На состоявшемся 9.08.2001 г., заседании
Правительства выступил Министр энергетики РФ И.Х. Юсуфов, который доложил о ходе
выполнения комплекса мер по обеспечению
топливно-энергетическими ресурсами
экономики страны и населения для работы в
осенне-зимний период 2001-2002 годов и об
исполнении прогнозных балансов
производства и распределения
энергоресурсов в течение прошедшего
периода 2001 года.
“Уважаемые члены Правительства
Российской Федерации и приглашенные на
заседание Правительства!
Позвольте коротко доложить о ходе
выполнения комплекса мер по обеспечению
топливно-энергетическими ресурсами
экономики страны и населения для работы в
осенне-зимний период 2001-2002 годов и, прежде
всего, об исполнении прогнозных балансов
производства и распределения
энергоресурсов в течение прошедшего
периода 2001 года.
Мы понимаем, что только гарантированный
уровень производства ресурсов и создание
достаточных предзимних их запасов являются
одним из обязательных условий устойчивого
функционирования народного хозяйства и
обеспечения приемлемых условий жизни
населения страны.
Потребность экономики и населения страны
в первичных энергоносителях на 2001 год и
предстоящую зиму рассчитывалась, исходя из
прогноза социально-экономического
развития России на 2001 год, и
среднемноголетней температуры зимнего
периода.
В целом по стране потребность в
энергоносителях в текущем году должна
увеличиться на 11,1 млн. тонн условного
топлива (т.у.т.), и должна составить 1431,7 млн. т.у.т…
По результатам работы организаций ТЭК в
первом полугодии уровень добычи и
производства основных видов топливно-энергетических
ресурсов превысил расчетные и прошлогодние
показатели (кроме природного газа и мазута),
соответственно:
|
|
+/- к 2000 г.
|
Нефти добыто |
167, 7 млн. тонн (+4,1) |
+10,8 (6,9%) |
Мазута произведено |
25,3 млн. тонн (-1,0) |
+0,6 (2,4%) |
Природного газа добыто |
295,2 млрд. куб. м (+3,7) |
-2,1 (-0,4%) |
Угля |
135,1 млн. тонн (+2,6) |
+3,5 (2,7%) |
Э/энергии выработано |
451,1 млрд. кВт ч (-7,6) |
|
Всего в первом полугодии произведено
энергоносителей в количестве 727,3 млн. тонн
условного топлива, что на 12,8 млн. т.у.т.
больше расчетного.
Кроме того, более благоприятные, в
сравнении с прогнозом, погодно-климатические
условия существенно изменили структуру
производства электрической энергии.
Большая вода нынешнего года и более высокая
температура наружного воздуха в целом по
России позволили высвободить на
теплоэлектростанциях ЕЭС России более 7,5 млн. т.у.т первичных энергоносителей. В
конечном итоге это отразилось на состоянии
в ЕЭС России запасов мазута, они близки к
нормативу, а по углю даже выше текущего
норматива.
Сегодня мы имеем оперативные данные о
результатах работы за семь месяцев.
Добыча и производство топливно-энергетических
ресурсов за семь месяцев составила 837,6 млн.
т.у.т., что на 10,8 млн. т.у.т. больше расчетного.
В стране достаточно мощностей
энергетических предприятий.
Установленная мощность электростанций
России составляет 205 млн. кВт при максимуме
нагрузки порядка 140 млн. кВт. Поэтому, при
обеспеченности электростанций топливом,
удовлетворение потребности в
электроэнергии нужд народного хозяйства и
населения страны сомнений не вызывает.
Таким образом, в текущем году
складывается благоприятная ситуация с
ресурсной базой первичных энергоносителей.
Она даже избыточна для гарантированного
функционирования экономики страны и
прохождения предстоящей зимы.
В тоже время, если оценить состояние
ресурсной базы отдельных субъектов
Российской Федерации и Дальнего Востока в
частности, то картина не выглядит такой
благополучной. Прежде всего, это
обусловлено проблемой, сложившейся
структуры потребления котельно-печного
топлива. Например, на Дальнем Востоке доля
потребления угля превышает 70%. Кроме того
регионы Дальнего Востока находятся в зоне
нерегулируемых цен на потребляемые
энергоносители. Расход угля на Дальнем
Востоке ~ 32 млн. тонн в год. Именно в этом
регионе в прошедшую зиму, на фоне
благополучия общероссийского ресурсного
обеспечения в I квартале текущего года
произошел энергетический кризис, главными
причинами которого были недостаточные
предзимние запасы твердого топлива и его
текущие поставки. Причем экстренные
поставки в период кризиса осуществлялись
не из заграницы, а из Кузбасса и Забайкалья.
Только в феврале было поставлено более 500
тыс. тонн углей.
Справочно
- нефть — 1,43 т.у.т/т
- уголь — 0,57 т.у.т./т
- мазут — 1,37 т.у.т./т
- газ — 1,15 т.у.т./1000 м3
Стоимость единицы натурального и условного топлива
Газ
|
362 руб./1000 м3
|
414,8 руб./ т.у.т.
|
уголь
|
200 м3/тонна
|
350,9 руб./ т.у.т.
|
мазут
|
1600 руб./тонна
|
1167,9 руб./т.у.т.
|
Т.е. стоимость 1 т.у.т. и тонны угля и тонны мазута приравнена к стоимости газа в 1,12 и 3,7 раза соответственно.
Уроки прошлой зимы уже проанализированы
на всех уровнях.
Постановлениями Правительства
Российской Федерации его протокольными и
другими решениями был определен весь
комплекс организационных решений и
адресных поручений министерствам,
ведомствам, региональным органам
исполнительной власти и отдельным
хозяйствующим организациям по подготовке к
зиме 2001-2002 годов. Подготовка к предстоящей
зиме, в основном, зависит от четкого и
своевременного выполнения указанных
решений и поручений.
Сегодня необходимо дать оценку тому, что
выполнено, и что необходимо еще выполнить.
Если говорить “сухими” цифрами, то из
117 адресных поручений по подготовке к зиме в
Правительственных постановлениях и
протокольных решениях, министерствами и
ведомствами выполнены или выполняются в
срок 115. А что касается Минэнерго России, то
оно выполняет поручения в свой адрес на все
100%. Но это опять-таки не определяет качество
подготовки и прохождения зимы 2001-2002 годов,
так как существуют локальные проблемы в
конкретных субъектах Российской Федерации
и энергосистемах, которые не видны на общем
фоне положительной статистики.
Уважаемый Виктор Борисович, члены
Правительства и коллеги, позвольте в этой
связи остановиться на конкретных проблемах
и задачах текущего момента, от состояния
сегодняшнего положения дел.
Да, мы сегодня выглядим лучше, чем в
прошлом году.
- За семь месяцев первичных энергоресурсов произведено больше на 10,8 млн.
т.у.т. к расчетному показателю.
Текущие запасы мазута и угля больше чем в прошлом году, даже на электростанциях
Востокэнерго они на 19,8% больше прошлогодних.
- В отличие от прошлого года есть конкретные решения Правительства по зиме
и План действий. Есть ответственные исполнители министерств и ведомств, что
в отсутствии нормативно-правовой базы и разделения предметов ведения Федерации
и регионов в ТЭКе очень важно.
- В балансах ТЭР предусмотрено полное покрытие внутренней потребности региона,
причем на уровне от производства, до конечного потребителя. Впервые это сделано
по трем условно независимым регионам России (с учетом особенностей структуры
энергопотребления): Европейская часть, Сибирь и Дальний Восток.
- Впервые составлены и согласованы графики поставок топлива и определены его
нормативные запасы в энергетике на начало зимы.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2001 г.
№ 481 утверждены Правила возмещения из федерального бюджета разницы
процентных ставок по кредитам на закупку топлива в размере 2/3 ставки ЦБ РФ.
Объем возмещения предусмотренный в федеральном бюджете на 2001 год составляет
100 млн. рублей. В настоящее время в Министерство представлены и находятся
на рассмотрении расчеты на возмещение процентных ставок более 80 млн.
рублей по фактически оплаченным процентам.
Совершенно очевидно, что 100 млн. рублей не позволит возместить все потребности
предприятий ТЭКа в кредитных ресурсах, поэтому приоритет будет отдан “энергосистемам
критических регионов”, что позволит уменьшить финансовую нагрузку в наиболее
слабых местах.
- Организациям ТЭК предоставили возможность проведения реструктуризации кредиторской
задолженности перед федеральным бюджетом. Сегодня, 73
предприятия РАО “ЕЭС России” готовы к проведению реструктуризации,
соответствующие документы находятся на оформлении. Сумма налогов, подлежащих
реструктуризации, составляет 18,45 млрд. рублей, пени и штрафы —
17,37 млрд. рублей, что составляет 96% от общей суммы задолженности 19,12 млрд.
рублей.
10 предприятий не готовы к проведению реструктуризации по причине несоблюдения
100% оплаты текущих платежей и прироста задолженности на 605,6 млн. рублей,
в т.ч. пени и штрафы — на 200,4 млн. рублей.
- Подготовка к зиме осуществляется под постоянным вниманием и контролем Правительства
Российской Федерации. О чем также свидетельствует принятие решений о создании
межведомственной рабочей группы при Минэнерго России по оперативному контролю
за ходом подготовки к зиме.
К сожалению, принимаемые меры сегодня еще
не позволяют снять вопрос о так называемых
“критических регионах”, это — Приморский и Хабаровский край, Республика
Бурятия, Камчатская, Сахалинская,
Магаданская, Амурская, Архангельская
области и к ним добавились Ульяновская
область и Алтай (ЖКХ).
Проблемы этих регионов схожи: низкий
текущий запас топлива на ряде
электростанций, недостаток средств на
закупку топлива, высокая задолженность за
потребленные топливо и электроэнергию,
невыполнение графика поставок углей во II
квартале и июле текущего года — это главная
угроза срыва подготовки к зиме.
Характерно, что в целом по стране и для “критических
регионов” остается высокая
задолженность потребителей за тепло-
энергоресурсы перед РАО ЕЭС и на 1 июля 2001
года она составляет 111,1 млрд. рублей, где
доля федеральных потребителей 6,2%, а ЖКХ
более 60%.
Что же нужно чтобы снять эти проблемы?
- РАО “ЕЭС России” весьма срочно необходимо было решить вопрос
получения ~ 1,6 млрд. рублей кредитов на закупку угля для электростанций Дальнего
Востока и Забайкалья, а также других энергосистем, и эта работа в значительной
степени в конце июля была выполнена, но этого недостаточно и кредиты нужно
брать. Уголь есть, согласованный и скорректированный 19 июля 2001 года график
его поставок тоже есть. График поставок угля на Дальний Восток в июле выполнен.
Сейчас нужно сохранить сложившиеся темпы завоза углей на Дальний Восток и
Забайкалье до 70 тыс. тонн/сутки. Своевременно снимать проблемы с простоем
вагонов под выгрузкой, что наблюдалось в конце июля, и обеспечить ежедневный
оперативный контроль за движением топлива.
- Необходимо решить проблему платежей за уголь, задолженность за который
без транспортной составляющей порядка 3,7 млрд. рублей, в том числе 1 млрд.
рублей в 2001 году. Информация о задолженности по критическим регионам и в
целом по видам топлива представлена на слайде.
- Критические регионы, где основным энергоносителем для выработки электроэнергии
является мазут, проблем с транспортировкой и наличием ресурсов не существует.
Главная здесь проблема — это прошлые долги за мазут и дефицит средств
на текущую его оплату и первоочередной здесь является проблема погашения долгов
по Камчатскэнерго, связанная с финансовым кризисом 1998 года.
Сегодня уровень платежей за текущие
поставки мазута 90%. Уровень платежей за
природный газ более 120% и с начала года РАО “ЕЭС России” впервые снизила
задолженность за газ на ~ 7 млрд. рублей.
Может быть в рамках холдинга надо
равномерно распределять средства на
закупку топлива по сортам.
Наконец самый большой “критический
регион” России — это предприятия
теплоснабжения жилищно-коммунального
хозяйства. Потребность России в тепле
составляет порядка 2,1 млрд. Гкал в год, для
его выработки необходимо ~ 400 млн. тонн
условного топлива, т.е. чуть больше 40% всей
потребности страны в котельно-печном
топливе, что соизмеримо с объемом экспорта
ТЭР страны ~ 500 млн. т.у.т. Коммунальная
энергетика страны производит 50% тепла.
По данным и оценке Госэнергонадзора, на
сегодня техническая готовность котельных в
ЖКХ ~ 19%, ремонт теплосетей 37%, запасы угля и
жидкого топлива соответственно 32% и 25%,
финансирование под подготовительные
мероприятия и закупку топлива не более 16%.
Да, есть рост показателей за последние 1,5
месяца, но темпы его роста только усиливают
нашу тревогу.
Таким образом, основные проблемы
системного характера накопились и требуют
безотлагательного решения в муниципальном
секторе, являющимся “чувствительным
проводящим слоем” между “большой
энергетикой” и конечными потребителями.
В качестве срочных мер антикризисного
управления в указанном секторе,
направленных на сохранение надежности
энергоснабжения потребителей, предложены:
- меры по уточнению предметов ведения и совершенствованию межбюджетных отношений;
- меры по повышению эффективности хозяйствования объектов муниципальной инженерной
инфраструктуры, в частности, муниципальных котельных;
- меры по реструктуризации ЖКХ и о них очевидно доложит Анвар Шамухамедович
Шамузафаров.
Минэнерго Российской Федерации
согласовало лимиты потребления в
натуральном и стоимостном выражении 60-ти
министерствами и ведомствами на сумму 25,1
млрд. рублей, но в нарушении постановления
Правительства от 4 апреля 2000 г. № 296, до
настоящего времени не представлены лимиты
на согласование рядом федеральных ведомств,
и не завершена процедура согласования
лимитов самого энергоемкого
бюджетополучателя — Минобороны России, где
лимиты в стоимостном выражении не
соответствуют лимитам бюджетных
обязательств (недофинансирование
составляет 2,47 млрд. рублей).
Очень тревожная ситуация с ростом
задолженности за потребленные ТЭР
организаций бюджетной сферы. Здесь нет
вопросов к Министерству финансов России,
они перечисли положенные 10,5 млрд. рублей, но
в тоже время фактическое потребление
Министерств и ведомств за 5 месяцев
составило ~ 12,8 млрд. рублей. По существу
сегодня совокупная оплата бюджетными
потребителями ТЭР составила 80%, но в тоже
время возможен дефицит средств, по году из-за
роста тарифов.
Очевидно, что федеральным органам
исполнительной власти, имеющим в субъектах
Российской Федерации подведомственные
организации, с учетом значительного роста
тарифов, необходимо привести объемы (лимиты)
энергопотребления в соответствие с
фактическими объемами финансирования на 2-ю
половину 2001 года. Минфину России с участием
главных распорядителей федерального
бюджета провести выборочную проверку
эффективности всей цепочки движения
бюджетных ассигнований от министерств (ведомств)
до конечных потребителей и территориальных
органов казначейства.
Что касается остальных составляющих
Плана действий по подготовке к зиме, то с
большой уверенностью можно сказать, что
график закачки природного газа и создания
его резерва в ПХГ будет выполнен, сегодня
закачка идет с опережением на 3,2 млрд. м3.
Поставка сжиженного газа 52 миллионам
человек населения страны по регулируемым
ценам будет выполнена (при плане 697 тыс. тонн
поставлено 753 тыс. тонн).
Северный завоз ТЭР осуществляется по
графику. Решены все вопросы по
финансированию северного завоза. Сумма
выделенных средств на закупку уже более 7
млрд. рублей, что в два раза выше, чем в
прошлом году.
О ремонте и техперевооружении
предприятий электроэнергетики очевидно
будет сказано РАО “ЕЭС России”, здесь
есть вопросы, но они по оценке Минэнерго
России решаются.
Что касается производственных объектов
других организаций ТЭК, то по оперативной
оценке их подготовка к осенне-зимнему
периоду 2001-2002 годов идет удовлетворительно
и они будут готовы к зиме.
Вопросы, требующие решения на сегодняшнем
заседании Правительства, внесены в Проект
решения, который прошу Правительство
поддержать.“
По материалам Министерства энергетики РФ
13.08.2001
|