УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 марта 2000 г. # 265
1. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области связи (электрической и почтовой) и информатизации, а также координацию в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти.
2. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации осуществляет руководство службой государственного надзора за деятельностью в области связи и информатизации, а также управление находящимися в его ведении государственными предприятиями и учреждениями по перечню согласно приложению.
3. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и иными организациями.
4. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также международными договорами Российской Федерации в области связи и информатизации.
5. Основными задачами Министерства Российской Федерации по связи и информатизации являются:
1) разработка и реализация государственной политики в области электросвязи, почтовой связи и информатизации;
2) регулирование деятельности в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения, за исключением вопросов, касающихся присвоения и эксплуатации полос радиочастот и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации;
3) государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации;
4) обеспечение работы государственных комиссий по электросвязи, радиочастотам и информатизации.
6. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в соответствии с возложенными на него задачами:
1) осуществляет регулирование в установленной сфере деятельности, направленной на более полное удовлетворение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в услугах электросвязи, информатизации и почтовой связи;
2) разрабатывает и проводит научно-техническую политику в области развития федеральной связи и в сфере информатизации с учетом обеспечения устойчивости и информационной безопасности;
3) организует разработку и реализацию концепций, основных направлений и схем развития сетей электросвязи, почтовой связи и систем информатизации на основе разрабатываемых прогнозов развития средств и услуг связи и средств информатизации;
4) разрабатывает в установленном порядке федеральные и отраслевые программы развития связи и информатизации в Российской Федерации;
5) разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к сфере ведения Министерства;
6) организует работы по созданию и развитию национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
7) осуществляет с участием Министерства науки и технологий Российской Федерации координацию и организацию работ по внедрению новейших технологий, созданию интерактивных систем информационного обслуживания, оказанию новых услуг в области связи и информатизации;
8) осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти регулирование использования и международно-правовую защиту частотного ресурса Российской Федерации;
9) координирует развитие российских спутниковых систем связи гражданского назначения, регулирует допуск и использование иностранных систем спутниковой связи в информационном пространстве Российской Федерации с учетом приоритетного использования российских спутниковых систем связи во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации;
10) проводит межотраслевую координацию в области электросвязи, информатизации и почтовой связи, организует государственную экспертизу проектной документации на строительство и сооружение сетей и объектов инфраструктуры связи и информатизации;
11) взаимодействует с Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в работе по реализации проектов развития федеральных и региональных систем телерадиовещания;
12) участвует совместно с Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в разработке и реализации соглашений о создании благоприятных условий для распространения программ телерадиовещания в странах ближнего и дальнего зарубежья;
13) участвует совместно с Российским авиационно-космическим агентством и Министерством обороны Российской Федерации в разработке и реализации Федеральной космической программы России с целью обеспечения устойчивого функционирования и развития федеральной орбитальной группировки спутников связи и вещания;
14) взаимодействует с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой воздушного транспорта России и межведомственной комиссией "Интернавигация" по вопросам частотного планирования работы радиоэлектронных средств для обеспечения безопасности воздушного движения в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации;
15) координирует взаимодействие операторов связи в области оказания услуг электросвязи и почтовой связи пользователям;
16) определяет порядок пропуска нагрузки сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, и принципы взаиморасчетов между взаимодействующими операторами сетей электросвязи за пропускаемую нагрузку;
17) осуществляет контроль за взаимодействием операторов связи, сети которых образуют взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации, по вопросам присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования и решает в установленном порядке споры по этим вопросам в пределах компетенции Министерства;
18) определяет технические требования к оборудованию связи, применяемому во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, и осуществляет регулирование применения оборудования электросвязи;
19) обеспечивает приоритет применения произведенных в Российской Федерации средств связи и информатизации в соответствии с государственной научно-технической политикой;
20) содействует развитию предпринимательства в сфере предоставления услуг электросвязи, информатизации и почтовой связи;
21) осуществляет в установленном порядке сертификацию технических средств и услуг связи и информатизации, за исключением радиоэлектронных средств, используемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Федеральной по-граничной службой Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, а также средств электросвязи внутрипроизводственного и технологического назначения, не имеющих выхода на взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации;
22) осуществляет в установленном порядке аккредитацию испытательных центров и лабораторий для проведения испытаний в рамках обязательной сертификации технических средств связи;
23) выдает в установленном порядке испытательным центрам и лабораториям лицензии на проведение испытаний в рамках обязательной сертификации технических средств связи;
24) организует работу по планированию, назначению и учету рабочих частот, выдаче разрешений на использование частот при разработке и производстве радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и их эксплуатацию, по обеспечению электромагнитной совместимости и контролю за использованием радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также контролю за помехами, в том числе индустриальными, мешающими теле- и радиоприему;
25) определяет порядок распределения ресурсов нумерации сетей электросвязи Российской Федерации и российского сегмента мировой сети электросвязи, организует работу по распределению адресного пространства российского сегмента сети Интернет;
26) осуществляет в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, централизованное управление взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации;
27) организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти выполнение мероприятий по восстановлению взаимоувязанной сети связи Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях;
28) организует проведение реструктуризации находящихся в его ведении государственных предприятий и учреждений в целях максимального использования их производственного потенциала, представляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения по их акционированию и приватизации, проводит политику, направленную на развитие конкуренции в области электросвязи, информатизации и почтовой связи;
29) осуществляет разработку и реализацию государственной инвестиционной политики в области связи и информатизации;
30) осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности, связанной с предоставлением услуг связи и информатизации;
31) определяет образцы, номиналы, тиражи и срок действия государственных знаков почтовой оплаты, образцы маркированных почтовых конвертов и карточек, организует их издание и распространение;
32) организует присвоение почтовых индексов объектам почтовой связи на территории Российской Федерации, а также изготовление и использование именных вещей для организаций федеральной почтовой связи, формирование Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, выдает разрешения на размещение рекламы на почтовых отправлениях, применение франкировальных машин и определяет порядок их использования;
33) определяет принципы взаиморасчетов между организациями федеральной почтовой связи, в том числе по переводным операциям;
34) организует проведение расчетов с почтовыми администрациями иностранных государств за международный почтовый обмен в соответствии с актами Всемирного почтового союза;
35) разрабатывает совместно с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства нормативные правовые акты по вопросам тарифной политики в отношении основных видов услуг связи и взаиморасчетов между операторами электросвязи и почтовой связи, содействует развитию рынка услуг связи;
36) определяет основные направления тарифной политики в области электросвязи, информатизации и почтовой связи, координирует тарифную политику организаций, осуществляющих деятельность в этой области;
37) организует работу по совершенствованию бухгалтерского учета, статистической отчетности и финансированию находящихся в его ведении организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
38) получает в установленном порядке от находящихся в его ведении организаций статистические данные и бухгалтерскую отчетность;
39) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам связи и информатизации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и представляет их в Правительство Российской Федерации;
40) осуществляет контроль за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам связи и информатизации;
41) выступает как администрация связи и информатизации Российской Федерации при осуществлении международной деятельности, представляя и защищая интересы Российской Федерации в пределах возложенных на нее полномочий в области связи и информатизации, заключает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации, а также координирует деятельность в этой области физических и юридических лиц;
42) организует государственный надзор за состоянием средств и сетей связи и информатизации независимо от формы собственности, а также работу службы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации;
43) оказывает предприятиям и организациям, выпускающим средства связи, вычислительной техники и информатизации, содействие во внедрении передовых технологий и в осуществлении их взаимодействия с зарубежными производителями и инвесторами;
44) разрабатывает и реализует в установленном порядке планы мобилизационной подготовки взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций, планы накопления и обновления материальных ценностей мобилизационного резерва на находящихся в его ведении государственных предприятиях и в организациях связи независимо от формы собственности;
45) определяет требования и организует работу по обеспечению информационной безопасности взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, а также организует, координирует и контролирует деятельность по обеспечению в отрасли защиты сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
46) осуществляет организационно-методическое руководство работой по обеспечению устойчивого функционирования системы информатизации в Российской Федерации;
47) организует проведение в отрасли государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, осуществляет методическое руководство службами охраны труда находящихся в его ведении государственных предприятий и учреждений, организует обучение руководителей этих служб, а также руководителей и других должностных лиц, ответственных за охрану труда на предприятиях и в организациях отрасли, изучает, обобщает и распространяет передовой опыт в области охраны труда;
48) реализует государственную кадровую политику в области связи и информатизации;
49) принимает в установленном порядке участие в осуществлении координации и контроля деятельности отраслевых высших и средних специальных учебных заведений;
50) обеспечивает совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии проведение работ по стандартизации средств и систем связи и информатизации, в том числе разработку государственных стандартов;
51) организует работу по управлению качеством на рынке средств и услуг связи и информатизации в соответствии с требованиями государственных стандартов, организует конкурсы по присуждению премий Министерства Российской Федерации по связи и информатизации в области качества;
52) участвует в разработке отраслевого (тарифного) соглашения как представитель находящихся в его ведении организаций-работодателей, а также иных организаций при условии делегирования ими соответствующих полномочий, заключает и выполняет это соглашение;
53) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Государственной комиссии по электросвязи, Государственной комиссии по радиочастотам и Государственной комиссии по информатизации.
7. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации имеет право:
1) представлять в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, заключения по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аналитические материалы и предложения, касающиеся состояния и развития сетей связи и систем информатизации;
2) издавать в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования управления сетями связи, организационно-технического обеспечения устойчивого и безопасного функционирования сетей связи, технической эксплуатации средств связи, регулирования деятельности в сфере информатизации, обязательные для выполнения всеми физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги связи и информатизации или пользующимися ими;
3) создавать в установленном порядке временные рабочие комиссии и группы, привлекая к участию в них специалистов в области связи и информатизации;
4) использовать предоставляемые на добровольной основе организациями связи и информатизации средства для финансирования деятельности администрации связи и информатизации Российской Федерации в международных организациях связи и информатизации по защите национальных интересов, развитию и совершенствованию связи и информатизации в Российской Федерации;
5) заключать в установленном порядке международные договоры (соглашения) Российской Федерации по вопросам связи и информатизации;
6) разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию;
7) вносить и согласовывать в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий и учреждений в области связи и информатизации, относящихся к федеральной собственности;
8) запрашивать в установленном порядке у других органов исполнительной власти Российской Федерации и организаций необходимые материалы для осуществления возложенных на Министерство функций;
9) созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
10) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские учреждения и учебные заведения для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технической экспертизы, консультаций, разработки вопросов, относящихся к компетенции Министерства, проводить конкурсы на размещение заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области связи и информатизации;
11) осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, находящихся в ведении Министерства, в установленном порядке проводить документальные и иные проверки их деятельности;
12) обеспечивать в установленном порядке формирование средств, направляемых на финансирование службы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации.
8. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр Российской Федерации по связи и информатизации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
9. Министр Российской Федерации по связи и информатизации:
1) руководит деятельностью Министерства;
2) является по должности председателем Государственной комиссии по электросвязи, Государственной комиссии по радиочастотам и Государственной комиссии по информатизации;
3) распределяет обязанности между своими заместителями;
4) устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений Министерства;
5) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников, смету расходов на его содержание в пределах предусмотренных на соответствующий период бюджетных ассигнований на государственное управление, а также положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;
6) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей организаций, находящихся в ведении Министерства, утверждает уставы (положения) указанных организаций, заключает и расторгает договоры (контракты) с их руководителями;
7) учреждает ведомственные награды для работников отрасли;
8) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами и применяет меры материального и морального поощрения;
9) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
10) принимает меры по повышению квалификации, социальной защите, улучшению условий труда, жилищных, социально-бытовых условий и медицинского обслуживания работников центрального аппарата Министерства;
11) командирует в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства в иностранные государства для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Министерства;
12) в пределах своей компетенции издает нормативные акты, в том числе в случае необходимости совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти.
10. В Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, иных руководящих работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии могут включаться также представители других федеральных органов исполнительной власти, организаций, ведущие ученые и специалисты.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности отрасли. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая Правительству Российской Федерации о возникших разногласиях.
В заседаниях коллегии в случае необходимости могут участвовать представители других федеральных органов исполнительной власти, организаций, ученые и специалисты, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам.
11. Для проведения единой научно-технической политики в Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации образуется научно-технический совет, положение о котором утверждается Министром.
12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства Российской Федерации по связи и информатизации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
13. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бюджетные и иные счета ( в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.