Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Минатом
Доклад министра топлива и энергетики В.И. Калюжного на расширенной коллегии Минтопэнерго РФ 29 февраля 2000 года

ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЭК РОССИИ

Деятельность предприятий ТЭК в 1999 году осуществлялась на фоне общего промышленного подъема, обусловленного как благоприятной конъюнктурой мирового рынка на экспортную продукцию, производимую российскими предприятиями, так и качественными изменениями российского финансового рынка, связанного с девальвацией рубля, положительно сказавшейся на финансовой деятельности организаций комплекса. Под влиянием этих благоприятных условий несколько сгладились негативные последствия периода 1997–1998 годов, и предприятия ТЭК сумели удержать и даже увеличить добычу топливно-энергетических ресурсов по сравнению с предшествующим годом.

В 1999 году предприятиями топливно-энергетического комплекса произведен 1 млрд. 386 млн. т условного топлива, что на 19,8 млн. т больше, чем в 1998 году. Это позволило на фоне растущего промышленного производства обеспечить потребности экономики страны во всех видах топлива и энергии, а также полностью удовлетворить платежеспособный спрос российских потребителей, включая выполнение соответствующих решений Правительства Российской Федерации по обеспечению поставок ГСМ сельхозтоваропроизводителям, завоза нефтепродуктов в районы Крайнего Севера и поставок нефтепродуктов силовым министерствам и ведомствам.

Исполнение баланса в 1999 году было для Минтопэнерго задачей не из легких. Резкое увеличение стоимости нефти, нефтепродуктов и природного газа на мировом рынке при ограниченной платежеспособности внутреннего рынка нефтепродуктов привело в I квартале 1999 года к глобальному вывозу из страны дизельного топлива, мазута и сырой нефти. Практически к началу весенне-полевых работ, то есть к всплеску потребления нефтепродуктов, мы остались без необходимых запасов топлива на заводах и на нефтебазах, а работа “с колес” приводила к срывам то в одном, то в другом регионе. Как результат, были приняты постановления №№ 262 и 866, определявшие порядок установления балансовых заданий по поставкам нефтепродуктов для российских потребителей. Только благодаря этим достаточно жестким мерам удалось остановить так называемый бензиновый кризис лишь на уровне газетной шумихи и буквально на пределе пройти II квартал 1999 года.

В IV квартале 1999 года возникла проблема по генерации тепловой и электрической энергии организациями РАО “ЕЭС России” по причине отсутствия достаточного количества топлива на электростанциях. Энергетики упустили момент накопления необходимых запасов угля и мазута в летние месяцы, израсходовав при этом гидроресурсы и не имея резерва по атомным станциям. В результате весь октябрь и первую половину ноября энергетиков лихорадило. Только за эти два месяца в течение 10 дней частота была ниже плановой на фоне веерных отключений потребителей.

Если в западной части России помогла теплая погода, то на Востоке страны эта зима была как никогда холодной, самой холодной за последние 60 лет. Мы до сих пор решаем проблему поставки мазута и угля на Дальэнерго, Камчатскэнерго, Хабаровскэнерго и “ЛУТЭК”, но ситуация в этих регионах продолжает оставаться критической, на уровне двухдневного запаса топлива.

Главная причина – неплатежи за топливо. Даже при такой критической ситуации – ни одного реального движения по увеличению платежей за топливо со стороны энергетиков, – балансовые задания по поддержанию запасов не выполнены. Мы считаем, что для таких организаций, как РАО “ЕЭС России” и ОАО “Газпром”, балансы должны являться своего рода государственным заказом на производимую ими продукцию.

Именно в связи с потерей контроля государства над сбалансированной деятельностью предприятий ТЭКа реализация задачи по обеспечению гарантированного снабжения населения и промышленности топливно-энергетическими ресурсами превращается из года в год в бег с препятствиями.

В 1999 году в связи с ростом промышленного производства выработка и потребление электрической энергии по энергосистемам России увеличились по сравнению с 1998 годом более чем на 2%. Однако прирост генерации получен не за счет электростанций РАО “ЕЭС России”, а за счет атомных станций, поднявших выработку на 15% от запланированного по балансу производства, и блок-станций промышленных предприятий, перекрывших дефицит по электроэнергии за счет собственных мощностей. Более того, на тепловых станциях РАО “ЕЭС” выработка электроэнергии снизилась на 0,3%, а выработка тепловой энергии уменьшилась на 3,5%.

В этом смысле все ссылки РАО “ЕЭС России” на дефицит топлива на тепловых электростанциях в связи с увеличившейся выработкой электрической и тепловой энергии в IV квартале 1999 года справедливы лишь наполовину.

Имея в летние месяцы возможность накапливать топливо, РАО “ЕЭС России” не закупило необходимого количества угля и мазута даже под плановую генерацию, не говоря уже о повышенной. Только благодаря совместным действиям Минтопэнерго России, Минфина России, МНС России и РАО “ЕЭС России” удалось буквально в последние дни 1999 года осуществить оплату мазута и тем самым исправить ситуацию по выработке тепла и электроэнергии на тепловых станциях.

Хочу высказать особую благодарность в адрес атомщиков, которые обеспечили генерацию дополнительно 16,5 млрд. кВт.ч электроэнергии, притом что платежи атомщикам при общем увеличении денежных сборов в РАО “ЕЭС России” до 40% не увеличились и остались на уровне всего 18%. Вот кто сегодня сработал на “отлично”! Для атомщиков это предельные нагрузки, и надеяться на то, что в 2000 году выработка атомных станций будет выше установленного баланса без коренного изменения системы расчетов РАО “ЕЭС России” с концерном “Росэнергоатом”, не следует.

В балансе 2000 года заложена выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях на уровне 160 млрд. кВт.ч. Таким образом, в 2000 году основное увеличение как генерации электроэнергии, так и выработки тепла ляжет на тепловые станции.

Всего по России на тепловых станциях необходимо произвести 537 млрд. кВт.ч электроэнергии, затратив на это 127,1 млн. т угля, 16,3 млн. т мазута и 137 млрд. куб. м газа, то есть на 10,8 млн. т условного топлива больше, чем в 1999 году.

Особое внимание нужно обратить на работу тепловых электростанций в Читинской области, Хабаровском и Приморском краях, Магаданской и Камчатской областях, поскольку запасы топлива для поддержания теплового режима за прошедшие два месяца там существенно истощены.

Острая ситуация с запасами наблюдается и на федеральных станциях РАО “ЕЭС России”, особенно на Ставропольской и Невинномысской ГРЭС, Новочеркасской ГРЭС и ЗАО “ЛУТЭК”, где уже “проедается” разбронированный госрезерв. Ситуация с пополнением запасов мазута на электростанциях РАО “ЕЭС России” совершенно необъяснима.

РАО “ЕЭС России” в целом потребило в IV квартале 1999 года 40,9 млрд. куб. м газа. В январе и феврале 2000 года потребление газа также идет с перебором по сравнению с утвержденными балансами.

Но если потребление газа увеличилось, значит, должен накапливаться мазут. Именно из этого мы исходили при формировании балансовых заданий по поставкам мазута для энергетиков, ограничивая как экспорт мазута, так и экспорт нефти. Однако фактически запасы топлива на электростанциях не были выполнены в объемах, определенных постановлением Правительства.

Создавшееся положение требует специальной оценки: из зимы вышли с запасами не ниже прошлого года, дополнительной выработки энергии не было, топливным ресурсом энергетики были полностью обеспечены, более того, дополнительно поставлено 3 млрд. куб. м природного газа, сбор средств от потребителей, включая денежные средства, значительно вырос. Таким образом, все исходные показатели улучшились, а главное условие надежной работы зимой – создание запасов топлива – не выполнено.

Это показатель того, что, несмотря на тяжелейшую ситуацию с топливом, у руководителей энергетических предприятий нет понимания приоритета платежей за мазут, уголь и газ, и эта стратегическая ошибка может привести к непредсказуемым последствиям по исполнению главной задачи энергетиков – гарантированному снабжению теплом и электроэнергией населения и промышленности России.

В IV квартале 1999 года Минтопэнерго увеличило переработку сырой нефти на НПЗ России на 2 млн. т, а в I квар- тале 2000 г. еще на 2 млн. т, что позволило увеличить выработку мазута в январе–феврале 2000 года до 15 млн. т.

РАО “ЕЭС России” заказало в январе 2000 года 2,3 млн. т мазута, а потребило всего 1,08 млн. т (47%), аналогичная ситуация наблюдалась и в феврале. Остальной мазут так и остался не востребован. Возникает вопрос: для чего мы сняли с экспорта 4 млн. т нефти, а бюджет недополучил 68 млн. долл. таможенной пошлины? Для чего правительство вводило таможенные пошлины на мазут? Пошлины ввели, балансовые задания ввели, мазут на заводах есть, более того, нефтяные компании заключили договоры с рассрочкой платежей за мазут на срок от трех до пяти месяцев. Так почему его нет на электростанциях?!

Я не хочу переносить негативную оценку на все энергокомпании, многие из них не только создали нормативные запасы топлива, но и увеличили выработку электроэнергии на тепловых электростанциях. Это Иркутскэнерго – рост выработки 7,5%, “ЛУТЭК” – рост выработки 20%. Превысили задания по запасам топлива Кольская энергосистема, Омскэнерго, Гусиноозерская ГРЭС, Удмуртэнерго.

Однако в целом по РАО “ЕЭС России”, если коренным образом не пересмотреть подход к накоплению запасов топлива, мы имеем все шансы к сентябрю 2000 года оказаться с половинными запасами.

Недостаточна инвестиционная деятельность в электроэнергетике. Особенно это касается ввода в действие новых мощностей, хотя и по объему технического перевооружения есть значительные резервы. РАО “ЕЭС” не привлекло ни одного рубля инвестиционных средств, не решены вопросы увеличения инвестиционных средств при защите тарифов, механизм сбора инвестиционной платы вызывает все больше критики в регионах. И если мы не решим вопрос заинтересованности регионов, энергокомпаний и потребителей в развитии энергетики, то можно прекратить все разговоры о перспективе. В этих условиях чрезвычайно важно распространение положительного опыта Сахалина и Москвы, которые нашли комплексный подход к решению вопросов.

Главной задачей в области электроэнергетики на 2000 год Минтопэнерго России считает надежное энергоснабжение населения и народного хозяйства по завершении зимнего сезона 1999/2000 года и качественную подготовку электростанций, электрических и тепловых сетей к зимнему периоду 2000/2001 года, при этом необходимо обратить особое внимание на:

  • полную реализацию электрической и тепловой энергии (увеличение денежной составляющей в расчетах, исключение случаев финансовых потерь при бартерных и вексельных схемах расчетов);

  • приоритетную оплату полученного топлива и энергии и распределение получаемых от потребителей денежных средств и ликвидных ресурсов в точном соответствии с долей каждого поставщика ТЭР в стоимости энергии, отпускаемой потребителям;

  • ритмичную поставку топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых запасов топлива к октябрю 2000 года;

  • выполнение необходимых эксплуатационных работ, обеспечивающих надежное функционирование оборудования энергетических объектов.

Вместе с тем необходимо признать, что энергетики находятся в достаточно сложных условиях. С одной стороны, наблюдается рост цен на энергоносители и другие компоненты энергетических производств, а с другой – региональные энергетические комиссии продолжают удерживать тарифы на тепло и электроэнергию, при которых энергосистемы не только не выходят на режим самоокупаемости, но и становятся убыточными.

Федеральной энергетической комиссии необходимо предметно подойти к формированию тарифов для каждой энергосистемы индивидуально, поскольку, если уже во II квартале региональные энергетические комиссии не приведут энергетические тарифы в соответствие с реальными затратами энергосистем на производство тепла и электроэнергии, платить за топливо просто будет нечем.

Безусловно, нормальная работа энергетического комплекса невозможна без обеспечения гарантированных поставок энергетического угля, по-прежнему остающегося базовым топливом для тепловых электростанций.

В 1999 году впервые удалось переломить процесс падения объемов добычи угля. Добыто 249,1 млн. т, что на 17 млн. т выше уровня прошлого года.

1999 год – первый год без шахтерских забастовок. Это произошло благодаря тому, что Правительством Российской Федерации уделялось особо пристальное внимание положению дел в угольной промышленности, в результате чего общий объем средств на государственную поддержку угольной отрасли по сравнению с 1998 годом был увеличен с 5,25 млрд. руб. до 10 млрд. рублей.

Вместе с тем 92% средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках фонда поддержки угольной отрасли, уходит на закрытие старых угольных объектов и только 8% – на создание и развитие действующих производств.

Но мы должны помнить, что все средства угольных займов возвратные, и их нужно возвращать, а откуда появятся в бюджете деньги, если за счет получаемых кредитов угольная отрасль не развивается, а ликвидируется. Было бы неверным надеяться на быстрое решение всех проблем, накопившихся в отрасли в течение длительного периода времени.

Несмотря на положительные факторы, финансовое положение угольных предприятий продолжает оставаться крайне сложным: кредиторская задолженность на конец года составила 71,5 млрд. руб. и превысила дебиторскую почти в 3 раза, доля задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды составляет 64%. В результате низкого уровня расчетов снизилась отгрузка угля предприятиям электроэнергетики.

Острой остается проблема решения социальных и экологических вопросов, связанных с закрытием шахт и разрезов, в том числе снос ветхого жилья, переселение шахтеров из районов Крайнего Севера. Дополнительных средств требует решение проблемы финансирования технического перевооружения, реконструкции и строительства новых угольных предприятий.

Есть проблема резкого снижения добычи угля угольными компаниями, переданными в доверительное управление. В этой связи крайне важно решить проблему повышения уровня государственного регулирования деятельности угольных акционерных обществ, определить пути развития отрасли на перспективу после завершения реструктуризации.

Задачи на 2000 год в угольной отрасли предусматривают решение основной проблемы – увеличение добычи угля и, как следствие, увеличение доли угля в энергетическом балансе. Главное для решения этой задачи – сохранить в 2000 году финансирование в объеме 10–12 млрд. руб. В результате добыча угля в целом по России должна увеличиться на 5–7 млн. т и составить 254 млн. тонн. Мы считаем, что этого мало.

Однако в связи с высокой инерционностью угольной отрасли, для того чтобы добиться и этого повышения объемов добычи угля в августе, необходимо погасить задолженности энергетиков в марте этого года. Такие предпосылки есть, и мы должны оказать содействие руководителям угольных компаний в организации расчетов.

Не менее важным для производства тепловой и электрической энергии как на электростанциях РАО “ЕЭС России”, так и на муниципальных котельных является определенная балансами поставка природного газа. В газовой промышленности после роста, достигнутого в 1998 году, появились тенденции падения. Эта цифра – 0,7 млрд. куб. м.

Снижена добыча по “Газпрому”, “Норильскгазпрому”, а рост добычи по “Якутгазпрому”, предприятиям нефтяной промышленности и независимым производителям газа не скомпенсировал падения добычи у нашего главного производителя – ОАО “Газпром”.

Для обеспечения стабильных поставок газа в зимний период 1999/2000 года в подземных хранилищах газа были созданы запасы товарного газа в объеме 57,4 млрд. куб. м, что значительно больше запасов в предыдущие годы.

За счет этого в IV квартале и в целом в 1999 году увеличились поставки газа как на внешний, так и на внутренний рынок, в том числе поставки газа энергетикам, однако для обеспечения баланса поставок газа для федеральных электростанций и акционерных обществ энергетики понадобилось вмешательство Председателя Правительства Российской Федерации.

Главной причиной падения добычи природного газа является отставание ввода новых газодобывающих мощностей, а также перекос, допущенный руководством ОАО “Газпром” как в инвестиционной политике, так и в выборе приоритетных задач внешнеэкономической деятельности.

Около 80% газа основного производителя – “Газпрома” – добывается на месторождениях, вступивших в период падающей добычи. Степень выработанности запасов трех базовых месторождений, обеспечивающих более 70% добычи газа “Газпрома”, – Медвежьего, Уренгойского и Ямбургского – достигла соответственно 78, 67 и 46%. В то же время значительные разведанные ресурсы трудноизвлекаемого газа на обустроенных газовых месторождениях практически не вовлечены в разработку.

Я не хочу делать вывод о том, что в “Газпроме” отсутствует комплексная программа развития на перспективу, но если она и есть, то она не скорректирована исходя из текущего состояния разработки. Ничем другим объяснить падение добычи газа у основного его производителя просто нельзя. Дефицит ресурсов газа в настоящее время составляет более 20 млрд. куб. м, а к 2002 году может достигнуть 80 млрд. куб. м.

С отставанием ведется реконструкция и техперевооружение системы магистральных газопроводов. На наш взгляд, причин создавшегося положения в газовой отрасли две: прогрессирующие на протяжении ряда лет неплатежи потребителей за поставляемый газ и затянувшаяся “газовая пауза”, не дававшая с 1996 до 1999 года поднять цены на газ для внутрироссийских потребителей.

Как следствие, в 1997–1999 годах капитальные вложения были в среднем в два раза ниже расчетного уровня, необходимого для обеспечения устойчивой работы Единой системы газоснабжения.

Задолженность отечественных потребителей за поставленный газ составляет 108 млрд. руб. Задолженность потребителей стран СНГ оценивается свыше 50 млрд. руб. Среди основных российских неплательщиков – предприятия электроэнергетики (более 44 млрд. руб.) и потребители, финансируемые из бюджетов всех уровней (около 15 млрд. руб.).Имея весь этот негатив, руководство ОАО “Газпром” не сконцентрировало силы на ужесточении работы по ликвидации неплатежей потребителей, проводя ее четко и целенаправленно по всем направлениям, не сделало ее главной в 1999 году, что дало повод государству ввести 5-процентную пошлину на экспорт газа, практически увеличив процентный экспортный акциз.

Еще один пример необъяснимой финансовой и технологической политики в части уплаты налогов, возникающих при реализации газа в регионах. Судите сами. В Тульской области в год газа реализуется на сумму более 6 млрд. руб. Налоги, которые должны начисляться в местный бюджет, сегодня уплачиваются в Москве, а они могли бы составить 340 млн. руб. Если бы эта сумма попала в бюджет Тульской области, средств хватило бы и на 100-процентные расчеты за газ, потребляемый бюджетными организациями (около 140 млн. руб.), и на энергетиков области, которые потребляют газ на 160 млн. руб. в год и которым бюджет должен 200 млн. руб.

Другой не менее важной проблемой газовой отрасли является несовершенство ценовой политики, при которой в условиях государственного регулирования цен происходит обесценивание газа на внутреннем рынке, что, в свою очередь, порождает его дефицит для бытовых нужд.

Справедливости ради нужно сказать, что инициативы Минтопэнерго и ОАО “Газпром” именно в 1999 году, впервые за последние три года, нашли реализацию. Я имею в виду снижение в два раза (до 15%) акциза на газ, потребляемый российскими потребителями, увеличение цены природного газа до 390 рублей за тысячу кубометров и, самое главное, принятие закона “О газоснабжении в Российской Федерации”, исполнение которого в 2000 году может дать ощутимые результаты.

Государству было бы значительно легче общаться с “Газпромом”, если бы удалось наконец понять раздельную себестоимость газодобычи и транспортировки газа. Вопрос цены на газ решать надо, но его надо решать тогда, когда “Газпром” обеспечит необходимую прозрачность в системе добыча – транспорт газа. Надо открыть широкую дорогу к потребителям для независимых производителей газа, добиваясь равнодоступности к газотранспортной системе. Надо добиваться, чтобы не только “ИТЭРА”, но и другие поставщики газа работали результативно, при этом оценка результативности происходила бы не от количества перепроданного газа, как сегодня, а от объема его добычи независимым производителем.

В этом смысле надлежит уже в этом году окончательно расставить все точки над “i” в вопросе попутного газа, добываемого нефтяными компаниями, от этого выиграют все, и в первую очередь государство.

Проблемы газовой отрасли, проявившиеся не вчера и не решаемые отраслью, уже давно требуют вмешательства со стороны государства. В целом по нефтегазовому комплексу добыча нефти по сравнению с 1998 годом увеличилась на 1,5 млн. т и составила 304,8 млн. т. Значительного увеличения добычи нефти по сравнению с 1998 годом достигли “Сургутнефтегаз”, “Тюменская нефтяная компания”, “Славнефть”. Практически сохранили уровни добычи “ЮКОС” и “ОНАКО”.

Не смогли использовать действие благоприятных факторов в 1999 году для стабилизации производства и снизили добычу компании “Сибнефть”, “Башнефть”, “Восточная нефтяная компания”, “Татнефть” и “ЛУКОЙЛ”, однако уже за первые два месяца 2000 года “ЛУКОЙЛ” сумел стабилизировать ситуацию и увеличил добычу на 230 тыс. т по сравнению с утвержденными балансами.

В 1999 году, впервые за последние годы, увеличились объемы эксплуатационного и разведочного бурения, и лидер здесь, как и в нефтедобыче, – “Сургутнефтегаз”.

Общий эксплуатационный фонд скважин увеличился на 1560 единиц и составил на конец года около 135 тыс. скважин. Впервые за последние четыре года число введенных месторождений (36) превысило программный уровень (35), однако добыча нефти по ним составила всего 240 тыс. т, а по всем новым месторождениям, введенным за последние 5 лет, – 15,8 млн. тонн.

Вместе с тем далеко не все компании использовали финансовые преимущества прошедшего года для наращивания объемов капитальных вложений. Нефтяная компания “ЮКОС” снизила объемы капитальных вложений по сравнению с 1997 годом в 4 раза, “Восточная нефтяная компания” – в 3,5 раза, “Сибнефть” – в 2,3 раза. Почти в полтора раза сократились капитальные вложения по “ЛУКОЙЛу”, “СИДАНКО”, “Славнефти” и “Коми ТЭК”.

Положение в области разработки нефтяных месторождений остается весьма сложным. Продолжает ухудшаться качественная структура запасов углеводородов. Запасы высокопродуктивных месторождений в значительной степени выработаны. Так, крупные нефтяные месторождения с начальными извлекаемыми запасами более 100 млн. т, обеспечивающие около 70% годовой добычи нефти по России, выработаны на 56% и более, и добыча из них неуклонно снижается.

Выработка уникальных месторождений, таких, как Самотлорское, Ромашкинское, Федоровское, Мамонтовское, Орланское, Усть-Балыкское, еще выше – от 60 до 95%. Обводненность добываемой продукции в целом по отрасли превысила 80%. Значительная часть остаточных текущих извлекаемых запасов нефти рассредоточена в заводненных пластах, в пластах с низкой проницаемостью, в подгазовых и водонефтяных зонах, что создает значительные сложности при их извлечении.

Несомненно, главное достижение 1999 года в области добычи нефти – это закрепление стабилизационных тенденций, а основная задача на 2000 год – обеспечить устойчивый рост добычи, использовав нереализованные в прошедшем году возможности. Общие проблемы нефтяной отрасли известны, это ухудшение сырьевой базы, медленные темпы ввода в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и консервация большей части введенных запасов, невыполнение объемов эксплуатационного бурения, принятых в проектных документах, сокращение отборов жидкости и объемов закачки воды для поддержания пластового давления, рост в суммарном выражении фонда бездействующих и законсервированных скважин, старение производственных мощностей и сокращение профилактического и капитального ремонта скважин, систем нефтегазосбора и магистральных трубопроводов, нефтепромыслового и бурового оборудования. Решение этих проблем должно осуществляться в системном режиме, поскольку только за 2000 год разрешить их не удастся.

Важно другое – не допустить потерю возможности решать их в условиях максимально благоприятной ситуации на мировом рынке энергоносителей, параллельно внося изменения в действующую налоговую политику, которая была сформирована на базе нефтедобычи легкоизвлекаемых запасов.

Безусловно, добыть нефть – это важно, но нужно еще с минимальными потерями доставить ее до переработчика. В связи с этим Минтопэнерго уделяет самое серьезное внимание вопросам развития трубопроводного транспорта. По системе магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов ежегодно перекачивается соответственно 300 млн. и 20,9 млн. т, что составляет около 94% добываемой нефти и около 13% вырабатываемых нефтепродуктов.

Главными в области магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов являются вопросы усиления инвестиционной активности на объектах этих отраслей как с целью преодоления отрицательных последствий от сверхнормативного износа основного оборудования, так и для реализации новых проектов, прежде всего для увеличения экспортных возможностей: создание для России независимых экспортных коридоров.

Актуальной является оптимизация загрузки нефте- и нефтепродуктопроводов (независимо от того, чьи ресурсы будут – российские, казахстанские или азербайджанские), поскольку в настоящее время она не превышает 20–30%.

В 2000 году в системе трубопроводного транспорта необходимо:

  • завершить реконструкцию нефтепровода Баку–Тихорецк с обходом Чечни и обеспечением ввода реконструируемого участка в апреле 2000 года, с целью выполнения межправительственного договора между Россией и Азербайджаном по транспортировке азербайджанской нефти на экспорт; работа идет активно, и мы надеемся, что АК “Транснефть” с этой задачей справится уже в I полугодии;

  • продолжить работу по расширению Новороссийского терминала, включая нефтебазу “Грушевая”;

  • в I квартале 2000 года начать строительство объектов первой очереди проекта БТС (с завершением в 2001 году). Это проект, включающий строительство нового терминала по перевалке сырой нефти в Приморске, с вводом которого Россия получит выход нефти на Балтику. Это “окно в Европу” является задачей номер один и в полной мере отвечает экономическим интересам России, поскольку большинство экспортных нефтяных артерий пролегает через территории сопредельных государств;

  • увеличить транзит казахстанской нефти через территорию России с использованием действующей системы нефтепроводов путем расширения и реконструкции нефтепровода Атырау–Самара и увеличения его производительности до 15 млн. т в год;

  • довести объемы транспортировки нефтепродуктов на 2000 год до 21 млн. т.

Объем нефтепереработки на российских НПЗ в 1999 году составил 168,6 млн. т, что на 4,9 млн. т (10%) выше показателя за 1998 год. Однако пока еще рано говорить, что нефтяные компании повернулись лицом к российскому потребителю и начали борьбу за рынки сбыта. Весь прирост объема переработки нефти пришелся на второе полугодие 1999 года, когда Минтопэнерго России дополнительно были приняты меры по введению балансовых заданий по поставкам нефти на российские НПЗ и нефтепродуктов для российских потребителей.

При среднеотраслевой загрузке мощностей по первичной переработке нефти около 60% максимальную загрузку, более 90%, имели только экспортно-ориентированные предприятия – “Киришинефтеоргсинтез” (“Сургутнефтегаз”) и Туапсинский НПЗ (“Роснефть”).

В наибольшей степени сократила объем переработки нефти НК “НОРСИ-ОЙЛ”, не имеющая в своем составе нефтедобывающих объединений. Особенно нас волнует загрузка сырьем Ангарской нефтехимической компании, осуществляющей базовые поставки для потребителей Дальневосточного региона.

Беспринципная позиция “СИДАНКО”, легко передающего свою собственность из рук в руки, не позволяет этому ведущему предприятию стабильно работать в течение последних двух лет.

Новые хозяева АНХК до настоящего времени ничего реального еще не предприняли, и ситуация с загрузкой АНХК не улучшается, а ухудшается. Только то, что от состояния дел на АНХК зависит судьба жителей трех городов Иркутской области, заставляет Минтопэнерго решать проблемы его загрузки далеко не рыночными методами.

Глубина переработки нефти на НПЗ России выросла с 64,5 до 67,5%. Увеличилось производство автомобильного бензина неэтилированных и высокооктановых марок, дизельного топлива, сырья для нефтехимии, нефтяного битума, смазочных масел, других нефтепродуктов, однако при этом снизился объем производства топочного мазута, причем зачастую это не было связано с глубиной переработки.

Главной проблемой нефтеперерабатывающей промышленности является необходимость реконструкции и модернизации ее мощностей, однако и к этому вопросу надо подходить с осторожностью. Несмотря на общее потепление на Земле, на большей территории России сохраняются долгие и холодные зимы, и углубление переработки на всех предприятиях отрасли может привести к дефициту мазута для теплоснабжающих организаций. Мы считаем, что уже в 2000 году руководство “Роснефти” должно начать работы по Туапсинскому НПЗ, чтобы это предприятие из экспортно-ориентированного сделать универсальным и обеспечить возможность его работы на внутренний рынок.

В 1999 году Минтопэнерго России при поддержке Правительства Российской Федерации и Минэкономики России в целях обеспечения поставок ТЭР российским потребителям использовало такие меры регулирования, как определение балансовых заданий нефтяным компаниям по поставкам нефтепродуктов для российских потребителей, введение экспортных таможенных пошлин, оперативное регулирование и координация поставок ТЭР с участием заинтересованных министерств и ведомств, предприятий ТЭК, РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром” в специально созданной для этих целей рабочей группе. В результате возросло как в целом, так и по отдельным видам топливно-энергетических ресурсов внутриреспубликанское потребление.

Главное внимание Минтопэнерго России в 1999 году уделяло вопросам обеспечения нефтепродуктами основных потребителей Российской Федерации (сельхозтоваропроизводители, МПС России и Министерство гражданской авиации России, Минобороны России и МВД России, РАО “ЕЭС России”), поставкам в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории, на Северный Кавказ.

Общие проблемы, связанные с поставками в адрес основных потребителей, – это несоответствие лимитам финансовых средств предприятий и территорий и погашение накопленной задолженности по прошлым поставкам. Проблемы, которые еще надо решать.

Несколько слов о финансовом положении предприятий ТЭК. За 11 месяцев 1999 года предприятия ТЭК имели положительный сальдированный финансовый результат между прибылью и убытком в сумме 169,3 млрд. руб., или в 4 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, притом что курс доллара вырос в те же четыре раза. С отрицательным сальдо между прибылью и убытком завершила 11 месяцев 1999 года угольная отрасль, наименее экспортно-ориентированная.

Наиболее значительный рост прибыли наблюдался на предприятиях нефтяного комплекса. Это понятно, этому есть объяснение: высокие мировые цены на нефть и нефтепродукты. Тем не менее удельный вес убыточных предприятий в отраслях ТЭК еще высок (45% к общему количеству предприятий) и продолжает оставаться одним из основных факторов, отрицательно влияющих на уровень налоговых поступлений.

По данным МНС России, поступление налоговых платежей в бюджетную систему России за 1999 год от предприятий ТЭК составило 232,5 млрд. руб., в том числе от экспортных пошлин – 25 млрд. руб., или в два раза больше, чем в 1998 году.

Налоговые поступления от предприятий ТЭК являются одним из главных источников накоплений федерального бюджета России: в 1999 году они составили 33,5% от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. При этом доля ТЭК в акцизных сборах составила 80,2%, в доходах от налога на прибыль – 22,5%.

В то же время в 1999 году в сфере финансовых расчетов предприятий и организаций ТЭК, прежде всего в системе РАО “ЕЭС России” и ОАО “Газпром”, продолжали сохраняться негативные тенденции неплатежей.

Если проблема неплатежей в нефтяной отрасли практически ликвидирована, то у организаций РАО “ЕЭС России” и угольных компаний проблема задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по-прежнему остается острой.

На 13,2% выросла в целом по ТЭКу просроченная задолженность в государственные внебюджетные фонды и составила за 11 месяцев 1999 года 65 млрд. руб. Опережающие темпы роста этой задолженности отмечаются опять же в электроэнергетике и угольной отрасли. Только решение проблемы неплатежей за поставки перед предприятиями ТЭКа позволит решить и проблему задолженности перед бюджетом.

Важным направлением работы Минтопэнерго России оставалось совершенствование управления государственной собственностью. Однако говорить о том, что в этой работе министерство как представитель государства добилось успехов, преждевременно.

К началу 2000 года в акционерные общества в системе топливно-энергетического комплекса преобразованы 2345 государственных предприятий, или более 80%. 30 из них обеспечивают 90% потребностей экономики и населения в топливе и энергии. Основная доля в формировании федерального бюджета (около 40%) выпадает на 16 компаний топливно-энергетического комплекса.

Анализ результатов работы компаний, закрепленных в федеральной собственности, пакеты которых были проданы, свидетельствует, что производственно-хозяйственная и финансовая деятельность обществ по целому ряду количественных и качественных показателей по сравнению с периодом начала их приватизации ухудшилась, проданные пакеты акций не обеспечили существенного притока инвестиций в отрасль, а государство потеряло возможность эффективного управления посредством участия в органах управления указанных акционерных обществ. Примером неэффективного управления государственным имуществом может служить РАО “ЕЭС России”, в федеральной собственности которого находится более 52% акций.

Предложения Минтопэнерго России по кандидатурам в советы директоров акционерных обществ, к сожалению, не всегда учитываются в полной мере, даже в отношении такого крупнейшего акционерного общества, как “Газпром”, где в составе совета директоров отсутствуют представители Минтопэнерго России. Это не нормальное положение. Мы считаем необходимым передать права или часть прав акционера от имени Российской Федерации отраслевому министерству, как это сделано в Казахстане, которое обязано координировать деятельность предприятий ТЭК и реально участвовать в управлении госсобственностью.

В 1999 году определенные результаты достигнуты в улучшении организации работ по созданию научно-технической продукции для обеспечения развития отраслей ТЭК. К положительным явлениям следует отнести внедряемую Минтопэнерго России практику проведения единой технической политики при совместном формировании разрабатываемой тематики с акционерными обществами и компаниями, создание механизма эффективного использования средств, выделяемых на НИОКР, а также широкое привлечение военно-промышленного комплекса и гражданского машиностроения для разработки новых видов оборудования, зачастую превышающих по своему техническому уровню известные зарубежные аналоги.

По заказам Минтопэнерго России в 1999 году выполнялось 655 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общей стоимостью более 230 млн. руб. (рост 15%).

В числе особо важных следует отметить: методику формирования и первую редакцию Энергетической стратегии России на период до 2020 года, прогноз потребности в электрической и тепловой энергии, природном газе по России и ее регионам на период до 2020 года, методику применения технологии интенсификации добычи и нефтеотдачи для разработки глубокозалегающих месторождений тяжелых высоковязких нефтей, программу развития прогрессивных технологий глубокой переработки нефти. Разработано 12 государственных стандартов и 17 отраслевых документов.

В области регионального развития и региональных связей в 1999 году осуществлялась работа по дальнейшему совершенствованию взаимодействия с региональными органами государственной власти, заключению соглашений с субъектами РФ о сотрудничестве в ТЭК. Начата разработка энергетических программ регионов на основе “Методики формирования региональных энергетических программ”. Получено согласие правительства Республики Саха (Якутия) о проведении эксперимента по разработке региональной энергетической программы с целью распространения полученного опыта на другие регионы (субъекты) Российской Федерации. В 2000 году Минтопэнерго России продолжит работу в этой важной области.

В 1999 году в сфере сотрудничества со странами СНГ и Прибалтики было подготовлено и обеспечено подписание трех важных межправительственных соглашений по вопросам сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе:

  • Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств – участников СНГ, создавший правовую основу для восстановления параллельной работы энергосистем этих стран;

  • Соглашение о взаимодействии энергетических систем стран – участников Договора об углублении интеграции, позволяющее повысить надежность электроснабжения стран-участниц без ввода дополнительных мощностей, расширить рынок электрической энергии;

  • Соглашение о создании Объединенной энергетической системы (ОЭС) Союза Беларуси и России, положившее начало созданию единого энергетического пространства в рамках Договора о создании союзного государства.

Совместно с отраслевыми компаниями разработаны долгосрочные программы по сотрудничеству в топливно-энергетическом комплексе, которые вошли составной частью в договоры об экономическом сотрудничестве на 1999–2008 годы с республиками Таджикистан, Молдова, а также с Белоруссией и Киргизией. Ведется работа по реализации таких договоров на 1998–2007 годы между Российской Федерацией и Украиной, Казахстаном, Узбекистаном.

Основной задачей Минтопэнерго России на 2000 год является разработка и внедрение совместных с Туркменией, Казахстаном и Белоруссией балансов производства и потребления топливно-энергетических ресурсов с дальнейшим присоединением других стран СНГ.

Реализация совместных балансов ТЭР не только позволит восстановить утраченные нами рынки, но также будет способствовать укреплению интеграционных процессов и сближению экономик стран Содружества.

Безусловно, необходимо совместно с российскими компаниями и национальными органами управления ТЭК стран СНГ обеспечить выполнение мероприятий по уже согласованным программам долгосрочного сотрудничества в ТЭК, включая мероприятия по обеспечению цивилизованных расчетов за взаимные поставки.

Как и в предыдущие годы, внешнеэкономическая деятельность Минтопэнерго России в 1999 году была направлена на привлечение инвестиций в отрасли ТЭК и работу с международными кредитными и финансовыми организациями, подготовку и реализацию международных инвестиционных проектов, развитие двустороннего сотрудничества с зарубежными странами, активизацию взаимодействия с Европейским Союзом и международными энергетическими организациями, а также развитие регионального сотрудничества (Азиатско-Тихоокеанский регион, Черноморский регион, регион Балтийского моря).

Важным событием стало подписание протокола к Российско-Турецкому межправительственному соглашению о поставках российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря (проект “Голубой поток”).

В сфере сотрудничества с международными финансовыми организациями продолжалась работа по реализации программы и проектов в рамках I нефтяного реабилитационного займа (МБРР и ЕБРР), по реализации II нефтяного реабилитационного займа (МБРР), займа для финансирования Проекта содействия реформам в электроэнергетическом секторе (МБРР), а также 13 проектов, финансируемых Европейским Банком реконструкции и развития.

Основная наша проблема – это недостаточная координация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций ТЭК с Минтопэнерго России как органом, обеспечивающим политику государства. На наш взгляд, только координация усилий Минтопэнерго России, нефтяных компаний, ОАО “Газпром” и РАО “ЕЭС России” позволит выйти с реальными проектами на пока для нас новый, но чрезвычайно перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще одним важным направлением внешнеэкономической деятельности Минтопэнерго является координация работы созданных за рубежом совместных предприятий нефтедобывающей промышленности. Флагманом и лидером в этой работе является “Вьетсовпетро”, которое в 1999 году принесло в бюджет более 200 млн. долл., и это на 600 человек российского персонала. Если бы наше имущество в других странах мира давало такой же эффект, никакие внешние заимствования нам были бы не нужны.

Все большее значение в нефтегазовом комплексе приобретает работа по СРП. Мы считаем, что соглашения о разделе продукции – это то, что реально даст возможность в XXI веке сохранить темпы роста добычи нефти и гарантировать так необходимые по ТЭКу инвестиции.

Сегодня на условиях раздела продукции в Российской Федерации реализуются четыре проекта освоения нефтегазовых месторождений: два проекта – “Сахалин-1” и “Сахалин-2” – на морском шельфе острова Сахалин и два проекта – “Харьягинское месторождение” и СРП южной части Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения – на суше.

Суммарный объем добычи нефти по реализуемым на условиях раздела продукции проектам в 1999 году составил 223,3 тыс. т, в 2000 году планируется более 17 млн. т.

В 1999 году прямые инвестиции в проекты СРП по углеводородам оказались крупнейшими капиталовложениями в производственный сектор в масштабах всей российской экономики. Объем инвестиций в отрасль в рамках СРП составил около 1,5 млрд. долл., а в 2000 году увеличится еще на 400 млн.

Помимо прямых инвестиций реализация проектов дает дополнительный мультипликативный и макроэкономический эффект в виде создания дополнительных рабочих мест, выплаты местных налогов, привлечения российских предприятий и подрядчиков, отчислений в социальные фонды и т.д.

В январе 2000 года в форме бонусов и других отчислений по действующим СРП бюджетом уже получено 112,6 млн. долл., из них 8,9 млн. долл. – федеральными органами, и 103,7 млн. долл. перечислено субъектам Федерации. В 2000 году ожидаемый объем бюджетных поступлений по СРП (платежи за недра, налоги, госдоля продукции) составит около 355 млн. долл., в том числе поступления в бюджеты субъектов Федерации – около 230 млн. долл.

За истекший год принято 7 федеральных законов по тематике СРП. На различных стадиях готовности находятся еще семь нормативных актов.

Проблемы, связанные с подготовкой и реализацией соглашений о разделе продукции, сводятся к трем основным группам. Это проблемы, вызванные отсутствием или несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы реализации СРП, проблемы координации действий органов исполнительной власти Российской Федерации и, наконец, проблемы организационно-финансового и кадрового характера.

Поэтому основными задачами в области СРП в 2000 году являются внесение поправок в законодательные акты, повышающие привлекательность СРП, и заключение четырех новых крупных соглашений о разделе продукции, это проекты “Ромашкинское месторождение”, два проекта по острову Сахалин и “Салымское месторождение”.

Занимаясь проблемами освоения российских недр, не надо забывать, что на долю ТЭК приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 27% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, свыше 30% твердых отходов и до 70% общего объема парниковых газов.

Инвестиции, предусмотренные на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования, составили в 1999 году около 5,5 млрд. руб., что на 23% больше, чем в предыдущем году в сопоставимых ценах. Практически вся природоохранная деятельность в ТЭК осуществляется за счет собственных средств предприятий.

В результате проделанной работы объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 1999 году в целом по ТЭК снизился на 1,5% по сравнению с предыдущим годом. К числу положительных примеров нужно отнести меры по строительству объектов для использования попутного газа в ОАО “Мегионнефтегаз” (АО “НГК “Славнефть”), где начато строительство комплекса газотурбинных установок, что позволит довести уровень утилизации нефтяного газа до 95–97% и существенно улучшить экологическую обстановку в районе нефтеразработок, а также обеспечить подачу дополнительной энергии в местную энергосистему. Эту работу нужно продолжать, здесь еще много вопросов, для решения которых требуются новые подходы, новые технологии и новые люди, решающие экологические проблемы.

Количество чрезвычайных ситуаций в ТЭК России сократилось по сравнению с 1998 годом на 40%; уровень смертельного травматизма снизился на 61 человека по сравнению с 1998 годом, в том числе в угольной промышленности – на 52.

В области социально-трудовых отношений в 1999 году Минтопэнерго рассмотрены и даны предложения по 20 проектам нормативных правовых актов по оплате труда, льготам и гарантиям, касающимся ТЭК.

Минтопэнерго России осуществляет оперативный контроль за состоянием задолженности по заработной плате в организациях ТЭК, выполнением мероприятий, проводимых с целью ее устранения. К началу 2000 года, по данным отраслевых структур управления, просроченная задолженность по заработной плате в целом по ТЭК уменьшилась по сравнению с началом 1999 года на 16,9% и составила 1,16 месяца (9,8 млрд. руб.). В нефтяном комплексе задолженность практически отсутствует. В электроэнергетике задолженность снизилась на 24,4% и составляет 1,5 месяца. Вместе с тем сохраняется высокий уровень задолженности по зарплате в угольном комплексе, РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”.

Одной из важных задач на 2000 год является реализация Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000–2001 годы, по которым Минтопэнерго России является исполнителем.

Минтопэнерго занимает последовательную линию на сохранение и развитие отраслевой системы среднего профессионального образования. Весь опыт работы, практика кадрового менеджмента показали не только жизнеспособность, но и эффективность функционирования техникумов и колледжей в составе отраслей топливно-энергетического комплекса страны. Не остается без внимания и вопрос поддержки высшего специального образования.

В управлении предприятиями топливно-энергетического комплекса Минтопэнерго руководствуется прежде всего системным подходом. Совместно с акционерными обществами и компаниями ТЭК подготовлены “Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России”, 1-я редакция проекта “Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2015 года”, проект “Методики формирования региональных энергетических программ”.

На 2000 год запланирована разработка концепций нефтегазового комплекса России, внешнеэкономической деятельности, энергетической дипломатии России, развития ТЭК Дальнего Востока и Восточной Сибири, “Трудовые ресурсы и кадровая политика отрасли”, по созданию функциональной подсистемы по борьбе с аварийными разливами нефти в ТЭК.

Конкретные меры по решению стоявших перед Минтопэнерго России в 1999 году задач, а также по разработке необходимых для их реализации нормативно-правовых документов были предусмотрены “Уточненной программой действий Минтопэнерго России в 1999 году по реализации основных положений документа “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране” в топливно-энергетическом комплексе”. Программа включала в себя 165 поручений, из которых в полном объеме выполнены 117 поручений (71%), а 47 (29%) – выполнены частично. К сожалению, не все удалось решить.

Я хотел бы подчеркнуть, что тенденция общего оживления российской экономики пока еще не стабильна, а роль негативных факторов, оказывающих влияние на деятельность топливно-энергетического комплекса, по-прежнему велика. К числу таких факторов следует отнести прежде всего несовершенство нормативно-правовой базы функционирования ТЭК и налогового законодательства, регулирующего налогообложение предприятий ТЭК как в части подходов к разработке трудноизвлекаемых запасов, так и в части непредсказуемости внешних рынков. В связи с этим делать вывод о долговременном и устойчивом улучшении финансово-экономического положения предприятий ТЭК пока преждевременно.

При сохранении неблагоприятного инвестиционного климата, отсутствии процессов нормализации в финансово-бюджетной и нормативно-законодательной сферах уже в 2000 году проблемы обострятся вновь и не позволят сформировать стратегию развития топливно-энергетического комплекса на ближайшие годы.

Одной из важнейших проблем ТЭКа остается резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном, так и в качественном отношении. Прирост промышленных запасов нефти и газа не компенсирует их добычу. В 1999 году прирост запасов нефти составил 65% от добычи, а по газу – 35%. То есть продолжается по существу “проедание” разведанных запасов нефти и газа.

Открываемые в последние годы месторождения, как правило, относятся к группе мелких и очень мелких, с запасами порядка 1 млн. т. Это связано в первую очередь с тем, что разведка ведется в пределах поля деятельности нефтяных и газовых компаний, то есть в тех регионах, где крупные месторождения уже открыты. Перспективы нужно искать на новых территориях.

Доля активных (высокопродуктивных) запасов в балансе большинства нефтяных компаний составляет около 45% и имеет тенденцию к уменьшению из-за их выработки. В целом прослеживается четкая зависимость уменьшения обеспеченности добычи активными запасами и увеличение обеспеченности трудноизвлекаемыми запасами. По имеющимся оценкам, к 2010 году объем трудноизвлекаемых запасов нефти и газа достигнет 70%.

Снижение суммарных текущих запасов углеводородного сырья, даже в условиях сокращения объемов добычи, уже напрямую угрожает энергетической безопасности страны. У этой проблемы три главные причины:

  • Законодательные ограничения на использование оставляемых в распоряжении предприятий и Министерства природных ресурсов ставок на ВМСБ в новых перспективных регионах, не являющихся зоной деятельности предприятия.

  • Сокращение источника финансирования геологоразведочных работ из-за применения рядом нефтяных компаний заниженных внутрикорпоративных цен на нефть и газ.

  • Нецелевое использование средств, поступающих в счет платежей по ВМСБ в региональные бюджеты.

Для решения проблемы воспроизводства сырьевой базы недостаточно только мер законодательного характера. Истощение ресурсного потенциала нефтегазового комплекса, обеспеченного инвестициями предыдущих десятилетий, уже сегодня из проблемы чисто экономической превращается в проблему социальную. Не имея базы для развития добычи нефти и природного газа, нефтяные компании уходят с освоенных участков, оставляя за собой не только умирающую землю, но и умирающие города. Проблема ресурсной базы становится для нас проблемой роста, проблемой перспективного движения вперед.

Уже сегодня в ранее бурно развивающихся населенных пунктах Тюменской области растет социальная напряженность. Людям, обеспечивающим прибыли нефтяных компаний, нужно знать, чего ожидать им самим, их детям и их внукам на земле, которая дает жизнь и работу всей промышленности страны, и относиться к проблеме ближайшего будущего нефтегазовой отрасли только как к проблеме чисто экономической – по меньшей мере безнравственно.

Даже если в 2000 году будут изменены структура и порядок расходования средств, получаемых в счет уплаты ставки на воспроизводство минерально-сырьевой базы, быстро развить поисково-разведочные работы на новых перспективных объектах в Восточной Сибири и на шельфе вряд ли удастся, поскольку геологоразведочные организации с 1991 года практически потеряли основные производственные фонды и штатную численность, а геологическая служба фактически уничтожена.

Без полного взаимодействия Минтопэнерго России, Минприроды России и руководителей основных добывающих регионов нефтяных и газовых компаний по подготовке целевой долгосрочной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы ТЭКа решить один из главнейших вопросов комплекса не удастся.

Вторая наиболее острая проблема топливно-энергетического комплекса – это низкая инвестиционная активность.

В условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов отсутствие инвестиций со стороны акционеров приводит к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращению возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства.

За последние 10 лет объем капитальных вложений в отраслях ТЭК сократился более чем в 3 раза. За 1991–1999 годы выбытие мощностей по добыче нефти превысило их ввод на 279,8 млн. т, в угольной промышленности – на 156,2 млн. т, а объемы буровых работ уменьшились в 7 раз.

Аналогичная ситуация наблюдается и в электроэнергетике, где за последние четыре года практически не введен ни один крупный объект, а уровень ввода новых мощностей составил 20% к уровню 1998 года. Особой проблемой в электроэнергетике является рост оборудования, отработавшего расчетный ресурс эксплуатации.

Снижение инвестиций, по итогам 1999 года, произошло и на предприятиях угольной промышленности (на 4,6%), и в нефтепереработке (на 26%).

Несмотря на то что по сравнению с прошлым годом инвестиционная деятельность в газовой и нефтедобывающей отраслях усилилась (соответственно на 25 и на 35%), этот рост только частично компенсирует снижение капитальных вложений в 1997–1998 годах.

В условиях относительно благополучного финансового состояния предприятий газовой и нефтяной отраслей в 1999 году главными причинами сдерживания инвестиций продолжают оставаться высокие экономические и политические риски инвестиционных вложений в связи с несовершенством нормативно-законодательной базы по защите прав собственников и инвесторов. По-прежнему высокой остается стоимость кредитных ресурсов.

Для стимулирования инвестиционной активности необходимо принять меры законодательного характера по фиксации условий налогообложения на срок до окупаемости проекта для собственника или инвестора, финансирующих проект.

Необходимо также создать стимулы для использования в качестве инвестиций собственных средств организаций отрасли. Такими стимулами, по мнению Минтопэнерго России, могли бы стать упрощение процедуры ускоренной амортизации основных фондов и освобождение от налога на прибыль 100% собственных средств, использованных на капитальные вложения.

Такая практика применялась до 1997 года в РАО “ЕЭС России”, и ее преимущества были очевидны. Причина включения инвестиций в налогооблагаемую прибыль была одна – увеличение доходов федерального бюджета. Но на деле энергетики как не платили полную сумму начисляемых налогов, так и не платят, а инвестиции сократились в три раза.

В нефтяной промышленности в условиях низкой инвестиционной активности важной проблемой является повышение уровня использования ранее созданных нефтедобывающих мощностей. В 1999 году сократился объем неработающего фонда скважин, но не за счет пуска скважин в эксплуатацию, а в основном за счет перевода их в консервацию. В результате фонд нефтяных скважин, находящихся в консервации, увеличился с 21,2 до 24,9 тыс. шт. (на 17,5%), что с технологической точки зрения ведет к неравномерной выработке запасов.

Вся система налогообложения в нефтяной и газовой отраслях построена на условиях эксплуатации высокодебитных месторождений с высокой долей горной ренты в цене. Она не является гибкой и поэтому не учитывает объективно обусловленного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин, роста обводненности их продукции, а значит, и резкого сокращения доли ренты в цене.

Значимость проблемы нашла понимание в Правительстве РФ, в связи с чем в 1999 году было подписано Постановление № 1213 “О вводе в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находившихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях”. Однако до сих пор это постановление не работает из-за противоречий с действующим законодательством, возникающих при подготовке механизма его реализации. В Минфине и Минэкономики нам не дают продвигаться с законодательными инициативами, ссылаясь на постановление № 1213, а в МНС России не могут без Минфина реализовать постановление. Нужно принимать решение: или отменить это постановление и вносить изменения в действующие законы, или найти возможность внедрить его в жизнь.

Хронический характер носит проблема неплатежей со стороны потребителей продукции топливно-энергетического комплекса (в том числе бюджетных потребителей). Просроченная задолженность предприятиям электроэнергетики в 1999 году выросла на 14,6% и составила 195,9 млрд. руб., в том числе задолженность предприятий, финансируемых за счет федерального бюджета, выросла на 4,3% и составила 16,4 млрд. руб.

Просроченная задолженность российских потребителей за газ составила 108,3 млрд. руб, что соответствует объему его потребления за 1,3 года, в том числе предприятий электроэнергетики – 44,2 млрд. руб., бюджетных потребителей – 15,0 млрд. руб.

Не решается вопрос порядка и своевременности оплаты за поставляемые горюче-смазочные материалы сельхозтоваропроизводителям, силовым структурам и по сезонному завозу. Так, на 1 января 2000 года задолженность перед нефтяными компаниями сельхозтоваропроизводителей составила 2,2 млрд. руб., регионов по сезонному завозу на Крайний Север – 869 млн. руб., Минобороны России – 745 млн. руб.

Проблема неплатежей неразрывно связана с проблемой несбалансированности потребности в топливно-энергетических ресурсах предприятий и организаций всех уровней бюджетов и лимитами финансирования, выделяемыми для их оплаты. Так, например, расходы Минобороны России, ГУИН Минюста России, ФПС России в 1999 году были обеспечены бюджетным финансированием только на 55, 10 и 30% соответственно.

Для таких отраслей, как газовая, и особенно для электроэнергетики, не имеющей экспортного потенциала, эта проблема является основной причиной резкого сокращения инвестиционных вложений.

В целях решения проблемы неплатежей бюджетных потребителей Минтопэнерго России проводит комплекс мер, основными из которых являются:

  • установление лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов исключительно в пределах сумм, обеспеченных финансированием за счет бюджетных источников как по линии федерального, так и по линии региональных бюджетов, с регистрацией бюджетных обязательств по этим договорам в федеральном казначействе;

  • введение 100% оплаты за топливно-энергетические ресурсы потребителей, отнесенных к категории неотключаемых;

  • определение порядка погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы федеральными потребителями за 1998–1999 годы;

  • погашение ссуд, выданных предприятиям ТЭКа, за счет предоставления гарантий органов исполнительной власти субъектов Федерации;

  • подготовка механизма реализации закона “О газоснабжении в Российской Федерации”;

  • заключение межправительственных соглашений о порядке урегулирования задолженности со странами СНГ;

  • введение порядка и механизма поэтапного гашения существующей задолженности за ТЭР, в том числе с использованием ценных бумаг.

В качестве задачи на ближайшую перспективу необходимо рассматривать вопрос “защищенности” статей расхода по оплате за ТЭР в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации аналогично статьям по оплате труда работников бюджетной сферы.

Наиболее обострилась в 1999 году проблема диспаритета цен на продукцию добывающих и обрабатывающих отраслей и цен на различные виды топлива.

Так, природный газ при действующих регулируемых государством ценах на него оказался самым дешевым энергоносителем в стране, что привело к перекосам цен на взаимозаменяемые виды топлива.

В мировой практике цена на уголь (в пересчете на условное топливо) составляет примерно 60% от цены нефти (то есть примерно эквивалентна цене мазута). В Европе цена на уголь эквивалентна 60% цены природного газа, а в Японии – 40% цены сжиженного природного газа. В США цена угля соответствует цене природного газа. В России при рыночной динамике цен на уголь и мазут и искусственно замороженных ценах на газ, уголь и мазут в расчете на тонну условного топлива во многих регионах стали дороже газа.

В результате диспропорции в ценах потребность в газе как наиболее дешевом виде топлива искусственно завышается, что не только приводит к дисбалансу производства первичного топлива, но и ведет к значительным потерям федерального бюджета в части сокращения экспорта газа и недополучения бюджетом таможенных пошлин и сборов от экспортной цены, в 5 раз превышающей внутреннюю.

Отсутствие системного подхода в ценовой политике, в свою очередь, порождает проблему перекосов в балансе ТЭР. Практически ни одна страна в мире не ориентирована в такой мере на нефтегазовое топливо, как Россия.

Действующая Энергетическая стратегия, одобренная Правительством в 1995 году, была положена в основу практического реформирования ТЭК. Предполагалось приоритетное развитие добычи газа, получившее название “газовая пауза”. Между тем, по прогнозу Международного энергетического агентства, уже к 2005 году мировое потребление энергоресурсов возрастет против 1990 года в 1,4 раза, а угля – в полтора раза.

В первую очередь это связано с тем, что запасы нефти и газа значительно уступают разведанным запасам угля, а себестоимость их добычи и необходимые капиталовложения для ввода новых мощностей постоянно возрастают. По нашим оценкам, задача более широкого использования угля в энергетике станет актуальной в нашей стране уже в ближайшие годы. То есть уже сегодня мы должны быть готовы к решению проблемы реструктуризации баланса ТЭР.

В этой связи назрела необходимость существенно скорректировать направления развития энергетики России, имея в виду увеличение доли угля в энергетическом балансе на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Одной из первоочередных мер в этом плане должно быть доведение государственно регулируемых цен на газ до уровня, который обеспечит экономически оправданное соотношение цен на уголь, газ и мазут в пропорции 1:1,2:1,3. (Для обеспечения общегосударственных интересов при использовании угольной продукции необходимо осуществлять более жесткое государственное регулирование соотношения цен на газ и уголь).

Важной задачей является сбалансированность лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетными потребителями всех уровней и средств для их оплаты. В соответствии с постановлением Правительства на 1999 год Минтопэнерго были согласованы и доведены до 73 министерств и ведомств лимиты ТЭР, теперь главная задача или уменьшить лимиты потребления до лимитов финансирования, либо увеличить финансирование до лимитов потребления. В любом случае мы должны добиться ликвидации дефицита бюджета по расчетам за ТЭР, обеспечения лимитов строго на базе нормативов потребления энергоресурсов в государственном секторе экономики.

Вместе с тем увеличение производства топливно-энергетических ресурсов в России никогда не будет обеспечено платежеспособным спросом, если потребители не изменят подход к их потреблению, то есть если не будет в полном объеме реализована программа энергосбережения. Пока мы сами не научимся экономить и рационально использовать данные нам природой богатства и не изменим отношения к этому вопросу всех потребителей, от членов наших семей до руководителей регионов, министерств и ведомств, ни одно решение Правительства по данному вопросу реализовано не будет.

Минтопэнерго России разработан и направлен в регионы пакет типовых документов по управлению энергосбережением на уровне местного самоуправления.

Результаты реализации ФЦП “Энергосбережение России” в 1998–1999 годах характеризуются завершением формирования идеологии энергосбережения, основных положений нормативно-правовой базы энергосбережения на федеральном уровне, определением механизмов организации исполнения и финансирования подпрограмм и проектов, а главное – созданы условия для перехода к последовательному решению задач практического энергосбережения, получению конкретных результатов.

Между тем задания по экономии ТЭР, этому основному показателю, по результатам 1998–1999 годов выполнены лишь на 51%, что позволило тем не менее сэкономить около 13,5 млн. т у.т. Наряду с энергоемкими отраслями промышленности не обеспечили выполнение ФЦП “Энергосбережение России” РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”, нефтяные компании. Однако значимость цифры 13,5 млн. т у.т. свидетельствует о высоких потенциальных возможностях энергосбережения.

Первые шаги по переводу энергосбережения на практическую основу показали необходимость одновременно с наращиванием объемов экономии осуществить доработку основных нормативно-правовых документов. Необходимо провести анализ существующего и перспективного (до 2002 года) топливно-энергетического баланса России, имея в виду подготовку предложений по компенсации прогнозируемого дефицита топливно-энергетических ресурсов за счет повышения эффективности использования энергии, реализации имеющегося потенциала энергосбережения.

Рост промышленного производства в условиях устойчивого подъема российской экономики неизбежно потребует увеличения внутреннего рынка энергоресурсов. Высокая инерционность и капиталоемкость отраслей ТЭК, необходимость сохранения объемов экспорта как источника бюджетных поступлений, наконец, необходимость оптимизации издержек на продукцию отечественного промышленного производства требуют применения программ энергосбережения.

Выделяя отдельные блоки в общей совокупности проблем ТЭКа, я еще раз хочу вернуться к главным конкретным задачам отрасли в 2000 году. Главной задачей, если хотите, правилом жизни всего энергетического комплекса в 2000 году для всех предприятий ТЭКа должно стать исполнение утвержденного баланса производства и потребления ТЭР, предусматривающего рост промышленного производства, в размере 4%, а при благоприятном развитии экономической ситуации в стране – 8–10%. Капитальные вложения в отраслях ТЭК планируются в объеме 297,37 млрд. руб. (на 138,07 млрд. руб. больше, чем в 1999 году).

В 2000 году необходимо осуществить добычу 1 млрд. 393 млн. т у.т. и производство первичных топливно-энергетических ресурсов на 7,0 млн. т у.т. больше, чем в 1999 году, в том числе:

нефти

308,0 млн. т (+3,2 млн. т, 101,0%)

газа

590,7 млрд. куб. м (100,0%)

угля

254,0 млн. т (+4,9 млн. т, 102,0%)

электроэнергии

865,0 млрд. кВт.ч (+19,6 млрд. кВт.ч, 102,3%)

в том числе ГЭС

160,0 млрд. кВт.ч (-0,9 млрд. кВт.ч, 99,4%)

АЭС

121,0 млрд. кВт.ч (-1,0 млрд. куб. м, 99,2%)

Необходимо гарантировать приоритетное обеспечение внутриреспубликанских нужд энергоресурсами в объеме 943,8 млн. т у.т., что на 27,8 млн. т у.т. выше уровня 1999 года, в том числе:

по углю

241,0 млн. т (+11,6 млн. т, 105,1%)

по газу

395,6 млрд. куб. м (+5,4 млрд. куб. м, 101,4%)

Необходимо поставить потребителям России:

автобензина

26,9 млн. т (+2,1 млн. т, 108,5%)

дизельного топлива

28,3 млн. т (+2,9 млн. т, 111,4%)

мазута

43,5 млн. т (+7,8 млн. т, 121,8%)

Безусловное исполнение поставленных перед топливно-энергетическим комплексом задач в части обеспечения населения и экономики страны ресурсами – вот цель нашей работы в 2000 году. Допустить ситуацию, при которой ТЭК из флагмана роста экономического благосостояния государства превратится в тормозящий фактор, нам не позволят ни Правительство Российской Федерации, ни граждане России.

2001 г.


   TopList         



  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • История одной раскопки времен полиолита
  • Чем магазин военторг хорош для вложения капитала?

  • TopList
     

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки