Устав Псковской области закрепляет государственно-правовой статус Псковской области как равноправного субъекта в составе Российской Федерации, создает правовые основы для ее всестороннего развития;
обеспечивает права и свободы человека и гражданина; исходя из интересов жителей области, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;
утверждает социальное согласие, доверие и взаимопонимание, проявляя уважение к историческим традициям древней Псковской земли, являющейся неотъемлемой частью исторически сложившегося Российского государства;
в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления области.
Г Л А В А I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Устав Псковской области (далее - Устав) закрепляет государственно-правовой статус области, правовые основы законотворческой деятельности в Псковской области (далее-область), систему органов государственной власти области, их взаимоотношения, порядок формирования и полномочия; устанавливает гарантии избирательного права и права на участие в референдуме; определяет экономическую основу развития области; устанавливает правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления.
Устав имеет высшую юридическую силу по отношению к законам области, правовым актам органов государственной власти области и органов местного самоуправления, образованных на территории области. В случае противоречия законов области и иных правовых актов Уставу применяется Устав.
Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории области.
Статья 2.
Устав не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, и подлежит судебной защите.
Г Л А В А II. СТАТУС ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 3.
Псковская область является составной частью Российской Федерации, имеет правовой статус субъекта Российской Федерации и обладает равными правами с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Правовой статус области закреплен Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
Изменение статуса области может быть произведено по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
Изменение наименования области производится внесением изменений в настоящий Устав.
Статья 4.
Область имеет собственную символику герб, флаг и гимн области, - отражающую её исторические особенности.
Описание и порядок официального использования герба, флага и гимна устанавливаются законами области.
Статья 5.
Область строит свои отношения с Российской Федерацией на основе государственной целостности Российской Федерации, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области.
Статья 6.
Органы государственной власти области обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти области и органов местного самоуправления и гарантией периодического проведения указанных выборов.
Статья 7.
Государственная власть в области осуществляется на основе разделения властей на законодательную и исполнительную. Органы законодательной и исполнительной власти самостоятельны и взаимодействуют в пределах своих полномочий на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов области.
Статья 8.
Г осударственную власть в области осуществляют федеральные органы государственной власти, а также образованные в соответствии с настоящим Уставом органы государственной власти области. Систему органов государственной власти области составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти области - Псковское областное Собрание депутатов (далее - областное Собрание);
высший исполнительный орган государственной власти области - Администрация Псковской области (далее - Администрация области);
иные органы исполнительной власти области, формируемые Администрацией области.
Статья 9.
Судебную власть на территории области осуществляют федеральные суды, образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и федеральными законами.
Статья 10.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным Договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий и не может быть изменено в одностороннем порядке.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области подписывается Главой Администрации области и утверждается законом области.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов область обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Статья 11.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и Администрация области могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 12.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и области до принятия федеральных законов область вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Споры по вопросам разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области разрешаются путем переговоров и использованием согласительных процедур, осуществляемых Президентом Российской Федерации. Споры могут быть вынесены на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражного суда, суда общей юрисдикции в соответствии с их компетенцией.
Статья 13.
Представителем области в отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей выступает Глава Администрации области.
Статья 14.
Административно-территориальное устройство области определяется и устанавливается законом области с учетом исторических, экономических и географических особенностей и представляет согласованные составные части территории области в фиксированных границах (административно-территориальные единицы).
В составе области 26 административно-территориальных единиц: города - Псков, Великие Луки; районы - Бежаницкий, Великолукский, Гдовский, Дедовичский, Дновский, Красногородский, Куньинский, Локнянский, Невельский, Новоржевский, Новосокольнический, Опочецкий, Островский, Палкинский, Печорский, Плюсский, Порховский, Псковский, Пустошкинский, Пушкиногорский, Пыталовский, Себежский, Стругокрасненский, Усвятский.
Административный центр области - город Псков. Статус административного центра области определяется законом области.
Закон об изменении границ административно-территориальных единиц области принимается областным Собранием при наличии заключения Администрации области.
Статья 15.
Границы области с другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Договор об изменении границ, утвержденный законом области, вносится на рассмотрение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Г Л А В А III. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД
Статья 16.
Гражданам Российской Федерации, находящимся на территории области, гарантируются все закрепленные Конституцией Российской Федерации права и свободы.
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на территории области, пользуются правами и свободами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, международными договорами и законами области.
Статья 17.
Деятельность общественных, в том числе политических объединений, религиозных организаций осуществляется на территории области свободно, если их цели и действия не противоречат федеральному и областному законодательству.
Статья 18.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают сохранение исторического и культурного наследия области в интересах населения и будущих поколений; создают возможности для удовлетворения населением образовательных, культурных, религиозных и иных потребностей, не ущемляющих права и свободы других граждан.
Статья 19.
На территории области гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
На территории области признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 20.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обеспечивают сохранение и улучшение окружающей среды. Природные ресурсы области не могут использоваться в ущерб населению области.
Статья 21.
На территории области гарантируются права народности сету на исконную среду обитания, на сохранение самобытности, языка, обычаев и традиций, на самоуправление.
Статья 22.
Для решения населением наиболее важных вопросов государственного значения, отнесенных к ведению области, может проводиться областной референдум. Решения, принятые областным референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком- либо утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения на всей территории области.
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
Областной референдум и местный референдум назначаются и проводятся в порядке и сроки, установленные соответственно федеральными законами, законами области и уставом муниципального образования.
Проведение выборов и референдумов на территории области организует избирательная комиссия области (государственный орган области), формируемая в соответствии с федеральным законом и законом области.
Должность - член избирательной комиссии области с правом решающего голоса - государственная должность.
Г Л А В А IV.
ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
Статья 23.
Областное Собрание является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Областное Собрание состоит из 22 депутатов, избранных гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов областного Собрания одного созыва пять лет.
Статья 24.
Депутатом областного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года и обладающий в соответствии с федеральным законом и законом области пассивным избирательным правом.
Порядок проведения выборов депутатов областного Собрания регулируется федеральным законом, настоящим Уставом и законом области.
Статус депутата, порядок осуществления им своих полномочий регулируется федеральными законами, настоящим Уставом и законом области.
Статья 25.
Депутат областного Собрания не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, занимать должности Главы Администрации области, главы муниципального образования, государственного или муниципального служащего, должности судей, прокуроров и следователей органов прокуратуры, быть депутатом иных законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Федеральным законом могут быть установлены иные ограничения, связанные со статусом депутата.
Депутат, работающий в областном Собрании на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 26.
Число депутатов, работающих в областном Собрании на профессиональной постоянной основе, устанавливается областным Собранием самостоятельно.
Должность - депутат областного Собрания - государственная должность.
Статья 27.
Организация деятельности областного Собрания определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящим Уставом, законом области и Регламентом областного Собрания.
Областное Собрание обладает правами юридического лица, имеет печать с его наименованием и изображением герба Российской Федерации.
Статья 28.
Областное Собрание самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Расходы на обеспечение деятельности областного Собрания утверждаются областным Собранием самостоятельно и предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете.
Статья 29.
Областное Собрание является правомочным, если в состав областного Собрания избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Правомочность сессий областного Собрания определяется федеральным законом, настоящим Уставом, законом области, Регламентом областного Собрания.
Сессии областного Собрания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами или Регламентом областного Собрания.
Статья 30.
Областное Собрание самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
Областное Собрание реализует право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Областное Собрание вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации.
Статья 31.
1. Областное Собрание:
а) принимает Устав и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области.
2. Законом области:
а) утверждается представленный Главой Администрации области областной бюджет, отчет о его исполнении;
б) устанавливаются общие принципы организации и деятельности областного Собрания;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, в пределах полномочий определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные Главой Администрации области;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также порядок их взимания, устанавливаются налоговые льготы в соответствии с федеральными законами и законами области;
е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ и организаций иных организационно-правовых форм;
ж) утверждается заключение и расторжение договоров области;
з) устанавливается порядок назначения и проведения референдума области и местного референдума;
и) устанавливается порядок проведения выборов депутатов в областное Собрание;
к) устанавливается порядок проведения выборов Главы Администрации области;
л) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
м) утверждается схема управления областью, определяется структура Администрации области;
н) устанавливается порядок использования доходов областного бюджета, полученных дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующейся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах;
о) устанавливается порядок предоставления дотаций, субвенций местным бюджетам, а также кредитов из средств областного бюджета;
п) регулируются иные вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.
3. Постановлением областного Собрания:
а) определяется порядок деятельности областного Собрания;
б) избираются на должность и освобождаются от должности депутаты для работы в областном Собрании на профессиональной постоянной основе, а также оформляется согласование назначения на должность первых заместителей Главы Администрации области, прокурора области, федеральных судей федеральных судов, осуществляющих свою деятельность на территории области;
в) назначаются выборы депутатов в областное Собрание, а также выборы Главы Администрации области;
г) назначается референдум области в случаях, предусмотренных законом области;
д) назначаются на должность мировые судьи;
е) утверждается соглашение об изменении границ области с другими субъектами Российской Федерации;
ж) утверждаются областные целевые программы;
з) оформляется решение областного Собрания о недоверии Главе Администрации области, принятое по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом и законом области, а также решение о недоверии первым заместителям Главы Администрации области, в согласовании назначения которых на должность областное Собрание принимало участие в соответствии с настоящим Уставом;
и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению областного Собрания.
Статья 32.
Областное Собрание в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законом области, осуществляет наряду с другими уполномоченными на это органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, использованием средств внебюджетных и валютных фондов, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области.
Статья 33.
Полномочия областного Собрания могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия областным Собранием решения о самороспуске. Решение о самороспуске принимается областным Собранием в порядке, предусмотренном законом области;
б) роспуска областного Собрания постановлением Главы Администрации области.
Глава Администрации области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий областного Собрания в случае принятия областным Собранием Устава и закона области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а областное Собрание не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
в) вступления в силу решения Псковского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) вступления в силу федерального закона о роспуске областного Собрания, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Президента Российской Федерации.
Статья 34.
В случае досрочного прекращения полномочий областного Собрания в соответствии с федеральным законом, Уставом и законом области избирательной комиссией области назначаются выборы в областное Собрание.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий областного Собрания.
Статья 35.
Работу областного Собрания организует председатель.
Порядок организации и проведения выборов председателя областного Собрания, порядок осуществления им своих полномочий определяется настоящим Уставом, законом области, Регламентом областного Собрания.
Статья 36.
Вновь избранное областное Собрание собирается на первую сессию на четырнадцатый день со дня его избрания при условии, что в состав областного Собрания избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Созыв вновь избранного областного Собрания на первую сессию осуществляется в порядке, установленном настоящим Уставом, законом области и Регламентом областного Собрания.
Г Л А В А V.
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
Статья 37.
Систему органов исполнительной власти области составляют Администрация области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти области, возглавляемая Главой Администрации области, и иные органы исполнительной власти области.
Структура Администрации области определяется законом области.
Статья 38.
Глава Администрации области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 39.
Главой Администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом.
Глава Администрации области избирается на срок 5 лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Глава Администрации области вступает в должность с момента регистрации его избрания избирательной комиссией области.
При вступлении в должность Глава Администрации области приносит присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Главы Администрации Псковской области, возлагаемых на меня народом Псковской области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Псковской области."
Статья 40.
В случае признания выборов Главы Администрации области несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей руководителя Администрации области осуществляется действующим Главой Администрации области.
Повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.
Статья 41.
Порядок проведения выборов Главы Администрации области регулируется федеральным законом, настоящим Уставом и законом области.
Статья 42.
Должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти области - Глава Администрации области - государственная должность.
Глава Администрации области не может быть членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом областного Собрания, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, главой муниципального образования, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом и законом области.
Статья 43.
Глава Администрации области:
а) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;
б) обнародует законы области, удостоверяет их обнародование путем подписания и опубликования либо отклоняет законы, принятые областным Собранием;
в) формирует Администрацию области в соответствии с её структурой, определяемой законом области, назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей, руководит Администрацией области и организует её работу;
г) представляет областному Собранию на согласование кандидатуры для последующего назначения их на должности первых заместителей Главы Администрации области. Принимает отставку назначенных им должностных лиц;
д) вправе требовать созыва внеочередной сессии областного Собрания, а также созывать вновь избранный состав областного Собрания на первую сессию ранее срока, установленного для этого настоящим Уставом;
е) вправе участвовать в работе областного Собрания с правом совещательного голоса или назначать своих представителей;
ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
Глава Администрации области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Статья 44.
Полномочия Главы Администрации области прекращаются досрочно в случае:
а) утраты гражданства Российской Федерации;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия областным Собранием в порядке, установленном федеральным законом, Уставом и законом области;
в) его отставки по собственному желанию;
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) его смерти.
Статья 45.
Отставка Главы Администрации области в связи с принятием областным Собранием решения о выражении недоверия Главе Администрации области, отрешение Главы Администрации области от должности указом Президента Российской Федерации влечет за собой отставку возглавляемого Главой Администрации области высшего исполнительного органа государственной власти области - Администрации области в порядке, установленном законом области.
В этих случаях Администрация области продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти.
Решение областного Собрания о выражении недоверия Главе Администрации области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Статья 46.
Во всех случаях, предусмотренных статьей 44 настоящего Устава, когда Глава Администрации области не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Главы Администрации области в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей между ними в полном объеме, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами "в", "г", "д" статьи 43 настоящего Устава.
Статья 47.
В случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации области областное Собрание в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и законом области назначает внеочередные выборы Главы Администрации области.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Главы Администрации области.
Статья 48.
Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов области на территории области.
Статья 49.
Администрация области:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает для представления Главой Администрации области областному Собранию проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области;
в) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Главой Администрации области в областное Собрание;
г) формирует иные органы исполнительной власти области, назначает и освобождает от должности руководителей этих органов и их заместителей, если иное не установлено федеральным законом;
д) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;
ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части своих полномочий;
з) назначает в соответствии с федеральным законодательством руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности области;
и) утверждает штатную численность аппарата Администрации области и органов исполнительной власти области;
к) обеспечивает исполнение закона области об областном бюджете;
л) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Статья 50.
Администрация области обладает правами юридического лица и имеет печать с её наименованием и изображением герба Российской Федерации.
Финансирование Администрации области и возглавляемых Администрацией области органов исполнительной власти области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных отдельной статьей.
Статья 51.
Администрация области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов области издает постановления и распоряжения.
Иные органы исполнительной власти области издают правовые акты - приказы.
Акты Администрации области и иных органов исполнительной власти области, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению на территории области. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам области.
Статья 52.
Действие акта Администрации области, а также действие акта органов исполнительной власти области может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В период действия указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов, указанных в части первой настоящей статьи, Администрацией области, органами исполнительной власти области не может быть издан акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации, либо вносящего в него необходимые изменения.
В случае, предусмотренном частью первой настоящей статьи, Глава Администрации области вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии акта, изданного им или органом исполнительной власти области, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.
Статья 53.
Глава Администрации области, иные должностные лица органов исполнительной власти области несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами области.
Г Л А В А VI.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ , АДМИНИ-СТРАЦИИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
Статья 54.
Областное Собрание и Администрация области взаимодействуют в установленных федеральным законом, настоящим
Уставом и законом области формах, в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области и в интересах её населения.
Статья 55.
Правовые акты Администрации области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти области, затрагивающие права и интересы граждан, направляются в областное Собрание в течение трех календарных дней.
Областное Собрание вправе обратиться к Главе Администрации области или в органы исполнительной власти области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в части первой настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии указанных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации.
Статья 56.
Глава Администрации области вправе обратиться в областное Собрание с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления областного Собрания либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
Статья 57.
Областное Собрание направляет Главе Администрации области планы законопроектной работы и проекты законов области.
Статья 58.
На сессиях областного Собрания и заседаниях его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса Глава Администрации области и уполномоченные им лица.
На заседаниях Администрации области, иных органов исполнительной власти области вправе присутствовать депутаты либо, по поручению областного Собрания или его председателя, работники аппарата областного Собрания.
Статья 59.
Областное Собрание принимает участие в формировании Администрации области, согласовывая назначение на должность первых заместителей Главы Администрации области.
Порядок согласования назначения их на должность устанавливается настоящим Уставом и законом области.
Статья 60.
Областное Собрание вправе выразить недоверие первым заместителям Главы Администрации области, назначение которых на должность оно согласовывало.
Принятие решения о недоверии указанным должностным лицам влечет немедленное освобождение их от должности в порядке, установленном законом области.
Статья 61.
Споры между областным Собранием и Администрацией области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и законом области, либо в судебном порядке.
Статья 62.
Устав, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами области.
Статья 63.
Законы области, правовые акты областного Собрания, Администрации области и иных органов исполнительной власти области, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Г Л А В А VII.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 64.
Законодательство области состоит из нормативных правовых актов, принимаемых областным Собранием и Администрацией области.
Областное Собрание принимает Устав, законы области, постановления, а также изменения и дополнения в указанные акты.
Право законодательной инициативы принадлежит комитетам областного Собрания, депутатам областного Собрания, Главе Администрации области, представительным органам местного самоуправления, администрациям районов, городов Пскова и Великие Луки, а также избирательной комиссии области, областному суду, Арбитражному суду области по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в областное Собрание в порядке, установленном Регламентом областного Собрания.
Администрация области принимает постановления и распоряжения, а также изменения и дополнения в указанные акты.
Статья 65.
Устав и поправки к нему принимаются областным Собранием большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Решение областного Собрания о принятии Устава и поправок к нему оформляется постановлением областного Собрания.
Право внесения поправок в Устав принадлежит не менее двум пятым от установленного числа депутатов областного Собрания, Главе Администрации области, группе представительных органов муниципальных образований - не менее одной четвертой от числа зарегистрированных в области муниципальных образований.
Предложение о поправке к Уставу должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Устава, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Устава, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Устава.
Если поправка к Уставу требует внесения изменений в другие статьи, то предложение о поправке к Уставу должно содержать также текст новой редакции или предложения об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Устава, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.
Статья 66.
Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
Постановления областного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не установлено федеральными законами.
Статья 67.
Проект закона области рассматривается областным Собранием не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением областного Собрания.
Статья 68.
Устав, законы области, принятые областным Собранием, направляются областным Собранием в течение пяти календарных дней Главе Администрации области для обнародования.
Глава Администрации области в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления Устава, закона области обязан обнародовать Устав, закон области, удостоверив обнародование Устава, закона области путем его подписания, официально опубликовав Устав или закон области, либо отклонить Устав или закон области, возвратив его в областное Собрание с заключением о причинах отклонения Устава или закона области.
Статья 69.
В случае отклонения Главой Администрации области Устава Устав может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее трех четвертых голосов от установленного числа депутатов.
В случае отклонения Главой Администрации области закона области указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Устав, закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Администрации области и подлежит обнародованию и официальному опубликованию в течение пяти календарных дней со дня поступления в Администрацию области.
Статья 70.
Устав, законы области вступают в силу после их официального опубликования в порядке, установленном законом области.
Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования в уполномоченном на то средстве массовой информации области.
Статья 71.
Законопроекты, внесенные в областное Собрание Главой Администрации области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета области, рассматриваются областным Собранием по представлению Главы Администрации области или только при наличии его письменного заключения. Глава Администрации области обязан представить данное заключение в областное Собрание в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления законопроекта в Администрацию области.
Г Л А В А VIII.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБЛАСТИ
Статья 72.
Область открыта для осуществления на ее территории предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
В области не допускаются ограничения на ввоз и вывоз товаров, гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 73.
Экономическую основу области составляют финансовые средства области, собственность области, федеральная собственность, имеющаяся в области и переданная в управление органам государственной власти области, иная собственность, служащая экономическому и социальному развитию области, природные ресурсы, находящиеся на ее территории.
Объекты собственности, земля и другие природные ресурсы области используются и охраняются как основа жизни и деятельности ее населения.
Статья 74.
Собственность области является государственной собственностью Российской Федерации.
К имуществу, принадлежащему области на праве собственности, относится:
земля и другие природные ресурсы в границах территории области, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, муниципальной и федеральной собственности;
средства областного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов;
организации, другие объекты государственной собственности, переданные в собственность области;
другое имущество, приобретенное областью в порядке, предусмотренном законодательством.
Администрация области осуществляет распоряжение и управление собственностью области, землей и другими природными ресурсами в соответствии с федеральным законодательством и законами области.
В пределах и формах, установленных законом области, областное Собрание осуществляет контроль за отчуждением имущества и природных ресурсов, относящихся к собственности области.
Статья 75.
Отчуждение объектов государственной собственности области посредством приватизации осуществляется органами государственной власти области самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 76.
К финансовым ресурсам области относятся средства областного бюджета, ценные бумаги, а также иные внебюджетные и заёмные денежные средства в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Финансовые ресурсы области в установленном законом области порядке могут использоваться для участия в финансировании федеральных и межрегиональных программ социально-экономического развития.
Г Л А В А IX.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 77.
Местное самоуправление в Псковской области - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций, на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава и законов области.
Статья 78.
Структура органов местного самоуправления определяется населением муниципальных образований самостоятельно в соответствии с федеральным законом и закрепляется в уставе муниципального образования.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом области.
Статья 79.
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 80.
Областное Собрание осуществляет законодательное регулирование организации и деятельности местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Г Л А В А X.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 81.
Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов области в соответствие с Уставом законы и иные нормативные правовые акты области применяются в части, не противоречащей Уставу, и подлежат приведению в соответствие с ним в течение одного года со дня вступления Устава в силу.
Статья 82.
Статьи 23 и 39 настоящего Устава в части установления пятилетнего срока полномочий депутатов областного Собрания и Главы Администрации области вступают в силу после истечения полномочий депутатов областного Собрания действующего созыва и истечения полномочий действующего Главы Администрации области.
Статья 83.
Настоящий Устав вступает в силу с момента его официального опубликования.
Глава Администрации
области Е.Э.Михайлов
г.Псков
К Уставу Псковской области
Статью 40 дополнить абзацем.
При вступлении в должность Глава Администрации области приносит присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Главы Администрации Псковской области, возлагаемых на меня народом Псковской области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Псковской области.
В таблице поправок, рекомендованных к принятию.
Поправка № 14 слова в графе 2 "статья 36, абзац 2" заменить словами "статья 27, абзац 2".
Статья 43 дополнить абзацем 1.
Должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти - Глава Администрации области - государственная должность.
К Закону области
"О Псковском областном Собрании депутатов"
К таблице поправок
поправка № 52
Дополнить закон статьей следующего содержания:
Статья
Статья 1 настоящего Закона в части установления пятилетнего срока полномочий депутатов Собрания вступает в силу после истечения полномочий депутатов Собрания действующего созыва или в случае досрочного прекращения полномочий Собрания.
Принят областным Собранием депутатов 29 марта 2001 года
|