Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

1.3.ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО

В отчетном периоде сохранилась устойчивая тенденция наращивания инвестиций, проявляющаяся с 1998 г. Формирование ряда важнейших условий для роста инвестиций, прежде всего, низкоинфляционная среда, снижение доходности основных финансовых инструментов, финансирование капитальных вложений из краевого бюджета в планируемых объемах, рост кредитных вложений, средств федерального бюджета, привлечение иностранных инвестиций определили их стабильный прирост, составивший более, чем 1,5 раза за последние 3 года (по России 15%) и наращивание инвестиционного потенциала Алтайского края.

В результате по данным журнала “Эксперт” в инвестиционном рейтинге за 1999-2000 гг. Алтайский край занимает 26 место по инвестиционному потенциалу среди 89 российских регионов, а по величине инвестиционного риска, показывающего возможность потери дохода и включающего такие виды рисков, как экономический, социальный, законодательный, криминальный край отнесен к зоне умеренного риска.

В целом по краю на развитие экономики и социальной сферы по предварительной оценке использовано за счет всех источников финансирования 7853 млн.рублей, что на 8% больше уровня 1999 г. и на 26,4% 1998 г. По-прежнему основной удельный вес в инвестициях приходится на собственные средства предприятий, но их доля постепенно уменьшается: увеличиваются объемы бюджетных инвестиций, кредитных вложений, средств индивидуальных застройщиков.

Администрацией края постоянно ведется работа по включению края в федеральные целевые программы, их финансированию. В 2000 году действовало 34 федеральных программы, по 33 из которых было открыто финансирование.

Наиболее значимой для края федеральной программой является “Государственная программа по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне”. Финансирование данной программы в 2000 г. составило 30,47 млн, рублей (в том числе 25,8 млн. рублей на инвестиции) против 26,47 млн. рублей в 1999 году и 8,79 млн. рублей в 1998 г. Кроме того, на строительство краевой клинической больницы из федерального бюджета за 1998-2000 гг. выделено 31,3 млн.руб., в т.ч. в отчетном 7,5 млн. рублей.

Увеличилось и финансирование мероприятий по отселению жителей из оползневой зоны в г.Барнауле: в 2000 году получено 29,6 млн. рублей (100% годового лимита), тогда как в 1999 году - 24,5 млн. рублей (96% от годового лимита), в 1998 году - 29 млн.рублей.

В 2000 году продолжилась работа по выделению жилищных субсидий гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера более 15 лет. По этому направлению выделено 400 тыс. рублей и улучшены жилищные условия 9 семей.

В рамках реализации президентской программы “Государственные жилищные сертификаты” на обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас и увольняемых из рядов вооруженных сил, в 2000 г. реализовано 136 серти-фикатов на сумму 26,8 млн.руб., а всего за 1998-2000 гг. на сумму 120,1 млн.руб.

На строительство и приобретение жилья участникам ликвидации Чернобыльской АЭС из федерального бюджета получено 1,5 млн. рублей против 1,4 млн.рублей в 1999 г., дома для инвалидов-колясочников в г.Рубцовске - 1,7 млн. рублей (2 млн. рублей в 1999 г.).

Всего на реализацию федеральных программ и строительство объектов федеральной адресной инвестиционной программы из федерального бюджета получено 1615 млн.руб. (1319 млн.руб. инвестиций), что на 38% выше, чем в 1999 г. и в 5,7 р. в 1998 г.

В целях активизации инвестиционной деятельности в крае администрацией создана система управления инвестиционными процессами, основой которой является Закон Алтайского края “Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае”. В результате инвестиции в капитальные вложения из краевого бюджета финансируются в соответствии с планом капитальных вложений и за 2000 г. выполнены на 100%. Сохранены приоритетные направления инвестирования: на строительство и ввод объектов социальной сферы направлено 69,3 млн. руб. (на объекты народного образования - 46.7 млн. руб., здравоохранения 13.9 млн. руб., культуры 7.4 млн. руб. и соцобеспечения 1.3 млн. руб.), на жилищное строительство - 42.8 млн. руб.

В целях активизации жилищного строительства, стимулирования развития доступных для населения систем долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья, внедрения новых подходов к привлечению внебюджетных инвестиций администрацией края принято постановление “Об усилении жилищного строительства в крае в 2000 г. и на период до 2004 г.”. Всего за счет всех источников финансирования введено 412 тыс.м2 общей площади жилых домов (65% индивидуальными застройщиками), что является одним из самых высоких показателей в Западной Сибири.

На выполнение программы по газификации края в 2000 году за счет всех источников финансирования направлено более 150 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета более 90 млн. рублей.

В текущем году введено за счет всех источников финансирования 26,3 км. газопровода, газифицировано природным газом 4349 квартир, подан природный газ на 11 котельных, в числе которых такие крупные потребители как: ОПХ “Овощевод”, котельная по ул. 6-я Нагорная, ОАО “Алтайвагон”, ОАО “Алмак”, КГУП “Индустриальный” и др.

По отраслям социальной сферы сделан упор на строительство социально-значимых объектов с высокой степенью готовности, ввод в эксплуатацию которых значительно улучшит материальную базу отраслей и соответственно, скажется на повышении жизненного уровня жителей края.

Принятое три года назад администрацией края решение об обязательном долевом участии бюджетов муниципальных органов (районов не менее 20%, городов не менее 50%) в строительстве объектов социальной сферы позволило осуществить значительный ввод объектов народного образования.

За 2000 год введено, как и в 1999 г., 13 школ, а также детский дом на 50 мест в Панкрушихинском районе. Продолжается строительство детского дома в с.Топчиха на 175 мест по федеральной программе “Дети сироты”, а также других объектов народного образования.

По объектам здравоохранения введены 4 больницы на 157 коек и поликлиника на 85 посещений в смену в г. Новоалтайске.

В производственной сфере введены в эксплуатацию мощности по выпуску муки (312,4 тонн в сутки), крупы (156 тонн в сутки), хлеба и хлебобулочных изделий (3,5 тонны в сутки), мяса, консервов, пиломатериалов и др.

В агропромышленном комплексе введены животноводческие помещения для содержания крупного рогатого скота, зерносеменохранилища, проведена комплексная реконструкция орошаемых земель на площади 2,21 тыс.га (в 1998 году - 0,9 тыс.га, в 1999 году 2,52 тыс.га).

Вовлечению банковских структур в инвестиционный процесс способствовала инициатива администрации края в погашении части банковской процентной ставки по привлеченным для поддержки реального сектора экономики банковским кредитам. Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являлись: повышение инвестиционной активности, поддержка высокоэффективных, рентабельных и быстроокупаемых производств, улучшение платежеспособности предприятий.

Это позволило:

во-первых, сконцентрировать государственные финансовые средства на приоритетных направлениях развития экономики края;

во-вторых, повысить ответственность самих предприятий за результаты реализации инвестиционных проектов, поскольку в числе обязательных условий устанавливалась оплата самим предприятием срочных процентов банку за пользование кредитом в размере 15%;

в-третьих, исключить ситуацию "размывания" инвестиций мелкими порциями по всем проектам;

в-четвертых, снизить нагрузку на краевой бюджет, так как вместо выдаваемых ранее из краевого бюджета кредитов в 2000 году выделялись на безвозмездной основе средства лишь на погашение части банковской процентной ставки по привлекаемым предприятиями кредитам банков. В результате на погашение разницы процентной ставки банков в 2000 году из краевого бюджета направлено 11,1 млн. руб. на общую сумму кредита 305,6 млн. руб., 76% которого пришлось на долю “Алтайсбербанка”. При его участии в крае реализуется инвестиционный проект “Создание производства гербицида “Нитран”, осуществляется развитие авиауслуг в крае, расширение действующего производства на ведущих предприятиях края: ОАО “Барнаульский шинный завод”, ОАО “Алтайдизель”, ЗАО “Алтайвитамины”.

При участии “Сибирского социального банка” в рамках программы “Ткань” осуществляется финансирование ОАО “Бийская льняная компания” для обеспечения предприятия сырьем, ЗАО “Бийская швейная фабрика” - для заготовки и переработки шерсти.

В результате в целом по краю кредитные вложения в экономику выросли за 1999-2000 гг. более, чем в 3 раза.

Одним из основных направлений капитальных вложений за счет средств краевого бюджета в 2001 год является поддержка отраслей реального сектора экономики путем компенсации части банковской ставки.

На это планируется предусмотреть 50 млн. рублей, что позволит дополнительно привлечь 481 млн. рублей, в т.ч. средства банков 385 млн. рублей и собственные средства предприятий 96 млн. рублей.

В силу ограниченности средств краевого бюджета стоит задача повышения эффективности их использования, поскольку в нынешней ситуации только высокоэффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки и способные обеспечить рост производства, прибыли, реальных денежных доходов населения, доходов бюджета и т.д.

Вторым приоритетным направлением остается газификация края, на которую предусмотрено 100 млн. рублей. Планируется дополнительно привлечь около 900 млн. рублей.

Третьим приоритетным направлением является развитие социальной сферы - планируется ввести 17 школ, 2 больницы и 4 поликлиники.

Четвертое направление инвестиций жилищное строительство. Объем финансирования за счет средств краевого бюджета планируется в сумме 80 млн. рублей, причем на ипотечное жилищное кредитование предполагается направить не менее 40 млн. рублей.

Администрацией края принимаются меры по сокращению объемов незавершенного строительства жилья и объектов социальной сферы. С этой целью разрабатываются мероприятия по дальнейшему использованию недостроенных объектов: продолжение строительства с привлечением ипотечного жилищного кредитования, средств населения и других инвесторов, консервация, продажа для последующей достройки, разбор на стройматериалы.

Пятым приоритетным направлением инвестиций является мелиорация и водоснабжение.

Также одним из основных направлений деятельности администрации края на 2001 год остается работа по включению края в федеральные целевые программы.

Повышение инвестиционной активности может быть решено посредством формирования благоприятного климата для частных инвесторов и ускорения эффективной трансформации накоплений в инвестиции.

Иностранные инвестиции рассматриваются как одно из важных условий решения проблем экономического роста и интеграции края в мировую экономику. Приток иностранного капитала в край увеличился к уровню 1998 года примерно в 1,5 раза.

Привлечение иностранных инвестиций в край в первую очередь означает укрепление доверия инвесторов к Алтайскому краю, создание прочной экономической и социальной основы для продолжения преобразований во всех сферах экономики.

В 2000 году наиболее активно в экономику Алтайского края инвестировали Германия - 2427,6 тыс. долл. США (52,8 %), Бельгия - 2121,0 тыс.долл. (46,2 %). Из них 46,7 % приходится на промышленность, 52,8 % на сферу финансов, 0,5 % - отрасли торговли и общественного питания.

На начало 2000 г. в крае действовало 45 совместных предприятий, из которых 4 предприятия являются собственностью иностранных юридических лиц, в 41 смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием.

В деятельности совместных предприятий участвуют иностранные фирмы 19 стран мира. Наибольшее количество предприятий создано с фирмами Китая - 11 (24% от общего числа совместных предприятий), Германии и Кипра - по 5 (11%).

Уставной капитал совместных предприятий на начало 2000 года составил 40,2 млн. рублей, более половины из них (20,8 млн. рублей) взносы иностранных инвесторов.

В отраслевом разрезе наибольший удельный вес приходится на предприятия промышленности - 49% и торговли 38%.

Улучшению инвестиционного климата в Алтайском крае способствует доступ иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях региона. В этой связи с начала 2000 года проводится работа по размещению территориального Веб-сайта края и Сайта администрации края в глобальных информационных сетях.

С привлечением зарубежных специалистов ("ДжейЭйчАй Консалтинг Лтд.", Лондон) сформирован и размещен в глобальных информационных сетях (Интернет и Джеффнет) региональный Профиль и совместно с представительством администрации Алтайского края на Кипре выработан механизм распространения Профайла с использованием дипломатических каналов.

При представительстве в республике Кипр организована работа пресс-службы администрации Алтайского края в целях освещения внешнеэкономической деятельности администрации края на Кипре, интегрирования населения и деловых кругов края в систему хозяйственных международных связей, развития деловой и политической активности за рубежом, создания благоприятного имиджа Алтайского края.

Улучшение инвестиционного имиджа края создаёт возможность для сотрудничества с международными организациями. Так, с 1998 года совместно с компанией PROFIDEV Ltd ведётся проработка 2 крупных инвестиционных проектов:

1. ОАО СП “Сибирь-Полиметаллы” - “Организация добычи, обогащения и комплексной переработки полиметаллических руд" сметной стоимостью 215 млн. дол.

2. ОАО СП “Барнаульская ТЭЦ-4” - “Реконструкция Барнаульской ТЭЦ-3, тепловых сетей г.Барнаула и строительство Барнаульской ТЭЦ-4” сметной стоимостью 160 млн.дол.

Кроме того, находится в стадии заключения и подписания меморандума и контрактов с австрийской компанией AVL LIST GmbH проект “Организация и производство автомобильных дизельных двигателей семейства ВАЗ-БЗТМ, дизельных генераторных установок на их базе, модулей для сельскохозяйственных машин", сметной стоимостью 85 млн. дол., а также проект “Система регулирования минимального душевого дохода с безналичными расчетами на основе пластиковых карт в крае”, сметной стоимостью 12,4 млн.дол.США., прорабатываемый совместно с австрийскими компаниями Юнит Груп Интернэшл и БГС Смарткард Системс.

Продолжается работа по проекту “Развитие птицеводства в крае” совместно с компанией Лодам Оверсис Менеджмент С.А.(княжество Люксембург) сметной стоимостью 65 млн.дол.США.

Проектная производительность комплекса птицефабрик определена в 300 тыс.тонн мяса птицы в год, из которых 50% продукции ориентированы на внутренний рынок, а 50% на экспорт в Китай.

В настоящее время совместно с торгпредством РФ в Австрии в стадии первичной проработки находятся еще два проекта:

1.Проект Алтайского завода прецизионных изделий “Производство насос-форсунок и распылителей для семейства дизельных двигателей М1 к автомобилям ОАО “ГАЗ” по лицензии фирмы “Steyr-Daimler Puch AG” (Австрия)” сметной стоимостью 20 млн. дол.США

2.Проект ОАО “Кучуксульфат” “Создание производства бесхлорного минерального удобрения - сульфата калия, получаемого методом конверсии мирабилита и хлористого калия”.Общая стоимость проекта оценивается в 10 млн. долларов США, из которых 20% - собственные средства ОАО “Кучуксульфат”, остальные - заемные средства.

1.4.ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО И СВЯЗЬ

Экономический рост в базовых отраслях, целенаправленная работа администрации способствовали возникновению устойчивой тенденции увеличения грузооборота. В результате грузооборот в целом по краю в отчетном году по сравнению с 1997 годом вырос на 64,3%.

По итогам 2000 года коммерческий грузооборот составил 26,2 млрд. тонно-километров, что на 32,5% больше уровня 1999 года (по России на 8,8%) и на 30,2% больше задания, принятого в Плане социально-экономического развития края. Увеличение грузооборота наблюдается по железнодорожному (на 33,2%) и

водному (на 16,2%) транспорту, грузооборот автомобильного транспорта остался на уровне 1999 года. Прирост грузооборота вызван увеличением дальности перевозок грузов и их объемов. Особенно следует отметить значительный рост объемов перевозимых железнодорожным транспортом лесных грузов (в 1,6 раза), лома черных металлов (в 1,5 раза), зерна и продуктов перемола (на 42,3%), химических и минеральных удобрений (на 12,2%).

Пассажирооборот составил 3098 млн. пасс.-км, что на 0,8% выше уровня 1999 года и на 2 % - планового задания. Наибольший прирост пассажирооборота (на 20,5%) достигнут предприятиями речного транспорта. Увеличение пассажирооборота произошло и на железной дороге на 13,3%. Наряду с этим наблюдается падение пассажирооборота на 9,4 % на автомобильном транспорте.

Одним из ведущих направлений деятельности администрации в транспортном комплексе в 2000 году, как и в предыдущие годы, явилась стабилизация работы пассажирского транспорта на основе сохранения прежней структуры, повышения роли и дальнейшего развития электротранспорта в городском пассажирском движении, обновления подвижного состава, развития внутренней автодорожной сети.

В транспортном комплексе в основном сохранена маршрутная сеть городского, пригородного и междугородного сообщения. Автомобильная маршрутная сеть составляет более 700 регулярных маршрутов, в том числе 210 междугородных. В отчетном году открыт 21 новый городской маршрут, 10 пригородных, произошло расширение маршрутной сети на межобластных перевозках: открыты маршруты Барнаул-Кемерово, Барнаул-Новокузнецк по новой трассе Барнаул-Кузбасс, открыто 2 дополнительных отправления на междугородных маршрутах (“Барнаул-Усть-Каменогорск”, “Барнаул-Семипалатинск”, “Бийск-Усть-Каменогорск”).

С целью обеспечения более качественного обслуживания населения края услугами транспорта при непосредственном долевом участии администрации края на Алтайское отделение железной дороги приобретены в последние три года два пассажирских электропоезда для пригородного сообщения, 41 автобус для выполнения регулярных маршрутных перевозок пассажиров (в том числе в 2000 г.-14 штук). Проводилась целенаправленная работа по получению предприятиями края льготного кредита для приобретения новых автобусов и автобусов иностранного производства (в 2000 году приобретено 33 автобуса).

Стабилизировалась ситуация в сфере воздушного транспорта. Период 1998-2000 годов для предприятий воздушного транспорта был периодом их становления, что связано с реформированием Барнаульского государственного авиапредприятия (БГАП). В результате реформ на базе БГАП были организованы 5 предприятий, что позволило сохранить авиационные услуги в Алтайском крае, имущественный комплекс БГАП и рабочие места.

С целью сохранения “малой авиации”, необходимой для нужд края
(авиационно-химические и лесо-авиационные работы, выполнение полетов по
санзаданиям, для МЧС и др.), приобретены три вертолета МИ-8 и переданы в аренду КГУП “Алтайские авиалинии”. Администрацией края оказана финансовая поддержка “Алтайским авиалиниям”: в 1998 году из краевого бюджета на развитие его базы было перечислено 590 тыс.руб., в1999 году 1819 тыс.руб., в 2000 - 1000 тыс. руб. Кроме того, в целях поддержания ЗАО “Авиационно-технический центр” администрацией края приобретены три самолета ИЛ-76ТД, что позволило сохранить рабочие места инженерно-техническому и летному составу.

В последние годы развитие дорожного хозяйства края осуществляется с
целью удовлетворения потребности населения и экономики края в перевозках по
автомобильным дорогам и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния
автомобильных дорог общего пользования. Продолжалось поэтапное формирование и развитие опорной сети основных территориальных дорог и реконструкция федеральных автомобильных дорог. Протяженность сети дорог общего пользования за последние 3 года возросла на 705 км, в том числе в 2000 году на 301 км и составила 16595 км.

В отчетном году объемы работ в дорожном хозяйстве края с учетом средств, выделяемых из федерального дорожного фонда на развитие и содержание федеральных дорог, проходящих по территории края, составили более 2,4 млрд.рублей (160% к уровню 1999 г.). В результате завершено строительство подъездной автодороги к г.Барнаулу с устройством транспортной развязки у пересечения с автодорогой Новосибирск-Бийск-граница Монголии, третьего пускового комплекса мостового перехода через р.Обь в г. Барнауле, участка федеральной автодороги “Чуйский тракт” протяженностью 9,9 км., автодороги “Алтай-Кузбасс”. Введены в эксплуатацию 13 мостов общей протяженностью 1601,7 п.м., отремонтировано 269 км дорог и устроено 1076,0 км шероховатой поверхностной обработки. На мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, включающие установку барьерных ограждений, дорожных знаков, сигнальных столбиков, дорожную разметку и т.д., направлено 147,2 млн. руб.

Реализация правовых проблем организации и функционирования транспортного комплекса в Алтайском крае осуществляется на основе принятых законов: “Об автомобильном пассажирском и городском наземном электрическом транспорте в Алтайском крае”, “О территориальном дорожном фонде Алтайского края” и постановлений администрации края, регламентирующих сбор и расходование средств территориального дорожного фонда, изменений и дополнений, внесенных в закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Алтайского края”, предусматривающих выравнивание налоговых нагрузок между автопредприятиями и индивидуальными предпринимателями. С целью повышения безопасности при перевозке детей в крае принято “Положение о порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах в Алтайском крае”.

Основными проблемами, тормозящими развитие транспортного комплекса края, являются:

существенный износ и выбытие основных фондов и трудности с их заменой из-за высокой стоимости.

значительное увеличение тарифов на услуги всех видов транспорта в связи с растущими ценами на энергоносители, что ведет к потере объемов грузо и пассажироперевозок.

изменение источников финансирования дорожных фондов в связи с введением второй части Налогового кодекса РФ, что привело к резкому снижению ассигнований, направляемых в дорожную отрасль. Объем средств, выделяемых в 2001 году на эти цели, составит ориентировочно лишь 40 % от уровня 2000 года, что резко сократит возможность строительства и реконструкции дорог. В сложившейся ситуации усилия дорожников края будут направлены в первую очередь на сохранение действующей сети дорог и повышение безопасности дорожного движения.

Для более полного удовлетворения платежеспособного спроса населения
края в автомобильных перевозках, с целью стабилизации предприятий общественного транспорта на 2001 г. планируется реализация мероприятий по упорядочиванию системы льгот, продолжению применения договорных отношений между уполномоченными органами “заказчиков” пассажирских перевозок и транспортными организациями, оказанию государственной поддержки предприятиям общественного транспорта в приобретении подвижного состава и т.д.

Развитие телефонной сети в крупных городах в настоящее время в основном завершено. В 2000 году прирост монтируемой емкости телефонных аппаратов составил 30 тыс.штук, введено 36,1 км междугородной кабельной линии связи. В перспективе первоочередными направлениями деятельности будут увеличение коэффициента использования монтированной емкости АТС, замена морально и технически устаревшего оборудования на современное и дальнейшее развитие современных средств телефонной связи на селе. На эти цели направлена реализация программы “Развитие телефонной связи в сельской местности Алтайского края на период 2000-2010 г.г.”, которая предусматривает увеличение плотности телефонов в селах до 18 штук на 100 жителей.

Утвержденная администрацией края “Программа развития радиовещания в Алтайском крае на 2000-2002 годы” предусматривает обеспечение полного охвата населения эфирным радиовещанием центральной и местными программами, улучшение качества радиосигнала, организацию студий местного радиовещания.

Ввиду дефицита средств финансирования с большими трудностями столкнулась реализация Концепции создания спутниковой сети регионального телевизионного вещания, предусматривающая охват населения телевизионным вещанием региональной программой в объеме 97,2%. Введенное в строй оборудование 1-ой очереди работает неэффективно, эксплуатационные расходы составляют около 18 млн. рублей в год. С целью сокращения нерациональных расходов средств краевого бюджета необходимо в кратчайшие сроки реализовать 2-3 очередь Концепции, для чего в 2001 году потребуется 26,91 млн.руб.

1.5.ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ И

ГАЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Основные направления функционирования жилищно-коммунального хозяйства края в отчетном году осуществлялись в рамках краевой программы реформирования ЖКХ и были сосредоточены на предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих стандартам качества.

Составной частью программы являются изменение механизма финансирования отрасли и обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами, в виде предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, демонополизация и развитие конкуренции, организация ресурсосбережения, газификация жилых домов и котельных, создание товариществ собственников жилья.

В соответствии с Законом Алтайского края “О переходе жилищного фонда и инженерных сетей в муниципальную собственность” и на основании разработанных органами местного самоуправления графиков передачи жилья в муниципальную собственность на 2000-2001 гг. продолжалась работа по приемке ведомственного жилья в муниципальную собственность. В разрезе форм собственности преобладает частный сектор, который совместно с приватизированными жилыми помещениями составляет 78% от общего количества жилья в крае. С начала приватизации в индивидуальную собственность граждан передано более 60% государственного и муниципального жилищного фонда.

Основной проблемой в сфере жилищного хозяйства является недостаточное финансирование услуг, предоставляемых жилищно-эксплуатационными организациями. По этой причине организации перешли практически от планового осмотра и ремонта жилых домов к устранению только аварийных заявок. Капитальный ремонт жилья выполняется на 10% от потребности, а в отдельных районах и городах вообще не проводится.

Несвоевременное проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда приводит к ежегодному увеличению количества ветхого и аварийного жилья. За последние 3 года физический износ жилых зданий увеличился почти в два раза и из 16 млн.кв.м общей площади муниципального и приватизированного жилищного фонда 1,5 млн.кв.м нуждается в неотложном капитальном ремонте.

С целью решения вышеуказанных проблем администрацией края принято постановление от 14.08.2000 г. № 622 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг". Постановлением предусмотрено введение с 1.01.2001 года дополнительных платежей населения за капитальный ремонт и наем жилья.

Органам местного самоуправления рекомендовано взимать оплату по повышенным тарифам за жилье, занимаемое гражданами сверх социальной нормы площади жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг. С учетом платежеспособности и без увеличения общего уровня платежей населения предложено ввести оплату за содержание и ремонт жилья по себестоимости. Уже сегодня оплата за содержание и ремонт жилья по себестоимости введена в г.Бийске и 4-х районах края.

С целью совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля в жилищном хозяйстве, предоставления возможности собственникам жилья самостоятельного управлять и осуществлять эксплуатацию своего дома, продолжается работа по формированию товариществ собственников жилья. На сегодняшний день в крае действует 156 товариществ, на балансе которых находится около 500 тыс.кв.метров жилья, что составляет 7% от общего объема государственного и муниципального жилищного фонда края. По созданному количеству товариществ, край среди других регионов страны занимает третье место.

Около 50% товариществ уже отказались от услуг жилищно-эксплуатационных организаций и перешли на самообслуживание. На сегодняшний день - это один из основных путей по сохранности жилищного фонда.

Недостаток средств на проведение ремонтных работ, приводит к нарастанию проблемы ветхости оборудования и сетей. При ежегодной потребности замены 450 км тепловых и 800 км ветхих водопроводных сетей, планируется к замене 300-340 км.

В связи с повышением цен на мазут в 2000 году было принято решение о переводе ряда котельных на уголь или переключении тепловых нагрузок жилищно-коммунальной и социальной сферы. Так, нагрузки переведены на котельную, работающую на угле в Кулундинском и Топчихинском районах, переведены на твердое топливо котельные в Ключевском и Шипуновском районах. Переключение тепловых нагрузок позволило сэкономить бюджетных средств более, чем на 11 млн.руб.

Алтайский край, не имея на своей территории собственных энергоресурсов, вынужден ежегодно завозить более 8 млн.тонн угля, 350 тыс.тонн мазута и 58 тыс.тонн сжиженного газа из других регионов. Из-за большого расстояния перевозок в крае сложился один из самых высоких в России тарифов на тепловую и электрическую энергию. Особенно сложное положение на селе. Учитывая, что природный газ намного превосходит другие виды топлива по удобству применения и экологической чистоте, а также то, что реальной возможностью снижения расходов на приобретение топлива и улучшения обеспечения им населения является газификация края, в декабре 1995 года был введен в эксплуатацию газопровод Новосибирск-Барнаул пропускной способностью 1,5 млрд.куб.метров газа в год.

Для его загрузки за счет средств краевого и местных бюджетов построено 520,4 км распределительных сетей (в т.ч. в 1998 г. - 39 км, в 1999 г. - 12,3 км, в 2000 г. - 75,4 км), переведено на использование природного газа 51 котельная, 12 котлов на объектах ОАО "Алтайэнерго", газифицировано более 22 тыс.квартир. Построены газопроводы из полиэтилена до с.Шахи Павловского района и с.Анисимово Тальменского района. В крае действует цех по производству полиэтиленовых труб на базе оборудования германской фирмы "Баттенфельд", производительность цеха 1170 км в год, что позволит обеспечить Сибирский регион полиэтиленовыми трубами не только для газоснабжения, но и для водопровода и канализации. И тем не менее, газопровод загружен пока на 20% от своей мощности.

Несмотря на прекращение финансирования работ из федерального бюджета, предусмотренное федеральной программой "Газификация России", продолжается газификация гг.Барнаула и Новоалтайска, Тальменского, Первомайского и Павловского районов, ведутся работы по дальнейшему переводу на газовое топливо объектов теплоэнергетики края (ТЭЦ-2 г.Барнаула).

Газопотребление в 2000 году возросло по сравнению с 1998 годом на 75% и составило 323,7 млн.мЗ газа в год. В то же время, низкая загрузка магистрального газопровода, а также сложная экономическая ситуация с обеспечением углем, мазутом, сжиженным газом требуют увеличения объемов строительства газовых сетей, перевода потребителей на использование природного газа, газификацию жилого фонда, особенно в сельской местности.

В 2000 году на основании пятистороннего соглашения, при участии ОАО "Газпром", было начато строительство газопровода Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск с отводом на курорт Белокуриха.

Администрация уже вложила в это строительство 50 млн.рублей; сварены в нитку и уложены первые 15 км газопровода, ввод в эксплуатацию которого позволит начать газификацию прилегающих к газопроводу сельскохозяйственных районов, а также объектов теплоэнергетики и промышленности г.Бийска, улучшить экологическую обстановку Горного Алтая и курорта Белокуриха.

Администрация края, возлагая большие надежды на газификацию, считает основной задачей в этой сфере на 2001 год продолжить работу по привлечению инвесторов, в том числе и зарубежных.

1.6.ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

В течение всего 2000 года на потребительском рынке зарегистрировано сохранение тенденции наращивания объемов платных услуг, проявившейся с 1999 г., и впервые с 1998 г. отмечается положительная динамика в розничной торговле.

Рост реальных денежных доходов населения, комплекс мер администрации по упорядочиванию торговли, созданию системы оптовых продовольственных рынков, формированию современных торговых сетей (“Мария-РА”, “Реноме”, “Раздолье”, “Хелми”, “Вадим” и др.), проведению ярмарок, расширению деятельности оптовых фирм и товаропроизводителей, входящих в Ассоциацию оптово-продовольственных предприятий края, позволили увеличить объем оборота розничной торговли в 2000 году до 24393 млн. рублей, что больше на 40,9% в фактических ценах и на 14% - в сопоставимых к уровню 1999 года (по России на 8,9%) и превысить уровень 1996 г. Оборот на душу населения за отчетный год составил 9,2 тыс. рублей против 6,5 тыс. рублей в 1999 г. и 4 тыс.руб. в 1998 г.

Потребительский рынок края является сегодня важной и весомой сферой занятости населения, здесь работает свыше 150 тыс. человек. Кроме того, это одна из весомых бюджетообразующих отраслей (после машиностроения и перерабатывающей промышленности) обеспечивающая 11,3% сборов и налогов торговли и общественного питания в структуре доходов бюджета.

Администрацией края постоянно отслеживаются вопросы товарного насыщения рынка. Населению края предлагается свыше 3 тыс. продовольственных и более 20 тыс. непродовольственных наименований товаров. Запасы товаров на предприятиях торговли обеспечивают бесперебойную их продажу в течение 34 дней против 30 в 1999 г.

В макроструктуре оборота розничной торговли соотношение продовольственных и непродовольственных товаров составило 45,8% и 54,2%.

Потребительская корзина населения состоит на 86% из отечественных продовольственных товаров и 36% - промышленных.

Эффективным механизмом взаимодействия промышленности и торговли является заключение прямых долгосрочных договоров с производителями продукции, расширение фирменной торговли.

Продолжается работа по созданию системы оптовых продовольственных рынков и развитию торговли на них. В настоящее время рынки действуют в городах Барнауле, Бийске, Рубцовске, Алейске и городе Камень-на-Оби, р.п. Благовещенка, в 2000 году проводилась подготовительная работа по открытию оптового рынка в г. Славгород. Основную долю в товарообороте рынков составляют продовольственные товары.

В целом товарооборот рынков увеличился с 438 млн.рублей в 1998 г. до 800 млн.рублей в 2000 г.

На особом контроле администрации края находится государственное регулирование оборота алкогольной продукции на территории края. Координатором проводимой работы является Межведомственная комиссия, которая разрабатывает и осуществляет комплекс мер, обеспечивающих защиту интересов государства, прав потребителей и отечественных производителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции. За 2000 год проведено 30 заседаний МВК, проанализирована работа 17 районов края с выездом на место.

За прошедший год правоохранительными и контролирующими органами проведено более 73 тысяч оперативных проверок, выявлено 122 преступления экономической направленности с незаконным оборотом спирта и алкогольной продукции, по которым возбуждено 96 уголовных дел, в результате чего возвращено в краевой бюджет более 5 млн.рублей.

Позитивные изменения происходят в сфере общественного питания: открыты 54 предприятия, которые отличаются современным дизайном, модернизированным оборудованием, высоким уровнем обслуживания потребителей, гибким графиком работы; получили развития предприятия быстрого питания типа “Бистро”, “Трактир”, “Пицца”; действует 73 кулинарных магазина и 60 кафетериев в предприятиях розничной торговли. Все большее распространение получает применение на предприятиях общественного питания полуфабрикатов высокой степени готовности. Развитие сети летних кафе, которых в 2000 году работало более 450, компенсирует недостаточность в предприятиях массового питания (26% от потребности).

Положительная динамика развития услуг общественного питания сказалась на увеличении объемов оборота общественного питания - с 285,9 млн. рублей в 1998 году до 559 млн. рублей в 2000 году. Рост оборота общественного питания в 2000 году составил 107%. Вместе с тем, темпы роста питания значительно ниже оборота торговли. Остро стоит проблема в организации диетического питания на промышленных предприятиях. В крае диетпитание организованно в двух городах Барнауле и Новоалтайске и для этих целей представлено всего 154 посадочных места, что соответствует 5,1% от потребности.

Доля учащихся, пользующихся горячим питанием с учетом родительской доли, в 2000 учебном году увеличилась в сравнении с 1998 1999 учебным годом на 2,3% и составила 73,6%. В целях привлечения внимания к проблеме горячего питания учащихся в 2000 году проведен краевой конкурс “Лучший школьный обед”, который планируется проводить ежегодно.

Положительным фактором развития потребительского рынка края является расширение сферы платных услуг населению. За период с 1998 года увеличение объемов платных услуг составило 27,8% (по России на 13,1%), в том числе за 2000 год - 6,8% (5,7%), что выше предусмотренного задания Плана социально-экономического развития края на 2,8 процентных пункта. В целом в прошлом году населению края предоставлено платных услуг на 5333,2 млн.рублей. В расчете на душу населения это составило 2010 рублей, что на 539 рублей больше, чем за 1999 год.

Улучшилась ситуация с предоставлением всех основных видов услуг за исключением некоторых видов бытовых услуг, услуг культуры и пассажирского транспорта. Значительный рост произошел по ветеринарным услугам (138,2%), туристско-экскурсионным (126,8% за счет открытия новой турбазы и организации новых туристических маршрутов), правового характера (126,5%), физической культуры и спорта (123,5%), связи (119,8%), по услугам образования (117,3%) и др.

В общем объеме платных услуг населению третье место занимают бытовые услуги (удельный вес 15,1%) после услуг пассажирского транспорта (21,5%) и коммунальных услуг (18,3%). Их объем за отчетный год составил 805,5 млн.рублей и снизился к уровню 1999 года на 6,2%. Оказанием услуг бытового характера в крае занимаются 3030 предприятий различных форм собственности, за два года их число увеличилось в 2,4 раза. Населению края оказывается 597 видов бытовых услуг.

Учитывая, что бытовые услуги несут большую социальную нагрузку, одним из главных направлений деятельности администрации края является формирование системы управляемости и координации этой сферы. В этих целях в 1999 году было создано некоммерческое партнерство “Алтайская краевая ремесленная палата”. В отчетном году в рамках ремесленной палаты созданы союзы предприятий бытового обслуживания по направлениям деятельности: обувщиков, швейников, парикмахеров и т.д. Кроме того, на особом контроле администраций городов и районов края находится размещение сети предприятий сферы услуг с учетом потребителей.

Одной из форм работы с предприятиями сферы бытовых услуг с 1999 года являются муниципальные заказы на обслуживание социально незащищенных слоев населения (изготовление валяной обуви, швейных и трикотажных изделий, ремонт сложнобытовой техники и т.д.).

В целях повышения уровня обслуживания населения, регулирования отношений, возникающих между исполнителем и потребителем, предупреждения нарушений в сфере оказания услуг принято Положение об оказании бытовых услуг населению на территории края. В отчетном году утверждены мероприятия по развитию сферы бытовых услуг населению края на 20002005 годы и первоочередные направления развития основных видов бытовых услуг, в соответствии с которыми будет разрабатываться нормативно-правовая база для их реализации.

Одной из важнейших задач администрации края является профессиональная подготовка и повышение квалификации работников. С этой целью проведен краевой семинар по повышению квалификации закройщиков верхней и легкой одежды, руководителей швейных участков, косметологов; ежегодно проводится краевой конкурс парикмахеров.

В соответствии с постановлением администрации края и федеральной номенклатурой работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, совместно с органами местного самоуправления проводилась работа по обязательной сертификации услуг парикмахерских и химической чистки. В результате этого получили сертификат соответствия 61 предприятие и 195 предпринимателей. Согласно федеральному законодательству на территории края введена сертификация услуг по ремонту и техобслуживанию сложнобытовой техники, бытовой радиоэлектронной аппаратуры и техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Имеют сертификат соответствия на названные виды услуг 1455 предприятий всех форм собственности, против 80 предприятий в 1998 году.

Для удовлетворения сельского населения в качественных услугах по ремонту и техническому обслуживанию сложнобытовой техники и приборов объединением “Сложбыттехника” (г.Барнаул) открыты мастерские по гарантийному и послегарантийному ремонту в 15 районах. В настоящее время прорабатывается вопрос открытия таких мастерских еще в 3-х территориях.

Приоритетные направления в сфере платных услуг населению, принятые в Плане социально-экономического развития, остаются актуальными и на перспективу. К ним относятся:

увеличение объемов предоставления платных услуг населению края, повышение качества обслуживания;

развитие механизмов государственного регулирования сферы услуг путем принятия нормативно-правовых документов;

проведение сертификации различных видов платных услуг населению;

координация деятельности предприятий, организаций и предпринимателей в сфере бытового обслуживания населения, оказание им методологической, организационной и информационно-консультативной помощи.

1.7.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внешнеторговый оборот Алтайского края в 2000 году
продемонстрировал положительную динамику, причем как в экспорте, так и в импорте, и составил 303,8 млн. долларов США, что превышает уровень 1999 г. на 9,3%, 1998 г. на 8,5%. Сальдо торгового баланса сложилось положительным и составило 89,8 млн. долларов США против 74,2 млн.долл в 1999 г.

Следует отметить, что положительная динамика внешнеторгового оборота
Алтайского края коррелирует с общероссийской тенденцией - положительное сальдо внешнеторгового баланса в размере 60 млрд. долларов при экспорте в 102 млрд. долларов.

Основная доля во внешней торговле края приходится на страны СНГ - 75,5% товарооборота или 229,4 млн. долларов США. Экспортно-импортные операции со странами дальнего зарубежья составили всего 24,5% от общего товарооборота края или 74,4 млн. долларов США. Необходимо отметить, что доля стран СНГ в общем товарообороте края в 2000 году значительно увеличилась по сравнению с 1999 годом (50% от общего товарооборота).

С целью привлечения инвестиций, развития взаимовыгодного сотрудничества администрация края усиленное внимание уделяет развитию внешнеэкономических связей со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья (Китай, Германия и др.).

Государства содружества остаются важнейшими торговыми партнерами Алтайского края. За отчетный период, в целях нормализации торговых отношений с партнерами из СНГ, проведены встречи с руководителями Узбекистана по вопросам поставки запасных частей к тракторам и сельхозмашинам, совещание по вопросам разработки схем расчетов за поставляемую продукцию из Киргизии, Узбекистана, Туркменистана товарами алтайских предприятий, организационная работа по активизации деятельности Торговых домов “Алтай-Ош”, “Алтай-Узбекистан”, осуществлена государственная регистрация двух российско-узбекских Торговых домов “Ташкент-Алтай” и “РУБТАШ”.

В соответствии с подписанным Соглашением между администрацией Алтайского края и Народным Правительством СУАР КНР проработаны и в определенной степени реализованы предложения по сотрудничеству: подписаны ряд протоколов намерений между российской и китайской сторонами в области развития торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, установления связей в области культуры и туризма, по ведению совместной хозяйственной деятельности в области переработки сельхозпродукции, лесозаготовки и деревообработки, производства удобрений; подписано Учредительное соглашение о городах побратимах Рубцовск и Чугучак.

Основными вопросами в деятельности Представительства края в Германии являлись продолжение взаимодействия с немецкой стороной (МВД ФРГ, ГТЦ) с целью координации деятельности по проектам, проводимым на Алтае в рамках программы правительства ФРГ по оказанию помощи российским регионам с компактным проживанием немецкого населения и привлечения дополнительных финансовых средств в Алтайский край; переговоры с фирмами “Метцен унд Партнер ГмбХ” (г. Эшборн), “Леватти Фуд Тех” (Италия), “Айс систем” (Польша) о возможности дальнейшего участия в инвестиционных проектах на Алтае на основе опыта, накопленного в прежних проектах и др.

По сравнению с 1999 годом объем товарооборота с Казахстаном увеличился на 77,4% и составил 168.0 млн. долларов США, с Китаем на 31,9% (28,1 млн. долларов США), с Киргизией на 63% (19,4 млн. долларов США).

Общий объем экспорта в 2000 году составил 196,8 млн. долларов США и возрос на 8,3% против уровня 1999 года.

Значительный рост экспортных поставок наблюдается в Китай 172,7%, Казахстан на 80%, Киргизию на 77,8%, Германию на 8,1%.

Несмотря на снижение экспорта продукции предприятий края в Узбекистан на 19,7%, страна остается в пятерке основных торговых партнеров Алтайского края.

Экспорт товаров осуществляется в основном по следующим направлениям:

минеральное топливо, нефтепродукты, машины, оборудование, продукция нефтехимического комплекса, сельскохозяйственное сырье, продовольствие, древесина и т.д.

Объем импорта в отчетном году составил 107 млн. долларов США и увеличился на 6,7%. Поставки товаров осуществлялись из 49 стран мира.

В структуре импортных поставок из стран СНГ преобладают продовольственные товары. Основные поставщики Казахстан (увеличение на 69,1%), Киргизия (на 52,3%), Узбекистан (на 41%), Таджикистан (в 2,9 раза).

1.8.ЦЕНЫ

В 2000 году зарегистрирована тенденция замедления темпов потребительских цен, составивших 122,6% против 135,4% в 1999 году и 171% в 1998 году.

Общее снижение инфляции на потребительском рынке в 2000 г. явилось следствием сокращения темпов цен по каждому из укрупненных секторов потребительской корзины.

Более сложная ситуация сложилась с оптовыми ценами производителей промышленной продукции по итогам года они составили 131,4% и уменьшились по сравнению с 1999 г. всего на 0,8%. Одна из основных причин - рост цен на продукцию предприятий энергетики: индекс цен в отчетном году в электроэнергетике составил 143% против 102% в 1999 г.

Из других отраслей наибольший прирост цен зарегистрирован в черной металлургии на 51,5%, машиностроении на 34,7%, стройиндустрии на 40,4%, химии и нефтехимии 35,1%. Резкий рост цен в мае обусловлен повышением тарифов на электро- и теплоэнергию.

Ценовая политика администрации края в отчетном периоде проводилась в соответствии с Планом социально-экономического развития края до 2005 года и реализовывалась по пяти основным направлениям:

проведение мониторинга цен и изучение рынков товаров и услуг, ценовых динамических рядов для подготовки и принятия решений по осуществлению государственной политики цен;

поэтапное снижение инфляции в целях увеличения реальных располагаемых доходов населения и создания условий для привлечения инвестиций для структурной перестройки экономики;

использование инструментов государственного регулирования цен для обеспечения населения края минимальными социальными стандартами;

регулирование ценообразования в естественных монополиях;

формирование закупочных цен на продукцию для государственного заказа.

В течение года проводилась работа по формированию цен на продукцию госзаказа: согласовывалась стоимость переработки сельхозпродукции и отпускные цены на продукцию растениеводства и животноводства, утверждены цены по госзаказу на продукцию производственно-технического назначения. В результате цены на продукцию госзаказа в течение года были ниже средних статистических потребительских цен.

Проводился мониторинг цен по городам и районам края на основные продукты питания (хлеб, молоко, масло, сахар, мясо, мука и т.д.) и коммунальные услуги и нефтепродукты.

Постоянно осуществлялись проверки за соблюдением государственной дисциплины цен в организациях различных организационно-правовых форм собственности и видов деятельности.

За 2000 год проверено всего 1052 организации, за соответствующий период 1999 года - 966 . Нарушения дисциплины цен выявлены в 198 случаях, за 1999 год - в 240 случаях. Наибольшее количество нарушений, по-прежнему, допускают коммерческие предприятия.

По результатам проверок в 2000 году применены экономические санкции на сумму 2936,86 тыс.руб., в том числе штраф 861,06 тыс.руб., кроме того на 238,32 тыс. руб. будет произведен перерасчет с потребителями.

По отрасли “Топливно-энергетический комплекс” проверено формирование тарифа на тепловую энергию в десяти ведомственных котельных. В двух случаях установлено завышение тарифа на отпуск тепловой энергии на сумму 176,8 тыс. руб.

По отрасли “Коммунальное хозяйство” проведены проверки правильности формирования и применения цен и тарифов на услуги, оказываемые жилищно-коммунальными предприятиями края, в 29 установлены нарушения на сумму 111,36 тыс.руб., из них 66,82 тыс.руб. направлены на перерасчет и зачтены жильцам в счет будущих платежей.

В ряде медицинских учреждений краевого значения проведены проверки соблюдения государственной дисциплины цен на оказание платных медицинских услуг населению, в результате которых установлено превышение на отдельные виды услуг превышающие утвержденных цен. Сумма превышения составила 105,33 тыс. руб.

Во исполнение постановления Правительства РФ “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства”, согласно “Программе проверки правильности формирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства”, ростом заболеваемости населения гриппом проведены проверки в 272 аптечных организациях всех форм собственности, включая отпуск и оплату лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или на льготных основаниях.

В ходе проверок установлено, что 19 организаций допустили завышение предельного размера оптовых и розничных надбавок, в результате чего переполученная выручка от реализации лекарственных средств составила 10,87 тыс. руб. Практически на всей территории края ведется постоянное наблюдение за дисциплиной цен.

1.9.ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ

При планировании бюджетной политики в последние годы администрация края исходит из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. С учетом конкретных проблем и особенностей края определены приоритеты социального и экономического развития, в соответствии с которыми расходовались средства консолидированного бюджета края. Продолжалась реализация соглашения об оздоровлении государственных финансов и экономии расходов краевого и местных бюджетов. Последовательно проводилась работа по увеличению денежной составляющей собственных доходов бюджета края, сокращению недоимки по налоговым платежам.

В отчетном периоде консолидированный бюджет края исполнен, по предварительным данным, в сумме 8910,3 млн.рублей (106,4 % от планового назначения), что составляет 136,8% от объема консолидированного бюджета 1999 г. и 189,9% от объема бюджета 1998 г.

Объем собственных доходов ожидается в сумме 4690,7 млн.рублей (107,3 % от плана на 2000г.), что выше объемов собственных доходов 1999 года на 25 % и на 74 % объема 1998 года.

В 2000 году увеличилась сумма трансферта, поступающего из федерального бюджета: поступило 3631,4 млн. руб. против 2660,1 млн.руб. в 1999 г. и 1586,0 млн. руб. в 1998 г.

В отраслевом разрезе основная доля поступлений налоговых платежей и сборов в бюджетную систему края приходится на промышленность 39,2%, из которых 13,8% дает пищевая промышленность. Доля поступлений от предприятий торговли и общественного питания составила 9,1%, транспорта 7,2%, строительства 4,7%, сельского хозяйства 5,3%, связи 3%.

Следует отметить, что собираемость налоговых платежей и сборов возросла в 2000 году до 80,9% против 75,3% в 1999 году.

Задолженность по налогам и сборам во все уровни бюджетов на 01.01.2001 года составила 3863,0 млн.рублей. Общая сумма погашенной задолженности за январь-декабрь 2000 года в результате принятых налоговыми органами мер с учетом принудительного взыскания составила 1653,3 млн.рублей, в том числе по платежам в федеральный бюджет 833,8 млн.рублей, в территориальный бюджет 819,5 млн.рублей.

Как положительный факт, отражающий стабилизацию и рост экономики края, а также создающий условия для расширения инвестиций, является улучшение финансового положения предприятий края: в 2000 году финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий оценивается порядка 2 млрд. руб. прибыли (в т.ч. в сельском хозяйстве 1,1 млрд.руб., промышленности около 400 млн.руб.) против 1,8 млрд.руб. в 1999 г. и убытка в 0,95 млрд.руб. в 1998 г.

В 2000 году расходы консолидированного бюджета края предварительно оцениваются в сумме 8910,3 млн.руб., что выше расходов 1999 года на 42,2 % и на 93,8 % объема 1998 года, соответственно.

В целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пенни и штрафам перед краевым бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления, принято постановление администрации края “О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед краевым бюджетом”.

1.10.БАНКОВСКИЙ СЕКТОР И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Основными задачами банковской системы в отчетном периоде являлись обеспечение устойчивости денежно-кредитной сферы, проведение единой государственной денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, содействие укреплению экономики страны и отдельных ее регионов, обеспечение бесперебойного функционирования расчетно-платежной системы на всей территории страны, стабилизация работы банковской системы.

Реализация денежно-кредитной политики в 2000 г. как и в 1999 г., определялась сложным периодом конца 1998 г., когда в экономике, пережившей девальвационный шок, начали формироваться новые тенденции и взаимосвязи.

Проводимая взвешенная денежно-кредитная и валютная политика в банковском секторе края в определенной мере позволила преодолеть
негативные последствия кризиса. Удалось сохранить относительно низкий уровень
инфляции, существенно нарастить объем валютных резервов, продолжить выплаты по внешним долгам края. Предпринят ряд мер по защите интересов вкладчиков проблемных банков и восстановлению кредитоспособности банковской системы, успешно пройден этап решения “проблемы 2000”.

Состояние банковской системы края показывает, что, хотя наиболее острая фаза банковского кризиса преодолена, говорить о полной нормализации деятельности банковской системы преждевременно. Актуальными остаются проблемы капитализации банков, нормализации работы финансовых рынков. Идет сложный процесс постепенной адаптации банков к новым условиям банковской деятельности, связанным с необходимостью более точной оценки рисков и снижением доходности практически на всех сегментах их деятельности.

Основной проблемой остается участие банковской системы в инвестиционном процессе, усиление которого так необходимо экономике края. Однако, наличие высоких рисков в кредитной сфере не позволяет расширить область долгосрочного кредитования. Пока что недостаточна ресурсная база банков Алтайского края, соответственно, мала их доля в общем объеме кредитования хозяйств края, основной объем кредитования приходится на филиалы иногородних кредитных организаций. Поэтому особое внимание уделяется наращиванию собственного капитала самостоятельных кредитных организаций края.

В последние 3 года в крае работало 10 самостоятельных кредитных организаций. Общая сумма зарегистрированного уставного капитала по действующим самостоятельным кредитным организациям Алтайского края за анализируемый период выросла более чем на 60% и составила 120,8 млн. руб. Основной прирост (на 62%) произошел за 2000 г. Тенденция к росту устойчивости банковской системы края определяется увеличением более, чем на 78% собственного капитала действующих самостоятельных кредитных организаций Алтайского края, в том числе за 2000 г. прирост на 72%.

За 1998-2000 гг. произошли существенные изменения в филиальной сети банковской системы края: количество филиалов самостоятельных кредитных организаций Алтайского края выросло с 13 до 15, количество филиалов кредитных организаций из других регионов России сократилось почти в 2 раза, в том числе по Алтайскому банку Сбербанка РФ на 46%. Алтайский край остается привлекательным регионом для банковской системы других регионов. Только в 2000 г. было открыто четыре новых филиала кредитных организаций г. Москвы: Барнаульский филиал коммерческого банка “Флора-Москва”, филиал “Алтайский” ОАО “Альфа-банк”, Алтайский филиал ОАО коммерческого банка “Автобанк”, Алтайский региональный филиал ОАО “Российский Сельскохозяйственный банк”.

За последние годы отмечена активизация и расширение кредитной деятельности банковской системы края. Если за 1998 г. объем кредитных вложений вырос только на 9% (в целом по кредитным организациям края), то за 1999г. - на 74,3%, ожидаемый прирост за 2000г. не менее 80%. Прирост за 2000 г. получен за счет увеличения более, чем в 2 раза объема краткосрочных ссуд, удельный вес которых составил 70,9% в общем объеме выданных кредитов против 37,9% на 1.01.99г. и 53,2% на 1.01.2000 г. В 2000 г. также произошел рост долгосрочных

** 2000 г.- по оценке ЦБ РФ по Алтайскому краю - не менее 180% к уровню 1999 г.

кредитов (на 49,8%), однако их доля в общей сумме ссуд снизилась с 31,2% на 1.01.99 г. до 13,4% на 1.01.2000 г. Положительным фактом является то, что рост

кредитных вложений проходил в условиях сокращения просроченной задолженности. Так, если за 1998-1999 гг. просроченная задолженность выросла почти в 2 раза, то за 2000 г. снижение составило 10%, а ее доля в общем объеме выданных кредитов снизилась в 2 раза, в том числе просроченная задолженность по процентам снизилась на 60%.

В составе кредитных вложений действующих кредитных организаций края более 86% занимают кредитные вложения в экономику края, объем которых имеет постоянную тенденцию роста. Потребительские кредиты за рассматриваемый период увеличились более, чем в 3 раза, но их доля не изменялась и составляла 13%. Сумма выданных межбанковских кредитов возросла в 2 раза, но их удельный вес в общей сумме кредитных вложений по-прежнему незначительный (0,2%).

Активность банков на кредитном рынке во многом определялась объемом привлеченных ими средств. Объем привлеченных банками средств клиентов вырос за 1998-2000 гг. в 2,3 раза. Прирост ресурсов получен по всем группам источников, но основной прирост (более чем на 77%) - за счет вкладов населения. Вклады населения края за анализируемый период выросли в 2,3 раза, но наиболее интенсивный их прилив отмечен в 1999 г. Среднемесячный темп прироста по годам, соответственно, составлял 1,7%, 4,1%, 3%. Более 94% всех вкладов населения края размещено филиалах кредитных организаций, головные конторы которых находятся за пределами региона.

Безналичный денежный оборот вырос за 1998-2000 гг. более чем в 2,6 раза.

Кредитными организациями края за истёкший год уделялось особое внимание развитию платёжных систем с использованием банковских и платёжных карт, что связано с необходимостью сокращения налично-денежного оборота за счет расширения безналичных расчётов. По состоянию на 1 января 2001 г. на рынке пластиковых платёжных систем в крае работают 5 самостоятельных кредитных организаций края и 5 филиалов иногородних кредитных организаций.

В 2000 г. число уполномоченных банков увеличилось до 8. Валютными операциями занимались все филиалы иногородних кредитных организаций.

Операции с наличной иностранной валютой занимают наиболее значительный сегмент валютного рынка.

Произошли серьезные изменения в мотивации спроса населения на наличную валюту. Если в 1999 г. в условиях роста курса доллара физические лица стремились покупать наличную валюту, то в 2000 г. при укреплении рубля основной спрос на нее предъявлялся со стороны неорганизованного импорта.

Уполномоченными банками за 2000 г. куплено у населения наличной иностранной валюты на сумму 30,8 млн. долларов.

Около 92% привлеченных валютных средств физических лиц аккумулировано на счетах в Алтайском банке Сбербанка России. Остатки валютных счетов физических лиц в самостоятельных банках составляли около 6% общего объема вкладов.

В 2000 г. сохранилась положительная динамика общего объема ценных бумаг, выпущенных в обращение кредитными организациями банковской системы края: за 1998-1999 гг. она увеличилась более чем в 2,2 раза, а за 2000 г. ожидается не менее, чем на 93%. Основной прирост произошел за счёт выпуска собственных векселей, что связано с необходимостью привлечения дополнительных средств, расширением использования банковских векселей в финансовых операциях клиентов. При увеличении доли векселей с 78,4% до 95% в общем
объеме ценных бумаг, выпущенных в обращение, удельный вес акций снизился с 13,1% до 4,8%, сертификатов - с 8,5% до 0,2%.

Объем инвестиций банковской системы Алтайского края в ценные бумаги за 1998-2000 гг. вырос на 78,8%, при этом среднемесячный темп прироста анализируемого периода составил по годам, соответственно, 8,3%, 1,2%, 3,7%. Доля вложений в государственные ценные бумаги выросла с 94,6% от общего объема портфельных инвестиций до 95,4%. По составу бумаг это облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ВГВОЗ), ОФЗ, ГКО, еврооблигации, ОГСЗ, при этом основной объем операций приходился на филиалы кредитных организаций других регионов.

Объёмы обязательств субъектов РФ и органов местного самоуправления в портфелях кредитных организаций на территории края незначительны.

1.11.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В 2000 г. продолжалось формирование системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства на Алтае. Принятые Правительством Российской Федерации законодательные акты, а также разработанная и утвержденная “Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 2000-2001 гг.” (постановление краевого Законодательного собрания от 20.03.2000 г. № 95) направлены на комплексную поддержку малого предпринимательства и превращение его в один из стратегических приоритетов развития социально-ориентированного рыночного общества. В рамках преодоления административных барьеров, возникающих на пути предпринимателей создана межведомственная комиссия администрации края по устранению административных барьеров.

К числу положительных тенденций 2000 года можно отнести рост числа малых предприятий, общей численности занятых в сфере малого предпринимательства существенный рост налогов и других платежей по субъектам малого предпринимательства в бюджеты всех уровней.

Численность работников, занятых на малых предприятиях, распределяются приблизительно равными долями между такими отраслями как промышленность (29%), торговля и общественное питание (29%), а также строительство (21%). Таким образом, сумма работников занятых на малых предприятиях реального сектора экономики составляет более 50 % от общего числа занятых на малых предприятиях края.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем в настоящее время не регистрируется до 50% малых фирм, в связи с этим принято решение о проведении на территории края сплошного обследования малых предприятий. С целью упорядочения проведения проверок, структур, осуществляющих контрольные функции по отношению к субъектам хозяйственной деятельности принято постановление администрацией края № 475 от 14.06.2000 г. о контроле учета проводимых проверок.

На проводимом совместно с общественными организациями съезде предпринимателей Алтая внимание участников акцентировалось на проблемах, связанных с взаимодействием бизнеса и власти, создании специальных процедур и механизмов. В связи с этим подготовлен ряд документов и предложений, позволяющих конкретизировать требования предприятий к представителям власти в отношении создания оптимальных условий для развития малого бизнеса на Алтае.

В крае продолжает развиваться инфраструктура поддержки малого предпринимательства. На сегодня действует более 30 коммерческих и некоммерческих организаций, чья деятельность связана с поддержкой малого предпринимательства. Развита сеть государственных и негосударственных учебных заведений, осуществляющих экспресс-подготовку предпринимателей.

В целях обеспечения финансовой поддержки безработным гражданам, желающим организовать собственное дело, утверждено Положение о конкурсе на лучший бизнес-проект по организации предпринимательской деятельности среди безработных граждан в Алтайском крае.

В отчетном периоде при содействии органов службы занятости населения информационно-методическую, образовательную и финансовую помощь в организации предпринимательской деятельности получили более 3,0 тыс. человек.

1.12.СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

За отчетный период Правительство Российской Федерации своими распоряжениями передало в муниципальную собственность городов и районов Алтайского края 45 объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе 8 объектов Минобразования РФ и 37 объектов Минобороны РФ. Кроме того, переданы из краевой собственности в муниципальную 401 объект, приняты в собственность края из муниципальной - 12.

Во исполнение постановления администрации края от 22.10.97 г. №623 “О проведении инвентаризации недвижимого имущества и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения” в крае проведена инвентаризация имущества, принадлежащего государственным, унитарным предприятиям и государственным учреждениям на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или находящегося на балансе акционерных обществ и других предприятий, созданных в процессе приватизации.

Согласно данных инвентаризации, в реестре недвижимого имущества числится 11625 объектов федеральной собственности, 5879 объектов краевой собственности.

В 2000 году продолжалось формирование акционерных обществ с федеральной долей собственности. По итогам работы акционерных обществ с государственной долей собственности ОАО “Белоярский мачтопропиточный завод”, ОАО “Иткульский спиртзавод”, ОАО “Бийский спиртзавод”, ОАО “Барнаульский ЛВЗ”, ОАО “Шипуновский элеватор”, ОАО “Хлебная база №39” - приняты решения о начислении дивидендов на сумму 1524,68 тыс.руб.

В течение всего года проводились проверки наличия и соответствия действующему законодательству учредительных документов государственных предприятий и учреждений. За 2000 г. были утверждены уставы и изменения к ним 64 краевым государственным предприятиям, согласованы уставы и положения 65 краевым государственным учреждениям, согласованны уставы 12 федеральным государственным предприятиям и 88 федеральным государственным учреждениям.

Бюджетное задание по доходам от аренды федерального недвижимого имущества за 2000 год выполнено на 120,77%, прямые поступления в федеральный бюджет составили 15048 тыс. руб. при плане 12460 тыс.руб.

Такое поступление стало возможным в силу того, что совместно с органами налоговой инспекции, полиции, КРУ проводились проверки арендаторов. Распространение единого порядка взимания арендной платы по всем категориям балансодержателей позволило более четко отслеживать полноту и своевременность ее поступления в федеральный бюджет и обеспечить достоверный учет.

В арбитражном суде края состоялось более 1000 заседаний по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Предъявлено 83 требования предприятиям должникам по задолженности в краевой бюджет на общую сумму 182428 тыс. рублей. По результатам завершения процедуры банкротства погашено требований по обязательным платежам в краевой бюджет на общую сумму 2243 тыс. рублей.

1.13.СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА “АЛТАЙ”

В целях обеспечения благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, создания экспортоориентированных и импортозамещающих производств на базе современных технологий, поддержания международных стандартов деловой инфраструктуры, стимулирования экономического развития региона в феврале 1997 г. была создана свободная экономическая зона "Алтай.

В соответствии с законом Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай" участниками СЭЗ "Алтай" являются организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, использующие в своей деятельности сырьевые, природные, трудовые или иные ресурсы Алтайского края или вкладывающие собственные или привлеченные средства на экономическое и социальное развитие Алтайского края и развитие инфраструктуры СЭЗ "Алтай".

В настоящее время территория функционирования СЭЗ "Алтай" распространена на Немецкий национальный и Первомайский районы Алтайского края, а также на ограниченную территорию аэропорта Барнаул.

За весь период существования СЭЗ "Алтай" в качестве ее участников было зарегистрировано 1278 хозяйствующих субъектов. По состоянию на 01 января 2001 года в качестве участников СЭЗ "Алтай" на налоговом учете состоят 716 хозяйствующих субъектов, что составляет около 40% общего числа налогоплательщиков территорий функционирования СЭЗ "Алтай".

Создание СЭЗ "Алтай" в районах преследует цель не только формирование бюджетов территорий функционирования СЭЗ "Алтай", но и привлечение дополнительных средств во внебюджетные фонды. Всего от участников СЭЗ "Алтай" во внебюджетные фонды в 1999 году поступило 40,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2000 года 42,2 млн. рублей.

Организации-участники СЭЗ "Алтай" осуществляют ряд инвестиционных проектов, одобренных администрацией края. Общая цена реализуемых российских проектов составляет 314 млн. руб., российско-австрийских 28 млн. долл. США, российско-кипрских 404 млн. долл. США. Остальные организации совместно с администрацией края принимают долевое участие в реализации социальных и экономических проектов региона.

Помимо этого участники СЭЗ "Алтай" совместно с администрацией края принимают долевое участие в реализации проектов, направленных на развитие социальной и экономической сферы районов функционирования СЭЗ "Алтай". За период существования СЭЗ "Алтай" на реализацию одобренных администрацией края социально-экономических программ и развитие инфраструктуры СЭЗ “Алтай” было направлено 32 413 тыс. руб. целевых средств, поступивших от участников СЭЗ “Алтай” на социальное и экономическое развитие Алтайского края.

Таким образом, за годы функционирования от участников СЭЗ “Алтай” в Алтайский край дополнительно поступило 644 591 тыс. руб. На пополнение собственных оборотных средств, развитие инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов участников СЭЗ “Алтай” было предоставлено налоговых льгот в размере 158 387 тыс. руб. В целом, поступившие в край от участников СЭЗ средства превышают сумму предоставленных им налоговых льгот на 486 204 тыс. руб.

В рамках дальнейшего функционирования СЭЗ “Алтай” особого внимания заслуживает туристско-рекреационное направление.

Институт современного социализма


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList
     

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки