Представляя свою инициативу по коренному изменению избирательной системы при региональных выборах, активисты трех фракций "Единой России" в Государственной Думе думали, конечно же, не только о повышении авторитета власти у населения, но и о своем месте в этой новой авторитетной власти.
Инициатива "Единой России" по повышению легитимности, а следовательно, и ответственности региональной власти перед избравшим ее народом - а также и ответственности народа за собственный выбор - представляется чрезвычайно благородной по форме. Действительно, разве это нормально, когда, скажем, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков был избран в 1999 году на свой пост благодаря поддержке всего 12,6% избирателей, а за главу Псковской области Евгения Михайлова в 2000 году проголосовало 15,1% от общего числа граждан, имеющих право выборов. И это не предел, могло быть и хуже. Еще более показательные случаи бывают на выборах в региональные законодательные собрания и муниципальные представительные органы власти. При существующем сейчас порядке выборы депутатского корпуса в регионах считаются состоявшимися при явке 25% избирателей, а побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов. В результате победитель может быть определен сколь угодно малым числом избирателей. Не удивительно, что при таком щадящем режиме пропуска во власть рванули откровенные популисты, криминалитет, а иногда и просто не очень далекие, но богатые люди.
"Единая Россия" решила положить этому конец, резко повысив планку прохода во власть. При подведении итогов базовой цифрой является общее число избирателей. Губернатор для своей победы должен получить поддержку половины граждан, имеющих избирательное право, а депутаты законодательных собраний - более 25% от общего списка избирателей. А для снижения затрат на выборы предлагается исключить второй тур.
Но "Единая Россия" была бы плохой политической партией, если бы за благородными общественными идеями не стояли ее собственные политические интересы. Правда, с первого взгляда в повышении избирательных планок политические дивиденды "единороссов" не просматриваются. В нынешних условиях среди тех, кто не смог бы преодолеть нового барьера, было бы немало представителей "Единой России". Но очевидно, что вслед за пропагандистски выигрышными шагами по корректировке избирательного законодательства последуют не столь громко анонсируемые, но крайне важные поправки к Закону "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации". Наверняка они коснутся тех шагов, которые должна будет предпринимать власть, в случае срыва выборов из-за непреодоления ни одним из кандидатов той высокой планки, которую предлагают задать "единороссы".
По действующему ныне законодательству в случае, если выборы признаются несостоявшимися или безрезультатными, повторное голосование должно состояться не более чем через четыре месяца. Руководить же регионом вплоть до определения нового победителя остается сейчас прежний губернатор.
Если же ввести правило, по которому до повторных выборов, назначаемых, скажем, через полгода, руководить регионом вместо не пользующегося 50-процентным авторитетом у избирателей губернатора станет "исполняющий обязанности", назначаемый президентом (вариант - полпредом), то возникают реальные возможности для коренного обновления всей исполнительной власти в регионах.
Естественно, "Единая Россия" вправе рассчитывать, что наиболее достойную кандидатуру этого и.о. сможет предложить именно она. А уж затем новый, энергичный, не обремененный старыми ошибками и.о. главы региона, с обновленной командой, эффективно используя административный ресурс, в отведенные полгода вернет населению веру в способность власти реально изменить жизнь к лучшему. И приведет к избирательным урнам нужное количество избирателей, знающих, за кого им голосовать.
Кстати, если совместить губернаторские выборы с выборами депутатов законодательных собраний (за такой вариант уже давно ратует Центризбирком), то новый глава региона получит шанс провести свою команду и в состав регионального парламента. В крайнем случае можно убрать норму Закона "Об общих принципах организации власти", по которой заксобрание обретает правомочность только при наличии 2/3 своего общего состава. Тогда сколько бы депутатов ни преодолело высокий барьер (25% списочного состава избирателей, согласно вносимым поправкам), заксобрание сможет начать работу.
Итак, подытожим, зачем это нужно. "Единая Россия" имеет большинство в Думе, но не в собственно России. Представлявшие ее основу - "Единство" - кандидаты в губернаторы и депутаты законодательных собраний далеко не всегда были фаворитами прошедших в последние 2 года выборов. Новые избирательные инициативы партии власти - это попытка конвертировать ее думское большинство в региональную власть, которая пока вообще с трудом дается федеральным политическим партиям. Это не значит, конечно, что на предстоящей, скажем в 2004 году, большой губернаторской кампании у нас появится несколько десятков и.о. губернаторов из числа активистов "Единой России". Просто претенденты на губернаторский пост - правящие главы регионов или их оппоненты - окажутся более заинтересованы в поддержке крупнейшей политической силы страны. И в любом случае нынешним губернаторам переизбраться, даже заручившись поддержкой "единороссов", будет значительно труднее. Это неизбежно приведет к власти больше новых лиц, чем в прошлые годы. А более активная инкорпорация в "Единую Россию" региональных лидеров, претендующих на губернаторские посты или депутатские места в заксобраниях, будет способствовать обновлению и укреплению самой партии власти, в том числе ее центральных органов.
Скептическое отношение к инициативе "Единой России", преобладающее среди первых отзывов на нее, объясняется, с одной стороны, может быть, не до конца понятым содержанием реформы, а с другой стороны, тем, что далеко не все политики смогут воспользоваться преимуществами, которые оказываются у партии власти.
Егоров Андрей
Страна.Ru
05.02.02
|