Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Счетная палата Российской Федерации

Совершенствование правового и экономического механизма в целях повышения эффективности обеспечения экологической безопасности военной деятельности

Начальник экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат военных наук, старший научный сотрудник, генерал-лейтенант Б.Н.Алексеев;

Исполнительный директор Федерального экологического фонда Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН, кандидат физико-математических .наук С.М.Алексеев

Заместитель начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майор А.И.Юнак

Одним из основных условий устойчивого развития Российской Федерации в настоящее время является достижение необходимых темпов экономического роста с одновременным обеспечением экологической безопасности государства. Современное состояние окружающей природной среды в Российской Федерации таково, что дальнейший рост благосостояния государства невозможен без коренных изменений в государственном подходе к решению экологических проблем.

Для решения экологических проблем в нашем государстве самыми действенными мерами являются снижение количества потребляемых природных ресурсов, уменьшение образующихся вредных веществ и отходов, эффективная их переработка и размещение, а также ликвидация имеющего загрязнения окружающей среды.

Наиболее существенным инструментом реализации этих мер является экономический инструмент, воплощающий принцип “загрязнитель платит”. Действие этого экономического инструмента должно заключаться в том, чтобы выгодными становились такие производства и виды деятельности, в которых на единицу производимой продукции (результатов деятельности) потреблялось меньше природных ресурсов и образовывалось меньшее количество различного вида отходов, выбросов и сбросов. Вторым проявлением действия этого инструмента должно быть стимулирование мероприятий по очистке окружающей природной среды, созданию и совершенствованию способов по переработке и вторичному использованию отходов.

Законом “Об охране окружающей природной среды” предусмотрены экологические платежи, предназначенные для компенсации затрат на ликвидацию ущерба окружающей среде. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (“Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия”) установлено, что плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия относится либо на себестоимость продукции и услуг, если вредное воздействие не выходит за пределы установленных нормативов, либо на прибыль, если воздействие осуществляется сверх нормативов. Однако, порядок применения этого механизма до настоящего времени не определен в отношении воинских частей, организаций и предприятий Минобороны России, финансируемых из бюджета, и у которых нет ни прибыли, ни услуг и ни продукции с установленной себестоимостью.

Кроме того, при введении в нашей стране принципа “загрязнитель платит” не было учтено то, что уровни загрязнения окружающей природной среды на территориях деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации складывались в течении предыдущих десятилетий, когда безусловный приоритет отдавался укреплению боеспособности. Поэтому, создавшаяся к моменту принятия Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” экологическая ситуация требовала взвешенного, поэтапного подхода к разработке и внедрению мер и средств по предотвращению загрязнения природной среды, совершенствованию и поддержанию требуемого качества природоохранных сооружений, а также очистке окружающей природной среды на военных объектах от застаревших, крупномасштабных загрязнений с соответствующими крупными вложениями денежных средств, не имевшихся, и не предусмотренных бюджетом Минобороны России. Использовавшийся до последнего времени подход с безусловным применением штрафных санкций к военным объектам за нарушение природоохранительного законодательства без создания условий для его выполнения отвлекал немалые денежные средства, затягивал решение экологических задач и создавал в ряде гарнизонов напряженную социальную обстановку, ввиду того, что эти расходы не были предусмотрены в бюджете Минобороны России, а штрафы выплачивались из средств, предназначенных на содержание и обустройство военных объектов и городков.

Несовершенство механизма организации природоохранной деятельности в нашей стране приводило к тому, что наиболее широко экологические платежи в виде штрафных санкций применялись не к основным загрязнителям окружающей природной среды - промышленности и транспорту, а к Министерству обороны, так как у него постоянно определена ответственность, имеются открытые счета, оно в наименьшей степени криминогенно. В результате, несмотря на то, что Вооруженные Силы в целом оказывают незначительное отрицательное воздействие на окружающую среду (не более 0,6% от всех сбросов сточных вод и 3,5% выбросов в атмосферу, 0,043% всех земель, принадлежащих Минобороны России, подлежит рекультивации) общая сумма штрафов, наложенных природоохранными органами на Вооруженные Силы в отдельные годы доходила до 40% от штрафов, налагаемых на все другие субъекты хозяйственной деятельности.

Одним из самых отрицательных последствий несовершенства системы экологических платежей является то, что средства из бюджета Минобороны России, которые крайне необходимы для строительства и реконструкции природоохранных сооружений в Вооруженных Силах, изымались в виде штрафных санкций и возмещения ущерба. После изъятия средств они также часто не использовались по назначению. По существовавшему порядку экологические платежи направлялись в экологические фонды. Из-за фактической зависимости экологических фондов от местных органов власти, а также нередко встречающейся позиции исполнительной власти, при которой экологическая плата рассматривается как источник пополнения бюджета и снижения его дефицита, целевые средства на обеспечение экологической безопасности расходовались на решение других задач.

Например, из средств, полученных внебюджетным фондом Правительства Саратовской области за возмещение вреда от Энгельской авиабазы (г. Энгельс Саратовской области) в 2000 году, из 31 млн. рублей 69% было израсходовано на приобретение оргтехники, автотранспорта, ГСМ, жилья, финансовую поддержку обеспечения г.Саратова теплоэнергией, реконструкцию и благоустройство территорий в г. Саратове. А на очистку почв от нефтепродуктов самой авиабазы не было выделено ни копейки. Правда позднее, после настойчивых обращений Управления начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации удалось добиться выделения из местного бюджета около 4 млн. рублей на эти мероприятия по очистке территории авиабазы от нефтепродуктов. Кроме того, в результате налаженного взаимодействия с Федеральным экологическим фондом от него было получено еще 3 млн. рублей на данные мероприятия. Выделенные средства позволили развернуть полномасштабные работы по очистке территории авиабазы, завершение которых планируется в 2002 году.

В настоящее время, в соответствии со статьями 9 и 27 Федерального закона от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001г.” плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов направляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, соответственно, 19 и 81%. Таким образом, ранее действовавший порядок направления указанных платежей в экологические фонды не применяется. Их сбор поручен местным налоговым органам, о чем Министерством Российской Федерации по налогам и сборам разослано директивное указание от 18.01.2001 г. № ВТ-6-04/38 в адреса региональных управлений по субъектам Российской Федерации. Соответственно, в текущем и последующих годах следует ожидать значительного ужесточения порядка взимания платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

В создавшихся условиях, когда выделяемых Минобороны России в течении последних 10 лет ассигнований не хватало даже на текущее содержание войск, введение такого жесткого порядка ухудшит не только сложившуюся экологическую ситуацию, но и снизит возможности по обеспечению требуемого уровня боеспособности войск (сил) в целом. Это связано с тем, что при новом порядке тем, что при существующем порядке экологических платежей, Министерство обороны будет вынуждено платить за сверх нормативное воздействие на окружающую среду огромные суммы (по нашим оценкам они могут достигать до 1,5 млрд. рублей в год), которые не предусмотрены Федеральным бюджетом 2001 года. Большие суммы выплат обусловлены повышенными размерами экоплатежей (увеличение не менее, чем в 25 раз) ввиду того, что во-первых, большинство воинских частей не имеют разработанных нормативных показателей воздействия на окружающую природную среду, и, во-вторых, состояние значительной части природоохранных сооружений военных объектов, которое резко ухудшилось за последние годы ввиду ограниченного финансирования, не позволяет свести негативное воздействие на окружающую природную среду до необходимых значений, соответствующих установленным нормативам. При этом необходимо отметить, что на нормирование показателей негативного воздействия на окружающую среду для военных объектов общая сумма затрат составит около 400 млн. рублей.

Таким образом, для реализации принципа “загрязнитель платит” в отношении бюджетных организаций в целом и предприятий, воинских частей Минобороны России в частности, как организаций, не имеющих ни прибыли, ни размеров себестоимости за выполняемые задачи, а также с целью устранения абсолютно ненужной и вредной перекачки бюджетных средств, должны быть созданы необходимые условия, которые заключаются в проведении ряда мероприятий.

В первую очередь необходимо целевое финансирование строительства, реконструкции и поддержания работоспособности природоохранных сооружений, нормирования показателей негативного воздействия на окружающую среду для бюджетных организаций. Проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности военной деятельности должны планироваться отдельной строкой в разрезе ведомственной классификации расходов федерального бюджета. Порядок финансирования и контроля использования целевых средств, выделенных на реализацию указанных мероприятий, должен быть определен Правительством Российской Федерации. При этом бюджетные организации должны разработать перечень конкретных мероприятий, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую природную среду до нормативных уровней, с указанием объемов финансирования, согласовать его с местными природоохранными органами и утвердить в вышестоящих организациях распорядителях средств бюджета. Кроме этого, в связи с упразднением экологических фондов необходимо решение вопроса на правительственном уровне о порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по платежам в экологические фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у бюджетных организаций по состоянию на 1 января 2001г..

Только после обеспечения финансирования и реализации указанных мероприятий может идти речь о применении повышенных ставок экологических платежей к бюджетным организациям.

В Законе “Об охране окружающей природной среды” предусмотрена возможность введения специального налогообложения на продукцию, при производстве, хранении, транспортировке и потреблении которой наносится ущерб окружающей среде и здоровью населения. На парламентских слушаниях “Правовой и экономический механизм организации управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации” (Государственная Дума, апрель 2001 года) был рассмотрен проект части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в котором предлагается введение две новых формы налогообложения экологические налог и залог.

Экологический налог (далее по тексту - эконалог) предлагается установить в целях реализации закона "Об охране окружающей природной среды" в части введения специального налогообложения на продукцию, при производстве, хранении, транспортировке и потреблении которой наносится ущерб окружающей среде и здоровью населения. Эконалог призван регулировать поведение потребителя и производителя продукции с тем, чтобы снизить ее потребление и, следовательно, в конечном итоге уменьшить ее вредное воздействие. К вредной продукции может быть отнесена продукция и вещества, потребление которых вызывает глобальное загрязнение атмосферы (топливо, озоноразрушающие вещества), и продукция , вызывающая загрязнение в процессе переработки (тяжелые топливно-нефтяные продукты и смазочные масла) и потребления (этилированный бензин, пестициды, минеральные удобрения). Эконалоги должны уплачивать предприятия (организации и физические лица), производящие и потребляющие вышеуказанную продукцию, перечни которой должны утверждаться Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Экологический залог (далее по тексту экозалог) - налог акцизного типа, предусматривающий включение в цену продукции затрат на переработку или утилизацию образующихся после ее потребления отходов. В странах Европейского экономического сообщества действуют акцизные налоги на одноразовую тару и упаковку, аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть, старые автомобили, автопокрышки и т.п. Введение акцизного налога способствует развитию залоговой системы и снижению объемов перерабатываемого мусора. Этот налог на каждый вид продукции уплачивается производителями или импортерами с объема продаж. Его размер рассчитывается как ставка налога, умноженная на объем реализованной продукции.

При введении экологического налога на продукцию промышленности, необходимо учитывать то, что Вооруженные Силы являются потребителем продукции военного назначения и вооружения, часто имеющих особые характеристики, связанные с их целевым предназначением. Поставки такой продукции в Вооруженные Силы связаны с необходимостью обеспечения обороноспособности страны и часто не могут быть изменены на другую продукцию. Поэтому определение перечня вредной продукции, подлежащей обложению эконалогом, необходимо осуществлять с учетом особых требований, которые должны устанавливаться на определенные виды продукции, имеющей оборонное значение.

Эконалоги должны уплачивать предприятия (организации и физические лица), реализующие произведенную или импортированную продукцию, но не приобретающие ее, иначе это может привести к двойному налообложению (при приобретении и при эксплуатации) и непроизводительным расходам бюджета, в случае поставок продукции в Вооруженные Силы.

То же самое относится и к экологическому залогу. При его введении необходимо учитывать то, что Вооруженные Силы закупают продукцию определенной номенклатуры, установленной приказами Министра обороны и постановлениями Правительства. Состав закупаемой продукции определяется задачами обороны страны и по ряду наименований не может быть изменен или сокращен. Финансируется Минобороны России из бюджета, поэтому введение экозалога, например, на автомобильные шины, этилированный бензин или автомобильные аккумуляторы приведет к необходимости увеличения расходной части бюджетных средств, выделяемых на оборону или снижению количества закупаемой продукции, и, в конечном итоге снижению боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил.

Кроме этого, с целью предотвращения непроизводительной перекачки бюджетных средств целесообразно освободить от уплаты экологического налога воинские части, предприятия, организации и учреждения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Таким образом, введение эконалога и экозалога должно осуществляться с учетом назначения продукции. Необходима разработка и утверждение на правительственном уровне списка продукции, имеющей оборонное значение, на которую эконалог и экозалог не могут быть введены, или должны вводится с определенными ограничениями, а также освободить от их оплаты бюджетные организации силовых министерств и ведомств.

Решение рассмотренных выше проблем имеет первоочередное значение для создания экономических условий обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и обороноспособности страны в целом.

Краткая справка об авторах

Алексеев Борис Николаевич, генерал-лейтенант, кандидат военных наук, старший научный сотрудник, 1948 года рождения, образование высшее: окончил Саратовское высшее командное училище (1970 г.), Военную академию химической защиты им. С.К. Тимошенко (1982 г.). В Вооруженных Силах Российской Федерации с 1967 года, с 1999 года начальник экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. Награжден орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” и девятью медалями. Является членом Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности и Высшего экологического совета при комитете Государственной Думы по экологии. Вносит большой вклад в становление и развитие Экологической службы Вооруженных Силах Российской Федерации, совершенствование законодательной, нормативной, методической базы экологической безопасности войск, оздоровление экологической обстановки в Чеченской республике и других регионах. Эффективно организует и развивает международное сотрудничество по обеспечению экологической безопасности и природоохранной деятельности, непосредственно участвует в работе более десяти международных проектов.

 

Юнак Алевтин Иванович, генерал-майор, 1953 года рождения, образование высшее: окончил инженерный факультет Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского (1975 г.), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (1996г.), Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба (1998г.). В Вооруженных Силах Российской Федерации с 1970 года, с 1999 года заместитель начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. Награжден орденом “За военные заслуги” и семью медалями. Вносит большой вклад в развитие Экологической службы Вооруженных Силах Российской Федерации и экологической безопасности войск (сил). Проводит большую работу по предотвращению негативного влияния экологических факторов военной деятельности на окружающую среду и человека в ходе повседневной и боевой деятельности, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Активно выступает в органах исполнительной и законодательной власти, средствах массовой информации, на научных конференциях с пропагандой природоохранной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Материалы Министерства обороны Российской Федерации


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки