Главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике считает, что одна из серьезных проблем России - в незаинтересованности местных властей зарабатывать деньги для бюджетов
- СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ, как вы оцениваете сегодняшнее положение дел в республике - политическую ситуацию, экономику, уровень жизни людей?
- Ситуация в республике достаточно стабильна и в политическом плане, и в экономическом. Правда, приближаются выборы мэра Ижевска - они пройдут 21 октября, и, естественно, политическая жизнь оживляется, происходит обычное предвыборное накаливание страстей. Но в целом после того, как год назад состоялись выборы президента республики, в Удмуртии уже нет того раскола в обществе, который был.
В экономике у нас так же, как и во всей России, неплохой рост. Основные промышленные предприятия на подъеме. В 1999 и 2000 годах в машиностроении рост был до 60%, практически ни в одной отрасли не наблюдается падения. Автозавод наращивает выпуск автомобилей - в этом году будет произведено их около 60 тысяч, а недавно выпуск снижался до 15 тысяч. "Ижсталь" работает и по внешнеэкономическим контрактам, и на внутренний рынок, оживившийся благодаря общему подъему экономики в стране. На 300% загружен "Нефтемаш", производящий оборудование для нефтяников.
У нас нет долгов по зарплате ни перед бюджетниками, ни перед сельским хозяйством, ни по социальным мандатам, которые были запланированы в бюджете. Активно вкладываются деньги в развитие здравоохранения, народного образования. Хорошо строятся дороги, особенно в последние два-три года. С жильем сложнее. Ижевские городские власти придумали инвесторам такие условия, что стоимость квадратного метра становится в два раза выше сметной. Проложи несколько километров коллектора, построй то, построй это... Если бы городские власти сами вложили деньги в сооружение коммуникаций, жилищное строительство развернулось бы. А в Ижевске захотели за счет инвесторов решить многие городские проблемы, но проблемы только усугубились, а инвесторов отпугнули.
Конечно, хотелось бы большего, но тем не менее по Приволжскому федеральному округу мы - крепкие середнячки, держим пятое-шестое место. Это очень неплохо, если учитывать, что республика не обладает такими запасами нефти, как Татария или Башкирия, и около 80% нашей экономики - это машиностроение, военно-промышленный комплекс. Лет пять назад эти заводы висели тяжелыми оковами на республике - остановившееся производство, невыплаты зарплаты дестабилизировали политическую и экономическую ситуацию. Сегодня же эти предприятия стали главной опорой для удмуртской экономики.
- Снова пошли военные заказы или удалось успешно перепрофилировать предприятия?
- Перепрофилирование не сыграло большой роли. Правда, например, Воткинский машзавод, даже если у него не будет спецпродукции - ракеты "Тополь", успешно выживет сам, настолько он хорошо освоил новую продукцию, вписался в сотрудничество с нефтяниками, газовиками. Но основная часть ВПК не меняла своего профиля, предприятия не ушли с рынка, и с учетом политики, которая сейчас проводится в этой сфере, мы полагаем, что все наши предприятия войдут в холдинги, которые начинают формироваться, никто не будет выброшен из отрасли.
Профессиональные кадры, которые всю жизнь работали на оборонку, сохранены, менеджерский талант наших директоров позволил предприятиям адаптироваться к рынку. Они не сидят в бездействии, ожидая от государства манны небесной, а выживают самостоятельно. Это очень отрадно: Удмуртия научилась жить в рыночной экономике.
Это относится и к сельскому хозяйству. В Татарии и Башкирии оно очень серьезно дотируется из республиканских бюджетов, там сельхозпредприятия совершенно не работали в рыночных условиях: горюче-смазочные материалы им давали, семена давали... Если там перестать давать сельхозпредприятиям дотации, то они все умрут. У нас дотации были, но намного скромнее, и у нас появились хозяйства, которые могут жить самостоятельно. Это "точки роста", которые вокруг себя кристаллизуют остальные хозяйства и тянут вверх. И власть научилась работать с селом по-рыночному. Сегодня правительство активно закупает сельхозтехнику, но все это не просто так дается крестьянину, а сдается в лизинг. Практика раздачи бесплатных денег у нас в республике прошла - бесплатное развращает. Все должны свои долги возвращать.
- Республика обеспечивает себя сельхозпродукцией?
- Кроме продовольственного зерна, мы себя полностью обеспечиваем основными продуктами: картофелем, овощами, мясом, молоком, курами, маслом. Еще и на экспорт отправляем. Конечно, в магазинах есть импортные продукты, но это на любителя. Большинство людей предпочитают есть свое.
- Насколько удается вам как главному федеральному инспектору влиять на решение политических, экономических, социальных проблем региона?
- Самый главный вывод, который можно сделать относительно института полномочных представителей президента и главных федеральных инспекторов, - они вписались в систему власти. Сегодня, наверное, уже ни у кого не вызывает сомнений, что этот институт государству нужен. Я могу говорить о своей республике: институт главных федеральных инспекторов занял свою необходимую нишу. Мы не лезем в чужие полномочия, но всегда находится множество дел и проблем, которые лежат на стыке полномочий федеральной и республиканской власти, их нужно постоянно координировать, увязывать. Этим-то мы и занимаемся.
- Как принимали местные власти этот институт поначалу?
- Сначала были обманутые ожидания: всем казалось, что нам будут даны неограниченные полномочия, что полпред и инспектор всем все решат. Отсюда возникло некоторое разочарование. Но сейчас ситуация выровнялась. Всем стали понятны и наши полномочия, и задачи.
- Население уже оценило вашу деятельность?
- По последним социологическим исследованиям, уровень доверия полпреду в Ижевске - 41%, главному федеральному инспектору - 37%.
- А местной власти?
- Президенту Волкову - 20%, администрации города Ижевска - 19.
- За счет чего, по вашему мнению, вы добились такого доверия?
- Мы очень активно общаемся с людьми. В республике действует шесть общественных приемных главного федерального инспектора. Все свои действия освещаем через прессу, не боимся выходить на средства массовой информации. При мне действуют два пресс-клуба: один из республиканских СМИ, другой - из заводских. Примерно раз в месяц проводим пресс-конференции. Рассказываем о действиях полпреда, комментируем деятельность президента РФ, объясняем, для чего президент делает те или иные шаги, для чего нужна реформа ЖКХ, для чего нужна межбюджетная реформа, и так далее. И самое главное - как это повлияет на жизнь людей. Отсюда, из нашей открытости, рождается доверие: когда человек знает, чем занимается власть, он ей доверяет. Главный недостаток власти сегодня, прежде всего на местах, - закрытость ее.
- С чем обращаются люди в ваши общественные приемные, о чем пишут письма?
- В каждую общественную приемную в день приходит до 30 человек. Главные проблемы - бюрократия, халатность, некомпетентность, вымогательство со стороны чиновников.
Вот пример: в недавней авиакатастрофе под Иркутском погибли три человека из Удмуртии. Исполняющий обязанности руководителя городской администрации Ижевска прилюдно на похоронах сказал: "Мы вам поможем". Человек, у которого погибли жена, дочь и теща, занял деньги на похороны, на памятник, а потом приходит к этому исполняющему обязанности и слышит: "Нет, казна пуста, я тебе помочь не могу". Куда ему остается идти? Он идет к нам. Я пишу письмо на крупное промышленное предприятие, прошу оказать помощь, они помогают. Что, городская власть не могла так сама сделать? И зачем ты тогда что-то обещал у могилы?
Или наобещает чиновник погорельцам: "Я вам все решу". Вот они и ходят по администрации кругами, а потом, поняв, что ничего не добьются, идут опять к нам. То есть главная проблема - бездействие местных властей. На федеральную власть практически никаких заявлений, она все свои обязательства по выплате пенсий, пособий и так далее выполняет. Значит, основная государственная проблема сегодня находится на местном уровне власти.
- Но получается, не примите это слово в обиду, вам приходится быть надсмотрщиком над местной властью, это решает лишь некоторые проблемы конкретных людей, но не более того. Как менять ситуацию в принципе?
- Думаю, что нужно менять бюджетную систему. Основные проблемы - ЖКХ, транспорт, энергоснабжение - мы сбросили на местный уровень, но при этом не до конца определились с доходной базой местных бюджетов. Местной власти не хватает денег на реализацию данных ей полномочий. То, что делает сегодня президент - создана комиссия по разграничению полномочий, - позволит точно определить полномочия федеральной власти, субъектов Федерации, муниципальной власти и под эту схему выстроить доходные базы и расходные полномочия.
Но кроме того, конечно, руководители субъектов Федерации, муниципальных, местных органов власти должны понимать, что деньги для бюджета надо зарабатывать. Нужно делать конкурентоспособными и муниципалитеты, и субъекты Федерации.
- В Удмуртии есть муниципальные образования, которые умеют зарабатывать деньги?
- Конечно, есть. Например, Воткинский район. Уровень бюджетной обеспеченности жителей этого сельского района примерно в три раза выше, чем жителя города Ижевска. Глава администрации привлекает в район предприятия, создает им условия для работы, дает льготы. А предприятия платят налоги в местный бюджет. Есть и другие примеры. Скажем, город Глазов. Но пока таких примеров еще маловато. И еще: бюджет города Чайковский Пермской области (это наши ближайшие соседи) 750 миллионов рублей на 100 тысяч жителей. Бюджет такого же стотысячного города Глазова - 350 миллионов рублей. Разница не в нашу пользу.
Сегодняшние межбюджетные отношения привели к тому, что многие руководители городов и районов нашей республики привыкли занижать собственную доходную базу, чтобы получить больше дотаций. Сарапул был очень красивым купеческим городом, но сегодня его не узнать - город упал на колени. Он перечисляет налогов в республиканский бюджет больше, чем получает обратно. Ну оставьте ему эти налоги и скажите: все, что заработаете сверх, тоже останется вам. Закрепите за ним долгосрочные нормативы распределения налогов. Тогда администрации интересно будет увеличивать доходную базу.
А так они сколько ни зарабатывают, у них все забирают и отбрасывают их назад. Тогда можно выстраивать и инвестиционную политику, и инновационную, и все прочее. Местная администрация сможет прогнозировать свои доходы на два, на три года вперед. Сегодня кто может это сделать? Никто. Потому что сколько сегодня заработали, столько завтра отняли. Вся проблема государства именно в этом: никто не заинтересован зарабатывать деньги. Сегодня Республика Удмуртия дотационна. А по сути своей она не дотационна. Но привыкли: а почему бы из федерального Центра не вытащить денежек? Давай-ка мы тут занизим, там занизим. Эта практика крайне порочна. Конечно, изменить положение может только федеральная власть.
- Как складываются отношения Удмуртии с соседями? Еще недавно многие субъекты Федерации старались отгородиться от соседей, даже запрещали вывоз товаров за пределы своего региона или, наоборот, ввоз.
- Весь прошлый год мы посвятили как раз тому, что выполняли поставленную президентом задачу создания в России единого экономического и правового пространства. Все местные законодательные акты, которые мешали этому и противоречили федеральному, мы вместе с местными депутатами и правительством отменили или исправили. Свободному перемещению товара и капитала сегодня ничто не мешает.
К нам активно идут другие регионы, экономически более сильные, чем мы, допустим, Самарская область. Волжский автозавод интегрируется с нашим автомобилестроением. Мы начинаем выпускать шестую модель "Жигулей". Так же активно сотрудничает с нами Пермская область - один из самых экономически сильных регионов в Приволжском округе.
Сложилась интересная и поучительная ситуация: Татария и Башкирия все последние годы были в льготных условиях, они не отдавали в федеральный бюджет столько налогов, сколько другие регионы. Но сегодня Самара и Пермь, которые не имели этих особых условий и добросовестно перечисляли все налоги, обошли Татарию и Башкирию по валовому внутреннему продукту, по уровню доходов населения, потому что приспособились к рыночным условиям, научились работать по-новому, очень активно развиваются. А чем сильнее будут регионы, тем больше они будут заходить к соседям, интегрироваться в их экономику. Вполне вероятно, что экономическая власть в Приволжском округе скоро может разделиться между несколькими регионами. Такими центрами экономической власти могут стать Самара, Пермь. Укрупняться Россия будет именно экономическими рычагами, а не политическими.
- Как вы считаете, это может привести в итоге к политическому, административному укрупнению?
- Думаю, что может. Рано или поздно политическое укрупнение должно начаться. Конечно, сложнее будет с национальными республиками. Но я думаю, что области и национальные республики должны иметь равные возможности, равные права и обязанности. Со временем все это найдет свое решение. Ведь национализм - это всегда политическая карта. Решатся основные экономические и социальные проблемы - и не будет почвы для такой политической игры. Власть будет выстраиваться на экономической основе. Но пока у нас было слишком мало времени - всего год. Хотя и за год произошли уже разительные перемены, по крайней мере на политическом уровне.
Сергей Сергиевский
Независимая газета
4 сентября 2001г.
|