II.СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
2.1.ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Преобразование всех сторон жизни в последние годы сопровождается существенными изменениями демографической ситуации в крае. В течение последних 5 лет отмечалась ежегодная убыль населения в пределах 0,2-0,4% в год и по предварительным данным на 1 января 2001 г. в крае зарегистрировано 2642,1 тыс.чел. наличного населения, что на 2% ниже численности на начало 1995 г.
По итогам 2000 г. демографическая ситуация несколько улучшилась: коэффициент рождаемости составил 9,2 чел. на 1000 населения и превысил уровень предыдущих 5 лет, в том числе 1999 г. на 5,7 %, а коэффициент смертности зарегистрирован в размере 14,1 чел. на 1000 населения и увеличился по сравнению с 1999 г. только на 2,2 %. Более высокий прирост числа родившихся в сравнении с числом умерших способствовал снижению (на 375 человек или на 2,8%) естественной убыли населения. В территориальном разрезе в 53 территориях края в прошедшем году отмечено увеличение числа родившихся. Но в то же время в 45 территориях продолжается рост числа умерших. В целом в крае превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,5 раза (в 1999г. 1,6 раза), а устойчивая естественная убыль населения наблюдается в большинстве территорий края. Естественный прирост имел место только в 5 районах Бурлинском, Немецком, Славгородском, Суетском и Табунском.
Важной проблемой, связанной с демографической ситуацией, являются миграционные процессы. В обозримом будущем рождаемость в крае, так же как и в России в целом, очевидно, не будет сильно увеличиваться, а плотность населения в территории незначительна, поэтому важным источником пополнения населения и трудовых ресурсов рассматривается их миграция из трудоизбыточных регионов ближнего зарубежья. Так, за отчетный период миграционный прирост составил 2174 чел. Привлечение мигрантов в сельское хозяйство, строительство, сферу услуг способствует развитию социальной сферы и всей экономики края.
Демографическая политика в крае ориентирована на повышение средней продолжительности жизни населения, увеличение рождаемости за счет мер по поддержанию семьи, создания условий для воспитания детей, укрепления здоровья граждан.
2.2.УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Изменение уровня жизни населения в отчетном году, впервые после августовского кризиса 1998 г., характеризуется положительной динамикой. Денежные доходы на душу населения, по предварительным данным, составили 1156 руб. и увеличились к уровню 1999 г. в абсолютном отношении в 1,3 р.; реальные доходы населения выросли на 9% (в 1999 г. снизились на 9% к уровню предыдущего года, 1998 г. на 12%) и в результате практически достигли уровня 1998 г.
Восстановление реальных доходов населения в 2000 году происходило за счет роста заработной платы (как за счет повышения зарплат работникам бюджетной сферы, так и роста в производственных секторах вследствие улучшения финансового положения хозяйствующих субъектов экономики), увеличения объемов социальных трансфертов (в первую очередь, под влиянием проведенных индексаций пенсий и увеличения компенсационных выплат пенсионерам), а также сокращения задолженности по выплате заработной платы.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, занятого в экономике края, по оперативному отчету составила 1362 руб. или 118% от уровня, определенного Планом социально-экономического развития. За отчетный год она увеличилась на 36,6 %, что несколько ниже, чем в 1999 г. (37,5%). Реальная зарплата впервые после 1997 г. характеризуется положительной динамикой рост на 11,2% против снижения на 23% в 1999 г. и 12% в 1998 г.
Положительную роль в росте заработной платы сыграло и повышение тарифной ставки 1 разряда ETC с апреля 2000 года до 132 рублей. Улучшилось материальное обеспечение пенсионеров. Средний размер пенсии (с компенсациями) сложился за 2000 год в размере 816 рублей (по России 821 руб.), что выше уровня 1999 г. на 58% и составляет 93,9% от уровня величины прожиточного минимума. В результате денежные доходы на душу населения в 2000 г. стабильно превышали прожиточный минимум: в 1 квартале на 11%, II квартале на 21%, III квартале на 34% и в среднем за год - на 33%. Увеличилась и покупательная способность населения на 33% к уровню предыдущего года (1999 году на 10%,1998 году на 23%).
Денежные расходы и сбережения на душу населения, по предварительным данным, сложились в отчетном году в размере 1102 рубля и увеличились в 2,4 р. к уровню 1998 г. и в 1,4 р. - 1999 г. По темпам роста они опережают денежные доходы на душу населения на 9 процентных пункта. Доля потребительских расходов на душу населения в процентном отношении к общим расходам изменилась незначительно - в 1998 г. она составляла 83,8%, в 1999 г. 82,9%, 2000 г. - 84,9%. Реализация комплексных экономических, социальных мер по борьбе с бедностью, ужесточение контроля за адресностью социальной поддержки малообеспеченных групп населения, обусловили снижение численности населения, имеющего среднедушевой денежный доход ниже прожиточного минимума, на 2,6% по сравнению с 1999 г. и достижение уровня 1998 года (54% от общего населения края).
Вместе с тем совокупные показатели уровня жизни населения края за 2000 год отстают от показателей регионов Западной Сибири. Так, среднедушевые денежные доходы населения края на 9% ниже этого показателя Новосибирской и Омской области, уровень прожиточного минимума - на 32 и 4,7%, соответственно.
Одна из основных причин низких доходов населения края обусловлена аграрной направленность края. Так, за 2000 год в отраслях производственной сферы самая низкая заработная плата сложилась именно в сельском хозяйстве 723 руб., на долю которого приходится 23% работников. Кроме того, сохраняется необоснованно высокая дифференциация заработной платы. В производственной сфере наиболее высокий уровень заработной платы одного работника сложилась в черной металлургии (4154 руб.), железнодорожном транспорте (3159 руб.), электроэнергетике (2228 руб.). В отраслях непроизводственной сферы наибольший уровень заработной платы зарегистрирован у работников сферы финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения, включая банки - 3637 руб., тогда как у работников сферы культуры всего 838 руб. Таким образом, наиболее острыми проблемами в области оплаты труда продолжают оставаться ее низкий уровень, задолженности по выплате, необоснованно высокая дифференциация, которая обусловлена, в том числе и различными системами оплаты труда, используемыми в различных отраслях экономики и на предприятиях. В связи с этим, особое внимание в настоящие время уделяется разработке механизмов для их устранения.
В отчетном периоде продолжала работу краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, на которой решались вопросы погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, тарифному регулированию на предприятиях края на основе социального партнерства. Проводилась большая работа по заключению соглашений между органами местного самоуправления, работодателями и профсоюзами на предстоящий срок. В настоящее время в крае действует 56 территориальных соглашений, реализация которых направлена на стабилизацию обстановки в социально-трудовой сфере. Коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений на уровне предприятий охвачены все отрасли экономики края. Сегодня таких предприятий насчитывается уже более 3 тыс. и на них трудится 560 тыс. работников. В результате просроченная задолженность по заработной плате сократилась с начала года с 2,4 месячных фонда до 1,9 и составила на конец отчетного года 811,7 млн. руб., что ниже уровней предыдущих лет: 1999 г. 886,3 млн.руб., 1998 г. 1355,3 млн.руб. Основная доля в задолженности приходится на производственные отрасли - промышленность (27,4%), сельское хозяйство (43,8%). В 2000 году более интенсивно погашалась задолженность в отраслях социальной сферы. Благодаря контролю со стороны администрации края и органов местного самоуправления, удалось практически ликвидировать задолженность работникам бюджетной сферы, которая на начало года составила 0,4 месячных фонда заработной платы.
Работа по развитию системы социального партнерства способствовала неуклонному снижению в крае количества забастовок на протяжении последних трех лет. Если в 1997 году было проведено 853 забастовки, в 1998 г. - 676, в 1999 г. - 452, то в 2000 г. их количество сократилось до - 152, т.е. более чем в 5 раз.
2.3.ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Занятость населения является одной из ключевых проблем социальной политики администрации края, так как человеческий фактор является одним из решающих в реализации программ по развитию региона. В связи с этим, в крае проводится активная работа по содействию занятости населения и улучшению положения на рынке труда в рамках “Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 г.г. и на период до 2005 года ” и “Программы содействия занятости населения Алтайского края на 1998-2000 годы”. Создаются рабочие места для трудоустройства безработных с помощью временной занятости, за счет поддержки предпринимательства и самозанятости, субсидирования сохранения и организации дополнительных рабочих мест. Для обеспечения единых подходов и комплексного решения задач по реализации политики занятости разработаны и реализуются мероприятия по развитию сотрудничества между органами службы занятости и работодателями в крае на 2000 год, в рамках которых Департамент федеральной государственной службы занятости определил 2000 год в своей деятельности “Годом работодателя”. В результате принятых мер, экономического роста в базовых отраслях экономики в отчетном году продолжилось сокращение численности безработных. На 1.01.2001 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась к уровню 1998 г. в 1,4 раза, 1999 года на 10,9%, и составила 22,9 тыс. человек, что значительно ниже планового задания (35,7 тыс. чел.). Сокращение количества безработных произошло в 38 территориях края. Значительное уменьшение численности безработных зафиксировано в Тюменцевском, Каменском, Змеиногорском районах, городе Камне-на-Оби и ЗАТО Сибирском. Положительным фактом является продолжение в отчетном году роста потребности предприятий в трудовых ресурсах.
Уровень официальной безработицы к трудоспособному населению на 1.01.2001г. составил 1,4% против 2,6 % в 1998 г.; по методологии МОТ доля населения, не имевшего занятия, снизилась до 12,7% с 17% в 1998 г.
За последние 2 года в сельской местности уровень официальной безработицы снизился с 2,8% до 1,7%, в городской - с 2,4% до 1,2%.
Самый низкий уровень безработицы (0,3-0,7%) зарегистрирован в Алейском, Змеиногорском, Шипуновском, Панкрушихинском, Шелаболихинском, Завьяловском, Рубцовском, Смоленском, Тюменцевском, Хабарском районах, в городах Барнауле и Рубцовске. Вместе с тем, несмотря на снижение общей численности безработных, в сфере занятости населения края остаются проблемы, которые требуют решения. Уровень официальной безработицы в крае, по-прежнему, несколько превышает показатель в целом по России (1,3 %) и находится на уровне среднего по Сибирскому федеральному округу. По абсолютному числу безработных среди регионов Сибирского федерального округа край занимает 4 место, по уровню безработицы - 11 из 16.
В 34 территориях края по сравнению с 1999 годом отмечен рост численности зарегистрированных безработных. Наиболее значительное увеличение количества безработных произошло в Баевском, Шелаболихинском, Крутихинском, Советском, Солонешенском, Кытмановском, Петропавловском, Алтайском районах, городе Яровое (в 1,5 -1,8 раза). По-прежнему остается высоким уровень безработицы в Новичихинском, Бурлинском, Залесовском, Славгородском, Табунском, Заринском, Кытмановском районах, городах Славгороде и Яровое (3,1-6,8%).
Наиболее проблемно складывается ситуация на рынке труда в следующих территориях:
в сельских районах края, имеющих лесопромышленные предприятия, в связи с сокращением лесопромышленного комплекса. Таких районов в крае десять, но особенно пострадали Залесовский, Первомайский, Тальменский и Троицкий районы, где от 35 до 50 процентов трудоспособного населения, проживающего в лесных поселках, не имеют работы;
на территориях с моноструктурой производства. Это города Заринск, Яровое, Горняк Локтевского района и поселки Малиновое Озеро Михайловского района, Степное Озеро Благовещенского района, Озерки и Среднесибирский Тальменского района, где уровень безработицы в 2-3 раза превышает краевой;
в станционных поселках, где в результате реорганизации системы железнодорожного транспорта прошли значительные сокращения работающих, (станции Аламбай и Тягун Заринского района, Леньки Благовещенского района, Ребриха Ребрихинского района);
в городах и поселках, где прошло расформирование или сокращение воинских частей (с. Новороманово Калманского района, города Славгород, Камень-на-Оби, Алейск).
Около трети безработных - молодежь в возрасте до 29 лет, а в некоторых территориях их до 60 %.
Органами местного самоуправления городов и районов проводится работа по разработке и утверждению программ содействия занятости населения на 2001 - 2003 годы, в которых с учетом ситуации на рынке труда будут определены приоритетные направления политики занятости. При этом им рекомендовано предусмотреть в местных бюджетах средства на реализацию активных направлений политики занятости.
2.4.ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Главной задачей администрации края в области здравоохранения являлась реализация мер по нормализации положения с лекарственным обеспечением граждан, уточнением базовой программы обязательного медицинского страхования и объема гарантированной медицинской помощи, создания рынка медицинских услуг, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
В крае функционирует 16 краевых целевых программ, финансирование которых за 2000 год составило 33,6 млн. рублей или 100% от утвержденных годовых плановых ассигнований. Удельный вес совокупных расходов на здравоохранение в бюджете края увеличился с 14,8% в 1998г., до 25,5% в 1999г., в 2000г. ожидается на уровне 22,7%.
Кроме того, по федеральным целевым программам в край поступило лекарственных препаратов, вакцин, тест-систем на общую сумму 32,9 млн. рублей, в т.ч. по программам: “Сахарный диабет” - 4,5 млн.рублей, “Вакцинопрофилактика” 6,8 млн. рублей, “Неотложные меры борьбы с туберкулезом” 14,6 млн. рублей, “Анти-СПИД” - 7 млн. рублей.
В рамках реализации Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года на территории края в 2000 году введены в действие детская больница на 40 коек в г.Рубцовске, филиал поликлинического отделения “Врач общей практики” на 15 коек в г.Новоалтайске, лечебный корпус на 50 коек в с.Баево и инфекционного отделения Крутихинской районной больницы, гинекологическое отделение на 20 коек с женской консультацией в с.Зональное, продолжается строительство детского отделения НПО “Алтайтубдиспансер”, краевой клинической больницы, межрайонного онкологического диспансера в г.Бийске.
Почти половина (47%) жителей края получают первую медицинскую помощь в сельских медицинских учреждениях. Совместными усилиями краевых и муниципальных органов удалось сохранить практически всю сеть медицинских учреждений: 115 участковых больниц, 166 сельских врачебных амбулаторий, 1019 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Этому способствовала краевая целевая программа “Развитие ФАПов и переподготовка кадров”. Для приближения специализированной помощи к сельским жителям в городах и крупных районных центрах создано 112 межрайонных отделений и центров.
Снабжение лечебно-профилактических учреждений края лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, начиная с 1998 г. осуществляется централизованно по бюджетной статье расходов “Целевой закуп жизненно важных лекарственных средств для ЛПУ края”. За 2000 год закуплено медикаментов для ЛПУ по данной статье на 25,2 млн.рублей, что выше, чем в 1999 г. на 21 %, и на 20 % к уровню 1998 г. Все закупки лекарственных средств для государственных нужд проводятся на конкурсной основе. В результате конкурсных торгов цена, закупаемых для государственных нужд препаратов ниже средних оптовых цен по Алтайскому региону в среднем на 15-20%.
За 2000 год на обеспечение льготных категорий больных лекарственными средствами по бесплатным и льготным рецептам из краевого бюджета выделено 58 670 тыс.рублей или 100% от запланированной суммы. В среднем за месяц в аптечных учреждениях края получают медикаменты по бесплатным и льготным рецептам 80,82 тыс.человек, в т.ч. ветеранов - 13,48 тыс.человек, что больше, чем в 1999 году соответственно в 2,3 раза и 2,1 раза.
Удельный вес совокупных расходов на здравоохранение в бюджете края увеличился с 14,8% (1998г.), до 25,5% (1999г.), в 2000г. ожидается на уровне 22,7%.
Основным фактором, сдерживающим развитие здравоохранения, по-прежнему является недостаток финансовых средств, что создает значительные трудности в приобретении лекарственных средств, расходных материалов и оборудования, должного содержания основных фондов. Так, в сельской местности доля медицинского оборудования, выработавшего свой ресурс и требующего замены, составляет более 80%. Медицинское обслуживание в расчете на одного жителя в целом по краю в 2000 году ориентировочно составило 794,4 рублей при утвержденном Территориальной программой государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью нормативе в размере 836 рублей в год, в 1999 году - 628,8 рублей (норматив 595,6 рублей).
Состояние здоровья населения края все еще характеризуется высоким уровнем как общей заболеваемости, так и первичной. Основные проблемы в состоянии здоровья населения края обусловлены продолжающимся ростом социально обусловленных заболеваний. За последние три года увеличилось число заболеваний инфекционными болезнями: краснухой в 2,8 раза, коклюшем в 2,4 раза, туберкулезом в 1,5 раза. Ежегодно стали регистрироваться распространенные формы туберкулеза у детей. Уровень заболеваемости наркоманией в крае выше, чем в среднем по России в 2 раза, а наиболее высокие показатели заболевания наркоманией и токсикоманией регистрируются среди детей и подростков.
Основными задачами по улучшению системы оказания медицинской помощи населению на 2001 и последующие годы являются:
развитие и совершенствование медицинских технологий, направленных на профилактику заболеваний и их осложнений, выявление патологии на ранних стадиях;
дальнейшее совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, поэтапный переход к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача);
формирование коечного фонда больничных учреждений и их подразделений по принципу степени интенсивности лечебно-диагностического процесса (стационары интенсивного лечения, отделения долечивания и реабилитации, отделения для лечения хронических больных и хосписы);
принятие действенных мер по привлечению населения к более активному участию в укреплении своего здоровья (формирование мотивации на здоровый образ жизни).
2.5.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
В 2000 г. политика администрации края, всех ее структурных подразделений, учреждений и служб, связанных с социальной защитой населения, осуществлялась в соответствии с основными направлениями ее деятельности:
организацией социальной помощи и поддержки нетрудоспособных малообеспеченных граждан и семей с детьми;
социальной поддержкой ветеранов, реабилитацией инвалидов;
пенсионным обслуживанием;
развитием государственной службы медико-социальной экспертизы края;
организацией работы домов-интернатов и территориальных центров;
капитальным строительством краевых стационарных учреждений;
работой с кадрами и информационно-методическим обеспечением деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения;
взаимодействием с другими организациями, работа с населением.
В отчетном периоде как позитивная тенденция отмечено улучшение финансирования системы социальной защиты. Так, из средств краевого бюджета финансирование выполнено в полном объеме; из федерального бюджета получено в 2000 году более 60,0 млн.рублей, в том числе 4,5 млн.руб. на реализацию закона “О ветеранах” и 56,9 млн.руб. - по шести целевым федеральным программам. Из них наиболее ощутимую поддержку получили программы “Социальная защита инвалидов в РФ”, “Летний отдых детей из малообеспеченных семей”.
Система социальной защиты населения сохранена и продолжает развиваться как многоплановый комплекс органов управления, учреждений, служб и организаций. В настоящее время она включает 26 больших и малых домов-интернатов, в которых проживает 6 тысяч человек, два краевых социальных приюта для детей, краевой кризисный Центр для мужчин и Центр социально-психологической реабилитации населения, в которых в среднем ежегодно обслуживается более 20 тыс.человек, 124 отделения социальной помощи на дому, где обслуживается более 10 тыс.пожилых людей и инвалидов, 13 служб срочной социальной помощи, краевое и 24 межрайонных бюро медико-социальной экспертизы, протезно-ортопедическое производство.
В последние годы в районах и городах края открыты и работают принципиально новые, современные учреждения, которых раньше не было в системе. Это - 15 районных, городских Центров социального обслуживания семей с детьми и других групп населения, 8 из них созданы в последние три года.
В связи с тем, что уровень жизни большого числа населения продолжает оставаться невысоким, отмечается ежегодный рост числа малоимущих граждан, поставленных на учет как остро нуждающихся в государственной поддержке. С 1998 года их число выросло с 519,3 тысяч человек (19 % от всего населения края) до 580 тысяч человек (22% от всего населения края).
Однако именно этот фактор стимулирует поиск новых форм оказания социальной поддержки, предоставления услуг, создания дополнительных служб и привлечение средств на эти цели. В результате, несмотря на дефицит бюджетов всех уровней, постоянно растет количество людей, получивших адресную социальную помощь и поддержку. За прошедший год всеми видами адресной помощи было охвачено 320 тыс. чел., или 55% от поставленных на учет (в 1998 году 37,3%) при объеме затрат 48,5 млн.рублей. Адресную помощь нуждающиеся получают в виде денежных выплат, в натуральном виде (продукты, одежда, обувь, другие жизненно важные товары) и в виде льготных социальных услуг (ремонт обуви, одежды, жилья, бытовой техники, транспортные, банно-прачечные, парикмахерские и другие услуги). В аптечных учреждениях края предпринимаются все меры к первоочередному более полному обеспечению медикаментами ветеранов, за 2000 г. по бесплатным и льготным рецептам было отпущено медикаментов на общую сумму 70,4 млн. руб. Администрацией края ведется целенаправленная работа по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов. Это, прежде всего, меры по улучшению их материально-бытовых и жилищных условий, развитие надомного обслуживания одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, обслуживание их в палатах сестринского ухода, специализированных жилых домах, предоставление комплекса социально-бытовых услуг, объем которых ежегодно увеличивается и совершенствуется.
За последние три года отмечается положительная динамика материально-бытового обеспечения инвалидов и ветеранов. В 2000 году для них было выделено 183 автомобиля (в 4,7 раза больше, чем в 1998 году), около 500 человек обеспечено велокреслоколясками (в 8 раз больше, чем в 1998 году). В отчетном году в соответствии с Указом Президента № 115 от 29.01.2000г. на улучшение снабжения домов-интернатов, из Пенсионного фонда было выделено 91,3 млн., которые полностью освоены. Под постоянным контролем находятся вопросы строительства и ремонта домов-интернатов. По федеральным программам “Семипалатинск” и “Дети-инвалиды” в 1998 году велось строительство и реконструкция на двух объектах (освоено 191,0 тыс. руб.), в 1999-2000 годах - на трех объектах (освоено 8751,0 тыс. руб.). В ноябре 2000 года сдан в эксплуатацию спальный корпус на 80 мест в Центральном доме-интернате. За счет средств краевого бюджета велось строительство теплового пункта в Центральном районе, пристройки к корпусу Шипуновского, реконструкция Мамонтовского детского дома. Весь 2000 г. характеризуется своевременной выплатой пенсий и ее индексаций. Увеличение соотношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране позволило существенно увеличить средний размер пенсии по возрасту, за три года рост составил 2,2 раза.
Вместе с тем, наряду с положительными результатами имеются нерешенные проблемы.
До настоящего времени складывалась сложная ситуация по выплате детских пособий и погашению задолженности по ним. Несмотря на снижение задолженности в 2000 году, она остается существенной и на 01.01.2001 г. составила 893 млн.руб.
Серьезной проблемой остается финансирование из федерального и краевого бюджетов Законов “О социальной защите инвалидов в РФ”, “О ветеранах”. Это зубопротезирование, льготное обеспечение лекарствами, коммунальные услуги ветеранам труда, санаторное лечение инвалидов по общему заболеванию и т.д.
2.6.ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Основными задачами для администрации края в сфере образования в отчетном году оставались сохранение доступности и качества образования, усиление мобильности и восприимчивости образовательной системы к требованиям рынка, создание адекватного рыночным условиям кадрового потенциала в соответствии с законами РФ и Алтайского края об образовании, направленных на сохранение и развитие системы образования в крае. Всего за 1998-2000 гг. объем инвестиций, направленных на строительство объектов образования, составил более 300 млн. рублей, что позволило ввести в строй 47 действующих объектов образования общей мощностью 14277 мест и превышает запланированный на этот период показатель на 3477 мест. Это один из лучших показателей в Российской Федерации.
Большое внимание было уделено дальнейшему укреплению материально-технической базы учреждений образования, строительству и вводу в строй новых объектов.
В 2000 году, также как и в 1999 г., введены в эксплуатацию 13 общеобразовательных школ, кроме того педучилище в г. Камне-на-Оби, детский дом в с. Панкрушиха, спортивный зал в с.Рогозиха Павловского района. В соответствии с Президентской программой “Дети России” продолжается
строительство детского дома в с. Топчиха на 175 мест. Руководствуясь постановлением администрации края “О программе стабилизации и развития высшего профессионального образования в Алтайском крае в 1996-2000 годах” предпринимались меры по дальнейшему развитию системы высшей школы. Возросло количество высших учебных заведений в крае, появились еще 1 государственный и 1 негосударственный ВУЗ. Соответственно увеличилось и число студентов. Если в 1997 году в ВУЗах обучалось 45422 человека, то в 2000 году 58916 человека.
* Выпускники общеобразовательных школ, окончившие основную и среднюю (полную) школу всего, чел.
Важное значение отведено обеспечению учреждений образования высококвалифицированными специалистами, где на начало 2000-2001 учебного года трудятся 54670 педагогических работников, в том числе 29280 учителей и 4143 руководителя-организатора образования. К началу этого учебного года в систему образования направлено 1320 молодых специалистов, в том числе 922 с высшим педагогическим образованием и 398 со средним специальным, из них в сельские образовательные учреждения направлено 729 выпускников педагогических учебных заведений, что составляет 55,2% (в 1999 г. 48,8%).
Работа по осуществлению государственной политики в отношении детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, а также детей, в силу различных обстоятельств оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, была организована в соответствии с действующим законодательством. В крае принята и реализуется краевая целевая программа, направленная на реализацию Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, проведена значительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам детства: приняты законы Алтайского края “Об органах опеки и попечительства” и “О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан”, утверждено “Положение об организации работы по опеке и попечительству на территории Алтайского края", совершенствуется система детских интернатных учреждений.
В рамках этих документов большое внимание уделено вопросам устройства детей, нуждающихся в помощи государства. Только за последние три года дополнительно открыто 7 детских домов на 380 мест, открыты специальные (коррекционные) школы-интернаты для умственно отсталых детей в Михайловском районе, г. Рубцовске (на 100 мест каждая).
Ежегодно из средств краевого бюджета на содержание детских интернатных
учреждений выделялось более 100,0 млн. рублей, в 2000 году - более 180,0 млн.
рублей. В крае принимаются действенные меры по обеспечению воспитанников детских домов и школ-интернатов одеждой и обувью, мягким инвентарем, продуктами питания. В 2000 году на эти цели был определен объем финансирования через систему госзаказа в размере 19,9 млн. рублей (в 2001 году 22,0 млн. руб.).
Актуальными проблемами высших учебных заведений на сегодняшний день являются: переход на новые формы обучения, дальнейшее совершенствование непрерывного профессионального образования, социальная защита студентов, молодых специалистов, преподавателей, сохранение и развитие материальной базы.
2.7.КУЛЬТУРА
Важным фактором в развитии края является работа органов и учреждений культуры, включая сохранение памятников истории и архитектуры, возрождение художественных промыслов, поддержку молодых дарований и сложившихся творческих коллективов, обеспечение нормального функционирования учреждений культуры.
В рамках реализации Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года осуществляется развитие материальной базы государственных и муниципальных учреждений культуры, активизация выставочной и гастрольной деятельности, принятие нормативных правовых актов по моральной и материальной поддержке работников, организация профессиональной учебы кадров.
С целью создания условий для полноценного отдыха населения, осуществления специальных программ культурно-досуговой и художественной деятельности детей и взрослых в крае ведется работа по обеспечению деятельности сети государственных и муниципальных культурно-досуговых учреждений, состоящей из почти 2700 учреждений по различным направлениям деятельности. В настоящее время в крае работают 6 театров, 2 концертных организации, 59 музеев, 2498 библиотечных и клубных учреждений,120 учебных заведений различных уровней образования.
Одним из важнейших направлений является работа по укреплению материальной базы культуры. Событием стала передача здания бывшего ДК БМК Государственному театру для детей и молодежи; реконструируются краевой театр драмы им. В.М.Шукшина, Государственный театр музыкальной комедии, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Российско-Немецкий Дом, Государственная филармония Алтая. На эти цели за счет различных источников финансирования в 2000 году израсходовано около 10,5 млн. рублей. В марте 2000 года сдано в эксплуатацию отреставрированное здание Бийского муниципального театра драмы.
Стабильным остается зрительский интерес к театральному, музыкальному,
изобразительному искусству, выставочной деятельности. Ежегодно учреждения искусства дают свыше 2000 спектаклей и концертов, обслуживают свыше 150 тысяч зрителей, более 500 тысяч человек посещают ежегодно музеи края.
Начиная с 1998 года, возобновлена система гастролей профессиональных творческих коллективов в городах и сельских районах края. Крупной акцией театрального сезона 2000 года стал I региональный фестиваль театров кукол Сибири в Барнауле, в котором приняли участие творческие коллективы из 14 территорий.
Положительную динамику имеют библиотеки: более 40% населения охвачены библиотечным обслуживанием. В течение 1999-2000гг. решались вопросы подписки на периодическую печать для муниципальных библиотек, компьютеризации и внедрения новых информационных технологий.
Рост показателей деятельности характерен и для клубных учреждений. В 2000 году в них работало 7252 досуговых формирования, более чем на 7 тысяч увеличилось число участников в них и составило около 92 тысяч человек. 230 коллективов носят почетное звание “народный”.
Учреждения культуры активно работают по реализации общекраевых программ - краеведение, семья, профилактика социально-обусловленных заболеваний, экологическое просвещение, организация отдыха детей, досуга пожилых людей и детей-инвалидов.
Ощутимы результаты в решении вопросов сохранения культурно-
исторического наследия. В 1998-2000 гг. выявлено, зарегистрировано и обследовано более 1000 памятников истории и культуры, из них 500 поставлено на учет. Значимым результатом работы за истекший период следует считать стабилизацию кадрового состава и увеличение числа работающих в отрасли почти на 1 тысячу человек. Положительную динамику имеет показатель качественного состава работников.
Сохранена и поддержана государственная система повышения квалификации специалистов, в 2000 году обучение прошли 1175 человек. Всего за три последних года прошли обучение треть работников культуры.
Продолжено приобщение молодежи к художественным традициям народной культуры. Удалось не только сохранить сеть муниципальных детских школ искусств, но и увеличить число обучающихся почти на 1 тысячу детей; всего их - свыше 20 тысяч детей и что особенно важно - половина из них селяне.
Активно поддерживается краевая акция по работе с одаренными и талантливыми детьми краевой смотр “Юные дарования Алтая”. Ежегодно 40 учащихся детских школ искусств и училищ культуры становятся краевыми стипендиатами.
К 2000-му году удалось переломить ситуацию по финансированию государственных учреждений культуры: от 60% фактического финансирования в 1998 году пришли к 97-процентному выполнению установленных объемов бюджетных назначений. Регулярно и в полном объеме выплачивалась заработная плата, решались вопросы погашения кредиторской задолженности по оплате коммунальных платежей, увеличилась денежная составляющая в финансировании текущих расходов.
Вместе с тем финансирование отрасли по-прежнему остается недостаточным для надлежащего содержания учреждений культуры и искусства. С каждым годом увеличивается износ зданий и технического оборудования, недостаточно обновляется качественный состав музыкальных инструментов, требуют замены сценические костюмы. Заработная плата работников отрасли остается по-прежнему ниже прожиточного минимума.
В связи с этим, на ближайший период основной задачей остается сохранение сети учреждений культуры, решение вопросов укрепления ее материальной базы, завершение работы над программным документом развития культуры и туризма в крае, подготовка квалифицированных специалистов, решение вопросов социальной защиты работников отрасли.
2.8.ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Охрана окружающей среды в настоящее время является одной из важнейших проблем современности. В связи с этим администрацией края уделяется постоянное внимание мероприятиям по восстановлению и улучшению экологической обстановки. За последние годы наблюдается тенденция к незначительному, но стабильному снижению, как объемов сброса загрязненных сточных вод, так и объемов вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
Объем сброса загрязненных сточных вод в 2000 году составил 30,2 млн. м³, по сравнению с 1999 годом снизился на 5%. Сокращение сброса загрязненных сточных вод произошло за счет сокращения отдельных видов производств на ряде промышленных предприятий. Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения в 2000 году оценивается на 15 тыс. тонн меньше по сравнению с уровнем 1999 года. Снижение выбросов в атмосферу произошло за счет повышения эффективности действующих очистных установок и увеличения мероприятий по совершенствованию технологических процессов (перевода объектов теплоэнергетики и некоторых промышленных производств на природный газ).
Во исполнение постановления администрации края с 15 мая по 15 сентября 2000 года проводилась ежегодная операция “Чистый воздух”. Проверено более 700 предприятий и организаций и приостановлена эксплуатация 1941 автомобиля. Введено в эксплуатацию 68 постоянно действующих постов инструментального контроля. Штрафные санкции в 2000 году составили 17973 рубля.
Объем инвестиций, направленный на выполнение природоохранных мероприятий за счет всех источников финансирования в 2000 году по предварительным данным составит 57,5 млн.рублей, что на 4% выше уровня 1999 г. Увеличение объема инвестиций происходит в основном за счет собственных средств предприятий и внебюджетных источников. В экологические фонды края поступило 19,9 млн.руб. или на 1,4 млн.руб. больше, чем в 1999 году. Проведена корректировка платежей на выполнение природоохранных мероприятий 10 предприятиям на сумму 1,3 млн.рублей.
В целях изучения, рационального использования и охраны окружающей природной среды в 2000 г. принят ряд законов и постановлений администрации края:
“О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами”;
“О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края”;
“Об утверждении Положений о государственных природных комплексных заказниках краевого значения”.
Круг задач на 2001 год в области охраны окружающей среды сформирован в направлении стабилизации экологической ситуации региона:
увеличение текущих затрат природопользователей на охрану окружающей среды и капиталовложений на строительство природоохранных объектов;
усиление контроля за проведением природоохранных мероприятий регионального значения, увеличение количества природоохранных мероприятий, необходимых для стабилизации экологической ситуации за счет платежей за загрязнение окружающей среды, поступающих в краевой бюджет;
совершенствование нормативно-правовой базы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
проведение работы по повышению экологической заинтересованности природопользователей через усовершенствование системы экономического стимулирования;
обеспечение населения питьевой водой.
Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края осуществляется путем проведения геологоразведочных работ, финансируемых за счет платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взимаемых с предприятий ведущих добычу полезных ископаемых на территории края и централизуемых частично в федеральном и краевом бюджетах.
В 2000 году финансирование геологоразведочных работ по сравнению с предыдущим годом увеличилось почти в 2 раза и составило 66,4 млн. рублей, в основном за счет средств федерального бюджета 57,8 млн. рублей, финансирование из краевого бюджета осталось на уровне 1999 года и составило 3,9 млн. рублей.
Наибольший объем финансирования в 2000 году из федерального бюджета был направлен на проведение научно-исследовательских и региональных геолого-съемочных работ 23,7 млн. рублей. За прошедший год на финансирование геологоразведочных работ по питьевым подземным водам направлено 1,8 млн. рублей из федерального бюджета, из краевого 0,2 млн. рублей.
За счет этих средств завершены работы по разведке питьевых подземных вод для водоснабжения с. Усть-Чарышская Пристань и с. Залесово, утверждены запасы пресных подземных вод Травнинского и Залесовского месторождений с суммарными запасами 5,3 тыс. м³ /сут, что полностью удовлетворяет потребности данных населенных пунктов в питьевых водах.
На решение энергетической проблемы направлены средства из федерального бюджета в сумме 5,5 млн. рублей, из краевого - 0,5 млн. рублей. Продолжались поисковые и оценочные работы на бурый уголь в Солтонском районе (Карганско-Шабуровская площадь - выявлены прогнозные ресурсы в количестве 40 млн.т, завершена разведка на месторождении Мунайском -2), и на каменный уголь в Локтевском районе (Успенско-Раздольненская площадь выявлены прогнозные ресурсы в количестве 77 млн.т и проведен оперативный подсчет запасов в количестве 36 млн. т).
Основной объем добычи золота в Алтайском крае в настоящее время осуществляется из россыпных месторождений. Добыча золота составила 111 кг. На геологоразведочные работы по золоту из федерального бюджета направлено - 2,4 млн. рублей, из краевого 1 млн. рублей. Подготовлены запасы в количестве 9695 кг, из них 9600 кг (запасы техногенных образований Локтевского завода и Золотушинской обогатительной фабрики) будут представлены на государственную экспертизу в территориальную комиссию запасов в 2001 году.
Так же продолжались поиски марганца на Сунгайской площади, (получены прогнозные ресурсы в количестве 2,6 млн.т), геолого-экономическая переоценка запасов Белининского месторождения никеля и кобальта ( запасы никеля составили 60,1 млн.т).
За последние 3 года добывающими предприятиями на воспроизводство минерально-сырьевой базы в краевой бюджет было перечислено около 22,7 млн. рублей, из них 7,9 млн. рублей, перечислено в 2000 году, что существенно превысило предусмотренные в краевом бюджете ассигнования в размере 5 млн. рублей.
Приоритетными направлениями развития минерально-сырьевой базы края на 2001 год остаются:
контроль за использованием природных ресурсов края;
проведение геологоразведочных работ по углю, золоту, подземным водам;
осуществление мониторинга и охраны геологической среды;
усиление контроля направления платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в краевой бюджет на геологоразведочные работы.
2.9.БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Вопросы борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, в целях обеспечения согласованности действий правоохранительных органов, находятся на постоянном контроле администрации края. В т.г. ежеквартально анализируются результаты выполнения краевой комплексной программы по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в 1998-2000 гг., утвержден ряд программ по отдельным направлениям борьбы с преступностью на территории края. Так, принята и реализуется краевая комплексная программа “О мерах по усилению борьбы с детской и подростковой преступностью на 19992000 гг.”. В 2000 году наметилась тенденция к преодолению значительного роста преступности проявившегося в 1999 году. Число зарегистрированных преступлений сократилось на 8 % по сравнению с соответствующим периодом 1999 г, но вместе с тем, на 2.5 % выше уровня 1998 г. По видам преступлений в отчетном году сократилось число изнасилований на 14,9%, фактов причинения тяжкого вреда здоровью на 1,2%, грабежей на 3,5%, разбойных нападений на 16,9%.
На протяжении трех последних лет, как и прежде, преобладающими видами преступлений оставались кражи чужого имущества, грабежи, мошенничество. Как сложное оценивается состояние с кражами цветного металла. Несовершенство законодательства, разветвленная сеть пунктов приема цветных металлов, высокая доходность привели к тому, что количество краж цветных металлов за три года увеличилось практически в пять раз (с 384 до 1909 фактов).
За отчетный период улучшилась раскрываемость основных видов преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений - с 57,6% в 1998 году до 64,5% в 2000 году. В то же время за прошедший год раскрываемость убийств снизилась с 85,1% до 76,8%.
Самого серьезного внимания заслуживает положение дел с раскрываемостью экономических преступлений, их количество возросло в 1,8 раза.
За прошедший год правоохранительными и контролирующими органами проведено более 73 тыс. оперативных проверок, выявлено 122 преступления экономической направленности с незаконным оборотом спирта и алкогольной продукции, по которым возбуждено 96 уголовных дел. В контексте противодействия организованной преступности осуществлялась борьба с незаконным оборотом наркотических средств. Число выявленных преступлений выросло на 16,5%. Из незаконного оборота изъято более 2 тонн (1998 г. 1,4) наркотических средств.
Заметное воздействие на состояние преступности оказывает нерешенность многих социальных проблем. В 2000 году более половины лиц, совершивших преступления, не имели постоянного источника дохода.
В последние годы в крае остается острой проблема групповой преступности несовершеннолетних. С целью предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних систематически проводится межведомственная операция “Подросток”. В результате проведенных мероприятий число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 4,8%. В целях усиления борьбы с преступностью регулярно проводятся совместные коллегии и совещания с УФСБ, налоговыми ведомствами, таможней и другими силовыми структурами, в работе которых принимают участие руководители органов власти. Сложная социально-экономическая обстановка в республиках Средней Азии и Закавказья, активные миграционные процессы, прозрачность границ, все это влияет на ситуацию с незаконным оборотом наркотических средств. Складывающаяся ситуация требует дальнейшего наращивания усилий в противодействии этому виду преступного промысла, выявлении крупных поставщиков наркотических средств и перекрытии каналов их поступления в Россию через Алтайский край.
Другой важной задачей остается противодействие экономической преступности. В 2001 году органы внутренних дел края должны сосредоточить усилия на защите граждан от преступных посягательств в финансово-кредитной сфере, пресечении фактов незаконного получения и использования государственных целевых кредитов, а также попыток легализации капиталов криминального происхождения и утечки валютных средств из страны.
Институт современного социализма
|