Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Счетная палата Российской Федерации

Роль экологических фондов в формировании доходной части бюджетов и целевом использовании природоохранных средств

Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2001 год", в числе прочих целевых бюджетных фондов был упразднен Федеральный экологический фонд Российской Федерации (далее - ФЭФ РФ). Многие субъекты Российской Федерации, основываясь на законе о федеральном бюджете на 2001 год, также планируют упразднить целевые бюджетные экологический фонды. Возникает вопрос о том, кто будет обеспечивать контроль за целевым расходованием средств по утвержденным и отработанным процедурам, которые соответствуют международным стандартам и контроль за полнотой и своевременностью поступления средств в бюджет от природопользователей.

Следует отметить принципиальное отличие экологических фондов от целевых бюджетных фондов, формирующихся за счет налоговых поступлений за пользование природными ресурсами.

Действующая система взимания платы за загрязнение окружающей среды не может быть механически трансформирована во взыскание экологического налога. Экологические фонды в отличие от прочих упраздненных целевых бюджетных фондов, аккумулирующих средства за пользование природными ресурсами, не имеют стабильной налогооблагаемой базы. В настоящее время и до введения в действие статьи из II части Налогового кодекса, касающейся экологического налога, территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам не в состоянии обеспечить контроль за правильностью и полнотой перечисления природопользователями платежей за загрязнение окружающей среды.

Платежи за загрязнение окружающей среды, формирующие на 80-90% доходную часть государственных экологических фондов, уплачиваются природопользователями только при доказательстве факта и размера загрязнения по каждому загрязняющему веществу. Порядок, при котором плата за загрязнение рассчитывается природопользователями и никем не контролируется полнота и правильность расчетов, приведет к существенному снижению объемов средств, поступающих в бюджет. Задачей государственных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды является:

- согласование допустимого для каждого предприятия вредного воздействия по каждому виду загрязняющего вещества;

- определение массы загрязняющих веществ, воздействующих на окружающую среду.

В настоящее время согласование величины платы больше не входит в их должностные обязанности.

В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" целью воздействия на предприятие через платежи является не взимание платы, а уменьшение вредного воздействия, следовательно, и уменьшение величины платы за загрязнение вследствие осуществления мероприятий, предотвращающих или компенсирующих вредное воздействие в местах фактического загрязнения. Не случайно законом оговорено, что большая часть платежей за загрязнение окружающей среды должна расходоваться на мероприятия местного уровня.

В последнее время произошли значительные преобразования, затрагивающие деятельность государственных органов по обеспечению охраны окружающей среды:

- преобразования в системе управления охраной окружающей природной среды вызвали резкое сокращение государственного контроля за загрязнением окружающей среды на уровне городов и районов;

- осуществлен демонтаж налаженной системы взимания и расходования платежей за загрязнение окружающей среды до введения в действие новой системы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в части статьи, касающейся экологического налога.

Только в некоторых субъектах Российской Федерации благодаря активной законодательной и текущей деятельности представительных и законодательных органов власти выполняются плановые задания по формированию доходной части бюджетов и целевому использованию собранных средств. В целом по Российской Федерации следует отметить существенное сокращение поступления средств в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Перечисление средств, взимаемых за загрязнение окружающей природной среды, через территориальные органы Федерального Казначейства Минфина России запутало учет задолженности и обеспечение целевого расходования собираемых средств.

В бюджет Российской Федерации через филиалы ФЭФ РФ поступали средства за правонарушения в сфере природопользования и охраны ресурсов морской среды в территориальных морях, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, являющихся собственностью федеральной, а не субъектов Российской Федерации. Указанные средства взыскивались в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" федеральными служащими. При упразднении ФЭФ РФ эти средства оказались утерянными для федерального бюджета и в дальнейшем будут поступать в бюджеты субъектов Российской Федерации. Доля этих средств составила в 2000 году 15% от общего поступлении в ФЭФ РФ.

При перечислении средств, взимаемых за загрязнение окружающей природной среды через территориальные органы Федерального Казначейства Минфина России, территориальные органы МПР или экологические фонды лишились права бесспорного списания долгов с природопользователей. Территориальные органы МНС могут это сделать только в части налогов, а не платежей в экологические фонды.

Возникает вопрос о правомочности взыскания территориальными органами МНС России через Арбитражный суд задолженности каждого из многочисленных неплательщиков за предшествующие годы.

Поскольку управление средствами территориальных фондов осуществляют органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные экологические фонды без поддержки федерального экологического фонда не смогут оказать влияние на выбор объектов финансирования.

Информация о платежах за загрязнение как конкретных природопользователей, так и субъектов Российской Федерации будет утеряна, а действия территориальных экологических фондов разобщены, что приведет к падению платежей в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, нерациональному расходованию собранных средств и в целом негативно отразится на экологической безопасности страны.

Объявленная в качестве цели упразднения Федерального экологического фонда Российской Федерации прозрачность поступления и расходования средств в бюджет не достигается.

Только в 10-15 субъектах Российской Федерации может осуществляться целевое расходование собираемых платежей и выделение из бюджета средств для поддержания экологической обстановки в регионе, достаточных для предотвращения экологических катастроф. В большинстве регионов собираемость средств снизится и расходоваться они будут на цели, не связанные с природоохранной деятельностью (например, выплата заработной платы служащим бюджетных организаций, пенсий и др.).

Федеральный экологический фонд Российской Федерации являлся координатором системы экологических фондов и обеспечивал финансирование природоохранных программ и проектов межгосударственного, федерального, межрегионального, регионального и даже местного значения с целью недопущения катастрофического загрязнения окружающей среды. Неоднократно оказывалась срочная адресная помощь дотационным регионам, в которых имеются зоны экологического бедствия.

За счет средств системы экологических фондов на международном, национальном и местном уровнях создан массив материальных и нематериальных активов. За счет средств ФЭФ РФ в последние годы финансировалась разработка нормативной правовой базы по взиманию экологических платежей, в том числе методики по расчету новых платежей, новых базовых нормативов платы и др.

Еще один аспект функционирования экологических фондов связан с их признанием на международном уровне. Страны ОЭСР поддерживают введение и использование принципа, в соответствии с которыми "загрязнитель платит" за наносимый им ущерб и отвечает за соблюдение природоохранного законодательства. Комитет по Экологической Политике Европейской Экономической Комиссии ООН одобрил использование специально предназначенных фондов в период перехода к рыночной экономике для ликвидации последствий прошлого загрязнения. Средства, предоставляемые экологическими фондами, будут необходимы еще долгое время, поскольку предпринимаются попытки достичь значительных изменений как в экономической, так и в экологической области. Эффективность деятельности экологических фондов зависит не только от финансовых ресурсов, но и от усилий по организационному укреплению, развитию политических реформ и последовательности в области обеспечения выполнения природоохранных требований.

В целях исключения уменьшения поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации необходимо предпринять меры по сохранению Федерального экологического фонда Российской Федерации в виде государственного предприятия, осуществляющего:

- оперативную, координирующую и методическую связь МПР России с территориальными экологическими фондами субъектов Российской Федерации;

- сопровождение Федеральных целевых экологических программ, анализ и контроль за целевым расходованием выделенных Минфином России средств по утвержденным и отработанным процедурам, которые соответствуют международным стандартам;

- контроль за полнотой и своевременностью поступления средств в бюджет от природопользователей на основе статистической отчетности.

Необходимо через внесение изменений в закон "О федеральном бюджете на 2001 год" и закон "О внесении дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" закрепить сохранение (впредь до создания новой нормативной базы) экологических фондов субъектов Российской Федерации для ведения указанной работы.

Ликвидация целевых экологических фондов целесообразна тогда, когда на государственном уровне обеспечено достаточное финансирование контроля за загрязнением окружающей среды, реальное постоянное соблюдение предприятиями допустимых норм вредного воздействия, финансирование экологических программ и мероприятий по ликвидации существующего загрязнения окружающей среды.

Ни одно из перечисленных условий в Российской Федерации не выполняется. Из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на экологические нужды выделяется все меньше средств, а износ основных фондов на предприятиях достигает 70-90%.

Необходимо представлять себе, что налоги - это обязательный платеж, используемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги не предполагают обязательного целевого использования. Поскольку экологический налог в соответствии с частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации является федеральным, распределение его между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации будет осуществляться не в пропорции 19% и 81%, а в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В очередной раз будет нарушен принцип Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" расходования средств на конкретные природоохранные мероприятия в местах фактического загрязнения.

Пополнение бюджета целесообразно и оправдано за счет перечисления в них налогов за пользование недрами, водными объектами, часть которых поступала в фонды воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов и фонды восстановления и охраны водных объектов. Плата за природные ресурсы изначально носила рентный характер за право пользования природным ресурсом, являлась налогом, относилась на себестоимость, принимался упрощенный характер определения размера налога.

Разрушение системы государственных экологических фондов и в первую очередь упразднение Федерального экологического фонда Российской Федерации приведет к недополучению средств в бюджеты всех уровней и невыполнению экологических программ и мероприятий.

С.М.Алексеев
член корреспондент РАЕН


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки