального бюджета для погашения долговых обязательств и обязательств по обслуживанию госдолга. "Статья сформулирована так общо, что [аукцион] можно объявить указом президента и провести постановлением правительства",- замечает Ковалевская.
Однако даже с такой натяжкой весьма трудно решить вопрос досрочного погашения. При объявлении аукциона котировки долговых обязательств вырастут. А механизм отсечения цены, позволяющий с максимальным дисконтом откупать бумаги держателей, не проработан. Другая проблема состоит в том, что прежде чем объявить о тендере, надо выбрать банки-агенты. Но закона насей счет опять-таки нет. В правительстве, правда, говорят о том, что концепция управления госдолгом предполагает создание полно ценного законодательства. В нем будут описаны полномочия властей, все виды операций с долговыми инструментами, включая порядок досрочного погашения. "Такой закон, как и закон о защите инвестиций, - это библия для инвестора", -говорит чиновник Белого дома.
Однако никакое законодательство не решает коллизии, связан ной с обязательствами России перед кредиторами, не входящими в Парижский клуб. Таких стран 15, просроченная задолженность России - не один миллиард дол ларов. Если Минфин приступит к досрочному выкупу, они резонно спросят, почему же нет денег для расчета с ними. Пример компа- нии "Русатоммет", подавшей в Страсбургский суд на Минфин из-за не погашенных вовремя "вэбовок", показывает, с каким фрон том возмущенных государств может столкнуться правительство.
Часть экспертов смущает сама идея открытого аукциона. Быв ший первый замминистра финансов Олег Вьюгин, знания которого считаются энциклопедическими, не припомнил, был ли в мире прецедент такого рода. Практически все страны с большим внешним долгом - Мексика, Бразилия, Аргентина, постсоциалистические страны Восточной Европы - работали на рынке суверенных обязательств по-тихому. Они не афишировали скупку своих национальных обязательств. "Все кредиторы знали, что должники это делают, но сами они об этом во всеуслышание не говорили - в какой момент, по какой цене и через какую компанию будут выкупать бумаги", - сказал "Ведомостям" аналитик "Тройки Диалог" Александр Овчинников. По мнению опрошенных экспертов, статистику объемов откупа и дисконтов найти трудно из-за секретности сделок.
Один из чиновников правительства вообще категоричен в оценке планов Минфина: "Сообщать заранее о погашении глупо, поскольку инвесторы обязательно поднимут стоимость предложения. Это обойдется дороже бюджету, а Счетная палата и прокуратура начнут трясти Минфин за нанесение ущерба казне". По его мнению, авторы затеи с аукционом плохо понимают законы рынка. Но аналитик "НИКойла" Владимир Тихомиров считает, что вброс Минфином информации - это хорошо просчитанный ход, призванный подогреть инте рес к российским бумагам и по казать, что дела в стране улучшаются настолько, что она готова к выкупу своих бумаг. "А когда при дет 2002 год, может быть, аукцион проводить и не понадобится", - заключил он.
Ведомости 31 августа 2001г
Александр Беккер
|