Дамы и господа!
Я рад приветствовать Вас представителей отечественного бизнеса на двенадцатом съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
Сегодняшняя встреча очень важна потому, что, на мой взгляд, сейчас складывается новая модель отношений деловых кругов и власти - на основе уважительного диалога, признания и учета интересов предпринимателей со стороны правительства. Это происходит во многом благодаря усилиям Союза, тем профессиональным рекомендациям, которые мы на постоянной основе получаем от вас при формировании социально-экономической политики.
От бизнеса, как от никакой другой части общества, зависит траектория экономического развития страны. Предприниматели открывают новые сферы деятельности и рынки, осуществляют инновации, обеспечивают эффективное сочетание различных факторов производства и управляют ими, берут на себя риски. Поэтому мнение объединений работодателей должно учитываться при рассмотрении всех важнейших вопросов жизни нашей страны. И Ваш голос нашим Правительством услышан.
Полноценное гражданское общество в России только начинает складываться и роль объединений бизнеса в этом процессе трудно переоценить. Я думаю, что все граждане страны заинтересованы в том, чтобы в России сложилось сильное национальное деловое сообщество, ставящее перед собой серьезные задачи и добивающийся решения этих задач.
Сильный бизнес для достижения своих целей не нуждается в нарушении установленных законов и норм. Более того, если какие-то "предприниматели" в кавычках нарушают общепринятые принципы и этику ведения бизнеса, то деловое сообщество способно поставить их на место гораздо лучше, чем власть.
Сильный бизнес заинтересован в сильном государстве, не во власти, которую все без причины боятся, а в - государстве, которое, не вмешиваясь в повседневную деятельность предпринимателей, способно устанавливать и поддерживать четкие, недвусмысленные, предсказуемые "правила", одинаковые для всех. В государстве, которое способно защитить и поддержать своих предпринимателей, когда они сталкиваются с дискриминацией на зарубежных рынках.
В связи с этим хотел бы сказать Вам об одном конкретном деле. Недавно Правительством Российской Федерации подана заявка на проведение у нас Всемирной универсальной выставки ЕХРО-2010. В случае принятия положительного решения это может стать знаковым событием для нашей страны и благоприятным шансом для продвижения и защиты российских деловых интересов на международной арене.
Сейчас мы приступаем к формированию Национального комитета по продвижению кандидатуры России в организаторы этого известного предпринимательского форума. Полагаю, что представители крупного отечественного бизнеса не останутся в стороне от этого важного дела и поддержат усилия Правительства по организации в Москве Всемирной выставки.
Теперь о том, что говорилось в прозвучавших выступлениях. Красной нитью проходила идея либерализации экономической жизни. На самом деле между нами тут нет никаких противоречий и общего гораздо больше, чем расхождений. Я уже ранее неоднократно подчеркивал, что либерализация условий хозяйственной деятельности в стране на основе четких правил - стратегическая цель политики нашего правительства. С этой точки зрения мы анализируем все правительственные решения пред их принятием. Совсем другое дело - вопрос о темпах и очередности преобразований.
По моему убеждению, именно глубокие диспропорции в развитии различных секторов и сфер деятельности в национальной экономике - одна из главных причин тяжелых кризисных явлений, пережитых нами за прошедшее десятилетие. В один период - это гипертрофированный финансовый сектор, развивавшийся в ущерб товаропроизводителям, в другой тепличные условия, созданные для ряда неконкурентоспособных предприятий и даже целых отраслей. Они, разумеется, даже не могли этим воспользоваться, впустую расходуя ресурсы и не давая "подняться" своим более эффективным конкурентам.
Правительство не может позволить стране ринуться в неизвестность, не подготовив условий для реформ, не смягчив неизбежно возникающих рисков.
Напомню, что мы смогли начать кардинальную ломку устаревшей налоговой системы, выжимавшей все соки из честно работающего бизнеса, только создав для этого все необходимые предпосылки. Это прежде всего определенная "подушка" доходов, позволяющих государству гарантированно исполнять свои базовые социальные обязательства и регулирующие функции.
Наряду с этим и более эффективное налоговое администрирование, и конечно самое главное - создание принципиально иного отношения в обществе к уплате налогов. Я уверен, что именно поэтому мы имеем сегодня первые позитивные результаты налоговой реформы и можем двигаться дальше по пути либерализации налогового законодательства.
Последние дополнительные предложения Правительства в налоговой сфере поистине можно назвать ускоренным движением. С целью придания нового импульса развитию отечественного производства Правительство пошло на беспрецедентное снижение ставки налога на прибыль с 35 до 25 процентов. В результате российское налоговое законодательство станет одним из наиболее либеральных.
Однако, реализация такого шага возможна только при безусловной отмене всех льгот по данному налогу, в том числе права предоставлять льготы на уровне субъектов Федерации и местных органов власти. Ведь как показывает практика региональные власти, предоставляя налоговые льготы, с одной стороны за счет неуплаченной части налога формируют внебюджетные фонды, а с другой стороны - предоставление льгот приводит к выпадению доходов бюджетов территорий, и как следствие к требованиям субъектов в адрес Правительства об увеличении трансфертов из федерального бюджета.
Другое направление преобразований - либерализация валютного законодательства. Действительно, есть ряд мер валютного контроля, которые давно устарели, являются явным препятствием для ведения нормального бизнеса, ставят его в неравноправное положение с зарубежными конкурентами, - эти нормы должны подлежать скорейшей отмене.
Кроме того, есть заметные обнадеживающие сигналы, которые дает нам статистика, в частности статистика платежного баланса. В первом квартале этого года объем возврата валютной выручки впервые превысил объемы экспорта. Если станет очевидно, что это не случайность и не статистический выброс, а свидетельство изменения менталитета деловых кругов - то, уверен, мы сможем достаточно быстро перейти к новой, намного более либеральной модели регулирования внешнеэкономической деятельности.
Еще раз подчеркну, - принимая подобные решения, мы должны быть на 200% уверены, что в случае, например, изменения внешнеэкономической конъюнктуры, нам не придется в срочном порядке их отменять, дабы избежать валютного кризиса.
Таким образом, двигаться по пути либерализации достаточно быстро мы сможем, но только на основе осознанного ответственного поведения подавляющего большинства предпринимательских структур. Кстати говоря, возвращаясь к налоговой реформе, должен сказать, что стремление к минимизации налогового бремени неискоренимо, и даже наши экстралиберальные меры тут не всегда помогают.
Например, нам хорошо известно, что даже среди компаний и банков есть такие, которые не брезгуют уклонением от уплаты, скажем либерализованного единого социального налога. Известны и формально законные способы, какими это делается. Я уже не говорю о ставших "классическими" в кавычках схемах реализации товаров и услуг без оплаты денежными средствами, занижении экспортных цен и фирмах однодневках.
Сильный бизнес, о котором я говорил, осознает свою ответственность перед обществом, которая сводится не только к уплате налогов. Я имею в виду и социальную ответственность. На мой взгляд, учет интересов общества совсем не противоречит основной цели ведения бизнеса - извлечению прибыли, а напротив, способствует достижению в среднесрочной перспективе максимальных коммерческих результатов.
Развивая в ходе производственного процесса человеческий капитал, совершенствуя социальную инфраструктуру, помогая незащищенным слоям общества, предприниматели способствуют укреплению общественного согласия, сглаживанию социального неравенства и достижению общенациональных социально-экономических целей.
Только тогда, когда у нас появится именно такой бизнес, мы с полным правом сможем применять в России свои поощрительные лозунги по аналогии с иностранными высказываниями. Например, "Если это хорошо для отечественной компании, то значит это хорошо для России".
Дамы и господа!
Нам хорошо известна ваша озабоченность запуском реформ естественных монополий, состояние которых в значительной степени определяет возможности и условия ведения бизнеса практически во всех сферах экономики. Непосредственно бизнес затрагивается тарифной политикой на услуги естественных монополий.
Часть справедливо поставленных вами вопросов уже решается. Прежде всего - это выравнивание международных и внутрироссийских грузовых тарифов на железнодорожном транспорте. Здесь в то же время следует отметить, что механическое выравнивание данных видов тарифов представляется нецелесообразным, так как это может привести к значительному увеличению транспортных расходов в отдельных отраслях экономики, что в итоге снизит конкурентноспособность отечественного производителя.
Однако тарифная политика - это лишь часть общей программы структурных преобразований в естественных монополиях, при чем она во многом обуславливается самим содержанием этих преобразований. Мы начинаем полномасштабные реформы на железнодорожном транспорте и электроэнергетике, позволяющие создать рыночные механизмы, запускающие внутренние стимулы, ограничивающие рост стоимости перевозок и электроэнергетических ресурсов.
Мы слышим ваши жалобы на случаи дискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий. Полностью разделяю эту озабоченность. Трудно себе представить, что в обозримом будущем возникнет экономическая целесообразность строительства магистральных сетей или железнодорожных путей, параллельных ныне существующим. Поэтому основной принцип предлагаемых преобразований - сохранение сетевой составляющей под государственным контролем для обеспечения равнодоступности. Государство должно адекватно управлять этим стратегическим ресурсом, учитывая всю совокупность экономических и социальных интересов.
В электроэнергетике, наряду с постановкой под государственный контроль магистральной и диспетчерской инфраструктуры мы ставим цель создать реальную конкуренцию в генерации и сбыте электроэнергии. В результате этой реформы мы превратим энергетику в объект вашего интереса с точки зрения инвестиций для создания новых генерирующих мощностей с одной стороны, а с другой стороны - сохраним единство экономического пространства.
Теперь о макроэкономической стабильности. Всех постоянно волнует укрепление национальной валюты. Всем нам хочется обеспечить должную конкурентоспособность отечественных товаров и на внутреннем и на внешнем рынках. При этом все желают снижения инфляции. Уверен Вы понимаете трудности, с которыми сталкиваются Правительство и Центральный Банк, тщательно настраивая денежно-кредитную политику в условиях сильного платежного баланса и ограниченных механизмах ее проведения. Заверяю Вас, что макроэкономическая стабильность - это первейшая наша задача.
У нас еще есть резервы. Это более эффективная и налоговая политика. И я как раз хотел бы закончить тем, что в Федеральном собрании, как известно, сейчас горячая пора - обсуждается пакет правительственных приоритетных законопроектов, направленных на совершенствование условий хозяйственной деятельности в стране. Многие из этих законопроектов обсуждались на Совете по предпринимательству и в целом получили поддержку представителей бизнеса. Более того, в ходе доработки мы старались учитывать замечания, высказанные специально созданными рабочими группами РСПП.
Известно, что ваша организация имеет существенное влияние в законодательных органах власти. Надеюсь, что вы не растратите весь ресурс, сражаясь с правительством по налоговой тематике, а наоборот поддержите эту реформу и другие важнейшие для страны законопроекты - "дебюрократический" пакет, Трудовой и Земельный кодексы.
Спасибо за внимание и желаю съезду успешной работы.
Москва. 21 июня 2001 г.
|