РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О Счетной палате Российской Федерации
Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года
Одобрен Советом Федерации 7 декабря 1994 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Статус Счетной палаты Российской Федерации
Счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) являет-
ся постоянно действующим органом государственного финансового контроля,
образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами
Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законода-
тельством, Счетная палата обладает организационной и функциональной не-
зависимостью.
Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображе-
нием Государственного герба Российской Федерации и со своим наименовани-
ем.
Местонахождение Счетной палаты - город Москва.
Статья 2. Задачи Счетной палаты
Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государствен-
ных средств и использования федеральный собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федераль-
ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также норма-
тивных правовых актов федеральных органов государственной власти, предус-
матривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета,
или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федераль-
ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование
бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств феде-
рального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном
банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кре-
дитных учреждениях Российской Федерации;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе ин-
формации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых
контрольных мероприятий.
Статья 3. Принципы осуществления контроля
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бю-
джета на основе принципов законности, объективности, независимости и
гласности.
Глава 2. Состав и структура Счетной палаты
Статья 4. Состав Счетной палаты
Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместител
председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной
палаты.
Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает
Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в
пределах средств на содержание Счетной палаты.
Статья 5. Председатель Счетной палаты и заместитель Председател
Счетной палаты
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной
Думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счет-
ной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от об-
щего числа депутатов Государственной Думы.
Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федера-
ции, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в
области государственного управления, государственного контроля, экономи-
ки, финансов.
Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отноше-
ниях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и
Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российс-
кой Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федера-
ции, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конститу-
ционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Рос-
сийской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации.
Председатель Счетной палаты:
осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует
ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;
представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с за-
местителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;
представляет Счетную палату в органах государственной власти Рос-
сийской Федерации и за рубежом.
Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной
палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение
сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные дого-
воры.
Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседа-
ниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий,
Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской
Федерации.
Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной
Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой опла-
чиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творчес-
кой деятельности.
Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Со-
ветом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении замести-
теля Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от об-
щего числа депутатов (членов) Совета Федерации.
Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Рос-
сийской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной де-
ятельности в области государственного управления, государственного конт-
роля, экономики, финансов.
Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родс-
твенных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Со-
вета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Прави-
тельства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента
Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Пред-
седателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Вер-
ховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации.
Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обя-
занности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутс-
твие Председателя Счетной палаты его функции по поручению Председател
Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной вла-
сти Российской Федерации и за рубежом.
Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать учас-
тие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и
комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства
Российской Федерации.
Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Го-
сударственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматьс
другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и
иной творческой деятельности.
Статья 6. Аудиторы Счетной палаты
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие
определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают
комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей фе-
дерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содер-
жание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из
аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.
Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской
Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельнос-
ти в области государственного контроля, экономики, финансов.
В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палаты
допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образо-
вание и опыт профессиональной деятельности иного профиля.
При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственна
Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Го-
сударственной Думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается боль-
шинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поста-
новление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимает-
ся большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федера-
ции.
Полный состав аудиторов Счетной палаты должен быть сформирован не
позднее чем через три месяца после вступления в силу настоящего Феде-
рального закона.
При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна
быть замещена в течение двух месяцев.
Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливае-
мой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы органи-
зации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность
за ее результаты.
Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Со-
вета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий
федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
Аудиторы Счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой дея-
тельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятель-
ности.
Статья 7. Коллегия Счетной палаты
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной
палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и ин-
формационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной
Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной пала-
ты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной
палаты и аудиторы Счетной палаты.
По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместител
Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты,
утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами
Счетной палаты.
Статья 8. Аппарат Счетной палаты
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных
штатных сотрудников.
В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредс-
твенная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной
палаты.
Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной
палаты, а также условия прохождения ими службы определяются настоящим Фе-
деральным законом, законом о федеральной государственной службе, законо-
дательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми
актами.
Глава 3. Порядок деятельности Счетной палаты
Статья 9. Виды деятельности Счетной палаты
В процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего Феде-
рального закона, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экс-
пертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечи-
вает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюдже-
тов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
организацию и проведение оперативного контроля за исполнением феде-
рального бюджета в отчетном году;
проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным
разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджет-
ных фондов;
экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных
правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных
программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и
финансов Российской Федерации;
анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе,
подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложе-
ний по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодате-
льства в целом;
подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государст-
венную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов в отчетном году;
подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов
государственной власти Российской Федерации.
Статья 10. Организация и планирование работы Счетной палаты
Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов
и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всес-
тороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с уче-
том всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.
Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной пала-
той для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и
ревизионных стандартов, методических указаний. Обязательному включению в
планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федера-
ции и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего чис-
ла депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Ду-
мы.
Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы
Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комите-
тов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, депута-
тов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Прави-
тельства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Проект годового плана рассматривается и утверждается Коллегией Счет-
ной палаты.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании поста-
новлений Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрани
Российской Федерации, по обращению не менее одной пятой от общего числа
депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или
на основании решения Коллегии Счетной палаты.
Статья 11. Регламент Счетной палаты
Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обя-
занностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие
структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел,
подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной
деятельности определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым ее
Коллегией.
Статья 12. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все госу-
дарственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской
Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на ор-
ганы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые
компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и
иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они
получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или
используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют
предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами
государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущест-
ва.
На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и
иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочи
Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечис-
лением или использованием ими средств федерального бюджета, использовани-
ем федеральной собственности и управлением ею, а также в части предостав-
ленных федеральным законодательством или федеральными органами государс-
твенной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
Статья 13. Предоставление информации по запросам Счетной палаты
Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы
местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприя-
тия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их долж-
ностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию,
необходимую для обеспечения ее деятельности.
При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от прове-
ряемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-фи-
нансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопро-
сам, входящим в ее компетенцию.
По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации,
коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предос-
тавлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояни
счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и органи-
зации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии
документов по операциям и расчетам с ними.
Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий,
учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой ин-
формации или документации по требованию Счетной палаты, а также предос-
тавление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета
Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контроли-
рует полному и своевременность денежных поступлений, фактическое расходо-
вание бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными
показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, про-
водит их анализ, вносит предложения по их устранению.
Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Фе-
деральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе испол-
нения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о
формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными
федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за
истекший период, квартал.
Форма отчета утверждается Государственной Думой по согласованию с
Советом Федерации.
В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, не-
обходимой для составления Счетной палатой отчета об исполнении федераль-
ного бюджета, в Российской Федерации вводится обязательная для всех феде-
ральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и органи-
заций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и фор-
мах данной отчетности принимается Правительством Российской Федерации по
представлению Счетной палаты.
Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и
проверок.
Статья 15. Ревизии и проверки
Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту рас-
положения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения ус-
танавливаются Счетной палатой.
В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подт-
верждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достове-
рности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевре-
менность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального
бюджета.
По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за
достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты
несут персональную ответственность.
О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информи-
рует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руко-
водителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти,
предприятий, учреждений, организаций.
Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях зако-
на Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а
при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответствен-
ность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не
должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а
также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и
оформления ее результатов в виде акта (заключения).
Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работе специа-
листы могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок,
только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.
Статья 16. Контроль за состоянием государственного внутреннего и
внешнего долга Российской Федерации и за использованием
кредитных ресурсов
Счетная палата осуществляет контроль за:
управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего
долга Российской Федерации;
законностью, рациональностью и эффективностью использования иност-
ранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации
от иностранных государств и финансовых организаций;
эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, вы-
даваемых на возвратной основе;
предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением
средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным
организациям.
Статья 17. Контроль за федеральными внебюджетными фондами
Счетная палата контролирует формирование и эффективность использова-
ния средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находя-
щихся в ведении Правительства Российской Федерации.
Статья 18. Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от
распоряжения и управления государственной собственностью
Счетная палата осуществляет контроль за поступлениями в федеральный
бюджет средств, полученных:
от распоряжения государственным имуществом (в том числе его привати-
зации, продажи);
от управления объектами федеральной собственности.
Статья 19. Контроль за банковской системой
Счетная палата осуществляет контроль за:
деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структур-
ных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части
обслуживания ими федерального бюджета;
деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслужива-
нию государственного долга Российской Федерации.
Статья 20. Экспертиза и заключения Счетной палаты
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:
проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расход-
ных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и де-
фицита федерального бюджета;
проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетно-
го процесса в Российской Федерации;
проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюд-
жетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих пра-
вовые последствия для федерального бюджета;
проектам программ, на финансирование которых используются средства
федерального бюджета.
По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осу-
ществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на
основании:
запросов Президента Российской Федерации;
поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных со-
ответствующими постановлениями;
запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Ду-
мы;
запросов депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государс-
твенной Думы;
запросов Правительства Российской Федерации;
запросов органов государственной власти субъектов Российской Федера-
ции.
Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе
в этом принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель
Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа.
Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок ре-
шений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти Рос-
сийской Федерации по вопросам ее ведения.
Статья 21. Анализ результатов контрольных мероприятий
Счетная палата систематически анализирует итоги проводимых контроль-
ных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных
отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходовани
средств федерального бюджета.
На основе полученных данных Счетная палата разрабатывает предложени
по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-фи-
нансовой системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение
Государственной Думы.
Статья 22. Взаимодействие Счетной палаты с другими контрольными ор-
ганами Российской Федерации
Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, Федеральная служба контрразведки Российской Федера-
ции, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство
правительственной связи и информации, правоохранительные органы, конт-
рольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российс-
кой Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Министерство фи-
нансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, го-
сударственная налоговая служба Российской Федерации, Департамент налого-
вой полиции Российской Федерации и иные государственные контрольные орга-
ны, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие де-
ятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о ре-
зультатах проводимых ревизий и проверок.
При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей
компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею
мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а
также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, от-
дельных специалистов.
Статья 23. Представление Счетной палаты
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата
направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководи-
телям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления дл
принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного
государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, ви-
новных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйствен-
ности.
Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в
представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его
получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализа-
ции Счетная палата уведомляется незамедлительно.
В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения го-
сударственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреб-
лений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ре-
визии в правоохранительные органы.
Статья 24. Предписание Счетной палаты
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной,
финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству пря-
мой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного
пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюде-
ния порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создани
препятствий для проведения контрольных мероприятий. Счетная палата имеет
право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и органи-
заций обязательные для исполнения предписания.
Предписания Счетной палаты подписываются Председателем Счетной пала-
ты или заместителем Председателя Счетной палаты.
Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов испол-
нительной власти, членам Правительства Российской Федерации, а также ру-
ководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счет-
ной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписа-
ний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Госу-
дарственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых
платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреж-
дений и организаций.
Отменить предписание или внести в него изменения может Коллеги
Счетной палаты.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 25. Особое мнение членов Коллегии Счетной палаты
Отчеты о результатах проверок и ревизий представляются на рассмотре-
ние Коллегии Счетной палаты аудиторами, ответственными за их проведение.
По итогам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, ко-
торое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной
палаты.
Член или группа членов Коллегии Счетной палаты, несогласные с ее ре-
шением, вправе в трехдневный срок подать Председателю Счетной палаты осо-
бое мнение, которое прилагается к решению Коллегии Счетной палаты и под-
лежит опубликованию совместно с ним.
При представлении материалов проверок и ревизий палатам Федерального
собрания Российской Федерации особое мнение членов Коллегии Счетной пала-
ты оглашается в обязательном порядке. В случае, если с особым мнением
выступает Председатель Счетной палаты или заместитель Председателя Счет-
ной палаты, им предоставляется слово для содоклада.
Статья 26. Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении про-
верок и ревизий
Инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязаннос-
тей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:
беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, уч-
реждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения неза-
висимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в
любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, ес-
ли иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы,
а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать
необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись
изъятых документов.
Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные усло-
вия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или реви-
зию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи,
обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по
делопроизводству.
Статья 27. Обязательность исполнения требований инспекторов Счетной
палаты
Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с неисполнением ими
своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных
органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от
их подчиненности и форм собственности.
Статья 28. Ответственность инспекторов Счетной палаты
Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации за достоверность результатов прово-
димых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или
предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной ох-
раняемой законом тайны.
Глава 4. Заключительные положени
Статья 29. Гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты
Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты
и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены
к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрани
Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.
Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместител
Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть воз-
буждено только Генеральным прокурором Российской Федерации.
Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не
может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии
Счетной палаты.
Воздействие на должностных лиц Счетной палаты с целью воспрепятство-
вать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться приняти
решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно
клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими слу-
жебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательст-
вом Российской Федерации.
Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты
и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независи-
мости. Они могут быть досрочно освобождены от должности решением той
палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила,
лишь в случаях:
а) нарушения ими законодательства Российской Федерации или соверше-
ния злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует не менее
двух третей от общего числа соответственно депутатов (членов) Совета Фе-
дерации или депутатов Государственной Думы;
б) личного заявления об отставке;
в) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением
суда;
г) достижения ими возраста 65 лет;
д) формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации
нового созыва, при этом решение о досрочном прекращении полномочий пред-
седателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудито-
ров Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой Федерально-
го Собрания Российской Федерации нового созыва не ранее чем через шесть
месяцев после начала ее работы, если за такое решение проголосует не ме-
нее двух третей от общего числа соответственно членов Совета Федерации
или депутатов Государственной Думы.
Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с
роспуском Государственной Думы.
Статья 30. Средства на содержание Счетной палаты
Средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в федераль-
ном бюджете отдельной строкой.
Статья 31. Материальное и социальное обеспечение сотрудников Счетной
палаты
Государство принимает необходимые меры по материальному и социально-
му обеспечению сотрудников Счетной палаты. Должностные оклады инспекторов
Счетной палаты устанавливаются на 20 процентов выше соответствующих окла-
дов работников Аппарата Правительства Российской Федерации. Должностные
оклады других сотрудников аппарата Счетной палаты устанавливаются на
уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства Российской
Федерации.
Надбавки к должностным окладам сотрудников Счетной палаты устанавли-
ваются в порядке и размерах, определенных для работников Аппарата Прави-
тельства Российской Федерации.
Сотрудникам Счетной палаты, проработавшим в органах финансового
контроля свыше десяти лет, предоставляется дополнительный отпуск продол-
жительностью в десять календарных дней, а свыше 15 лет - 15 календарных
дней.
Председателю Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и над-
бавки к нему в размере должностного оклада Первого заместителя Председа-
теля Правительства Российской Федерации и надбавок к этому окладу.
Заместителю Председателя Счетной палаты устанавливаются еже-
месячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада заместите-
ля Председателя Правительства Российской Федерации и надбавок к этому ок-
ладу.
Аудитору Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки
к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к
этому окладу.
На сотрудников Счетной палаты распространяется порядок медицинского,
санаторно-курортного, бытового и транспортного обслуживания, установлен-
ный для работников Аппарата Правительства Российской Федерации.
Медицинское и бытовое обслуживание Председателя Счетной палаты, за-
местителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты устанав-
ливается на уровне обслуживания соответствующих должностных лиц Прави-
тельства Российской Федерации.
Статья 32. Международные связи
Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палата-
ми и органами парламентского контроля иностранных государств и их меж-
дународными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.
Статья 33. Информация о деятельности Счетной палаты
Счетная палата регулярно предоставляет информацию о своей деятель-
ности средствам массовой информации.
Счетная палата издает ежемесячный бюллетень.
Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Феде-
рации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию.
Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государс-
твенной тайны, представляются палатам Федерального Собрания Российской
Федерации на закрытых заседаниях.
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
|