4. СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ТУРИЗМА И САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ
4.1. РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
4.1.1. Анализ ситуации
Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлено социальными причинами, в числе которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка, а не отсутствие достаточного числа спортсооружений и не нехватка специалистов являются главной проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.
Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого. В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращается, многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований.
Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для детей и молодежи - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия "спортом для себя" улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность и т. д., то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности.
4.1.2. Цели и задачи модернизации физической культуры и спорта.
Стратегической целью реформирования физической культуры и спорта является повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привычек, подготовке к защите Родины, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.
Стратегия обеспечения здоровья и активного долголетия граждан России путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний, как и любая стратегия, основанная на защите, не может привести к успеху. На смену ей должна придти наступательная стратегия, стратегия здорового образа жизни. Основой этого образа жизни является физическая культура и спорт, целенаправленно, естественным путем повышающие жизнеспособность систем и функций организма человека. Таким образом может быть разорван замкнутый порочный круг "болезни-лечение-болезни".
Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия.
Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают её и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.
Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие оп-ределяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спор-тивном отношении молодежи, ее способность переносить современ-ные физические и психические нагрузки.
4.1.3. Основные направления реформирования физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит создать систему физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения (физкультурный всео-буч). Повышенное внимание должно быть уделено физическому вос-питанию в молодых семьях. Следует создать необходимые условия и предпосылки для самостоятель-ных физкультурных занятий.
Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Следует создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самосто-ятельные занятия в парках, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.
Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" под-ростков, а также специальные программы, направлен-ные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.
Следует значительно увеличить число доступных одноступенча-тых (без предварительного отбора) соревнований по .массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллек-тивах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования).
Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения, прежде всего детей, подрост-ков, молодежи.
В управлении развитием физической культуры и спорта необхо-димо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.
Следует переориентировать деятельность региональных и местных физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и туризма.
Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.
Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Создать в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование дея-тельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.
Физическая культура и спорт должны иметь единое информаци-онное пространство. Следует создать федеральную, региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности от-расли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемых на конкурсной основе средствам массовой информации.
Пропаганда физической культуры должна адресоваться непос-редственно человеку, убедительно показывать приоритетное значе-ние физической культуры и спорта в воспитании, профилактике бо-лезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явления-ми. Задача средств информации - повышать у людей интерес к фи-зическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценнос-ти физической культуры, активно популяризировать самостоятель-ные занятия с широким использованием природных факторов, нас-тойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной не-обходимости физкультурно-спортивных занятий.
Пропаганда физической культуры должна способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умения владеть своим телом, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на последних научных исследованиях и открытиях.
Одно из важных направлений развития физической культуры и массового спорта - усиление их гуманизации. Не должно поощрять-ся развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не от-вечающих этическим требованиям, формирующим культ насилия и жестокости.
4.2. СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ
4.2.1. Анализ ситуации.
Коренные изменения, произошедшие в общественно-политической жизни за последние 10 лет, переход экономики на рыночные рельсы не мог-ли не затронуть курортной сферы.
Первые годы реформирования отечественной экономики отрица-тельно отразились на курортном комплексе страны. Сократилось количе-ство санаториев и учреждений отдыха. Если в 1990 году их было (без одно- и двухдневных) 7431, то в 1998 году - 4519 (почти на 40% меньше). Безус-ловно сократился и коечный фонд. За период 1990-1995 годы количество коек уменьшилось более чем на 30% .
С 1992 года начался активный процесс приватизации санаторно-курортных организаций. На сегодняшний день более половины здравниц изменили свою форму собственности, превратились из предприятий, при-надлежащих государству, отдельным ведомствам, общественным организа-циям, в акционерные общества, 000 и т. д. (доля государственной соб-ственности в санаторно-курортных организациях составляет 40,6 %).
В результате мер принятых Правительством Российской Федерации, Минспортом, администрациями субъектов федерации положение дел в ку-рортной отрасли удалось к 1997 году стабилизировать, а начиная с 1998 го-да наметилась положительная динамика в ее развитии.
Развитие рыночных отношений способствовали активному выходу здравниц на рынок платных медицинских услуг (стоматология, массаж, косметология и др.). Четко наметились тенденции к большей хозяйствен-ной самостоятельности курортов, изысканию путей, обеспечивающих рен-табельность здравниц, более активному вхождению их в рынок.
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необхо-димость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и рас-поряжения государственный имуществом в санаторно-курортной сфере.
4.2.2. Цели и направления реформирования санаторно-курортной сферы.
Стратегической целью политики государства в санаторно-курортной сфере является создание конкурентоспособного на мировом рынке курорт-ного комплекса, обеспечивающего эффективное воспроизводство трудовых ресурсов. Достижение этой цели предполагает осуществление мер по следующим направлениям:
- проведение полной инвентаризации объектов санаторно-курортной сферы, раз-работка и реализация системы учета этих объектов и формирование прав на них;
- повышение конкурентоспособности организаций санаторно-курортной сферы, в том числе пу-тем совершенствования их организационно-правовых форм и экономических механизмов функционирования, а также освобождения их от выпол-нения несвойственных им функций;
- определение роли государства в регулировании рынка санаторно-оздоровительных услуг и содействие становлению негосударственных институтов саморегулирования участников рынка санаторно-курортных услуг;
- содействие формированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том числе путем либерализации рынка санаторно-оздоровительных услуг, устранения барьеров на пути развития курортного дела, содействия конкуренции;
- обеспечение равноправия санаторно-курортных организаций всех форм собственности, в том числе в части доступа к государственному финансированию санаторно-курортных и оздоровительных мероприятий;
- введение обязательной конкурсности при финансировании санаторно-курортных организаций за счет государственных средств в рамках массовых оздоровительных мероприятий
- содействие в улучшении стратегии маркетинга и продвижения санаторно-оздоровительных услуг на внутреннем и международном рынках, в том числе путем адаптации маркетинговых стратегий и механизмов к современной международной практике оказания санаторно-оздоровительных услуг.
Правительство Российской Федирации
2000 г.
|