Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Счетная палата Российской Федерации

Без чего невозможна стабильность

Сергей Степашин, председатель Счетной палаты Российской Федерации.

Экономический прогресс невозможен в политически нестабильном государстве. Тем более сложно ожидать хозяйственных успехов в том обществе, члены которого живут в постоянном страхе перед будущим, прежде всего из-за социально-экономической неопределенности. Отсутствие нормальных социально-экономических условий жизни не прибавляют ни стабильности, ни уверенности человека в завтрашнем дне. Несомненно, что для того, чтобы строить серьезные планы на будущее, необходимы, прежде всего, стабильность, ясность, предсказуемость развития общества. Речь идет, прежде всего, о наиболее инициативной и ответственной части общества – среднем классе.

В ходе реформ подразумевалось и провозглашалось, что именно сформировав класс мелких и средних собственников, мы обеспечим в социальной структуре общества присутствие стабильного созидающего большинства, или, иначе говоря, – среднего класса.

Этот подход представляется поверхностным, ограниченным, ошибочным, поскольку сильно упрощает проблему. Но даже и для его практической реализации не было приложено достаточно усилий. Сейчас средний класс возрождается. Однако процесс этот может идти значительно быстрее и охватывать более широкие слои общества. Для этого нужно решительнее использовать опробованные во всех развитых странах социально-финансовые механизмы. При этом надо помнить, что средний класс – это не только уровень заработков, но и уровень потребностей. Структура национальной экономики и ее реальные возможности таковы, что на формирование среднего класса существующим путем уйдут десятилетия, в ходе которого российское общество взорвется от неразрешимых социальных противоречий.

На мой взгляд, средний класс включает в себя не только торговцев и бизнесменов, не только сотрудников крупных компаний и представителей свободных профессий. Видимо, давно назрела необходимость вспомнить, что современное общество может успешно существовать и развиваться лишь при серьезной государственной поддержке интеллигенции, служащих, “рабочей аристократии”, всех тех, чей месячный доход при сегодняшних ценах составляет не менее 6000 рублей. Увы, наша российская интеллигенция, особенно военная, сегодня умудряется выживать при значительно более низких заработках.

Наблюдается несоответствие между общемировыми тенденциями и складывающейся в России действительностью. Лидерами человечества сегодня являются те государства, где вовремя осознали важность и значимость инвестиций, способствующих развитию наукоемких технологий, прежде всего информационных, и особенно – интеллекта, личности, человеческого потенциала. Поэтому сегодня необходим кардинальный пересмотр правительственного курса, ориентирование его на создание истинного среднего класса. Особого внимания при этом требуют бюджетная политика и политика доходов. Иного пути обеспечения стабильности и создания возможностей для развития, видимо, нам не изобрести.

Средний класс ныне в России практически отсутствующий – киль государственного корабля, обеспечивающий устойчивость его курса.

Особое внимание хотелось бы уделить военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы. Это поистине “золотой фонд” любого государства.

Общепризнано – Вооруженные силы являются гарантом стабильности государства. Основу Вооруженных сил составляет личный состав. История свидетельствует, что как ход и исход войны, так и безопасность государства в мирное время существенно зависят от такого компонента военной мощи, как людские ресурсы. Они – важнейшая составляющая мобилизационных возможностей государства, его побед во время войны.

Фрагмент Вооруженных сил – личный состав, в свою очередь является элементом сложной общественной системы: допризывник – военнослужащий – ветеран военной службы (в запасе или в отставке). Все эти три категории положительно или отрицательно взаимовлияют друг на друга. В итоге они определяют качество личного состава Вооруженных сил, их эффективность в обеспечении обороноспособности государства.

Военная служба имеет свою специфику: военнослужащий находится полностью во власти приказа, а его здоровье и сама жизнь принадлежат Родине. Отсюда и вытекает обязанность государства уделять особое внимание достойному положению военнослужащего в обществе. Так ли это происходит в нашей стране?

Кризис, охвативший Российскую Федерацию, больно ударил по Вооруженным Силам. Мало того, что снизилось материальное и техническое обеспечение армии. По экономическим соображениям произошло значительное сокращение личного состава, в том числе и офицерского. Несмотря на это, жизнь военнослужащих не стала более достойной.

Давайте сравним денежное довольствие военнослужащих в Российской Федерации и США.

Ситуация в этой области выглядит следующим образом (в долларах США на 1 января 1999 г.)

Воинское звание

Россия

США

Генерал-полковник

314

8151

Генерал-лейтенант

282

6712

Генерал-майор

253

6359

Полковник

108,3

5000

Подполковник

95,8

4000

Майор

85,7

3500

Капитан

83,3

2500

Старший лейтенант (1-й лейтенант)

75

1800

Лейтенант (2-й лейтенант)

68,8

1600

Прапорщик

58,3

-

Капрал

-

1500

Сержант (контрактная служба)

10

1000

Рядовой (контрактная служба)

8,75

800

(Источник: “Комсомольская правда”, 21 июня 1999 г.)

У нас доходы офицера в два раза ниже, чем у других государственных служащих. При этом их жены часто вынуждены работать не по специальности на малооплачиваемых должностях, а 75 процентов из них вообще не имеют возможности трудоустроиться. Еще хуже обстоят дела с возможностью получения дополнительных доходов (совместительство офицерам практически запрещено) или социальных трансфертов. Несмотря на это, в свободное от службы время, а большей частью поздно вечером и ночью, офицерам приходится искать дополнительный заработок путем извоза на личных автомашинах, заниматься ремонтом и строительством частных гаражей и дач, а подчас и поступать в охрану к частному предпринимателю. Все это полностью относится и к лицам, уволенным с военной службы (пенсионерам).

Все чаще военнослужащие уличаются в криминале – торговле оружием, злоупотреблении своим служебным положением – использованием солдат в личных целях.

Военный человек в любой стране является ее хранителем и считается государственным человеком. Но разве можно сравнить материальное обеспечение военнослужащих (офицеров) с обеспечением российских государственных чиновников?

Из приведенной выше таблицы видно, что денежное довольствие российских офицеров и солдат явно не отвечает уровню и напряженности ратного труда, не позволяет содержать семью.

Выход один – государство должно вернуть военнослужащим накопленные долги и компенсировать моральный ущерб, обеспечить все условия для выполнения ими своих обязанностей.

На сегодняшний день вопросы социальной защиты военнослужащих по-прежнему остаются самыми животрепещущими. Это в значительной степени связано с последними решениями Государственной Думы РФ и Правительства, которые меняют некоторые базовые подходы к порядку оплаты воинского труда. Речь идет о введении подоходного налога, изменений порядка определения окладов военнослужащих, начиная с первичной должности контрактников.

Сводный отчет по результатам мониторинга социально-экономического положения военнослужащих (подготовлен Главным управлением воспитательной работы ВС РФ) позволяет ознакомиться с такими цифрами.

(“Красная звезда”, 1 июля 2000 г.)

О жилье вообще говорить не приходится. Почти третья часть военнослужащих живет в домах, не отвечающих санитарным нормам, а более половины уволенных на пенсию находятся в положении бомжей.

Вот как характеризует этот вопрос “Красная звезда” (17.8.2000 г.): По оценке Тыла Вооруженных сил, на начало 2000 г. количество бесквартирных семей военнослужащих Вооруженных сил РФ составило 91,4 тысячи (против 93,4 тыс. на 01.01.99 г.). Вроде бы наметилось улучшение, но это не тот эффект, на который рассчитывали после принятия программы “Государственные жилищные сертификаты”. Жилищные условия семей военнослужащих остаются желать лучшего. Вот как оценивают военнослужащие свои жилищные условия.

Офицеры, действующие и ушедшие в запас, как никакая иная категория граждан заинтересованы в социально-политической стабильности. При этом они являются наиболее ответственной, с четкой гражданской позицией частью россиян. Я не склонен идеализировать ситуацию.

По подсчетам социологов, после увольнения в запас только в 2000 году около 80 тысяч военнослужащих стали относить себя к представителям малого и среднего бизнеса. На мой взгляд, этот факт имеет явно позитивную окраску. С одной стороны, офицер – человек дисциплинированный, сознательно стремящийся к порядку и это дает основание предполагать, что, занявшись бизнесом, он не уйдет в криминал, будет чтить законы и работать на общество. С другой стороны – следует признать, что наши офицеры умеют преодолевать трудности, работать на результат в условиях повышенных нагрузок, поэтому общественная польза от их усилий должна быть немалой.

Несомненно, сегодня назрела необходимость в пересмотре пакета законов, касающихся социальной защищенности военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы в запас и отставку. Они должны быть выстроены таким образом, чтобы военнослужащего не только номинально-теоретически, а по его реальному социально-экономическому статусу можно было уверенно относить к среднему классу.

Ярким свидетельством необходимости улучшения материального состояния семей военнослужащих является приведенная в газете “Красная Звезда” от 26.07.2000 г. структура денежных расходов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ (в процентах).

Диаграмма свидетельствует, что почти половина семейного бюджета уходит на питание. Нехватка денег особо ощутима, когда военнослужащий вынужден снимать жилье. Бывает еще хуже, когда такое положение по “наследству” переходит к военному пенсионеру и когда сложившуюся ситуацию испытывает на себе его семья и, особенно, дети. Получается так, что уже с раннего возраста у мальчика вырабатывается отрицательное отношение к военной службе из-за отсутствия обеспеченной перспективы.

Подводя итоги сказанному выше, следует отметить необходимость положительного воздействия на все составляющие системы – допризывник, военнослужащий, военный пенсионер. Действуя по всем трем направлениям, на наш взгляд, следует:

  • активизировать воспитательно-патриотическую работу с молодежью и начальную военную подготовку с допризывниками;
  • привести денежное содержание военнослужащих в соответствие оплате труда федеральных государственных служащих;
  • привести в соответствие с новым денежным довольствием военнослужащих пенсионное обеспечение военнослужащих запаса и в отставке.

Конечно, такого рода измышления могут представляться наивными. О каких новых подходах в законотворчестве можно вести речь, если даже существующие законы часто не исполняются? Так, “Закон о ветеранах” выполняется только на 30—40 процентов. При этом около двух третей льгот, пособий и компенсаций “теряется” на местном уровне. Поэтому представляется вполне обоснованной идея возвращения к разработанному ранее законопроекту об ответственности государственных чиновников за неисполнение законодательства.

В ходе военной реформы необходимо уделять больше внимания человеческому фактору. На торжественной встрече с высшими офицерами Президент РФ Владимир Путин заявил: “фактор военной силы является важнейшим для сохранения стабильности в стране, обеспечения ее целостности и суверенитета”. Президент поставил перед Вооруженными силами три задачи:

  • обеспечение глобальной безопасности нашей страны;
  • предотвращение локальных конфликтов;
  • участие в миротворческих операциях.

Для решения этих задач, как следует из выступления В. Путина, Вооруженные силы будут обеспечены всем необходимым, в том числе не останется без внимания социальное положение военнослужащих и их семей.

Ресурс, и прежде всего человеческий, у России огромен.

Счетная палата Российской Федерации
Управление информации
и общественных связей
Счетной палаты
18 апреля 2001 года


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки