3. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
3.1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, в том числе в сфере кинематографии и кинопроката, строивших свои отношения с деятелями искусства на рыночных принципах.
Советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства). Поэтому в стране существовала широкая сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном, - находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса.
Проявившись со всей силой именно в 1990-е годы этот кризис, в частности, характеризуется:
- ухудшающимся состоянием материально-технической базы культуры;
- отсутствием в музеях, театрах, библиотеках, архивах, учебных заведениях необходимого оборудования;
- дезинтеграцией единой системы кинопроката;
- ухудшающимся состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры, музейных экспонатов и архивных фондов;
- отсутствием надлежащей системы государственного учета памятников истории и культуры;
- информационной и культурной изоляцией многих регионов;
- недостаточным количеством профессиональных сценических и филармонических площадок.
Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Государственные ассигнования в настоящее время направляются преимущественно на финансирование существующей бюджетной сети, которое осуществляется по сметному принципу. Такая практика влечет:
- распыление средств и недофинансирование учреждений культуры;
- низкий уровень оплаты труда работников культуры;
- невозможность концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики;
- недостаточные стимулы для учреждений культуры к зарабатыванию собственных средств, существование барьеров на пути объединения ресурсов государства и частного и корпоративного секторов, направляемых на развитие культуры.
Ключевые проблемы, на решение которых должна быть обращена государственная политика в сфере культуры, состоят в следующем:
- угроза невосполнимых потерь в культурном наследии;
- замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры и повышения социальной активности населения;
- разрыв культурного пространства и сокращение участия России в мировом культурном обмене;
- сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока в другие сектора экономики и миграции за рубеж;
- снижение уровня обеспеченности населения культурными благами.
3.2. ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики. Стратегическими целями культурной политики государства являются:
- сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;
- обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
- формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
Для достижения этих целей предстоит, наращивая бюджетное финансирование сферы культуры, в том числе в течение ряда лет - опережающими темпами по отношению к ВВП, провести реформирование её организационно-экономического механизма. Такие реформы должны быть направлены на обеспечение реального доступа граждан к участию в культурной жизни, более рациональное расходование бюджетных средств и использование находящегося в сфере культуры государственного имущества, а также на создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов из негосударственного сектора.
3.3. НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
3.3.1. Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры
Меры, направленные на обеспечение реального доступа граждан к участию в культурной жизни, включают:
- разработку конкретных механизмов реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам архивных фондов, с учетом реальных финансовых возможностей государства в среднесрочной перспективе;
- создание и развитие инфраструктуры (материальной и информационной) культуры, обеспечивающей единство культурного пространства страны, базовые условия для доступа граждан к культурным благам;
- разработку федеральных стандартов в сфере культуры, обеспечивающих поэтапный переход к нормативному финансированию отрасли на основе этих стандартов и переводу отдельных категорий учреждений культуры на контрактное и инвестиционное финансирование.
3.3.2. Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества
Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений культуры;
- концентрацию бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях культурной политики и развития кинематографии, отвечающих стратегическим целям в области культуры;
- перевод на контрактную систему найма руководителей учреждений культуры и творческих работников, расширение самостоятельности учреждений культуры в определении размеров и условий оплаты труда, что, в условиях роста оплаты труда работников культуры, позволит добиться постепенного преодоления необоснованного разрыва в уровнях оплаты труда в реальном секторе экономики и в сфере культуры;
- оптимизация сети бюджетных учреждений культуры;
- введение системы финансового планирования, обеспечивающей учет всех источников доходов государственных и муниципальных учреждений культуры и направлений их использования;
- создание общероссийских систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного и архивного фондов, фондов библиотек; эффективности работы учреждений культуры;
- внедрение современных методов контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств;
- обеспечение прозрачности финансовых потоков в некоммерческой сфере культуры, включая обязательность публикации органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств и проведении конкурсов;
- создание попечительских советов, осуществляющих функции общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры.
3.3.3 Создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов
Привлечение дополнительных ресурсов в сферу культуры предполагает формирование эффективного многоканального механизма финансирования. В том числе необходимо:
- внедрение механизмов бюджетного финансирования, стимулирующих привлечение организациями культуры внебюджетных средств, там где для этого имеются соответствующие возможности;
- создание правовых условий для возможности преобразования учреждений культуры в некоммерческие организации, соучредителями которых выступают как органы власти (местного самоуправления), так и (или) частные лица и организации;
- установление порядка предоставления в аренду памятников истории и культуры, помещений учреждений культуры, коммерческого использования находящихся в распоряжении учреждений культуры культурных ценностей, прежде всего входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, и распределения этих доходов в пользу учреждений культуры и государственных фондов поддержки культуры;
- сохранение налоговых льгот для благотворительной деятельности в сфере культуры и компенсацию выпадающих налоговых льгот за счет соответствующего увеличения государственных расходов.
|