Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" № 130-ФЗ подписан 25 июля 1998 года. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок координации этой деятельности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Премьер В. Путин, генералы, должностные лица, имеющие касательство к событиям на Северном Кавказе, постоянно подчеркивают, что все, там происходящее - не война, а контртеррористическая операция. Они утверждают, что боевые действия в Дагестане, а затем в Чечне, вписываются в рамки закона о борьбе с терроризмом и не нуждаются в дополнительном юридическом обосновании. Оценить, соответствует ли это действительности, обществу сложно: мало кто читал этот закон, до последнего времени о нем и слышали-то немногие...
Понятие терроризма рассматриваемый закон трактует примерно так же, как и статья 205 Уголовного кодекса (УК), а именно, как насилие или угроза его применения, уничтожение объектов и другие опасные действия "осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам..." (Цель - устрашение, является наиболее характерной чертой терроризма). Кроме того, к понятию "терроризм" в данном законе отнесено посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) и нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой (ст. 360 УК). Преступлениями террористического характера считаются также захват заложника (ст. 206 УК), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК), а также другие преступления, если они совершены с террористической целью.
Согласно статье 6 закона "О борьбе с терроризмом", основным руководителем этой борьбы является правительство РФ, а непосредственно ее осуществляют ФСБ, МВД и другие федеральные силовые ведомства. В статье 7, где говорится о компетенции каждого из этих органов, в частности, сказано, что Министерство обороны и Федеральная пограничная служба участвуюет в проведении контртеррористических операций, и именно это положение закона используется для оправдания применения армии во внутреннем конфликте.
Итак, ключевое понятие - контртеррористическая операция. В законе оно определяется как "специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции". При этом террористической акцией называется "непосредственное совершение преступления террористического характера...". То есть, по смыслу закона речь идет о пресечении хотя и опасного, но все-таки единичного преступления.
Окончательно убедиться в том, что под контртеррористической операцией подразумевается мероприятие локального характера, позволяет еще одно определение из закона "О борьбе с терроризмом": "зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция".
Таким образом, из рассмотрения закона видно, что контртеррористическая операция может быть связана с такими ситуациями, как захват автобуса с пассажирами, заминированный вокзал, в крайнем случае - нападение группы боевиков на электростанцию. Но пытаться подверстать под это понятие полномасштабные боевые действия на территории целой республики - это уж слишком! Такая натяжка на юридическом языке называется "расширительное толкование закона".
Ситуация может быть введена в правовое русло только в случае, когда наличие войны будет признано официально, и там, где это нужно, будут применяться законы военного времени.
Справедливости ради надо сказать, что на этом пути есть серьезные трудности: правовая база явно недостаточна. При всей идеологической милитаризированности левого большинства Думы, у парламентариев не дошли руки до законов на случай "если завтра война". Так, в России сегодня нет закона о военном положении, даже старого.
Но продолжать выдавать войну за обычную мирную борьбу с преступностью тоже недопустимо. Это приводит к размыванию всяких правовых и нравственных критериев. Военные и общество привыкают к мысли, что преступников, а заодно и случайно подвернувшихся мирных граждан, можно убивать без суда и следствия. К каким последствиям это может привести - не трудно догадаться, особенно если учесть, что многие из тех, кто сейчас воюет в Чечне, после службы в армии придут работать в милицию и другие правоохранительные органы.
Закон, как всякий инструмент, должен применяться по назначению. Закон "О борьбе с терроризмом", если применять его к тем ситуациям, для которых он был разработан, оказывается достаточно содержательным. Так, ст. 14 определяет порядок ведения переговоров с террористами и устанавливает пределы возможных уступок со стороны властей. Появление этой нормы ввело в правовые рамки практику переговоров, которые до этого проводились на свой страх и риск.
Отдельная глава закона "О борьбе с терроризмом" посвящена возмещению вреда, причиненного в результате террористической акции. Этими положениями закона могут воспользоваться для защиты своих прав пострадавшие от недавних взрывов в городах. Так, ст. 17 предусматривает, что возмещение вреда в таких случаях производятся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а если возможности этого бюджета недостаточны, то за счет федерального бюджета. В соответствии со ст. 18, должна проводиться социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористических акций, включающая в себя правовую помощь, психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство вплоть до восстановления на работе, предоставление жилья - все это за счет бюджетов. Социальной и правовой защите подлежат также лица, участвующие в борьбе с терроризмом.
Марина Джексенбаева
|