Интернет-конференция В.Б.Рушайло
Уважаемые участники интернет-конференции!
Приветствую вас, пользователей всемирной глобальной компьютерной сети “Интернет”, проявивших интерес к теме моей пресс-конференции, посвященной проблемам урегулирования ситуации в Чеченской Республике, и приславшим на сайт Совета Безопасности Российской Федерации свои вопросы.
Данная пресс-конференция не первая, которую руководство аппарата Совета Безопасности Российской Федерации проводит в сети. Ранее на нашем сайте обсуждались Доктрина информационной безопасности и Военная доктрина Российской Федерации. Следует отметить, что некоторые из замечаний, высказанных в ходе этих обсуждений, были впоследствии учтены в нашей работе. Несомненно, что также будет и в этот раз. Все поставленные вопросы будут внимательно проработаны.
Очевидно, что подобные встречи в “Интернете” полезны для обеих сторон.
В мой адрес поступило большое число вопросов от граждан, проживающих в ряде регионов России, а также в Австралии, Великобритании, Грузии, Киргизии, Украине, Словакии и США. Столь широкая география и количество заданных вопросов свидетельствуют о большой заинтересованности у их авторов в борьбе с терроризмом в Чеченской Республике и необходимости регулярного информирования широкой общественности, в том числе в сети “Интернет”, о мерах, принимаемых федеральной государственной властью, по налаживанию мирной жизни в этой республике.
Анализ поступивших вопросов показывает, что вас, в основном, интересуют проблемы хода контртеррористических операций, восстановления социальной сферы и экономики Чеченской Республики, возвращения к местам постоянного проживания жителей, временно, в силу известных обстоятельств, вынужденных покинуть свой кров, а также некоторые другие моменты, связанные с событиями, происходящими в Чечне.
В связи с этим я принял решение предоставить вам обобщенную информацию о сегодняшнем положении дел в Чеченской Республике. Полагаю, что в ней Вы найдете ответы на заданные вопросы. Без комментариев останутся лишь вопросы, поступившие от анонимных пользователей, а также сформулированные в виде, не принятом для общения в цивилизованном обществе.
Прежде чем перейти к изложению ситуации в Чеченской Республике, хотелось бы затронуть более широкий аспект и охарактеризовать процессы, происходящие в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, составной частью которого является Чечня.
Северный Кавказ продолжает оставаться наиболее уязвимым регионом, с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, сохранения ее территориальной целостности.
Главной угрозой стабильности на Северном Кавказе стал международный терроризм , являющийся активной разрушительной силой, идеологическим инструментом сепаратизма, сторонники которого, несмотря на принимаемые меры по перекрытию каналов поставок, до сих пор получают финансовую и организационную поддержку извне. Именно этот фактор в значительной мере способствует сохранению деятельности в регионе национал-сепаратистских и национал-шовинистических организаций.
Лишь благодаря целенаправленным действиям удалось локализовать очаг терроризма , воспрепятствовать его разрастанию за пределы Российской Федерации и не допустить реализацию замыслов террористов превратить кавказский регион в зону нестабильности.
Руководство Российской Федерации хорошо понимает историческую миссию нашего государства, ставшего форпостом на путях проникновения религиозного экстремизма и международного терроризма в Европу. В этой связи появляется настоятельная необходимость осуществления кардинальных мер, направленных на сдерживание ситуации и последующее устранение очагов нестабильности в Центральной Азии и на Северном Кавказе, прежде всего в Чеченской Республике.
Поэтому наша политика на Северном Кавказе направлена на достижение трех основных целей:
- обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации;
- урегулирование конфликтов;
- укрепление безопасности и обеспечение национальных интересов России в регионе.
Для стабилизации обстановки в регионе мы налаживаем тесное взаимодействие всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Особая ответственность за информационное обеспечение политики на Северном Кавказе ложится на средства массовой информации.
Народы, проживающие в этом регионе, нуждаются в пропаганде, в лучшем смысле этого слова, политических средств разрешения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Примером может послужить ситуация вокруг урегулирования осетино-ингушского конфликта, когда впервые были возвращены вынужденные переселенцы в места постоянного проживания.
Что же касается Чеченской Республики, то ситуация в ней остается сложной, но, тем не менее, контролируемой.
Контртеррористические операции и усилия российских дипломатов нанесли разрушительный удар по бандитам. Сегодня мы констатируем, что в Чеченской Республике отсутствуют идеологические борцы, а существует система выплат за проведенные террористические акции, документируемые соответствующими видеозаписями. Можно с уверенностью заявить, что в Чеченской Республике не существует, да никогда и не было какого либо национально-освободительного движения, военные и террористические действия стали средством обогащения лидеров и участников незаконных вооруженных формирований.
В целом, в Чечне, несмотря на сложность обстановки, сформированы предпосылки для ее нормализации. Можно с уверенностью заявить, что пик разгула сепаратизма прошел, а над эмоциями начал превалировать разум. Основной заботой жителей Чеченской Республики становится строительство мирной жизни.
Это хорошо понимают и лидеры бандформирований, перенеся акцент диверсионно-террористических действий на мирных граждан, среди которых рядовые труженики, руководители и работники местных администраций, представители духовенства.
В этой связи меняется и наша тактика. Учитывая, что главное сейчас - нейтрализация международных террористов и их главарей, развязавших и финансирующих диверсионно-террористическую войну не только против федеральных сил, но и всего чеченского народа, руководство контртеррористическими операциями передано от Минобороны России Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Одновременно с окончанием боевых действий из Чеченской Республики начат вывод избытка войск. Укрепляются местные органы внутренних дел. Свою задачу мы видим в защите мирных жителей от посягательств бандитов и, к сожалению, имеющих место случаев неправомерных действий представителей федеральных сил.
Мы осознаем, что проблема Чечни - на долгие годы, если иметь в виду процесс восстановления экономики, здравоохранения, правового поля. Мы понимаем, что быстро эту задачу не решить.
Поэтому уже сейчас мы приступили к кропотливой целенаправленной работе по возвращению этой республики в русло российской государственности, выстраиванию эффективно функционирующей властной вертикали, перевода акцентов на мирное строительство, которое становится важнейшим и, в конечном счете, определяющим элементом завершающего этапа контртеррористических операций. Для этого образована Администрация Чеченской Республики, сформировано и приступило к работе Правительство республики. Функционирует Правительственная комиссия, занимающаяся процессом восстановительных работ в Чечне. Кроме того, введена должность Министра Российской Федерации, ответственного за координацию деятельности федеральных органов власти, участвующих в восстановлении народного хозяйства Чеченской Республики.
Чрезвычайно важным фактом, характеризующим положительные изменения в жизни граждан Чеченской Республики, является возобновление деятельности судебной системы, которая была полностью уничтожена и заменена нецивилизованным, так называемым шариатским судопроизводством.
С целью достижения гражданского мира и согласия в республике Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 декабря 1999 г. была объявлена, а затем продлена до 15 мая 2000 г. амнистия в отношении лиц, совершивших общественно-опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе, прекративших вооруженное сопротивление и добровольно сдавших оружие.
В настоящее время продолжается разъяснительная работа, направленная на возвращение участников бандгрупп к мирной жизни.
Естественно, что после окончательного завершения контртеррористических операций, в республике в соответствии с законодательством Российской Федерации состоятся всенародные выборы, по итогам которых будут сформированы легитимно действующие органы законодательной и исполнительной власти.
Следует отметить, что некоторая стабилизация обстановки в Чеченской Республике позволила активизировать деятельность по реализации программы восстановления ее социально-экономической сферы. Начато восстановление нефтеперерабатывающего завода в г. Грозном, ведется строительство двух теплоэлектоцентралей, заводов по переработке сельхозпродукции, зерна, производству сахара и кирпичного завода. Создается республиканская финансово-кредитная система, в ближайшее время планируется открытие в регионе четырех филиалов коммерческих банков. Во многих районах республики проведена посевная, построено двадцать тысяч квадратных метров жилой площади.
Восстановлено 1232 км высоковольтных воздушных линий электропередачи из 2436 выведенных из строя, а также 70 из 108 трансформаторных подстанций, напряжение подано в 212 населенных пунктов. В 107 населенных пунктах восстановлено газоснабжение.
Обеспечено железнодорожное движение поездов на участках Моздок – Червленая – Кизляр, Червленая – Хасавюрт, Гудермес – Грозный, Грозный – Алды, увеличена пропускная способность станций Грозный, Аргун, Ханкала. До конца нынешнего года планируется восстановить еще 8 железнодорожных мостов, ввести в действие участок железной дороги Грозный – Слепцовская. С апреля 2001 г. открыто регулярное (еженедельное) сообщение пассажирских поездов по маршруту Гудермес – Москва. Проработаны вопросы открытия авиасообщения Грозный – Москва. Проводится работа по развертыванию стационарных систем связи.
Не забыта и социальная сфера. Налажена регулярная выплата пенсий и социальных пособий. Ведутся ремонтные и восстановительные работы на объектах культуры, здравоохранения, образования, культуры и спорта. В нынешнем году свыше 50 тысяч детей из Чеченской Республики выедут на лечение и отдых в другие регионы страны.
В настоящее время в Чеченской Республике действуют три ВУЗа. Кроме того, около тысячи юношей и девушек будут в этом году направлены на обучение в высшие учебные заведения России.
Начат процесс возвращения к местам постоянного проживания вынужденных переселенцев, который планируется завершить к началу нынешней зимы. В этой связи проводятся интенсивные переговоры с различными международными организациями о переориентации поставок гуманитарной помощи непосредственно в Чеченскую Республику.
Одним словом, необходимые предпосылки для налаживания в Чечне мира и условий для нормальной работы созданы. Теперь мы обязаны, как отметил выступая на пресс-конференции после саммита “Россия – ЕС” 17 мая т.г. Президент Российской Федерации В.В.Путин, обеспечить безопасность для мирных граждан Чечни и такие же права и свободы, как для остальных граждан Российской Федерации.
В заключение я хотел бы ответить на ряд вопросов, посвященных проблемам, получившим, на мой взгляд, широкий общественный резонанс как у нас в стране, так и за рубежом.
Прежде всего, о возможностях проведения переговоров с Асланом Масхадовым. Хочу еще раз со всей определенностью подтвердить неоднократно заявленную российским руководством позицию о том, что предметом таких переговоров может быть только одно: прекращение террористической деятельности и добровольная сдача законным властям. Других переговоров с человеком, связанном с бандитами, изначально находившемся на их стороне и способствовавшем их деятельности, не будет.
Теперь о так называемом плане Немцова. Наряду с этим документом, как Вам, наверное, известно, существуют планы депутатов Государственной Думы Куликова, Аслаханова, главы Администрации Чеченской Республики Кадырова и других заинтересованных лиц.
Полагаю, что само желание этих людей принять участие в процессе мирного урегулирования в Чеченской Республике и проделанная ими в этом направлении работа заслуживают уважения и благодарности.
Эти планы являются предметом обсуждения и безусловно наиболее продуктивные идеи будут приняты к реализации.
На мой взгляд, сегодняшняя ситуация в Чеченской Республике требует координации усилий военных и гражданских структур, действующих в этом регионе, с акцентом на восстановлении социальной сферы и экономики республики, укреплении местных органов власти и правопорядка, нейтрализации главарей бандгрупп. В процессе организации этой сложной работы будут апробироваться, а, при необходимости, использоваться некоторые предложения, содержащиеся в отмеченных выше планах.
Решение этих проблем будет лучшим свидетельством того, что Россия считает Чечню равноправным членом Федерации, а ее жителей частью многонационального российского народа, весомым аргументом во взаимоотношениях с различными международными организациями.
И последнее. О визовом режиме между Россией и Грузией. Хочу отметить, что формирование межгосударственных отношений является правом каждой отдельной страны.
Правительством Российской Федерации 30 августа 2000 г. принято решение о выходе из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников, подписанного в Бишкеке 9 октября 1992 года. В связи с этим решением с 5 декабря прошлого года введен визовый режим пересечения государственной границы между Россией и Грузией.
Подобная мера является вынужденной, продиктованной необходимостью защиты российских интересов и безопасности. В последнее время Россия, как и другие страны, все чаще сталкивается с серьезной угрозой международного терроризма , организованной преступности, наркобизнеса, другими опасными вызовами. К тому же широкий размах приобретает незаконная миграция в Россию, в том числе и из государств Содружества. По сути затронутыми оказываются интересы национальной безопасности страны.
Особенно остро это ощущается в отношениях с Грузией.
Несмотря на неоднократные протесты России по поводу присутствия в Грузии членов чеченских бандформирований, грузинское руководство до недавнего времени не принимало необходимых мер. Кстати, и сегодня в Тбилиси продолжает функционировать так называемое “Представительство Ичкерии” и информационный центр, ведущие фактически на территории Грузии антироссийскую деятельность и занимающиеся материальным и финансовым снабжением боевиков.
Для того, чтобы затруднить возможность передвижения базирующихся Панкисском ущелье участников бандформирований и был введен визовый режим с Грузией. Эта мера, на наш взгляд, в определенной степени способствует обеспечению безопасности и Грузии.
Кроме того, заслон на госгранице в виде визового режима имеет еще и международное значение. Мы должны серьезно реагировать на заявления лидеров сепаратистов, в том числе Ш.Басаева, о возможной посылке боевиков на Ближний Восток для участия в палестино-израильском конфликте.
Следует отметить, что в последнее время мы наблюдаем позитивные сдвиги в позиции грузинских властей. Это показали прошедшие 23 мая т.г. переговоры с Министром внутренних дел Грузии К.Таргамадзе, который согласился, что в Панкисском ущелье сложилась “специфическая ситуация” и не исключил возможности проведения там совместных операций силами МВД двух стран. Соответствующее заявление сделал и Президент Грузии Э.Шеварднадзе.
Как отметил в своем выступлении на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны Президент Российской Федерации В.В.Путин, введение визового режима с Грузией “связано с проблемами, возникшими в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе”. “Это временная мера, - заявил глава нашего государства, - и она, без всяких сомнений будет отменена”.
Завершая пресс-конференцию, хочу выразить благодарность ее участникам, проявившим большой интерес к проблеме урегулирования ситуации в Чеченской Республике. Информацию о других аспектах деятельности Совета Безопасности Российской Федерации и его аппарата Вы всегда можете найти на нашем сайте в сети “Интернет”.
31 мая 2001 г.