События 3-4 октября 1993 г.1 и последовавшее затем голосование по проекту новой Конституции и выборы в Федеральное Собрание создали новые, особые условия для развития российской многопартийности. Накануне выборов в Федеральное Собрание наиболее актуальной стала проблема создания политических блоков и коалиций.
Устранение оппозиции посредством ее административного запрещения не решило для властей (да и не могло решить) саму проблему оппозиции. Оправившиеся после первого шока оппозиционные партии и организации пытались изменить свою тактику в соответствии с новыми условиями, когда возможности для ведения полноценной политической и пропагандистской деятельности оказались ограниченными. Варианты нового поведения политических сил включали в себя прежде всего:
- выход на выборы под собственными флагами;
- переблокировку и формирование новых избирательных блоков;
- демонстративный отказ от участия в выборах.
На формирование "партийного поведения" оказывал влияние и такой фактор, как проявившееся стремление федеральной власти действовать без учета мнений региональных политических элит, что, безусловно, отталкивало регионы от Центра. Роспуск местных Советов народных депутатов не устранил противоречий между различными субъектами Российской Федерации и Центральной властью, напряженность в этих отношениях сохранялась. Эпицентр политического противостояния, казалось, мог в любой момент переместиться в один из регионов страны. На этом фоне в качестве одного из действенных компонентов предвыборных программ партий и блоков должна была выдвинуться региональная проблематика. Необходимо было также учитывать, что между властью и народом продолжала существовать значительная дистанция, причем исполнительная и законодательная власти зачастую воспринимались как единая сила, противостоящая интересам населения. Кроме того, процесс дифференциации населения отразился и в широком спектре вскоре выявившихся политических предпочтений2 .
Идея досрочных выборов вызвала оживленные споры. Прежде всего ряд партий высказывался за перенос выборов на более поздний срок, аргументируя это тем, что выборы по партийным спискам для России - явление новое, тем более, что большинство российских политических партий еще не вышли из периода становления и представляли собой, скорее, протопартии.
Определение срока подачи партийных списков не позднее 35 дней до даты выборов крайне сужало возможности сбора необходимого для регистрации числа подписей, в то время как продление сроков расширило бы возможности политических партий для полноценного участия в выборах. Сторонники правящего режима заявляли, что приближение выборов необходимо для скорейшего формирования легитимной законодательной власти, поскольку налицо:
- во-первых, удобный момент (поражение и ослабление оппозиции),
- во-вторых, усугубление кризисного состояния экономики, ухудшение жизни людей, что, в свою очередь, может сделать в ближайшем будущем поведение избирателей еще более непредсказуемым.
Перегруппировка политических сил привела к тому, что к началу выборов практически заново сложились основные партии, блоки и объединения, вступившие в предвыборную борьбу. Во многом это объяснялось тем, что прежние партийные структуры оказались либо разрушены, либо значительно ослаблены и в радикально изменившихся после октябрьских событий политических условиях были плохо приспособлены к борьбе за места в новом Парламенте.
1. Андрющенко Е. Уроки октября 1993 года // Обозреватель - Observer. 1993, № 26.
2. Зотова З.М. Партии России: испытание выборами. М., 1994. С.15
|