Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Счетная палата Российской Федерации

Вопросы формирования золотого запаса и Государственного контроля за золотодобычей в России

Задачей Экспертного совета при Председателе счётной Палаты РФ является изучение наиболее острых проблем экономического развития государства.

Одна из таких проблем - формирование и использование золотого запаса России, который не только является крупной составляющей золотовалютных резервов страны, но и традиционно свидетельством экономической мощи государства.

К сожалению, в последнее время золотой запас России сократился в 4 раза, но, что самое опасное, произошло резкое падение добычи золота в стране то есть сокращение наиболее дешевых источников пополнения золотого запаса.

Поэтому крайне актуальным представляется решение проблемы развития золотопромышленности, которое в силу особенностей данной отрасли в России проходило под контролем и при участии государства.

Золото является одним из важнейших элементов человеческой культуры, а золотодобыча одна из древнейших отраслей мирового хозяйства. Человек начал добывать золото более 4000 тыс. лет назад. И на протяжении всего этого времени золото служит мерилом богатства и процветания как отдельной семьи, так и государства в целом.

Золото употреблялось как украшение, средства тезаврации, средство платежа, в медицине, в различных отраслях промышленности.

И если роль золота, как мировых денег несколько снизилась после 70-х годов нашего века, то, напротив, возросла его роль, как сырья для электронной, ювелирной и др. промышленности. Причём потребляют золото абсолютно все страны мира. И в большинстве стран золото является существенной частью их золотовалютных резервов.

В тоже время в силу чисто природных условий месторождения золота имеются у ограниченного числа стран. И эти месторождения имеют тенденцию к истощению.

Россия одна из немногих стран, обладающая колоссальными запасами золота и поэтому от эффективной эксплуатации её месторождений и рационального использования добытого металла во многом зависит возможность восстановления экономики в целом и её развития в будущем, так как золото - это уникальный товар, который можно быстро обратить в валюту.

Достаточно сказать, что если все золотовалютные резервы страны составляют 19,9 млрд. $ США, то доля золота в них около 20%.

В тоже время золотой запас России за последние 20 лет сократился более чем в 4 раза при одновременном резком снижении добычи металла. Поэтому необходимы экстренные меры, которые позволят восстановить золотой запас и увеличить объемы производства золота в России, а это возможно в свою очередь лишь при введении системы государственной поддержки и государственного контроля за золотодобывающей промышленностью.

Однако невозможно разработать эту систему мероприятий без анализа исторического развития золотопромышленности России, особенностей и процессов, происходящих в этой отрасли сейчас.

Золотодобыча в России кардинально отличается от золотодобычи в любой другой стране как своими природно-экономическими условиями, так и своей историей развития.

Природно-экономические условия обусловлены во-первых, обширной территорией страны с суровыми климатическими условиями, хозяйственное освоение которой происходило в течении нескольких веков и наличием огромного количества россыпных месторождений, использование которых наиболее эффективно, так как требует меньшего времени и меньших затрат, чем освоение рудных месторождений, особенно в условиях отдалённости районов золотодобычи и отсутствия транспортных сетей и инфраструктуры.

С другой стороны, исторические особенности России наличие дешевой рабочей силы, формирование частного капитала также наложили свой отпечаток на развитие этой отрасли.

Поэтому в России в отличие от других стран-производителей золота значительная его часть (от 90% в XIX в. до 70% в настоящее время добывается из россыпей).

Как добыча, так и обращение золота всегда было высокоприбыльным делом. Для сравнения из одной тонны золотой руды добывается золота в среднем на 30 долларов, а из одной тонны железной руды на 50 центов железа, при этом издержки при добычи золота в 1,5 раза ниже.

Таким образом, для государства всегда было очень привлекательно иметь свою долю дохода от этого вида деятельности. Но так как осуществлять контроль государства непосредственно за производством сложно (за исключением периода военного коммунизма), то это рождало противоречия в государственной политике.

Основным элементом в золотодобыче являются сами месторождения с теми или иным содержанием в них полезного компонента золота. Не случайно наиболее крупные скачки в развитии золотопромышленности совершались в моменты открытия новых богатых месторождений. В дальнейшем с сокращением богатых месторождений, все возрастающую роль начали играть новые технологии и техника. Рабочая сила играла всегда менее заметную роль в развитии предприятий из-за узкой специализации в отрасли.

В тоже время, производственные отношения сводились к отношениям собственности на произведённый продукт и на различных этапах тормозили или ускоряли развитие промышленности, привлекая собственников с их капиталом, то ли в лице государства, то ли в лице частного предпринимателя.

На первом этапе своего становления вся золотопромышленность была государственной (казенной). Первыми более или менее крупными месторождениями в России были открыты месторождения рудного золота и не случайно. Это было следствием политики привлечения Петром 1, а в дальнейшем Елизаветой, иностранных специалистов в области горного дела, которые не знали особенностей россыпного золота. Поэтому добыча золота была незначительна. В XVIII веке было получено всего около 5 тон золота. В дальнейшем с открытием в начале XIX века богатейших россыпных месторождений на Урале, а затем в Западной и Восточной Сибири уровень добычи золота резко повысился.

Соответственно возникла необходимость привлечения новых капиталов для освоения этих месторождений, внедрения новой техники и технологий, стимулирование производителей золота.

Государство вынуждено было перейти от практики казенных заводов и непосредственного участия в производстве золота, к контролю за его добычей при сохранении монополии на его обращение (скупку).

В начале 19 века в России впервые была разрешена частная предпринимательская деятельность и уже в 20-е годы частные прииски по объему добычи начали превосходить государственные. Если в 1830 году их доля составляла 51%, то уже к 1860 86%.

В тоже время государство, стараясь сохранить контроль над отраслью, начало детально регламентировать частную золотодобычу, что нашло отражение в отдельном законодательстве по золотопромышленности.

Золото оставалось государственной регалией и подлежало сдаче в казну, устанавливался ряд положений о горном деле, правила о рабочих на приисках, режим налогообложения и податей на различных землях. Таким образом, были заложены основы государственного регулирования и контроля за отраслью.

Наряду с открытиями новых месторождений, проводимых в значительном объеме на деньги предпринимателей, развитие частной золотодобычи привело к быстрому внедрению новой техники, и как следствие росту объемов добычи и производительности труда. Добыча золота возросла с 1829 по 1854 гг. в 4 раза, а производительность труда в 2,5 раза по переработанной руде.

Далее произошла дальнейшая либерализация управления государством золотодобывающей отрасли. Государство отменило таможенные пошлины на ввозимое импортное оборудование и технику для золотодобычи. В соответствии с новым Уставом о частной золотопромышленности (1870 г.) государство отказалось от монополии на добычу золота на своей земле и поощряло передачу ее в частные руки, было введено свободное обращение золота, обременительная подать была заменена промысловым налогом, государственному банку было разрешено кредитовать частные золотодобывающие предприятия. На 1903 год ссуда золотопромышленникам составила 2,6 млн. рублей или 14,7% от всей ссуды промышленности.

Россия вышла на 4 место в мире после Южной Африки, США и Австралии. В этот период были заложены принципиально новые технологии извлечения золота химическими методами цианирования (причем этот метод был изобретен в России), при добыче стала применяться паровая техника.

В то же время отечественная золотопромышленность развивалась более медленными темпами, чем зарубежная. И в 1914 году С.Ю. Витте представил правительству записку, в которой наметил ряд мер по развитию золотодобычи:

Учреждение под надзором государства банка для содействия и финансирования отрасли.

Организация государством геологических исследований.

Пересмотр правил относительно сплава и обращения золота в монету с целью предоставления льгот для сдачи золота в правительственные учреждения.

Снижение налогов на золотопромышленность.

Предоставление более дешевых кредитов предприятиям, сдающим золото в Госбанк или казну.

Вступление России в 1 Мировую Войну потребовало дополнительно золота, но даже тогда правительство не ввело монополию, а лишь обратилось к золотодобытчикам с рекомендациями.

В этот период активно развивается процесс монополизации в золотопромышленности. Образуются крупные компании в виде акционерных обществ и товариществ, такие как Бодайбинская компания, Федоровское акционерное общество, Ленское золотопромышленное товарищество, Золотопромышленное общество Мариинских приисков и др. И к 1911 году капитал всего лишь 15 компаний составил 65,2 млн. рублей. Ими было добыто более 65% золота.

В конце XIX века начался прилив иностранного капитала в золотопромышленность, в основном английского.

Многие крупные компании стали скупать частные банки: Петербургский Международный Коммерческий банк контролировал Лензолото, Мариинские прииски и др. Русско-Азиатский банк, Сибирский торговый банк и Русский торгово-промышленный банк.

Монополизация отрасли привела к кризисным явлениям в Российской золотопромышленности. Контроль банков над золотодобывающими предприятиями, постоянный рост задолженности привел к оттоку средств из золотодобывающей промышленности в банковскую среду и способствовал застою отрасли перед революцией 1917 года.

Советский период характеризуется созданием к началу 30-х годов централизованной системы золотодобычи. Частный капитал допускался к золотодобыче в форме средних и мелких предприятий и иностранных концессий. Они управлялись государством через свои органы (Управление Главзолото, Наркомат тяжелой промышленности, Министерство цветной металлургии, Союззолото, Главалмаззолото при Совмине СССР и даже Министерство Внутренних дел, которому золотопромышленность была подчинена в конце 40-х начале 50-х гг.). В данный период шло прямое административное управление отраслью, все вопросы золотодобычи детально регламентировались и утверждались соответствующими инстанциями.

Примечательно, что старательский (артельный) способ добычи пережил все реорганизации даже в сталинский период, хотя и с определенными ограничениями. Это объясняется той спецификой добычи россыпного золота, когда невозможно его обрабатывать крупными предприятиями.

И все же, характерной чертой этого периода было жесткая централизация управления и концентрация средств и усилий на разработке месторождений рудного золота. Именно система государственных инвестиций позволила создать крупные горнообогатительные комбинаты в Сибири, на Дальнем Востоке, в районах Крайнего Севера (Магаданская область, Чукотка, Якутия). В то же время государство проводило интенсивную детальную разведку новых месторождений рудного золота.

Таким образом, произошло некоторое изменение в структуре добычи: 45,8% - коренное золото и 54,2% - россыпное.

При этом разведанные запасы рудного золота составили 72%, а россыпного 28% (по месторождениям собственно золотым), а с учетом комплексных месторождений 78,9% и 21,0%.

Достоверных данных о ежегодной добыче в советской статистике нет. Но по отдельным оценкам ежегодный уровень добычи достиг в 30-е г. 50-70 тн., а в 40-50 гг. около 100 тн.

Но при этом не всегда учитывалась экономика добычи, устанавливались произвольно цены на сданное золото, что приводило к датациям одними предприятиями других. (Цена варьировалась от 34 руб. за 1 гр. золота, установленная для Приморзолота, до 65рублей для Северовостокзолота).

Это в свою очередь во многом предопределило кризис в золотопромышленности на рубеже 90-х годов при переходе к рыночным отношениям (наряду с непоследовательными мерами правительства по приватизации золотодобывающих предприятий).

Современный этап развития золотодобывающей промышленности начался с 1991 года с распадом СССР.

На рубеже 90-х годов золото в России добывалось крупными государственными объединениями, которые затем распались на отдельные предприятия и были приватизированы (акционированы).

Большинство крупных горнообогатительных комбинатов не выдержали повышения цен на энергоносители и топливо и остановились. Причиной кризиса отрасли, который наступил в 1993-1994 гг. была также политика правительства, которое не только не уделяло отрасли должного внимания, но и существенно задержало оплату за сданное государству золото (на 1-2 гг.), что в условиях сезонной добычи также привело к краху многих предприятий.

Свою роль сыграли и коммерческие банки, в частности “Золотобанк”, которые, получив на депозиты значительные суммы свободных оборотных средств крупных ГОКов, не вернули их предприятиям (по отдельным предприятиям от 1 до 10 млн. долларов). Для преодоления кризиса предприятия вынуждены были обратиться к другим коммерческим банкам, которые через высокие проценты (в отдельные периоды они достигали 100-150 % годовых) изымали часть оборотных средств предприятий.

После 1995г. основным производителем золота стали средние и мелкие артели, которые преобразовались в акционерные общества и смогли выдержать кризис. Таким образом, основным источником золота опять стали россыпи, добыча из которых составила 70 и более % от общей добычи золота в стране.

На этом этапе государство осуществляло весьма противоречивую политику в отношении золотодобывающей отрасли. В первой половине 90-х годов была проведена приватизация золотодобывающих предприятий, которые остались без государственной поддержки и не были готовы к работе в рыночных условиях как в силу экономических, так и чисто технических причин (отсталые энергоемкие технологии, устаревшее оборудование 30-50-х гг. или 60-х г.).

Эти предприятия, как правило крупные ГОКи, следовало постепенно выводить на рынок.

С другой стороны, государство сохранило за собой монополию на приобретение золота и установило низкие цены. В то же время государственные авансы выдавались не всем предприятиям, с задержкой и не в полном объеме. Сданное золото также оплачивалось с задержкой. Отдельные попытки поддержать предприятия с помощью так называемых “золотых кредитов” государства, при отсутствии системы контроля за целевым использованием этих средств привели к их откровенному разбазариванию. (Исключение составили всего лишь два предприятия “Омолонская золоторудная компания” 9 тн., и АО “Полюс” 13 тн., которые и обеспечивают сейчас основную добычу рудного золота в стране: около 9 и 13 тн. соответственно.

Таким образом, возникло серьезное противоречие между частным производством и государственным обращением золота, потребовавшее определенных мер со стороны правительства.

Правительство пошло по пути либерализации обращения золота. Сначала золотодобывающим предприятиям была разрешена продажа золота коммерческим банкам сверх установленных государством квот, затем свободная продажа золота коммерческим банкам и другим организациям, имеющим государственную лицензию на торговлю золотом. Однако через год государство ввело высокие таможенные пошлины (5 % ), а Центральный Банк начал скупать золото примерно с таким же дисконтом. В свою очередь коммерческие банки переложили это бремя на производителя.

Были также сделаны отдельные шаги по снижению сборов, налогов и обязательных платежей золотодобывающих предприятий (освобождены от НДС, снизилась плата за недра и др.). При этом уровень их остается достаточно высоким от 40 до 50 % от цены металла, что с учетом высоких издержек подвела предприятия к грани рентабельности. Средств на развитие практически ни у кого нет.

Таким образом, положительные и отрицательные моменты в государственном управлении и контроле за золотодобывающей промышленностью России на различных этапах развития отрасли содействовали или тормозили ее развитие.

С уверенностью можно сказать, что в настоящее время выход отрасли из кризиса и ее будущее зависит от действия государства.

При этом государственная политика должна развиваться по следующим направлениям:

Взвешенное использование государственных методов регулирования: установление разумной платы за недра, снижение налогового бремени и таможенных пошлин (но не отмена их), что позволило бы увеличить объемы на уже действующих предприятиях, а соответственно и весь объем поступлений в казну.

Полная либерализация производства и обращения золота при усилении контрольных функций государства.

Усиление роли Центрального Банка в развитии золотопромышленности. Предоставление золотодобывающим предприятиям или коллективному заемщику - государственной инвестиционной компании сезонных и долгосрочных кредитов (практика долгосрочного кредитования коммерческими банками в России практически отсутствует).

Государственные инвестиции на возвратной основе в крупные проекты, способные существенно увеличить золотодобычу, а также система государственного финансирования геологоразведки, с последующей передачей ее результатов на коммерческой основе предпринимателям.

Создание системы гарантий для иностранных инвесторов непосредственно государством, а также совершенствование законодательства, позволяющего иностранным инвесторам свободно вывозить прибыль после налогообложения или реинвестировать ее в золотодобычу.

Эти практические шаги с учетом имеющихся в стране запасов и производственного опыта в золотопромышленности могли бы уже в течение ближайших 5 лет повысить на 30 % добычу металла в России, а к 2010 году удвоить ее.

Таким образом, необходимо стремиться к рыночным отношениям в производстве при активной стимулирующей роли государства.

Все эти мероприятия по государственной поддержке отрасли возможно проводить только при одновременном введении системы жесткого государственного контроля со стороны ведомственных контрольных органов, налоговых и таможенных органов (Минфина, Центрального Банка), а также координации этого контроля на государственном уровне со стороны Счетной Палаты РФ. В противном случае средства, направленные на развитие отрасли будут перехвачены через банки и подставные компании, как это уже случилось с большинством “золотых кредитов”, предоставленных государством в середине 90-х годов.

 

Счетная палата РФ


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки