28 мая проект федеральной целевой программы "Электронная Россия", разработанный в соответствии с распоряжением правительства РФ от 12 февраля 2001 года номер 207-р, должен быть передан в правительство. Иначе никакой "электронной" России в 2002 году нам не видать. Между тем, всем имеющим отношение к документу до согласия еще далеко: идет борьба за бюджет "Электронной России".
Расширенное заседание коллегии Минэкономразвития, состоявшееся в прошлую пятницу в Александр-хаузе -- штаб-квартире Центра стратегических разработок, меньше всего напоминало обычные "тусовки" отечественного сектора high tech. Приглашенные на коллегию для обсуждения проекта ФЦП представители ИТ-бизнеса были озабочены вполне конкретным вопросом -- как "распилить" бюджет программы.
За каждой цифрой в программе стоит перспективный рынок. Поэтому мало кого удовлетворяет написанный в Высшей школе экономики по поручению Минэкономразвития РФ "голый" документ. Так, к примеру, председатель межведомственной комиссии по электронным картам Александр Грабарев порекомендовал строить взаимоотношения государства с гражданами на основе пластиковых карт. По его мнению, соответствующий пункт в программе поможет в обозримый срок приблизить отечественный рынок "пластика" к мировому уровню. Однако заместитель руководителя департамента торговой политики и многосторонних переговоров Минэкономразвития Александр Ананьев заявил, что карты - это слишком мелко для федеральной программы: "Мы говорим не о технологии".
Тут же президент ассоциации "РусКрипто" Алексей Волчков поднял больную тему - о монополизации ФАПСИ российского рынка средств криптозащиты: "Если мы будем принимать системообразующие законы в привязке к конкретным технологиям, то перечень лицензирования ФАПСИ может быть расширен до бесконечности". Кроме того, господин Волчков поставил под сомнение пропорции средств, выделяемых в проекте программы под различные мероприятия: "Нельзя назвать бизнес-планом документ, в котором на доработку программы выделен $1 млн, столько же должно быть потрачено на организацию интернет-классов по всей России, а на создание портала e-government -- целых $12 млн".
Кстати, вопрос о едином государственном сайте, создание которого планируется в рамках программы (бюджет "Электронной России" см. здесь.), породил разногласия не только между потенциальными подрядчиками. Государству еще только предстоит определить заказчика портала. Так, Олег Плаксин, помощник советника президента Андрея Илларионова, заявил на заседании, что на роль заказчика идеально подойдет аппарат правительства. На что руководитель департамента правительственной информации Андрей Коротков возразил, что этот аппарат не является субъектом права и, следовательно, не может претендовать на роль распорядителя портального бюджета.
Представители компаний Microsoft и "1С", больше других страдающие от воровства ПО, отметили, что проект программы лишен "антипиратских" пунктов. По мнению гендиректора "1C" Бориса Нуралиева, такие меры должны быть приняты на государственном уровне, причем незамедлительно. И идеальной площадкой для новых норм господин Нуралиев считает как раз "Электронную Россию": "Ведь необходимые изменения в процессуальном законодательстве намечены только на четвертый квартал 2002 года!". Впрочем, директор "1С" ратовал не только за борьбу с пиратами: он выступил также за ввод в действие единых федеральных стандартов на ПО для госорганизаций и коммерческих предприятий. Предложение услышано не было.
Противоречивые чувства у участников совещания вызвал и последний раздел программы: "Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации программы". Ведь если в документе прописать четкие ориентиры -- какие блага через 3 или 5 лет должны получить граждане и государство, то по истечении этого срока логично ставить вопрос: достигнут ли запланированный результат и на что потрачены деньги. Отвечать на него никому не хочется. С другой стороны, если ограничиться общими словами, то не исключено, что документ, как выразился один из представителей Минэкономразвития, в правительстве "раскатают".
Надо сказать, что текущий релиз документа контрольными цифрами не балует. В нем есть лишь один ориентир: "Создание предпосылок для роста как спроса, так и предложения на рынке ИТ обеспечит темпы роста отечественного производства для внутреннего потребления и экспорта темпами не менее 15-25% в среднем в год в период до 2005 года". Остальное -- списком отглагольных существительных: "ускорение", "формирование", "наращивание", "повышение" и т.д.
Отрадно одно: участники совещания единодушно отметили, что против намеченного в документе блока регулирования законодательства они возражений не имеют. По другим пунктам им еще предстоит искать консенсус. А времени на это осталось мало: если 20 мая окончательный проект документа не поступит в правительство, то поезд -- то есть госбюджет на 2002 год -- может уйти. Как отметил опытный аппаратчик Андрей Коротков: "Иначе мы не успеем включить программу в бюджет следующего года". И тогда старт "электронного государства" в России будет отложено минимум на год.
|