В следующем году заканчивается срок полномочий нынешнего состава Госсовета Удмуртской Республики. Грядут выборы, которые будут проходить в контексте выборов в Госдуму Российской Федерации и обкатывания нового федерального закона, изюминка которого - отказ от одномандатной системы и переход к смешанной с участием политических партий. Как эта новация встречена в регионах, со временем станет ясно. Удмуртские парламентарии и действующая власть недавно "отрецензировали" российский документ в ходе принятия на сентябрьской сессии Госсовета закона о выборах.
Получив за двенадцать дней до заседания сессии проект закона, группа коммунистов оказалась самой мобильной и успела подготовить альтернативный вариант.
Однако обсуждение проектов в первый день сессии закончилось плачевно для альтернативщиков. Их предложение отстранили от рассмотрения. Депутаты мотивировали это результатами социологических исследований, которые показали, что в Удмуртии авторитет партий среди населения невелик. Но и основной проект не прошел в первом чтении и был отправлен на доработку. Председатель Госсовета Удмуртской Республики Игорь Семенов сообщил, что дальнейшее его рассмотрение переносится на следующую сессию.
Однако не прошло и двух дней, как было объявлено о внеочередной сессии, главным вопросом которой шел именно этот - о выборах. Очевидно, верхние эшелоны власти Удмуртии решили, что надо поспешить, мало ли что будет?
И вот закон принят. Правда, с большим скрипом. Не заинтересованные в таком варианте представители партийных структур проигнорировали заседание сессии, и кворум едва натянули. Внесены почти все требования нового федерального закона. Кроме одного - о смешанной системе. Предполагаемые сроки выборов в Госсовет - апрель будущего года - позволяют провести в Удмуртии выборы по старой схеме, не нарушая российского законодательства, так как положение федерального закона о партийно-мажоритарном подходе вступает в силу с 14 июля 2003 года. А потом депутаты нового созыва, избранные по старинке, вновь будут корректировать удмуртское законодательство.
Обращает на себя внимание, что удмуртский закон облегчает путь прохождения кандидата к заветному мандату. Уменьшена норма явки избирателей с 25 до 20 процентов, увеличена сумма расходов на предвыборную агитацию до 100 тысяч рублей.
Почему законодательное большинство отвергло смешанную систему, которую все равно придется принимать рано или поздно? Председатель регионального отделения "Союза правых сил" Дмитрий Шумков считает: "Действующая власть испугалась, что СПС и другие партии наберут достаточное количество голосов, чтобы влиять на политику региона". - "Какие партии, на ваш взгляд, имеют наибольший вес в Удмуртии?" - "Кроме СПС это коммунисты и "Единая Россия". - "Вы согласны с тем, что население не готово голосовать по партийным спискам?" - "Категорически не согласен. Наш рейтинг, который дают местные СМИ, равен 7-10 процентам, но в реальности, я считаю, он выше 10 процентов".
Почему же СПС не проявил активности в ходе обсуждения и принятия проекта? На это лидер движения говорит: "Мы готовимся дать бой, когда будет определяться дата выборов в Госсовет республики. Если удастся убедить депутатов, что нужно экономить деньги и для этого объединить выборы в Госдуму России и Госсовет Удмуртии, то и принятый закон придется в срочном порядке корректировать".
Ижевск
Независимая Газета © 1999-2000
Нина Пузанова
23-09-2002
|