Мурманская область - один из наиболее крупных и экономически развитых регионов европейского Севера России. Область расположена на Кольском полуострове, омываемом Баренцевым и Белым морями и имеет площадь 144,9 тыс. кв. км. Почти вся её территория находится за Полярным кругом. Максимальная протяженность с севера на юг составляет 400 км, с запада на восток - 500 км. Население - 1065,9 тыс. человек. Городское - 91,8%, сельское - 8,2%. Средний возраст жителей - 33 года. Регион располагает разнообразными природными ресурсами. В недрах Кольского полуострова уже открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья. В настоящее время добывается почти три десятка видов полезных ископаемых, наибольшую ценность из которых имеют руды фосфора, титана железа, алюминия, меди, никеля, циркония и других редких металлов. Значительны запасы слюды, керамического сырья и сырья для строительных материалов, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. На шельфе Баренцева моря открыты богатые Залежи нефти и газа, в числе которых получившее мировую известность Штокмановское газоконденсатное месторождение, с запасами более 3,0 трлн. куб. м газа. Освоение этого уникального месторождения в перспективе позволит удовлетворить потребности в газе всего Северо-Запада России на многие годы. Экономика Мурманской области ориентирована в основном на использование природных ресурсов. Область обеспечивает 100% общероссийского производства апатитового и 12% железорудного концентратов, 14% рафинированной меди, 43% никеля, 14% пищевой рыбной продукции. В сфере материального производства 90% прибавочного продукта создается промышленными предприятиями. Промышленность области имеет сырьевую направленность. Основу ее составляет горнопромышленный комплекс, в состав которого входят предприятия горно-химической промышленности, цветной, черной металлургии, промышленности строительных материалов. Ведущими промышленными предприятиями региона являются: два комбината концерна "Норильский никель" (АО “Комбинат "Североникель" и АО “Комбинат "Печенганикель", АО "Апатит", АО "Кандалакшский алюминиевый завод"; АО “Ковдорский ГОК”, АО "Олкон", Кольская атомная электростанция, АО "Колэнерго", три рыбодобывающих флота, включая крупнейший в отрасли АО “Мурманский траловый флот”. В структуре отраслей промышленности ведущее место занимают цветная металлургия (30,9%), электроэнергетика (20,9%), пищевая промышленность, включая рыбную (19,8%), химическая промышленность (11,9%). Мурманская область располагает собственным сельскохозяйственным производством, решающим частично проблему снабжения северян свежими продуктами питания. Однако природно-климатические условия Заполярья весьма ограничивают потенциальные возможности местного сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий области составляет 23,4 тыс. га, в том числе посевные площади - 14,9 тыс. га; основная их часть занята под кормовые культуры. Доля собственного производства продовольствия в общем фонде потребления составляет: по мясу -17,8%, молоку - 16,6%, овощам - 8,3%. Благоприятное географическое положение региона и крупная промышленность обусловили развитие всех видов транспорта и сети дорог на территории области. Имеющиеся наземные, воздушные, морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами. Общая протяженность сети железных дорог в пределах Мурманской области составляет 1012,7 км. К крупным железнодорожным узлам относятся Мурманск, Апатиты, Оленегорск и Кандалакша. Протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 4159 км. Мурманский морской торговый порт - крупнейший незамерзающий порт России, расположенный за Полярным кругом. Он является базовым по обеспечению перевозки грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. Производственная мощность порта - 12 млн. т грузов в год. Грузовые и пассажирские морские перевозки осуществляет АО "Мурманское морское пароходство". Ему же принадлежат уникальные по своим возможностям атомные ледоколы, все из которых базируются в Мурманске. Открытие Северного морского пути для иностранных судов и перспективы развития транзитных перевозок грузов между западно-европейскими портами и портами стран Юго-Восточной Азии и Японии могут стать важными факторами, усиливающими притягательность региона для потенциальных инвесторов. Мурманская область располагает 2 крупными аэропортами: "Мурманск" (в пос. Мурмаши) и "Хибины" (в г. Апатиты). Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск - Киркенес и Мурманск - Тромсе(Норвегия), Мурманск - Рованиеми (Финляндия) - Лулео (Швеция). В ближайшей перспективе предполагается создание на базе Мурманского авиапредприятия международного транспортного аэроузла. Область входит в число 20 субъектов Российской Федерации - крупнейших экспортеров товарной продукции. Переход к рыночным преобразованиям позволил предприятиям области активно использовать возможности, предоставляемые мировым рынком. В 1996 г. объем поставок товаров и услуг на экспорт превысил 1,1 млрд. долл. США. Основу экспорта составляют: цветные металлы (51,6%), апатитовый концентрат (18,5%), рыбная продукция. Удельный вес услуг в общем объеме экспортных поставок составляет 9,5%, из них 85,5% - транспортные услуги. Основные потребители экспортной продукции - фирмы Норвегии, Швеции, Нидерландов, Финляндии и Швейцарии. Среди стран - импортеров наибольший удельный вес занимают Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия, Швеция и Нидерланды. Администрацией области отрабатывается механизм региональных гарантий для привлечения инвестиций в экономику области. Приоритетными сферами для инвестиций остаются по-прежнему объекты, включенные в федеральные программы: строительство Кольской АЭС-2, объекта 92 РТП "Атомфлот". Значительные объемы инвестиций требуются для реализации программ обращения c радиоактивными отходами. К наиболее крупным инвестиционным npoектам в области относятся: реконструкция и модернизация Мурманскою морского торгового порта; реконструкция и модернизация АО "Комбинат "Печенганикель"; строительство газо- и нефтеналивного порта в губе Печенга и развитие сопутствующей инфраструктуры; реконструкция и модернизация международного аэропорта "Мурмаши"; модернизация и развитие мощностей АО "Кандалакшский алюминиевый завод"; создание производства по выпуску ферритовых - стронциевых порошков и магнитов; создание производства по разделке списанных судов и утилизации АПЛ.
ЦИТ МГТУ 2000-01
|