На днях на стол и.о. президента России легло пространное письмо губернаторов Новгородской области Михаила Прусака, Белгородской - Евгения Савченко и Курганской - Олега Богомолова. В письме, крайне примечательный текст которого публикуется ниже, изложена программа реформирования административной и властной системы России, а также экономики.
Главным идеологом этого документа, как стало известно "НГ", является Михаил Прусак. Судя по всему, Кремль весьма благосклонно смотрит на идеи, изложенные в данном прожекте. Не исключая, впрочем, что будут рассмотрены и альтернативные проекты, которые в ближайшее время выдвинут президенты республик в составе РФ.
О реформе системы государственной власти и основных направлениях экономической политики
Уважаемый Владимир Владимирович!
Относительная стабилизация социально-экономического положения в стране основывается на весьма шатком фундаменте: практически исчерпавшем себя эффекте от девальвации рубля и высоких ценах на энергоносители, которые, по прогнозам экспертов, уже в ближайшее время начнут снижаться.
Как известно, падение цен на нефть в середине 80-х годов привело к резкому углублению социально-экономического кризиса в СССР. Неудача перестройки в этих условиях предопределила распад Советского Союза.
Евгений Савченко.
Позиции России сейчас слабее, чем у СССР. Роль поставщика ресурсов, отведенная России в современном международном разделении труда, закрепляет ее отставание от экономически развитых стран. Опираясь на столь шаткий фундамент, весьма сложно вести активную политику по защите национально-государственных интересов России, противодействовать угрозе территориальной целостности страны.
Это чревато серьезными последствиями, учитывая, что впервые со времени образования Московского царства Россия окружена более динамично развивающимися, чем она, центрами силы. Сейчас решается вопрос, останется ли наша страна по-прежнему самостоятельным центром силы в мировой политике или превратится в объект соперничества между более сильными в экономическом и военном отношении державами.
Олег Богомолов.
Устойчивость Российского государства в такой ситуации будет зависеть от прочности социальной базы реформ. Простаивающие или недогруженные ныне 3/4 производственных мощностей потенциально являются именно такой базой.
Слабость государства является сейчас основным препятствием для проведения активной промышленной политики и перехода к устойчивому экономическому росту. Сегодня стало ясно, что сильная государственная власть - обязательный атрибут рыночной экономики в России. В сложившейся ситуации очевидно, что дальнейшее проведение экономических реформ невозможно без реформы системы государственной власти.
Как свидетельствует исторический опыт России, обширность территории, малая плотность населения в сочетании со сложной военно-политической обстановкой на границах требуют сильной централизованной системы государственного управления.
Россия призвана быть президентской демократической республикой с сильной вертикалью исполнительной власти. В настоящее время такая вертикаль власти фактически отсутствует, и для ее воссоздания потребуются изменения по следующим направлениям.
Реформа органов местного самоуправления
Вариант 1. Органы местного самоуправления должны быть ограничены уровнем районов и микрорайонов в городе, уличных комитетов, поселков, сел, деревень.
Вариант 2. Органы местного самоуправления должны быть ограничены уровнем микрорайонов в городе, уличных комитетов, деревень. В этом случае главы районной и городской администраций назначают и смещают соответственно глав районных центров, городских районов, поселковых и сельских администраций с согласия старост деревень, глав микрорайонов, председателей уличных комитетов, которые, в свою очередь, избираются на основе прямых выборов.
Формы организации местного самоуправления определяются законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Федеральным законом прописывается только финансовая основа деятельности органов местного самоуправления.
Органы власти районного и городского уровней включаются в систему органов государственной власти.
Главы районных и городских администраций назначаются и смещаются главой субъекта РФ с согласия собраний представителей, состоящих из депутатов представительных органов власти, представителей профсоюзов, ассоциаций товаропроизводителей, ветеранских и других общественных организаций, а также партий, общественно-политических движений и трудовых коллективов.
Принципы формирования и деятельности собраний представителей городского и районного уровней определяются законами субъектов РФ.
Собрания представителей субъекта РФ не должны подменять собой законодательные органы власти субъекта РФ, в задачи которых входит принятие региональных законов, бюджета, концепции социально-экономического развития и т.д.
На городском и районном уровнях следует решить вопрос о целесообразности выполнения собранием представителей функций законодательного органа власти соответствующего уровня.
Реформа органов власти субъектов Российской Федерации
Главы субъектов Федерации назначаются и смещаются президентом РФ с согласия собрания представителей субъекта РФ, формируемого на принципах, аналогичных принципам формирования собраний представителей районного и городского уровней.
Принципы формирования и деятельности указанных собраний определяются федеральным законом. Собрания представителей формируются на основе многоступенчатой системы выборов (по типу формирования партийной конференции).
Институт полномочных представителей президента РФ в субъектах РФ подлежит упразднению, их функции передаются назначаемым главам субъектов РФ.
Глава субъекта РФ и глава законодательного органа власти субъекта РФ не могут быть членами Совета Федерации Федерального собрания РФ.
Реформа федеральных органов государственной власти
Механизм формирования Федерального собрания.
Вариант 1. Федеральное собрание РФ преобразуется в однопалатный законодательный орган - Государственную Думу, депутаты которого избираются только по мажоритарной системе. Политические партии и общественно-политические движения выдвигают кандидатов только по территориальным округам.
В качестве совещательного органа формируется Государственный совет, состоящий из глав исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ и представителей, назначаемых президентом РФ. Не менее чем на 2/3 своего состава Государственный совет должен состоять из представителей регионов.
Вариант 2. Федеральное собрание РФ состоит из двух палат: избираемой по мажоритарной системе Государственной Думы и сената (верхней палаты), состоящего из депутатов, избираемых по одному от каждого субъекта РФ.
Президент РФ избирается на 7 лет. Выборы президента РФ могут быть прямыми или многоступенчатыми (палатой представителей, формируемой аналогично палате представителей субъекта РФ).
Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства РФ и самостоятельно силовых министров. Остальных членов правительства РФ назначает его председатель. Институт вице-премьеров ликвидируется, за исключением одной должности заместителя председателя правительства.
Реформа административно-территориального устройства Российской Федерации
На первом этапе реформа административно-территориального устройства не должна затрагивать республики в составе Российской Федерации.
В перспективе необходимо провести реформу административно-территориального устройства страны с целью укрупнения субъектов Федерации с учетом экономической целесообразности и требований оптимизации управления.
Конституционное собрание
Осуществление предлагаемых преобразований потребует внесения изменений в Конституцию РФ. Внесение изменений в Основной закон, учитывая их масштаб и характер, возможно только через созыв Конституционного собрания.
Необходимо в сжатые сроки разработать закон о Конституционном собрании, предусматривающий его формирование из числа представителей субъектов РФ, избранных на многоступенчатой основе. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального собрания автоматически не могут стать членами Конституционного собрания, они должны пройти процедуру выборов.
Выборы Конституционного собрания по территориальному принципу будут способствовать укреплению базы действующей власти путем вовлечения в политику массы новых людей с мест, которые могли бы сыграть примерно такую же роль, что и съезды народных депутатов СССР и РСФСР в 1989-1990 годах.
Построение эффективно действующей пирамиды власти, опирающейся на экономически и социально активные слои общества, создаст условия для политической стабилизации и проведения энергичной экономической политики в интересах подъема производства. Дальнейший ход экономических реформ возможен по следующим направлениям.
Программно-целевое управление
Необходимо в первую очередь создать федеральный орган программно-целевого управления, определяющий экономическую стратегию, в соответствии с которой строится финансовая, структурная, производственная, внешнеэкономическая политика страны.
Одной из задач этого органа станет разработка макроэкономических материально-финансовых балансов, на основе которых формируется федеральный и консолидированный бюджет страны.
Поддержка производства
Осуществить амнистию, аннулировав долги (недоимки, пени, штрафы во все уровни бюджетов), провести реструктуризацию задолженности во внебюджетные фонды по отдельным соглашениям. При этом пени и штрафы по этим платежам также аннулируются.
Зафиксировать законодательное выведение неиспользуемых основных средств из-под налогооблагаемой базы.
Освободить банки от налога на прибыль в части финансирования инвестиционных проектов.
Особенности реформирования сельскохозяйственного производства
Уяснить, что в большинстве регионов России сельское хозяйство убыточно и обладает отрицательной земельной рентой. Из этого следует, что оно всегда будет дотационным и нуждаться в государственной поддержке.
На первом этапе проводимых преобразований следует передать имущество, землю, основные средства сельскохозяйственных предприятий в единый неделимый фонд, сохранив права паевой собственности. Скот при этом следует раздать по дворам, укрепив таким образом личные подсобные хозяйства, из которых в будущем эволюционным путем вырастут фермерские хозяйства. Это должно коснуться хозяйств с самым тяжелым экономическим положением.
Необходимо способствовать развитию структур заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, освободив заготовительные организации от всех видов налогов, действующих на территории РФ.
Признавая потребительскую кооперацию одним из элементов инфраструктуры сельскохозяйственного производства, освободить ее от налога на имущество в тех регионах, где объекты торговли удалены от потребителя и являются убыточными.
Списать долги сельскохозяйственных кооперативов и фермеров государству.
Разрешить бесплатную передачу земли в частную собственность из фонда перераспределения земель. Передача (продажа, перепродажа) земли допускается только при условии сохранения ее в сельскохозяйственном обороте и в случае, если владелец трудится лично на ней и имеет постоянную прописку по месту нахождения его земельного участка. Порядок перехода земли в частную собственность определяется законами субъектов РФ.
Отечественные и иностранные инвестиции
В случае нехватки бюджетных средств на инвестирование важнейших федеральных и региональных целевых программ разрешается проведение кредитной эмиссии при условии прохождения средств через государственные банки и специальные блокирующие счета предприятий.
Освобождать инвестиции, вкладываемые в производственные проекты, от всех видов налогов, уплачиваемых на территории РФ, до полной окупаемости вложений, но не более расчетного срока.
Установить ставку рефинансирования Центрального банка РФ в соответствии со средним уровнем рентабельности производства в России.
Передавать землю, находящуюся под промышленными предприятиями, в собственность владельцев предприятий, включая иностранных инвесторов.
Освободить от импортных таможенных пошлин все виды оборудования, комплектующих изделий, строительных материалов, конструкций, ввозимых в страну для осуществления инвестиционных проектов в производственной сфере.
Провести инвентаризацию государственной собственности за рубежом и создать на ее базе залогово-гарантийный фонд для привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Изменение прав и отношений собственности. Разграничение собственности
Эффективное управление объектами собственности требует упорядочения их принадлежности с точки зрения разделения на объекты федеральной, субфедеральной и муниципальной собственности и передачи из одной формы в другую.
В основу разграничения собственности должно быть положено не разделение собственности по уровням власти согласно спискам, а совместное управление государственной собственностью, в том числе взаимное делегирование полномочий по управлению между Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Всеми недрами распоряжаются только федеральные органы, за исключением случаев, когда эти права делегированы объектам Федерации или муниципальным образованиям.
Преобразование собственности. Приватизация
Запретить приватизацию и продажу предприятий, добывающих сырье, юридическим и физическим лицам, не использующим добываемое сырье в технологическом процессе и не вкладывающим инвестиции в поддержание и развитие добычи сырья и в природоохранные мероприятия.
В целях восстановления хозяйственных и технологических связей предприятий государство допускает принудительный выкуп приватизированных предприятий хозяйствующими субъектами, участвующими в технологическом процессе.
Объекты собственности, в которые не вкладываются средства на реконструкцию, государству следует выкупить по цене приобретения, если владельцы не согласятся изменить свою инвестиционную политику в течение ближайшего года.
Приобретение (возврат) государством объектов негосударственной собственности проводить в следующих формах:
- в судебном порядке в случаях нарушения законодательства при приватизации или продаже объектов госсобственности;
- за счет погашения различного вида долгов государству (налоговых, кредитных, залоговых и т.д.);
- за плату у негосударственных собственников или в обмен на другие объекты госсобственности.
Управление объектами государственной собственности
Приоритетными направлениями разработки и формирования системы управления объектами госсобственности являются:
- в управлении госпредприятиями - обеспечение самоокупаемости при освобождении от отдельных видов налогов с одновременным централизованным установлением нормативов хозяйственной деятельности и финансово-экономических показателей;
- в управлении госмонополиями со смешанным капиталом (РАО "ЕЭС России", "Газпром" и др.) - создание при Министерстве государственного имущества РФ специализированных государственных управляющих компаний (дирекций) для профессионального управления государственными пакетами акций с оплатой деятельности управляющих в прямой зависимости от результатов работы компаний-монополистов со смешанным капиталом;
- в управлении государственными пакетами акций - переход от представительства чиновников к профессиональному коммерческому управлению (включая доверительное управление);
- в управлении интеллектуальной собственностью - включение интеллектуальной собственности в качестве обязательной составляющей оценки рыночной стоимости объектов и введение затрат, связанных с использованием и воспроизводством интеллектуальной собственности, в расчет себестоимости при изготовлении сложной наукоемкой продукции.
Государственная монополия и ценовые ограничения
Наличие посреднических цепей между естественными монополиями, добывающими нефть, газ, уголь, производящими энергию, осуществляющими перевозки, и конечными потребителями породило механизм мультипликации цен, вследствие чего цена потребления вдвое-втрое превышает цену производства. Высокие цены на сырье и энергию приводят к росту цен на продукцию конечного потребления.
Необходимо:
- сохранить государственную собственность (контрольный пакет акций) и государственное регулирование деятельности естественных монополий;
- приобрести в государственную собственность контрольные пакеты акций приватизированных предприятий нефтегазового комплекса и электроэнергетики, закрепить контрольные пакеты за государством во вновь создаваемых компаниях в этих отраслях;
- установить контрактные отношения государства в лице федерального правительства с "Газпромом", РАО "ЕЭС России", определить в этих контрактах верхние границы оптовых цен, тарифов, уровня оплаты труда (с учетом инфляции и валютного курса рубля) на продукцию и услуги естественных монополий;
- обеспечить непосредственное финансирование через систему федерального казначейства закупок топлива, энергии, тепла бюджетными организациями;
- ввести твердые соотношения между оптовой ценой на газ, тепло, энергию и отпускными ценами для населения;
- организовать систему раздельного финансирования и учета затрат на производство, передачу, распределение электроэнергии, а также затрат на добычу, транспортировку и потребление топлива;
- ввести государственную монополию на экспорт стратегических природных ресурсов.
Бюджеты и бюджетная политика
Избегать перетоков денежной массы между бюджетами разных уровней, заранее направляя доходы в соответствии с прогнозируемыми расходами данного уровня.
В процессе утверждения бюджетов одновременно с ними принимать бюджетный классификатор.
Упразднить действующую систему трансфертов, осуществляемых за счет средств Федерального фонда поддержки регионов, предназначенного для балансировки бюджетов регионов по всем статьям расходов. Изменить функцию данного фонда, сведя ее исключительно к выравниванию жизненного уровня населения в целом по стране в соответствии с установленными минимальными социальными стандартами.
В обязательном порядке включить в расходную часть федерального бюджета материальные затраты бюджетных организаций.
Налоги, акцизы, таможенные пошлины
Постепенно перенести груз налогообложения в виде налогов с юридических лиц на физические лица.
Перенести налоговую нагрузку из сферы производства в сферу потребления, ввести налог с продаж применительно к ограниченному кругу товаров.
Заменить налог на имущество и на землю единым налогом на недвижимость, расширив одновременно налогооблагаемую базу этого налога.
Налогообложение малого предпринимательства осуществлять в основном в виде фиксированных на определенные периоды времени платежей, образующих налог на вмененный доход.
Упразднить офшорные зоны внутри страны, а также отменить льготы по налогам в закрытых административно-территориальных образованиях для предприятий, функционирующих вне пределов этих образований.
Легализация доходов и накоплений
Стихийно или в условиях бесконтрольности со стороны государства полученные доходы не являются незаконно приобретенными, если на тот момент не существовало соответствующих государственных институтов их легализации.
Легализация доходов и преференции по их размещению в российскую экономику должны регулироваться законом с обязательным указанием "срока давности".
В течение 2000 года средства, размещенные в производственную сферу в виде прямых инвестиций, поставок производственного оборудования и других видов поддержки производства, не должны облагаться налогами на срок до окупаемости инвестиций и подлежат декларированию. Инвестор имеет право не указывать своего настоящего имени, а его доходы не раскрываются в течение последующих 10 лет. Устанавливается "срок давности" возбуждения претензий по поводу легальности источника доходов.
Таким образом, должна быть организована легализация доходов всех граждан России, имеющих накопления. Декларированию подлежит только недвижимое имущество. Имущество, приобретенное до 2000 года, не требует подтверждения источников и средств на его приобретение.
Оборотные средства и взаимозачеты
К числу рекомендуемых мер, способствующих пополнению оборотных средств предприятий, относятся:
- эмиссия инвестиционных денег через специальные блокирующие счета предприятий;
- снижение тарифов государственных монополий;
- "расчистка" балансов (списание долгов) предприятий;
- освобождение предприятий от всех видов налогов на период окупаемости инвестиционного проекта;
- беспошлинный импорт оборудования и комплектующих изделий;
- снижение ставки рефинансирования Центрального банка;
- снижение налогов для банков, кредитующих предприятия по низким ставкам;
- освобождение от налогов капитала, направляемого на инвестиции в реальное производство;
- контроль за издержками производства и обращения, включаемыми в себестоимость;
- приближение объема денежной массы к величине, необходимой для обслуживания реально совершаемого хозяйственного оборота.
Проблемой, тормозящей развитие экономики, является существующая система взаимозачетов. Корни этой проблемы находятся в неправильном порядке покрытия материальных затрат бюджетных организаций из федерального бюджета.
Кардинальным образом изменить данную ситуацию может только переход на новый принцип формирования федерального бюджета - изначальное включение материальных затрат в его расходную часть.
Банковская система
Сложившаяся за годы экономической реформы двухуровневая банковская система как кредитно-финансовый механизм развития экономики России оказалась на грани распада. В результате централизации и монополизации более 80% банковского капитала сконцентрировалось в нескольких крупных коммерческих банках Москвы.
Структура выданных за годы реформ коммерческими банками кредитов свидетельствует о многократном превышении выданных спекулятивных ("коротких") кредитов в сравнении с инвестиционными ("длинными") кредитами.
Предложения:
- необходимо сформировать банковскую систему РФ, адекватную национальным особенностям и условиям современного состояния переходной экономики;
- сложившаяся двухуровневая банковская система (Центральный банк - коммерческие банки) на этапе стабилизации экономики должна быть усилена на уровне специализированных банков приданием им статуса государственных специализированных банков. Такие банки необходимо создать или преобразовать из имеющихся в государственные специализированные банки (с контрольным пакетом государства) для целевого финансирования (инвестирования) реального сектора - промышленного и сельскохозяйственного производства. Главной задачей государственных специализированных банков должно стать инвестирование государственных и привлеченных государством финансовых ресурсов под конкретные строго целевые инвестиционные программы федерального и регионального значения с регламентированной процентной ставкой. Государственный "Агробанк" должен работать по ставкам, учитывающим региональные особенности сельского хозяйства;
- норма процента коммерческих банков, инвестирующих производственные проекты, должна быть соотнесена со средней нормой рентабельности производства.
Настоящие предложения по реформе системы государственной власти и дальнейшим направлениям экономических реформ даже в случае их поддержки и принятия решений об их претворении в жизнь не могут привести к быстрому изменению политической и социально-экономической ситуации в стране. На основании этих предложений должна быть разработана программа действий по их реализации, которая позволит сделать выводы о продолжительности проведения предлагаемых преобразований и времени достижения реальных результатов.
Губернатор Новгородской области М.ПРУСАК
Губернатор Белгородской области Е.САВЧЕНКО
Губернатор Курганской области О.БОГОМОЛОВ
|