Общественность разных стран
пристально наблюдает за так называемым
исламским возрождением – процессом,
стремительно развивающимся в государствах
ближнего и среднего востока, мусульманских
республиках СНГ и отдельных регионах России.
Повышенное внимание к исламу
вызвано тем, что, во-первых, это наиболее
динамичная мировая религия, во-вторых, степень
политизации ее приверженцев на порядок выше, чем
у последователей других конфессий, в-третьих,
многочисленные концепции чисто исламского пути
развития государств и народов, которые, к тому же,
никогда не были реализованы на практике,
вступают в противоречия с принятыми в остальном
мире, особенно - западном, социальными и
политическими установками, т.е. мировоззрением
сотен миллионов людей.
Одновременно в трех своих
ипостасях – религии, духовной сфере и
социально-экономической доктрине - ислам
становится все более острым фактором жизни
мирового сообщества.
Известно, что начало разговорам
об исламском возрождении было положено
революционными событиями в Иране конца 70-х годов
прошлого века. Затем разнообразные движения за
возврат к истинной мусульманской вере получили
развитие в суннитской ветви ислама, так и не
решив, однако, ни одну из острейших проблем
обустройства стран третьего мира, находящихся на
востоке. Но организационно оформившийся процесс
религиозного ренессанса привел к появлению
исламского радикализма и обострению конкуренции
за господствующее положение в мусульманских
общинах между его международными центрами.
Нарастающая в настоящее время
конкуренция религиозных исламских радикалов
развернулась между двумя объединительными
тенденциями - панисламистской и пантюркистской,
которые, как показывает жизнь, в их чистом виде
основываются на совершенно противоположных
тенденциях.
Так, если панисламизм
апеллирует к международному уровню объединения
всех мусульман, то основу религиозного
пантюркизма составляет исламский национализм. И
если сторонники мусульманской солидарности в
Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане,
Индонезии и Алжире призывают мусульман
объединяться вне рамок
национально-государственных границ, то идеологи
т.н. исламского национализма, в первую очередь,
находящиеся в Турции, выступают за обособление
мусульман тюркоязычных и других народов на
этно-национальной основе.
Внутренняя и внешняя борьба
объединительных тенденций мусульманского
интегризма в одинаковой степени чревата
появлением в обширных регионах Евразии,
фактически от Лондона до Урумчи, и даже на
Североамериканском континенте, через
мусульманские общины в Нью-Йорке и других
крупных городов США, невиданных здесь ранее
агрессивных силовых величин, развитием их
потенциальных возможностей для передела сфер
влияния в свою пользу.
Именно в стремлении создать
ядра будущих всемусульманских союзов Саудовская
Аравия, Пакистан, Афганистан и Турция,
поддерживающие международный терроризм на
территории Чечни, осуществили прямую
вооруженную агрессию в Дагестан и Киргизстан,
планируя ее расширение по всему Северному
Кавказу, направлении Ферганской долины
Узбекистана, а также российских регионов
Поволжья и Прикамья. Еще одним направлением
мусульманского ренессанса стали южные Балканы,
где под непосредственным патронажем Турции
реализуется идея создания Великой Албании. При
этом только в отношении Российской Федерации и
союзных ей государств ЦАР отмечается
сглаживание противоречий между панисламистской
и пантюркистской объединительными тенденциями,
поскольку т.н. исламский фактор на всей
территории бывшего Советского Союза отдан на
откуп геостратегическим интересам целого ряда
западных стран.
В весенне-летний период
текущего года сопротивление вооруженным силам
России в Чечне, которое ставится в центр
объединительных тенденций мусульманского мира,
сформировавших на этой части российской
территории базу международного
террористического интернационала, планируется
организовывать путем продолжения в том числе
информационной войны, нацеленной на создание
благоприятных условий для радикального
исламского интегризма. Для этого, по плану У.Бен
Ладена и поддерживающих его сил, предполагается
и в дальнейшем широко использовать западное
общественное мнение, как недостаточно или
тенденциозно информируемое о ситуации в Чечне,
т.н. правозащитные международные институты,
российские и зарубежные факторы, прямо или
косвенно паразитирующие на свободе слова и
соблюдения прав человека.
По материалам
независимых российских СМИ
октябрь 2001 г.
|