Съезд народных депутатов СССР. Выборы 1989 Следующий шаг в
процессе создания парламента был связан с курсом Горбачева на политическую
реформу, о чем было объявлено на XIX конференции КПСС летом 1989 года.
Осенью 1989 года были приняты необходимые изменения в Конституцию СССР и
новый закон СССР "О выборах народных депутатов СССР".
С точки зрения сегодняшнего дня очевидна нерешительность и половинчатость
принятых тогда изменений. Но исследовать их на предмет соответствия критериям
демократичности и, сделав отрицательный вывод, подвергнуть уничтожающей критике
можно, конечно, но вряд ли оправдано.
Принятые в ходе острой борьбы разнонаправленных векторов политической элиты
страны решения выглядели таким образом как будто все было сделано для того,
чтобы сохранить определенную устойчивость политического процесса, избежать
потери контроля за ходом политических процессов.
Выборы 1989 года окончательно пробудили в обществе широкую политическую
активность, способствовали началу формирования политической культуры.
Либерально-демократические идеи начали проникать в обыденное сознание
представителей широких социальных кругов.
Кроме того, кампания 1989 года и избрание Съезда народных депутатов СССР
активно способствовали началу процесса рекрутирования демократической
политической элиты.
Высшим органом власти страны объявлялся Съезд народных депутатов СССР. В
соответствии с измененной Конституцией, он избирался сроком на пять лет. Этот же
срок был установлен, как единый для всех органов власти в СССР. Предполагалось
что в полном составе Съезд будет собираться нечасто - один раз в год.
Для решения повседневных вопросов законодательной деятельности и
осуществления контрольных полномочий Съезд избирал из своего состава постоянно
действующий Верховный Совет из примерно пятисот членов.
Реформа политической системы не ставила на повестку дня тему разделения
властей. Политическая система общества пока эволюционировала лишь в направлении
разграничения полномочий партийного аппарата и государственных органов власти.
Вертикаль органов государственной власти, как законодательных, так и
исполнительных формировалась заново. Говорилось о разграничении полномочий,
подразумевалось ограничение административной власти КПСС.
На всех этапах избирательных действий технология выборов народных депутатов
была создана таким образом, чтобы обеспечить в итоге на подготавливаемом Съезде
народных депутатов подавляющий перевес силам того же вектора политической
ориентации, что и М.С. Горбачев.
Съезд формировался из трех основных частей и состоял из 2250 депутатов. 750
из них избирались по территориальным округам на основе равного избирательного
права, 750 отражали представительство административно-территориальных единиц и
избирались по национально-территориальным округам.
В нарушение многих общепризнанных критериев демократичности избирательной
системы, предполагалось непосредственное представительство ряда общественных
организаций на Съезде народных депутатов: треть депутатов назначалась
непосредственно высшими органами общественных организаций.
Мотивы, которые заставили высшее партийно-политическое руководство страны
ввести этот институт прозрачны. Главное место среди них занимало стремление
обеспечить себе квалифицированное большинство среди депутатов Съезда и
предсказуемость последнего.
Справедливости ради, надо отметить, что в ряде выступлений самого М. С.
Горбачева в конце 1988, начале 1989 годов звучало отношение к институту выборов
от общественных организаций, как ко временному, предназначенному только для
переходного периода. Из 750 депутатов 100 представляли КПСС, 100 -
государственные профсоюзы, 75 - ВЛКСМ... .
Таким образом, речь шла только о выборах двух третей состава Съезда.
Этап выдвижения кандидатов был подробно урегулирован Законом о выборах.
Выдвижение кандидатов осуществлялось на собраниях трудовых коллективах и
общественных организаций. Иные формы, такие как сбор подписей и т.д., не
предусматривались. Между выдвижением и попаданием в избирательный бюллетень,
кандидат должен был пройти еще одну стадию. Закон о выборах предусматривал
проведение окружных предвыборных собраний. На этом собрании присутствовали
представители трудовых коллективов, поддержавших выдвижение того или иного
кандидата. Окружное собрание являлось, как бы дополнительным ситом для отсева
политически нелояльных кандидатов.
Для того, чтобы обеспечить себе представительство на окружном избирательном
собрании иметь шанс быть зарегистрированным и внесенным в избирательный
бюллетень кандидату нужно было заручиться поддержкой как можно большего числа
трудовых коллективов, организаций и предприятий округа. Естественно, что это
было гораздо проще тем кандидатам, которые пользовались протекцией местных
партийных властей.
Выборы признавались состоявшимися в том случае, если на избирательные участки
приходило более пятидесяти процентов избирателей. Избранным считался кандидат,
получивший более пятидесяти процентов голосов от числа избирателей, принявших
участие в голосовании.
Проведение избирательной кампании в условиях фактического сохранения
партийной монополии на средства массовой информации привело к тому, что агитация
выплеснулась на улицы. Начала зарождаться, пока еще слабая, но уже достаточно
независимая широкодоступная пресса. Но и без того общественное мнение было
целиком не на стороне правящей политической элиты.
Первые частично свободные выборы состоялись 26 марта 1989 года.
На Съезде коммунистическая партия как и предполагалось получила подавляющее
большинство.
Однако в число депутатов вошли и представители демократически настроенных
кругов общества., которые получили возможность использовать Съезд как трибуну
для выражения собственных взглядов. Наиболее либеральные из этих депутатов
составили демократически оппозиционную межрегиональную депутатскую группу.
Численность ядра этой группы составляла около 250 человек (от 2250).
На этих выборах вопросы контроля, за ходом голосования, порядок подсчета
голосов и публикация полных результатов были не столь существенны, как стали
впоследствии.
Вопросы процедуры и гарантий избирательных прав граждан не вызывали
пристального общественного внимания.
Структура избирательных комиссий формировалась местными партийными
организациями. Малоактуальными оставались и вопросы финансового контроля за
расходованием средств на проведение предвыборной кампании.
В самом зачаточном состоянии оставался механизм рассмотрения жалоб на
нарушения закона в ходе осуществления избирательных действий.
Для избирательного системы опыт 1989 года поставил огромное количество
вопросов, но решить из можно было только при условии дальнейших политических
изменений.
Следующие выборы по Конституции должны были состояться через пять лет - это
отстояло от тогдашнего настоящего невообразимо далеко, учитывая лабильность и
неустойчивость не только политической системы, но и самих основ общественной
организации.
|