Артур Силверблатт, профессор Университета Вебстер, один из ведущих экспертов в области американских средств массовой информации (СМИ).
Вопрос: Осама Бен Ладен и США активно используют в борьбе друг против друга средства пропаганды. Кто сможет стать победителем в этой битве?
Сильверблатт: Самое главное во всем этом - осознание факта, что пропаганда и коммуникация стала частью военной стратегии. В частности, президент Буш говорил о необходимости достижения победы на нескольких фронтах - военном, дипломатическом, экономическом и, в том числе, в сфере массовой коммуникации.
Крайне интересно наблюдать, как Бен Ладен и его последователи используют пропаганду для того, чтобы воздействовать на массовое сознание. Используя видеозаписи своих выступлений, периодически отправляемые на телекомпании, Бен Ладен сумел превратить себя в мировой символ сопротивления американскому империализму. Интересно, что люди и в Рио-Де-Жанейро и в Сахаре смотрят на Бен Ладена, ни как конкретного человека. который совершает плохие или хорошие дела, а именно, как на символ.
США оказались не готовы к таким действиям Бен Ладена. США - родина наиболее сложных и профессиональных медиа-империй, технологий и идей, но, как оказалось, пропагандистский удар оказался неожиданным. Парадокс ситуации еще был и в том, что Бен Ладен некоторое время успевал наносить упреждающие идеологические удары. Это было связано, в частности с тем, что американские специалисты были не готовы вести контрпропаганду круглые сутки: из-за разницы во времени они начинали работать, когда Европа и Ближний Восток уже готовились ко сну. Бен Ладен воспользовался этим.
Любопытно, что, в большинстве случаев, зрителям и слушателям выступлений лидера "Аль Каеды" было абсолютно не важно, ЧТО и О ЧЁМ говорит Бен Ладен. Главной новостью становился сам факт его появления на экране. Симпатизирующая ему аудитория даже не слушала очередной порции обвинений в адрес США, Израиля и продавшихся им арабских режимов. Часто его сторонники начинали кричать и аплодировать, увидев Бен Ладена на экране, полностью заглушая его слова.
Вопрос: Что Вы можете сказать о роли американских СМИ в этом конфликте. Они действуют, как часть государственной пропагандистской машины или как свободные средства массовой информации?
Сильверблатт: Пресса, во многом, следовала тому образу мыслей, который сложился в головах американцев после 11 сентября. Ее главной задачей стало как можно быстрее и точнее доносить новости до читателей и зрителей.
В то же время, снабжая людей информацией, СМИ демонизировали образ Бен Ладена. Они нагнетали тревогу и нервозность в обществе, сгущали краски. Делая это, СМИ не следовали пожеланиям администрации США. Средства массовой информации предлагали американцам такое видение событий, какое они хотели получить. Свою роль в этом сыграла и администрация США, ограничившая доступ к информации под предлогом борьбы с утечками военных секретов.
С другой стороны, вся эта история показала, насколько мы боимся терроризма. После публикаций о ходе расследования терактов и интервью с экспертами, полиция и ФБР получали тысячи сообщений о подозрительных личностях, которые покупали авиабилеты, брали на прокат автомобили и т.д. Причем этот всплеск бдительности или подозрительности затронул не только США, но и значительную часть мира.
Или вспомним историю с рассылкой по почве писем со спорами сибирской язвы. Вспомните: сколько всего было получено таких писем? Сколько из них содержали не споры, а муку или стиральный порошок, посланный какими-то глупыми шутниками? Сколько погибло людей от этого и сколько заболело? Рассылка этих писем привела к гибели относительно небольшого числа людей. Однако, когда погибал один человек, то пресса своим описанием событий вызывала такой эффект, как будто погибли и заболели тысячи людей. Это вызывало если не панику, то массовое беспокойство.
|