Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Совет безопасности
Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 г.

В сентябре Совбез приступит к обсуждению «Основ военного строительства». Проект роздан заинтересованным лицам
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения

2. Условия, определяющие характер и направленность военного строительства в Российской Федерации на период до 2010 года

2.1. Военно-политические условия военного строительства в Российской Федерации

2.2. Социально-экономические условия военного строительства в Российской Федерации

2.3. Состояние военной организации Российской Федерации

3. Цель, задачи, замысел и этапы военного строительства в Российской Федерации

4. Основные направления военного строительства в Российской Федерации

4.1. Совершенствование системы государственного управления военной организацией и планирования военного строительства

4.2. Оптимизация структуры, состава и численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

4.3. Совершенствование подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

4.4. Повышение мобилизационной готовности силового компонента военной организации государства. Совершенствование системы подготовки мобилизационных ресурсов, комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований

4.5. Реформирование систем военного образования и науки, воинского обучения и воспитания. Совершенствование военно-патриотического воспитания и внутриармейских отношений

4.6. Развитие и реформирование оборонного промышленного комплекса страны

4.7. Совершенствование военно-технической политики. Развитие вооружения, военной и специальной техники

4.8. Совершенствование систем тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований

4.9. Совершенствование нормативной правовой базы военного строительства и системы взаимоотношений военной организации государства с обществом

5. Развитие основных составляющих силового компонента военной организации государства

5.1. Вооруженных Сил Российской Федерации

5.2. Внутренних войск МВД России

5.3. ФПС России

5.4. Войск правительственной связи ФАПСИ

5.5. Войск гражданской обороны МЧС России

5.6. Железнодорожных войск Российской Федерации

5.7. Воинских, формирований Спецстроя России

6. Развитие государственных органов, участвующих в обеспечении военной безопасности Российской Федерации

6.1. Вопросы формирования сообщества специальных служб России и оптимизации их задач в сфере обеспечения военной безопасности государства

6.2. Организация взаимодействия сообщества специальных служб России с Министерством обороны Российской Федерации и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в решении задач обеспечения военной безопасности государства

7. Социальное обеспечение военного строительства

8. Экономическое обеспечение военного строительства

1. Общие положения

Государственная политика Российской Федерации по военному строительству (далее именуется — госполитика по военному строительству) — система концептуальных взглядов и практических мер экономического, организационного, социально-политического, военного, военно-технического и иного характера, реализуемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и гражданами по совершенствованию военной организации государства и обеспечению его военной безопасности.

Целью госполитики по военному строительству является построение качественно новой военной организации Российской Федерации, способной в любых условиях обстановки обеспечить эффективную оборону страны и безопасность государства.

Реализация этой цели основывается на обеспечении постоянной и высокой готовности всех компонентов военной организации государства к решению задач по обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Главным направлением госполитики по военному строительству на период до 2005 года является консолидация усилий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и граждан в решении первоочередных задач военного строительства, определенных Президентом Российской Федерации, а также выработка экономических, социально-политических и собственно военных условий для развертывания масштабной работы по совершенствованию военной сферы государства после 2005 года.

На период 2006-2010 г.г. основным содержанием госполитики по военному строительству должно стать формирование принципиально нового облика военной организации государтва, сочетающего в себе возможность и способность адекватно реагировать на угрозы военной безопасности Российской Федерации, а также консолидация всех слоев российского общества вокруг общегосударственной идеи защиты Отечества.

В мирное время госполитика по военному строительству направлена на снижение риска развязывания вооруженных конфликтов и предотвращение войны.

В угрожаемый период ее проведение должно обеспечивать реализацию комплекса мероприятий по снижению реальной военной угрозы путем реализации преимущественно невоенных действий и мер, ведения активной информационно-пропагандистской деятельности и осуществления заблаговременного развертывания группировок войск (сил), проведение мероприятий по повышению степени боевой и мобилизационной готовности войск (сил), органов управления военной организацией государства и переводу выделенной части оборонного промышленного комплекса страны на работу по плану расчетного года.

В ходе отражения агрессии либо ведения военных действий в рамках локального вооруженного конфликта госполитика по военному строительству обеспечивает подчинение всех ресурсов государства (либо федерального округа (округов), на территории которых ведутся военные действия) решению задач по отражению агрессии или разгрому противника в вооруженном конфликте.

Определяющее значение для реализации госполитики по военному строительству имеют сложившиеся военно-политические и социально-экономические условия, состояние военной организации Российской Федерации и уровень ресурсного обеспечения запланированных мероприятий, взгляды на характер вооруженной борьбы, формы и способы применения военной силы для решения тех или иных политических и военных задач.

В «Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» (далее именуются — «Основы») изложена стратегия военного строительства в Российской Федерации и развития ее военной организации, определены основные цели, задачи, этапы и приоритетные направления военного строительства, наиболее важные мероприятия совместной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и граждан по обеспечению военной безопасности государства.

Правовой базой «Основ» являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные обязательства Российской Федерации.

При изменении условий военного строительства отдельные положения «Основ» могут уточняться.

2. Условия, определяющие характер и направленность военного строительства в Российской Федерации на период до 2010 года

2.1. Военно-политические условия военного строительства в Российской Федерации

Военно-политические условия на период до 2010 года останутся важнейшим фактором, влияющим на военное строительство и обеспечение военной безопасности Российской Федерации.

Основной мировой тенденцией до 2010 года будет оставаться процесс глобализации и региональной интеграции, объективно способствующий формированию и укреплению региональных центров силы. Это предполагает сохранение комплексного и интегрированного характера угроз военной безопасности и приоритетного внимания к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Прогнозные сценарии развития военно-политической и военно-стратегической обстановки, тенденции развития взглядов на характер вооруженной борьбы будущего показывают, что в ближайшие 5-10 лет вероятность решения политических и военно-стратегических задач через развязывание глобального вооруженного конфликта минимальна. Это дает возможность провести кардинальную реорганизацию всей системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации с учетом, прежде всего, факторов нарастания конфликтного потенциала на Юго-Западном и Центрально-Азиатском стратегических направлениях, попыток пересмотра сложившийся системы обеспечения мировой стратегической стабильности, сохранения тенденции к расширению НАТО на Восток, увеличения технологического отрыва ведущих государств в возможностях по созданию вооружений, военной техники и специальной техники (далее именуется — ВВСТ) нового поколения, продолжающегося распространения оружия массового уничтожения.

Серьезное влияние на военное строительство в Российской Федерации будут оказывать новые взгляды на формы и способы ведения вооруженной борьбы, в частности, практика военно-силовых акций в качестве средств «гуманитарной интервенции» без санкции Совета Безопасности ООН, использование субъектами международных отношений информационных средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях и разработка в ряде стран концепций информационного противоборства, а также усиление угроз невоенного характера, связанных с качественно новыми формами экономической, технологической, нравственно-психологической и других видов экспансии.

Существенно повышает угрозу вовлечения России в локальные вооруженные конфликты расширение масштабов организованной преступности, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности, а также рост мирового терроризма, что потребует принятия в области военного строительства дополнительных мер.

Появление новых средств поражения (в том числе нетрадиционных) радикально меняет характер и размах вооруженной борьбы. Вооруженные столкновения в войнах и вооруженных конфликтах вероятнее всего не выйдут за пределы регионов, но будут носить ярко выраженный воздушно-наземно-морской характер и отличаться скоротечностью, избирательностью поражения высокоточными средствами, широким маневром войсками (силами) и огнем, применением различных десантов, диверсионных групп и сил специальных операций при определяющей роли сил и средств воздушно-космической обороны.

Все большее значение в ведении вооруженной борьбы приобретут высокоточные системы вооружений, существенно повысится роль информационного противоборства. Основные усилия будут уделяться нанесению ущерба ключевым объектам военно-экономического потенциала противоборствующей стороны, нарушению ее государственного и военного управления, разрушению духовного потенциала общества и, как следствие, смене политического режима. Такой подход потребует не только качественно иных средств вооруженной борьбы, но и формирование крупных организационно-технических боевых систем, что знаменует собой, по сути, новый этап военного строительства.

В связи с этим потенциал ядерного сдерживания России все в большей степени превращается в инструмент преимущественно политического диалога, что диктует необходимость и возможность строить баланс сил ядерного сдерживания на асимметричной основе, уменьшая боевой состав существующей группировки стратегических ядерных сил Российской Федерации.

Исходя из характера вооруженных конфликтов будущего и спектра возможных военных угроз, в основу организации обороны страны на период до 2010 года следует положить принцип «стратегической мобильности с опорой на ядерное сдерживание», предусматривающий способность Российской Федерации обеспечить гарантированное, на минимальном уровне, ядерное сдерживание, а также региональное сдерживание агрессии боевым составом мирного времени (соединениями и частями постоянной готовности) Вооруженных Сил Российской Федерации во взаимодействии с другими «войсками, воинскими формированиями и органами, решение задачи нейтрализации возможных вооруженных конфликтов локального масштаба на двух стратегических направлениях (Юго-Западном и Центрально-Азиатском) как самостоятельно, так и с опорой на систему коллективной безопасности.

В осуществлении миротворческой деятельности Российская Федерация должна опираться на состав сил и средств, обеспечивающий наше присутствие в 2-3 регионах мира.

2.2. Социально-экономические условия военного строительства в Российской Федерации

До 2010 года важнейшими факторами, определяющими масштаб и направленность военного строительства, останутся экономические возможности государства и демографическая ситуация в стране.

В период до 2005 года возможности государства по обеспечению военной организации финансовыми и материальными ресурсами останутся крайне ограниченными, что предопределяет незначительный рост параметров, характеризующих качественное состояние Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Сохранится деформированная структура военного бюджета, при которой основная часть денежных средств будет расходоваться на текущее содержание войск, воинских формирований и органов.

Существенными негативными факторами останутся проблемы старения основных фондов важнейших объектов военной инфраструктуры, прогрессирующая тенденция физического и морального старения основной массы ВВСТ, а также ограниченные возможности отечественного оборонного промышленного комплекса по оснащению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ.

Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе в связи с наличием в стране больших запасов химического оружия и подлежащих утилизации ядерных энергетических установок. Можно прогнозировать ухудшение экологической ситуации и возрастание вредного влияния этих неблагоприятных факторов как на личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, так и в целом на население страны.

При условии успешной модернизации экономики Российской Федерации, определенного улучшения ситуации можно ожидать после 2005 года, что позволит существенно повысить параметры качественного состояния Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Период до 2010 года характеризуется и сложной демографической ситуацией в стране. Негативные последствия резкого падения рождаемости в России в 90-х годах прошлого века будут негативно влиять на вопросы военного строительства до первой трети XXI века. В условиях роста экономики это приведет к резкому обострению проблемы рабочих рук в стране, усилению противоречий между военным и гражданским секторами экономики, усложнению комплектования личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Следует также учитывать, что ряд важных направлений военной деятельности государства остается вне правового регулирования. Не имеют должного законодательного определения оборонный бюджет, военное производство, утилизация вооружения и военной техники, руководство и управление военной организацией Российской Федерации. Требует более четкого законодательного определения механизм взаимодействия органов военного управления с государственными органами, общественными и религиозными организациям. В законотворческом процессе преобладает ведомственная разобщенность, не сформированы научные методы правовой регламентации разработки и реализации мер обеспечения военной безопасности государства.

В этой связи главными приоритетами военного строительства и обеспечения военной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года являются вопросы оптимизации состава, структуры, численности и потребностей военной организации государства для своего развития, эффективного использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых государством на эти цели, создание адекватной складывающейся демографической и экономической ситуации системы комплектования войск и социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала, совершенствование нормативной правовой базы военного строительства.

2.3. Состояние военной организации государства

Несмотря на начавшиеся положительные перемены, боевая и мобилизационная готовность силового компонента военной организации государства остается низкой, служебно-боевые задачи решаются с предельным напряжением. Состояние военной организации государства в целом продолжает оставаться сложным.

Уровень оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ не превышает 30%. Степень износа объектов военной инфраструктуры составляет 50-80 %.

Затянувшийся выход из кризисного состояния оборонного промышленного комплекса и ограниченность финансовых возможностей государства привели к отставанию Российской Федерации от развитых стран мира в разработке, освоении и производстве современных ВВСТ.

Не преодолена тенденция остаточного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупки ВВСТ. По-прежнему расходы на содержание войск, воинских формирований и органов составляют около 70% от бюджетных назначений.

Проблемные вопросы социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженньк Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе страны, решаются медленно.

3. Цель, задачи, замысел и этапы военного строительства в Российской Федерации Целью военного строительства в Российской Федерации на период до 2010 года считать создание военной организации государства, соответствующей современным и прогнозируемым геостратегическим, социально-политическим, экономическим и военно-техническим условиям и обеспечивающей эффективное выполнение задач по предотвращению военных угроз, обеспечению военной безопасности Российской Федерации и защиты ее национальных интересов.

Задачи военного строительства в Российской Федерации определяются необходимостью обеспечения готовности и способности военной организации государства защитить национальные интересы Российской Федерации, используя все имеющиеся политические, военно-стратегические, военно-технические, военно-экономические, организационные и иные возможности.

В военно-стратегическом плане основными задачами военного строительства в Российской Федерации до 2010 года являются:

  • поддержание сил ядерного сдерживания в составе и состоянии, обеспечивающих предотвращение развязывания ядерной и крупномасштабной обычной войны против России и ее союзников;
  • создание на территории Российской Федерации и в воздушно-космическом пространстве сбалансированных по составу группировок сил, средств и систем, обеспечивающих своевременное обнаружение воздушно-космического нападения противника и предупреждение о нем, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил), прикрытие важнейших объектов страны и Вооруженных Сил Российской Федерации от воздействия средств воздушно-космического нападения противника и нанесение ответных ударов;
  • создание на стратегических направлениях, в прилегающих океанских и морских зонах группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, способных составом мирного времени совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами выполнять задачи по локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов, а также другие задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
  • создание высокомобильного резерва, способного в кратчайшие сроки выполнить задачи самостоятельно либо усилить группировки сухопутных войск на любом стратегическом направлении;
  • оптимизация мобилизационной базы военной организации государства и системы мобилизационной подготовки экономики страны для проведения развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в целях решения задач обороны страны;
  • совершенствование боевой и мобилизационной готовности силового компонента военной организации государства;
  • повышение способности всех компонентов военной организации государства к согласованным действиям по предотвращению и противодействию внутренним угрозам национальной безопасности Российской Федерации, на основе централизации оперативного руководства всеми привлекаемыми силами и средствами и совершенствования межведомственного взаимодействия при выполнении совместных задач;
  • создание военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание и ведение военных действий Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также своевременный перевод экономики страны с мирного на военное время;
  • совершенствование системы комплектования и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • создание адекватной сложившимся условиям развития страны системы резервов, а также необходимых запасов материально-технических средств для всех компонентов военной организации государства;
  • создание централизованной системы управления военной организацией государства, способной без проведения существенных структурных преобразований обеспечить оперативное управление войсками (силами), воинскими формированиями и органами при решении задач как в мирное время при нейтрализации и пресечении внутренних угроз национальной безопасности и в других чрезвычайных ситуациях, так и в угрожаемый период и в военное время. В военно-техническом и военно-экономическом плане основное внимание следует уделить:
  • проведению модернизации ВВСТ и обеспечение условий для перевооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, доведение к 2010 году уровня их технической оснащенности современными образцами ВВСТ до 40-50%;
  • поэтапному переходу на единую (сопряженную) систему заказов ВВСТ, в первую очередь, общего назначения;
  • полной реализации государственных интересов Российской Федерации в функционировании и развитии оборонно-промышленного комплекса, прежде всего в целях оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ;
  • созданию межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • совершенствованию механизма экономического обеспечения военного строительства в целях рационального использования выделяемых ресурсов.

    В организационном плане основными задачами считать:

  • оптимизацию структуры, состава и численности военной организации государства;
  • реформирование системы военного образования в Российской Федерации и системы военной науки;
  • переход Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания;
  • проведение активной государственной политики по укреплению авторитета военной службы, совершенствованию внутриармейских отношений, военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации и подготовке их к военной службе.
  • совершенствование нормативной правовой базы военного строительства.

Замысел военного строительства на 2001-2010 годы предусматривает проведение ряда политических, организационных и структурных мероприятий, направленных на формирование облика военной организации Российской Федерации, адекватного внешним и внутренним военным угрозам и способного обеспечить решение главной политической задачи — сохранение стратегической стабильности и предотвращение войны, отражение агрессии с минимально возможными людскими потерями и экономическими затратами.

Реализацию этого замысла осуществить путем создания эффективной системы государственного управления военной организацией, комплексирования усилий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при решении задач обороны страны и безопасности государства и четком распределении сфер их ответственности, опережающего развития сил и средств, реально задействованных в парировании возможных угроз военной безопасности. При этом исходить из полного и всестороннего учета экономических и людских возможностей государства, предоставления приоритета невоенным мерам в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

В основу развития Вооруженных Сил Российской Федерации положить принцип концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы — на суше, в воздухе и космосе, на море и в информационном пространстве. Другие войска, воинские формирования и органы развивать на основе приоритетов их функционального предназначения.

Стратегию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в вооруженных конфликтах различного масштаба и интенсивности строить из расчета обеспечения отражения агрессии локального масштаба на одном стратегическом направлении с опорой на систему коллективной безопасности, определенную Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., и обеспечения сдерживания на другом стратегическом направлении. Основное внимание уделит разработке и апробации новых оперативных концепций, учитывающих весь спектр угроз военной безопасности Российской Федерации.

Планирование военного строительства, строительства и развития всех компонентов военной организации государства осуществлять на основе методов программно-целевого планирования. При этом структуры войск и воинских формирований развивать в направлении придания им большей маневренности и мобильности, обеспечения устойчивости от воздействия высокоточного оружия и нетрадиционных средств воздействия, прежде всего информационного.

В военно-технической политике основные усилия сосредоточить на модернизации существующих и создании перспективных образцов ВВСТ, а также на разработке базовых военных технологий и технологий двойного назначения.

В планировании и реализации военно-финансовой политики приоритетное значение уделить использованию наиболее эффективных методов, применяемых в бизнесе и современной управленческой практике.

Развитие оборонного промышленного комплекса страны осуществить на основе широкой интеграции специализированной военно-промышленной базы с высокотехнологичным гражданским сектором экономики. Ключевым направлением считать концентрацию мощностей отечественных оборонных предприятий за счет формирования системы функциональных холдингов, концернов, совместных предприятий с различными видами собственности.

Обеспечить качественно новый уровень социально-экономического положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала. Настойчиво проводить в жизнь информационно-пропагандистскую политику, направленную на повышение престижа военной службы, как важнейшего вида государственной службы Российской Федерации, укреплять отношения между российским обществом и воинскими коллективами.

Реализацию замысла военного строительства в Российской Федерации осуществить в два этапа.

В ходе первого этапа (2001-2005 годы) обеспечить неукоснительное выполнение принятых на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации от 11 августа и 9 ноября 2000г. решений в области военного строительства, разработанных на их основе и утвержденных Президентом Российской Федерации программ и планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в 2001-2005 годы.

Провести структурную перестройку всех компонентов военной организации государства. Осуществить, при сохранении достаточного для обеспечения стратегической стабильности потенциала сил ядерного сдерживания, приоритетное развитие сил общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, способных решать задачи локализации вооруженных конфликтов регионального масштаба. Развивать силы и средства воздушно-космической обороны, а также средства разведки, радиоэлектронной борьбы и информационно-управляющие системы, средства и методы информационного противоборства.

Поддержание способности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к решению возложенных задач осуществить за счет преимущественного наращивания количества соединений и воинских частей постоянной готовности. Реализацию этого направления осуществлять путем оптимизации состава соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра, а также пересмотра принятых взглядов на формирование стратегических резервов.

В рамках программно-целевого планирования разработать и внедрить в практику методологию управления военным строительством в Российской Федерации, основанную на критериях военной безопасности государства и их пороговых значениях. Сформировать основные федеральные целевые программы развития разновидовых группировок войск (сил) и обеспечивающих средств, разработать и утвердить законодательные и исполнительные механизмы их реализации в практике военного строительства.

Приступить к разработке соответствующей нормативной правовой базы, позволяющей сформировать в рамках военной организации Российской Федерации сообщество специальных служб России, выполняющих в мирное время служебно-боевые задачи специальными методами.

Обеспечить выработку и реализацию единой военно-финансовой политики и механизмов финансового и ресурсного обеспечения военного строительства.

В приоритетном порядке решить вопросы социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала, всесторонне поддерживать государственную программу патриотического воспитания молодежи, развивать внутриармейские отношения.

В ходе второго этапа (2006-2010 годы) завершить структурные преобразования, на основе которых обеспечить последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализма, мобильности, других качественных параметров военной организации государства до значений, определенных решениями Совета Безопасности Российской Федерации от 11 августа и 9 ноября 2000г.

Завершить формирование действенной вертикали руководства военным строительством в Российской Федерации, имея в виду создание соответствующей организационной структуры, максимально приближенной к потребностям как мирного, так и военного времени.

Перейти в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, на которые возложены задачи обеспечения обороны страны, от развития отдельных их компонентов к созданию разновидовых стратегических и оперативных группировок войск (сил), предназначенных для решения конкретных задач в конкретном районе (зоне, на направлении) сообразно национальным интересам Российской Федерации.

Завершить формирование сообщества специальных служб России, а также пакета соответствующих нормативных правовых актов, определяющих порядок его взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации и оперативного подчинения, на военное время, высшим органам военного управления Российской Федерации.

Обеспечить к 2010 году переоснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ не менее чем на 40-50%.

4. Основные направления военного строительства в Российской Федерации

4.1. Совершенствование системы государственного управления военной организацией и планирования военного строительства осуществлять на основе повышения централизации руководства военной организацией при определяющей роли Совета Безопасности Российской Федерации. Приоритетное внимание уделить функциональному и организационно-техническому сопряжению ведомственных систем управления на всех уровнях, а также качеству, оперативности и результативности информационного обеспечения высших органов государственного и военного управления.

В 2002 году уточнить документы стратегического планирования применения силового компонента военной организации государства в соответствии с новыми военно-политическими и военно-стратегическими условиями, комплексным характером выполнения задач обеспечения военной безопасности государства, боевого и оперативного предназначения войск (сил), федерального и военно-административного деления территории страны. Разработать и принять новый План гражданской обороны Российской Федерации.

В 2002 — 2003 годы завершить разработку и ввести в действие документы мобилизационного планирования экономики страны, привести в соответствие с действующим российским законодательством, международным гуманитарным правом и современными условиями военного строительства уставы, наставления, положения и другие нормативные документы, регламентирующие функционирование, развитие и боевое применение силового компонента военной организации государства.

До конца 2004 года разработать и законодательно утвердить единую систему планирования военного строительства, предусматривающую разработку документов долгосрочного (10-15 .лет), среднесрочного (4-5 лет) и краткосрочного (1-2 года) характера, увязанных на основе программно-целевого подхода по задачам и ресурсам.

После 2005 года основные усилия сосредоточить на создании действенной системы управления силовым компонентом военной организации государства в кризисной ситуации, оптимизации существующих информационно-управляющих структур (системы ситуационных центров, центральных командных пунктов, пунктов управления и т.д.), выработке оптимального алгоритма подготовки и принятия управленческих решений в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4.2. Оптимизацию структуры, состава и численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществлять на основе сбалансированного развития всех составляющих силового компонента военной организации государства и уточнения задач по их использованию при совместном применении.

Проведение оптимизационных процедур осуществить на основе жесткого выбора ограниченного круга профинансированных приоритетов, реализация которых исключает дублирование в масштабе военной организации государства организационных структур, их функций и задач.

В перспективе, до 2010 года, основные усилия сосредоточить на развитии системы функциональных и территориальных командований, оптимизации состава и структуры созданных группировок войск (сил) для обеспечения военной безопасности Российской федерации.

4.3. Совершенствование подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Совершенствование подготовки силового компонента военной организации государства к решению задач обеспечения военной безопасности осуществить на основе рационального сочетания оперативной подготовки штабов и боевой подготовки соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Обеспечить наращивание состава соединений и воинских частей (кораблей) постоянной готовности сил общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, уделив основное внимание поддержанию на необходимом уровне их полевой, воздушной, морской и специальной выучки, повышению способности к согласованным действиям в условиях информационного противоборства.

В период до 2005 года основное внимание уделить поддержанию уровня профессиональной подготовки кадров органов управления всех степеней путем проведения серии взаимоувязанных и объединенных общим замыслом военно-стратегических игр, командно-штабных учений, командно-штабных военных игр и тренировок различного масштаба, в том числе и на межведомственном уровне.

Особое внимание уделить совместному планированию и подготовке оперативных мероприятий с высшими органами военного управления государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.

После 2005 года систему подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов строить с учетом их новой (уточненной) организационной структуры и заблаговременного создания разновидовых стратегических группировок войск (сил).

4.4. Повышение мобилизационной готовности силового компонента военной организации государства. Совершенствование системы подготовки мобилизационных ресурсов, комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. До 2003 года завершить практическое освоение Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами планов их перевода с мирного на военное время, освоение новых мобилизационных планов (документов). Создать резерв военнообученных специалистов по особо дефицитным специальностям, определяющим боеспособность войск (сил), предусмотрев его увеличение по мере роста удельного веса должностей солдат (матросов) и сержантов (старшин), комплектуемых на контрактной основе.

На рассматриваемую перспективу сохранить смешанный способ комплектования

Вооруженных Сил Российской Федерации. Предусмотреть постепенное увеличение доли военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, к концу 2005 года — до 35 — 40%, к концу 2010 году — до 50 — 70%. Восстановить процесс подготовки военнообученных людских ресурсов на военных сборах. Шире использовать возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации для финансирования военных сборов.

Спланировать и утвердить в 2002 году комплекс мероприятий по восстановлению к 2005 году неприкосновенных запасов материальных средств и их дальнейшему сохранению и использованию.

В 2002-2003 годах уточнить и согласовать мобилизационные планы органов государственной власти, мобилизационный план экономики страны с планами основных мероприятий по переводу Российской Федерации на условия военного времени. Определить объемы и номенклатуру материальных ценностей, закладываемых в мобилизационный резерв, с учетом реальных возможностей производства и транспортировки военной продукции. Уточнить полномочия органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в военное время и обеспечить подготовку и принятие до 2005 года всех нормативных правовых актов, вводимых в действие в военное время.

До 2005 года воссоздать систему мобилизационной подготовки руководителей и специалистов органов государственной власти всех уровней, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания. Воздержаться от принятия законодательных актов, влекущих дополнительное изъятие из сферы призыва на военную службу значительных призывных контингентов. Спланировать комплекс организационно-правовых мер по подготовке и обеспечению работы средств массовой информации в период мобилизации и в военное время.

В период после 2005 года уточнить существующие подходы к сложившейся системе содержания соединений и воинских частей сокращенного состава, кадра и оптимизировать систему эшелонирования и потребные для выполнения стратегических задач объемы стратегических резервов.

4.5. Реформирование систем военного образования и науки, воинского воспитания. Совершенствование военно-патриотического воспитания и внутриармейских отношений

Главной целью считать создание в Российской Федерации целостной системы подготовки военных кадров, обеспечивающей в мирное и военное время потребность военной организации государства в военнослужащих при рациональном расходовании выделяемых на эти цели средств.

Основным приоритетом считать отказ от сугубо ведомственного принципа подготовки кадров и создание единой (сопряженной) системы подготовки кадров по специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, используя возможности как федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска, воинские формирования и органы, так и Министерства образования Российской Федерации.

В 2002-2005 годы в рамках федеральной целевой программы реформирования военного образования осуществить приведение параметров системы военного образования в соответствие с новыми задачами, структурой и численностью военной организации государства, порядком прохождения военной службы офицерами. Обеспечить преемственность развития и сохранение научно-педагогического потенциала высшей военной школы, повышение эффективности использования материальных ресурсов, выделяемых на подготовку военных кадров. Разработать и внедрить в практику механизм стимулирования служебной деятельности высокопрофессиональных кадров из числа военных преподавателей и ученых.

Основное внимание в ходе проведения мероприятий уделить обеспечению требуемых объемов подготовки офицеров при рациональном использовании выделяемых материальных ресурсов и совершенствованию организационного и экономического механизмов управления системой военного образования.

В течение 2002 года провести переаттестацию воинских должностей, комплектуемых офицерами с высшим военным специальным образованием. Разработать и утвердить перечни соответствующих квалификационных требований для основных категорий должностей, определяющих боевую готовность соединений и воинских частей. До 2003 года проработать вопрос введения системы обучения офицеров в высших учебных заведениях курсовым методом, без исключения из списков воинской части. Оптимизировать программы и сроки подготовки офицеров высшей военной и военно-специальной квалификации.

До 2005 года провести оптимизационные процедуры, направленные на исключение в системе вузов военной организации государства дублирования подготовки специалистов по родственным специальностям. Особое внимание уделить ликвидации ведомственной разобщенности вузов по видам и родам войск Вооруженных Сил Российской Федерации и формированию эффективной системы управления военным образованием.

Разработать и реализовать программу отдельного законодательного оформления военного образования в Государственном образовательном стандарте Российской Федерации.

Разработать и внедрить в практику систему государственного заказа на количество и профессиональную подготовку выпускников высшей военной школы.

В 2006-2010 годы обеспечить построение новой системы военного образования, включающей в себя военно-учебные заведения, осуществляющие подготовку офицеров по основным военным образовательным программам для службы по контракту сроком не менее 10 лет, гражданские высшие учебные заведения, осуществляющие на договорной основе подготовку офицеров для службы по контракту сроком не менее 5 лет и военные кафедры гражданских вузов, осуществляющие подготовку офицеров запаса, а также учреждения дополнительного профессионального образования, осуществляющие профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров в соответствии с их конкретным должностным предназначением.

Оптимизировать систему заказов и финансирования научно-исследовательских работ за счет ее централизации, широкого внедрения программно-целевых методов, конкурсных начал, осуществления контроля и независимой экспертизы.

Обеспечить на базе реформированных вузов и научно-исследовательских организаций создание профильных научно-учебных центров.

Переход Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания осуществить в рамках реализации специальной президентской программы, разработку которой завершить в 2002 году.

Основное внимание в совершенствовании системы воспитания военнослужащих уделить осуществлению государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К 2003 году сформировать систему военно-социологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

До 2005 года оптимизировать и унифицировать состав и структуру органов воспитательной работы и информационных структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска, воинские формирования и органы, осуществить их организационное и методическое укрепление.

На период после 2005года приоритетными задачами считать развитие информационно-рекламного сопровождения военного строительства, формирование системы многофункциональных информационно-пропагандистских и редакционно-издательских комплексов, военных средств массовой информации, создание единой системы телерадиовещания военной организации государства на основе соответствующих сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Важнейшей составной частью подготовки граждан Российской Федерации к военной службе считать военно-патриотическое воспитание. Органам исполнительной власти на всех уровнях разработать комплекс мер по совершенствованию военно-патриотического воспитания населения, предусмотрев в них, наряду с другими мерами, реализацию мероприятий, определенных государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Активизировать работу военно-патриотических, военно-спортивных, военно-технических молодежных и детских объединений и клубов.

Восстановить практику военно-патриотического воспитания граждан и подготовку их к военной службе в образовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях и заведениях всех форм собственности. Совершенствовать систему подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования и общественных объединениях.

В рамках совершенствования внутриармейских отношений продолжить реорганизацию системы взаимоотношений военной организации государства с личностью и обществом при обеспечении верховенства законов, максимально возможной открытости, гражданского контроля в рамках развития правовой демократической государственности Российской Федерации. При этом приоритетным считать формирование позитивного общественного мнения о роли и месте Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в жизни общества, возрождении России, укреплении ее международного авторитета, обеспечении обороны страны и безопасности государства.

4.6. Развитие и реформирование оборонного промышленного комплекса страны

Цели, основные принципы, направления развития и этапы реформирования оборонного промышленного комплекса страны изложены в «Основах политики Российской Федерации в области развития оборонного промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Выполнение основного объема мероприятий по реализации положений вышеуказанного документа осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонного промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2010 года».

4.7. Совершенствование военно-технической политики. Развитие вооружения, военной и специальной техники

В основу совершенствования военно-технической политики положить обеспечение тесной координации планов развития системы ВВСТ и реформирования оборонного промышленного комплекса. При этом сконцентрировать ресурсы на создании и производстве тех образцов ВВСТ, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность действий войск, воинских формирований и органов.

Основное внимание уделять поддержанию и развитию стратегических вооружений, обеспечивающих на минимально достаточном уровне гарантированное решение задачи ядерного сдерживания, а также системы вооружений сил общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, в первую очередь в интересах повышения эффективности действий тактических воинских формирований. Обеспечить опережающее развитие информационно-управляющих систем на базе передовых телекоммуникационных технологий.

Обеспечить независимость российских предприятий в производстве основных образцов ВВСТ от поставок из-за рубежа комплектующих изделий, сырья и материалов.

Расширить области применения для решения военных задач средств двойного назначения. Повысить координацию разработки и производства ВВСТ с работами, выполняемыми по линии военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Совершенствовать систему заказов ВВСТ, исключить параллелизм и дублирование работ по их созданию и производству. К 2005 году перейти на единую (сопряженную) систему заказов ВВСТ, повысить унификацию и радикально уменьшить типаж и номенклатуру ВВСТ.

До 2005 года основные усилия сосредоточить на продлении сроков эксплуатации ВВСТ, которыми оснащены войска, воинские формирования и органы, их модернизации и повышении коэффициента технической исправности; обеспечить полномасштабную техническую вооруженность воинских частей постоянной готовности, повысить уровень их оснащенности современными образцами ВВСТ.

Приоритетным направлением после 2005 года считать завершение создания качественно новых образцов ВВСТ и организацию переоснащения ими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышение технической вооруженности военнослужащих.

4.8. Совершенствование систем технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований

Переход Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам технического и тылового обеспечения осуществлять последовательно, завершив его, в основном, к 2005 году. В основу проводимой работы положить принцип целесообразной интеграции и взаимного, при; необходимости, делегирования полномочий органов управления тыловым и техническим обеспечением с учетом специфики их структуры и решаемых задач.

В 2002 году создать единую нормативную базу для централизованного программно-целевого планирования заказов и поставок вооружения, военной техники и других материальных средств, организации и проведения мероприятий по техническому обеспечению военной организации государства в мирное время, кризисных ситуациях и военное время, с передачей в полном объеме Минобороны России функции заказов вооружения, военной техники и других материальных средств общего назначения. Сформировать в Минобороны России единый орган заказов военно-технической продукции, сохранив функции формирования оперативно-технических и тактико-технических требований к новым образцам и функцию эксплуатации вооружения и военной техники за видами и родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

До 2005 года реализовать территориальный принцип заводского ремонта вооружения и военной техники, других материальных средств общего назначения, технического обеспечения группировок войск (сил) независимо от ведомственной принадлежности. Совершенствовать систему накопления и эшелонирования запасов.

Наращивать мощности по утилизации вооружения и военной техники, ракет, боеприпасов и других материальных средств в соответствии с планами их ликвидации и утилизации, в том числе согласованными на международном уровне. Несвойственные Минобороны России функции по утилизации вооружения и военной техники передать гражданским министерствам и ведомствам.

После 2005 года основное внимание сосредоточить на повышении ответственности в вопросах управления жизненным циклом оборонной продукции. Разработать и юридически закрепить за Минобороны России право владения предметами снабжения.

В 2002 году сформировать и начать реализовывать единую стратегию развития служб тыла, унификации их структур, интеграции ресурсов, сил и средств тылового обеспечения, их комплексного использования в интересах всех составляющих силового компонента военной организации государства независимо от ведомственной принадлежности, совершенствования системы подготовки специалистов тыла. Полностью завершить этот процесс в 2005году.

В 2006-2010 годы нарастить усилия по полномасштабному обеспечению войск, воинских формирований и органов всеми видами довольствия по службам тыла, доведения до установленных норм текущих и неприкосновенных запасов материальных « средств.

4.9. Международное военно-политическое (военное) и военно-техническое сотрудничество развивать исходя из национальных интересов страны и в соответствии с законодательством и международными обязательствами Российской Федерации.

Приоритетным направлением считать формирование единого оборонного пространства государств-участников СНГ на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. При этом основные усилия направить на реализацию Концепции охраны воздушного пространства государств-участников СНГ и совершенствование объединенной системы противовоздушной обороны, взаимодействие с государствами-участниками СНГ по вопросам противодействия проявлениям международного терроризма, развитие системы оперативного руководства миротворческой деятельностью в СНГ.

Расширить практику подготовки военных кадров на взаимовыгодной основе.

В 2002-2003 годы разработать и принять необходимые политические и финансово-экономические меры для закрепления российского военного присутствия и совместного использования объектов военной инфраструктуры на территории государств-участников СНГ.

Опережающими темпами планировать расширение партнерских и добрососедских двухсторонних отношений в военной сфере между Российской Федерацией и Китаем, Индией, Вьетнамом.

Активизировать углубление сотрудничества с НАТО на условиях равноправного участия и совместного принятия взаимоприемлемых решений в рамках «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией». Выработать и реализовать комплекс мер заблаговременного противодействия политике расширения Североатлантического альянса, в том числе носящих информационно-пропагандистский характер, а также варианты отношений с НАТО на случай его дальнейшего расширения на Восток.

В интересах поддержания стратегической стабильности развивать, в рамках внешнеполитического военного сотрудничества, партнерские отношения с Соединенными Штатами Америки с учетом национальных интересов Российской Федерации.

В области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами исходить из внешнеполитической и экономической целесообразности, строго учитывая интересы национальной безопасности Российской Федерации, неукоснительно соблюдая законы и иные правовые нормы Российской Федерации, ее международные обязательства.

Стратегическим направлением развития военно-технического сотрудничества с государствами-участниками СНГ считать проведение согласованной военно-технической политики и недопущение недобросовестной конкуренции на рынках вооружений третьих стран.

Расширять практику осуществление поставок продукции военного назначения из наличия и оказание соответствующих услуг Министерством обороны Российской Федерации. С целью сокращения сроков выполнения срочных заявок государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., разработать в 2002 году нормативную основу, позволяющую осуществить перевозки грузов Министерством путей сообщения Российской Федерации без взимания дополнительных платежей с Министерства обороны Российской Федерации за внеплановое предъявление грузов к перевозке, а также освободить Министерство обороны Российской Федерации от уплаты таможенных налогов и сборов за поставляемую продукцию военного назначения и пропуск ее через государственную границу по воинским пропускам.

В военно-техническом сотрудничестве с другими иностранными государствами основные усилия направить на восстановление позиций Российской Федерации в регионах, являющихся традиционными для импорта российского оружия.

4.10. Совершенствование нормативной правовой базы военного строительства и системы взаимоотношений военной организации государства с обществом

Совершенствование нормативной правовой базы военного строительства осуществлять по единому замыслу и плану в целях наиболее полного обеспечения взаимодействия компонентов военной организации государства и Федерального Собрания Российской Федерации по законотворческим и другим правовым вопросам.

Основной целью совершенствования нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с обществом считать создание правовых условий для решения главной задачи — гарантированного обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников в любых условиях обстановки.

В основу этой работы в период до 2005 года положить необходимость совершенствования существующей нормативной правовой базы военного строительства и создания на ее основе Единого свода законов военного строительства в Российской Федерации.

При совершенствовании законодательства по вопросам военного строительства приоритетное внимание уделять положениям прямого действия, особенно в законах, регламентирующих вопросы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала.

При расширении правовых взаимоотношений военной организации государства с обществом закрепить возможность гражданского контроля, включая парламентский контроль за деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, состояния обороны страны и безопасности государства.

В последующем, после 2005 года, законодательно определить разграничение задач и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными органами самоуправления по вопросам оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

Обеспечить разработку и введение в действие новых руководящих документов по применению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в вооруженных конфликтах и войнах, по созданию единой системы государственного и военного управления, по совершенствованию финансово-экономического обеспечения военной безопасности государства (на мирное и военное время) и обеспечению ее эффективного функционирования в различных условиях обстановки.

Завершить создание единой автоматизированной системы информационно-правового обеспечения органов военного управления, военных судов и органов военной прокуратуры.

5. Развитие основных составляющих силового компонента военной организации государства Разделы 5.1. — 5.8. в объеме не более 1 страницы формулируют и представляют в аппарат Совета Безопасности Российской Федерации представители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, выдерживая следующую структуру:

— Замысел строительства и развития войск или воинских формирований.

(Целевая установка, главные задачи с разбивкой их на два этапа — 2001-2005 гг. и 2006-2010 гг., на чем сосредоточить основные усилия);

— основные направления строительства и развития, приоритеты.

6. Развитие государственных органов, участвующих в обеспечении военной безопасности Российской Федерации

6.1. Вопросы формирования сообщества специальных служб России и оптимизация их задач в сфере обеспечения военной безопасности государства

Существенная роль в реализации невоенных методов предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз принадлежит специальным службам Российской Федерации (СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФАПСИ, ГУСП), которые участвуют в выполнении ряда задач обеспечения военной безопасности государства. Вместе с тем содержание основной деятельности специальных служб в соответствии с законодательством Российской Федерации составляет обеспечение государственной безопасности.

Формирование существующей системы специальных служб Российской Федерации, их структура и функции обусловлены комплексом политических, экономических, социальных и идеологических причин. Многочисленные реорганизации специальных служб, проводившиеся с начала 1990-х годов, и поиск путей формирования новой системы привели к тому, что на сегодня состояние действующей системы обеспечения государственной безопасности весьма критично.

Отсутствие официально признанной концепции государственной безопасности ведет к несогласованности стратегии и тактики в этой сфере, в том числе в подходах к содержанию и организации противодействия угрозам государственной безопасности. В деятельности по обеспечению государственной безопасности преобладает пассивный, оборонительный характер противодействия угрозам, субъекты системы обеспечения государственной безопасности разобщены, имеет место дублирование их отдельных функций, недостаточен уровень координации.

Несогласованно осуществляется развитие нормативной правовой базы обеспечения государственной безопасности. Малоэффективно информационно-аналитическое сопровождение деятельности специальных служб Российской Федерации. Недостаточна поддержка деятельности специальных служб по обеспечению государственной безопасности со стороны общественности, снижен их авторитет.

Вследствие неудовлетворенности материальным содержанием и низким уровнем социальных гарантий обострены кадровые проблемы, не остановлено снижение общего профессионального уровня сотрудников специальных служб.

Продолжает оставаться низкой материально-техническая оснащенность и финансовое обеспечение субъектов системы государственной безопасности. В ряде случаев имеется отставание от специальных служб развитых стран и от организованных преступных групп по уровню оснащенности вооружением, военной, специальной, вычислительной и организационной техникой, а также современными информационными технологиями.

В этих условиях совершенствование системы обеспечения государственной безопасности предполагает осуществление комплекса мер по повышению эффективности управления данной системой в целом и оптимизации организационных структур, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную деятельность, борьбу с терроризмом и иными преступлениями, наносящими ущерб государственной безопасности Российской Федерации.

На период до 2005 года главное внимание сосредоточить на разработке концепции обеспечения государственной безопасности Российской Федерации и созданию сообщества специальных служб России в составе СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФАПСИ, ГУСП, с единым координационным органом — Комитетом руководителей специальных служб России при Президенте Российской Федерации.

В целях повышения качества и оперативности информационно-аналитической работы создать при Комитете руководителей специальных служб России Центр стратегического анализа и перспективного планирования в сфере обеспечения государственной безопасности, а также образовать Консультативный совет по вопросам государственной безопасности при Президенте Российской Федерации с участием авторитетных представителей политических, научных, деловых кругов и деятелей культуры.

К 2005 году завершить формирование координационных советов сообщества специальных служб России в федеральных округах.

При проведении организационных процедур основное внимание уделить оптимизации численности специальных служб в соответствии с поставленными задачами и выделяемыми ресурсами, а также оптимизации соотношения численности основных, обеспечивающих и вспомогательных структур специальных служб.

Основное внимание в развитии сообщества специальных служб России на период после 2005 года направить на совершенствование правового регулирования деятельности системы обеспечения государственной безопасности, совершенствование механизма взаимодействия специальных служб с иными государственными органами, принимающими участие в контртеррористической деятельности, создание механизма координации деятельности системы обеспечения государственной безопасности в области информационного противоборства, а также на создание механизма информационно-пропагандистского сопровождения деятельности системы обеспечения государственной безопасности.

Завершить создание единых межведомственных систем научно-технического, материально-технического, учебно-методического и медицинского обеспечения функционирования сообщества специальных служб России. Совершенствовать механизм взаимодействия специальных служб при решении общих задач по обеспечению государственной безопасности на канале международного сотрудничества со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств.

6.2. Организация взаимодействия сообщества специальных служб России с Министерством обороны Российской Федерации и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в решении задач обеспечения военной безопасности государства.

Сообщество специальных служб России организует взаимодействие и координацию своей деятельности с Министерством обороны Российской Федерации по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации в соответствии с перечнем задач, решаемых сообществом специальных служб России в интересах обеспечения обороны страны.

Наибольшее значение при этом имеет обеспечение разведывательной деятельности в интересах обороны страны, кооперация усилий по организации научных исследований в целях обороны, заказе и финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области, создании и функционировании рационально сопряженных систем технического и тылового обеспечения, оптимизации системы подготовки военных кадров с учетом специфики деятельности органов, входящих в сообщество специальных служб России, участии в международном сотрудничестве по военным вопросам.

С Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации сообщество специальных служб России организует взаимодействие и координацию своей деятельности в части, касающейся обороны страны, по вопросам осуществления стратегического планирования применения органов, входящих в сообщество специальных служб России, разработке мобилизационных планов и организации мобилизации органов, входящих в сообщество специальных служб России, организации разведывательной деятельности в интересах обороны страны и противодействию разведывательной деятельности иностранных специальных служб и организаций в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечения безопасности органов военного управления, борьбы с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, предотвращение случайных и несанкционированных действий с использованием оружия повышенной потенциальной опасности, а также хищений оружия и боеприпасов.

В целях обеспечения обороны страны Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации согласует также вопросы определения и порядка использования радиочастотного спектра, разработки планов строительства и развития сообщества специальных служб России, планирования и организация деятельности по развитию структуры управления и систем связи с учетом потребностей обороны страны, планирования и организации мероприятий по обеспечению информационной безопасности и организации информационного противоборства в части, касающейся деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

7. Социальное обеспечение военного строительства Совершенствование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала считать одним из главных приоритетов военного строительства.

В 2002 году разработать и принять Программу социального обеспечения военного строительства в Российской Федерации на период до 2010 года. В рамках этой Программы предусмотреть решение в первоочередном порядке вопросов совершенствования нормативной правовой базы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала, планомерного повышения материального уровня их жизни, обеспечения жильем, улучшения системы военного здравоохранения и сохранения возможности для военнослужащих бесплатного получения высшего гражданского образования.

В период до 2005 года обеспечить реальный рост денежного довольствия военнослужащих до уровня, превосходящего на 30-35 % уровень оплаты труда аналогичных категорий федеральных государственных служащих.

Перейти на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих, а также провести оптимизацию ведомственных систем медицинского обеспечения за счет интеграции сил и средств военной медицины в интересах охраны здоровья и оказания своевременной медицинской помощи обслуживаемому контингенту.

В последующем, до 2010 года, завершить мероприятия по обеспечению жильем бесквартирных военнослужащих и обеспечить переход к новой модели строительства и функционирования медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов как важнейшей составляющей части социального обеспечения военного строительства.

8. Экономическое обеспечение военного строительства Главной задачей экономического обеспечения военного строительства на период до 2010 года является своевременность и полнота проведения мероприятий, необходимых для удовлетворения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также Министерства Российской Федерации по атомной промышленности денежными ресурсами в объемах, отвечающих приемлемому уровню развития сил, средств и органов обеспечения военной безопасности государства.

Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить ежегодные расходы федерального бюджета по финансированию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также военной программы Министерства Российской Федерации по атомной промышленности на уровне не ниже объемов, утвержденных решениями Совета Безопасности Российской Федерации от 11 августа и 9 ноября 2000 г.

На период до 2005 года финансирование организационно-штатных мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Силы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых сверх объемов финансирования, установленных вышеуказанными решениями Совета Безопасности Российской Федерации.

Основными направления расходования средств, высвобождаемых в результате сокращения численности силового компонента военной организации государства, считать целевое их использование на решение социальных проблем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала, совершенствование боевой (специальной) подготовки войск, воинских формирований и органов, создание и закупку перспективных образцов ВВСТ.

Приоритетной задачей считать формирование централизованной системы управления финансово-экономическим обеспечением войск, воинских формирований и органов. В рамках ее реализации осуществить полный переход к 2003 году к программно-целевому методу формирования военного бюджета.

В 2002 году привести нормативную правовую базу экономического обеспечения военной безопасности государства в соответствие с принятыми формами учета и анализа затрат казначейской системы исполнения федерального бюджета. Бюджетного кодекса и Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях более полного удовлетворения финансовых потребностей силового компонента военной организации государства совершенствовать механизм привлечения внебюджетных источников дополнительного финансирования мероприятий военного строительства и программ социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала.

Повысить эффективность использования материальных и финансовых средств, направленных на обеспечение военной безопасности государства, за счет более широкого использования методов и результатов военно-экономического анализа.

К 2005 году на основе повышения уровня материального обеспечения военнослужащих обеспечить полную реализацию социальных норм и гарантий военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации.

* * *

Последовательная и поэтапная реализация «Основ» должна обеспечить создание к 2010 году эффективной военной организации государства рационального состава, структуры и численности, обладающей высоким уровнем профессионализма и морально-психологической зрелости личного состава, прочной материально-технической и социальной базой, оснащенной современными образцами ВВСТ, готовой и способной гарантированно выполнить задачи по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации.

Публикации
GRANI.RU
16 августа 2001



   TopList         



  • Как выгодно арендовать или сдать жилье в СПб
  • Комплексное лечение рака молочной железы за один день в больнице Ассута в Тель-Авиве
  • Подготовка к IELTS: Знайте свои слабые стороны
  • Общественная деятельность и жизнь в семье больных гепатитом С
  • Языковая школа для детей или обучение в семье преподавателя? Изучение английского за рубежом
  • Царствующее положение коробки среди упаковочных материалов
  • Перфораторы Электромаш
  • "Майнкрафт" для мобильных: До и После
  • Главные поломки iPad. Как предотвратить?
  • Доверить возвращение данных можно только специалисту
  • Комплектующие для ноутбуков: что и почему ломается
  • Ищем брокера бинарных опционов: как поступить?
  • Косметологические апараты для лица с технологией HydraFacial MD
  • Классификация и особенности сыров
  • Коробки для подарков - отличный способ, придающий элегантность подарку
  • Poster123.Info: условия подачи объявлений
  • Оплата штрафа ГИБДД банковской картой
  • Выкуп автомобилей - выгодная сделка для владельцев транспортных средств
  • Обратный осмос
  • Мойка окон
  • Мытье окон от клининговой компании
  • Проблема разделения мусора в Российской Федерации
  • Фрезер Макита RT0700CX2J в комплекте со сменными подошвами
  • Секреты удачного дизайна квартиры
  • Системы снеготаяния

  • TopList  

    Дверной доводчик geze ts 4000 здесь
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Дверной доводчик geze ts 4000 здесь