Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы поговорим сегодня о проблемах, которые интересуют, с одной стороны, специалистов-экономистов, а с другой стороны, затрагивают практически каждую российскую семью, о проблемах автомобилестроения.
Сегодня в России на 10 тысяч жителей приходится 135 легковых автомобилей. Это в три-четыре раза меньше, чем в развитых промышленных странах. Должен сказать, что в этой сфере переплелись и социальные вопросы, и экономические, и вопросы инфраструктуры, и финансы.
Очевидно, что в будущем нас должен ждать рост спроса на автомобили, и, соответственно, должен быть расширен рынок. Но очень бы хотелось, чтобы этот рынок был качественным и доступным широким слоям населения. Такие перспективы, а они реальны, заставляют нас всесторонне просчитывать возможности государства в содействии развитию автомобильного рынка в стране. Конечно, сверхзадача это когда каждый гражданин имел бы возможность, прежде всего, пользоваться отечественной техникой по доступной цене.
На нашей сегодняшней встрече необходимо объективно проанализировать ситуацию в автомобилестроении и четко определить, кто в состоянии реально изменить ее к лучшему. Конечно, нельзя мириться с положением дел, когда выпускаются автомобили вчерашнего дня. В отличие от некоторых других секторов экономики здесь, к сожалению, мы часто сталкиваемся именно с этим.
В течение многих десятилетий в автомобильную отрасль государством вкачивалось значительное количество материальных ресурсов. И, конечно, государство не может остаться в стороне от того, что в отрасли происходит. Разумеется, все нужно делать на современной экономической базе, использовать современные экономические инструменты. Прежде всего, речь здесь идет о налоговой политике. В последнее время государство сделало достаточно ясные сигналы в этой сфере, Правительство провело ряд законов, и на повестке дня в Государственной Думе стоит рассмотрение ряда других законопроектов, которые облегчат налоговое бремя для экономики в целом и для этой отрасли в частности.
Во-вторых, мы уже принимаем и будем дальше принимать меры по защите внутреннего рынка. Это связано со многими проблемами, но при этом, без всяких сомнений, мы не можем идти по пути закрытия рынка, иначе мы не обеспечим интересы граждан, которые хотят иметь возможность покупать качественную и недорогую импортную технику. Мы не имеем права ограничить их в этом. Наши решения в этой сфере должны быть сбалансированы, и это, конечно, связано с необходимостью обеспечения справедливой, честной конкуренции.
Повторяю, именно в этой сфере, как ни в какой другой, переплетены все проблемы нашей текущей жизни и экономической перспективы. И это непосредственно затрагивает интересы большого количества наших граждан. Имея ввиду именно такой комплексный подход, и предлагаю рассмотреть те проблемы, которые накопились в этой отрасли.
6 июня 2001 года
Москва
|